Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 13:43, шпаргалка
1.Предмет и метод истории государства и права зарубежных стран. Ее место и значение в системе политико-юридических наук.
Как и любая другая наука, историко-правовые учения имеют свой предмет, объект и метод исследования, которые тесно соотносятся друг с другом. Предмет любой науки - это определенная, конкретная сфера объекта, который изучается данной наукой.
Понятийная структура объекта исследования включает в себя определенные явления внешнего мира, которые находятся под воздействием процесса познавательной деятельности и практического воздействия людей
Общего понятия преступления и перечня всех деяний, которые признаются преступными, Законы Хаммурапи не дают. Из содержания кодификации можно выделить три вида преступлений; . против личности; . имущественные; против семьи. К преступлениям против личности законы относят неосторожное убийство. Об умышленном убийстве ничего не говорится. Подробно рассматриваются различного рода членовредительства; повреждения глаза, зуба, кости. Отдельно отмечается причинение побоев, Среди имущественных преступлений законы называют кражу скота, рабов. Отличными от кражи преступлениями считаются грабеж, укрывательство рабой. Преступлениями, подрывающими устои семьи, законы считают прелюбодеяние (неверность жены, и только жены) и кровосмешение. Также преступными являлись действия, подрывающие отцовскую власть. Целью наказаний, предусмотренных Законами Хаммурапи, являлось возмездие, что определяло их виды. Основными видами наказаний являлись - смертная казнь в различных вариантах - сожжение, утопление, посажение на кол; членовредительские наказания - отрубание руки, отрезание пальцев, языка и т, п.; • штрафы; изгнание. При определении наказания за преступления, совершенные против личности, законодатель руководствовался I "принципом талиона" - "мера за меру", когда виновному [ назначалась та же участь, что и потерпевшему. Наказаниями за имущественные преступления были смертная казнь, членовредительство или штраф, много- I кратно превышающий стоимость украденного. В случае неуплаты штрафа виновного казнили. Преступления, подрывающие основы семьи, также наказывались смертной казнью (за прелюбодеяние) или членовредительством - например, отрубанием руки сыну, ударившему отца.
Ведение процессов по уголовным и гражданским делам осуществлялось одинаково и начиналось по жалобе потерпевшей стороны. Доказательствами служили свидетельские показания, клятвы, а также ордалии (например, испытание водой, регламентированное законодателем). Согласно нормам процессуального права судья обязан был лично исследовать дело. Изменить свое решение судья не мог под угрозой крупного штрафа и лишения должности без права возвращения к ней. Четких различий между уголовным и гражданским судопроизводством не было, однако уже выделился ряд правонарушений, преследование за которые государством не могло быть прекращено даже в случае примирения сторон и уплаты компенсации. Суд не был отделен от администрации. Дело возбуждалось в интересах истца или потерпевшего. Обвинение и защиту поддерживали стороны. Процесс носил публичный и состязательный характер. Доказательства: показания свидетелей, клятва, письменные акты, ордалии. Строго наказывалось лжесвидетельство и клевета. Судебные протоколы и решения не подлежали обжалованию. В старовавилонский период правосудие в руках храмов. Коллегиальные суды состояли из членов совета старейшин, но руководить ими стали рабианумы. Эти суды не могли касаться дел, связанных с царскими слугами и имуществом. Царских людей судили в царских судах. Царь мог лишь помиловать в случае смертного приговора. Ему приносили жалобы на судебную волокиту, на злоупотребления судьями, на отказ в правосудие. Царь рассматривал жалобы по административным или судебным органам: общинным или царским. Царские наместники осуществляли вывоз в суд, арест и розыск. Существовали должности глашатаев, полицейских или судебных исполнителей, судебных гонцов и писцов.
В соответствии с Законами Ману. существуют следующие способы возникновения права собственности: наследование; покупка, завоевание, ростовщичество, исполнение работы, получение милостыни. Запрещалось доказывать право собственности ссылкой на добросовестное владение. Если у добросовестного приобретателя обнаруживалась украденная вещь, она возвращалась прежнему собственнику. Уже в период создания Законов Маму в Индии понимали разницу между собственностью и владением и уделяли значительное внимание охране частной собственности, в | первую очередь собственности на землю. Земли подразделялись на земли царские, общинные и частных лиц. Законы Ману охраняют также движимое имущество, упоминая рабов, скот, инвентарь как наиболее значительное. 3.В Законах Ману рассматриваются и обязательственные отношения. территориальным трибам стали созываться свои собрания, В которых каждая триба имела 1 голос. Раз в 5 лет проводилась перепись граждан для определения имущественного ценза. Сделав критерием политической правоспособности имущественное состояние граждан, реформа отодвинула на второй план родовые и куриальные организации, основанные на общности происхождения. Было проведено постановление, предоставлявшее плебею, обвиненному е преступлении, право обращаться за защитой к собранию. центуриатным комициям. Также, плебеи были допущены к замещению должности военных трибунов с консульской властью. В 367 г. до н. э. был принят Закон Лициия и Секстия. Им устанавливались максимальный размер землевладения, находящегося в собственности отдельных фамилий {125 га), и максимальные пределы частного стада, пасущегося на общественном выгоне. Устанавливалось также, что одним из консулов Римской республики должен .быть плебей- С помощью реформы удалось устранить политическое бесправие плебеев, сплотить верхушку патрициев и плебеев перед растущей массой рабов. Реформа Сервия Туллия еще далеко не уравняла патрициев с плебеями. Но вызванные ей изменения завершили процесс ломки основ родового строя. включив плебеев в состав римского народа, допустив их к участию в центуриатном и трибутном собраниях, она способствовала консолидации свободных, обеспечивала их господство над рабами.
По своей
сущности Афинское государство являлось политической
организацией свободных граждан, обеспечивавшей
защиту их интересов и повиновение рабов. По
форме правления оно представляло
собой демократическую республику, в которой
афинские граждане пользовались равными
правами и могли принимать активное участие в
политической жизни. Афинская демократия в V -
IV вв. до н. э. представляла собой хорошо
продуманную, тщательно разработанную
политическую систему. Замещение государственных
должностей строилось на принципах выборности,
срочности, коллегиальности, подотчетности,
возмездности, отсутствия иерархии. Основными
органами Афинского государства являлись:
Народное собрание; Совет пятисот; гелиэя;
коллегия стратегов; коллегия архонтов. 2.
Верховным органом было Народное собрание
-экклесия. Компетенция Народного собрания
охватывала 4 стороны жизни Афин. Экклесия
принимала законы, решала вопросы
войны и мира, избирала должностных лиц,
заслушивала отчеты магистратов, обсуждала
и утверждала бюджет,- осуществляла король
за воспитанием юношей. Чрезвычайно большое
значение для демократии имел институт
"жалобы на противозаконие", охранявший
основные существующие законы. В Народном
собрании мог выступить любой участник Собрания,
но ему запрещалось в своей речи повторяться,
оскорблять своего оппонента и говорить
не по существу. 3. Рабочим органом Народного
собрания был Совет пятисот (булэ).
Каждый год Совет обновлялся, так как повторное
избрание гражданина было возможным лишь
через несколько :лет и только один раз.
Члены Совета получали жалованье.
Совет пятисот подготавливал и обсуждал
все дела, которые выносились на обсуждение
и решение Народного
собрания, составлял- предварительное
заключение для внесения в Народное собрание,
без которого народ не мог ,
» вынести постановления по рассматриваемому
вопросу. Совет контролировал исполнение
постановлений Народного собрания,
деятельность всех должностных лиц, за
слушивал их отчеты. Весь финансовый и
административный аппарат афинского государства
действовал пол руководством и непосредственным
наблюдением Совета пятисот. Руководство
повседневными делами возлагалось на
филу, или пританию, одну десятую часть
Совета. Ее члены; пританы, избирали из
своей среды путем жеребьевки председателя,
который становился также и председателем
Народного собрания. По истечении срока полномочий
члены Совета давали народу отчет. 4. К органам исполнительной власти относились
коллегия стратегов и коллегия архонтов. Основными
функциями коллегии стратегов были
верховное руководство и командование
всеми вооруженными силами Афин. Коллегия
состояла из десяти аратегоп, которые согласно
афинским законам пользовались одинаковыми
правами и имели одинаковые обязанности.
Но на практике установился обычай, согласно
которому один из стратегов занимал первое
место не только в коллегии, но и во всем
государстве. Стратеги избирались из числа
наиболее богатых и влиятельных граждан
открытым голосованием путем поднятия
руки. К компетенции коллегии архонтов
относились религиозные и семейные дела,
дела нравственности. Коллегия архонтов
состоя/га из девяти архонтов и секретаря,
избираемых с помощью жребия по одному
от каждой филы. Все, архонты, кроме секретаря,
проходили две проверки - в Совете пятисот
(так называемую докимзсию) и в гслиэе. 5. Высшим
судебным органом была гелиэя, действовавшая
под руководством коллегии архонтов. Гелэю
составляли 6 тысяч человек, ежегодно избиравшихся
по жребию архонтами из числа полноправных граждан'
не моложе 30 лег. Гелиэя разбирала наиболее
важные частные дела афинских граждан,
государственные дела, спорные дела между
союзниками и все важные дела граждан
союзных государств. Помимо судебных функций
гелиэя также выполняла функции в области
законодательства. Прочими судебными
органами в Афинах были несколько других
коллегий, каждая из которых разбирала
лишь определенные дела: ареопаг, четыре
коллегии эфетов, суд диэтетов, коллегия
сорока.
Спарта, или Лакедемон, — древнегреческий полис, город-государство, в VI—I вв. до н. э. занимавший южную часть Пелопоннеса. В Спартанском государстве сложилось классовое рабовладельческое общество, сохранившее пережитки первобытно-общинного строя и военную организацию общества. Утверждение социального и политического устройства Спарты традиция связывает с именем законодателя Ликурга. Жители Спартанского государства делились на такие социальные группы, как: спартиаты. Они пользовались политическими правами и имели земельные участки в наследственном пользовании; гипомейены. К ним относились граждане, не платившие взносов для организации общественных трапез; периэки. В их руках было сосредоточено ремесло; илоты — представители побежденных племен. Верховным органом власти в Спарте считалось Народное собрание (апелла), фактически лишенное законодательной власти и не игравшее значительной роли в жизни страны. Оно созывалось по решению должностных лиц. В собрании могли участвовать лица, достигшие 30-летнего возраста и имеющие земельные наделы. Народное собрание выполняло такие функции, как избрание должностных лиц, выбор главы военного похода, решало вопросы войны и мира, обладало прерогативой законотворческой деятельности, решало вопросы взаимоотношений с другими государствами. Решения, принимаемые Собранием, контролировались советом старейшин. Государство возглавляли 2 царя, которые выполняли полномочия вождей в военном деле, были верховными жрецами, отправляли правосудие. Коллегия.эфоров — государственный орган, обладавший широким спектром полномочий. Возвышение эфоров произошло благодаря знати, опасавшейся усиления царской власти. Эфоров было 5, они ежегодно избирались Народным собранием из числа всех граждан. Эфоры составляли единую коллегию и выносили свои решения большинством голосов. В компетенцию эфоров входили созыв и руководство деятельностью герусии и Народного собрания, в их ведении были вопросы внешней политики и внутреннее управление страной. В руках эфоров находилась гражданская юрисдикция. В своей деятельности эфоры давали отчет только своим преемникам. Бесконтрольность эфоров, невозможность привлечения их к судебной ответственности приводили к злоупотреблениям ими своей властью. Герусия состояла из 28 геронтов, пожизненно избираемых Народным собранием из среды наиболее знатных спартиатов, достигших 60-летнего возраста. В герусию входили и оба царя. Первоначально герусия рассматривала вопросы, выносившиеся на обсуждение Народного собрания, и тем самым направляла его деятельность. С усилением власти эфоров уменьшалось значение герусии.
Самым существенным в реформе Сервия Туллия было произведенное ею разделение патрициев и плебеев. Реформа основывалась на имущественном различии и территориальном делении, что усилило процесс ослабления кровнородственных связей, лежавших в основе первобытно-общинной организации. Первая часть реформы — деление всего свободного населения Рима на пять имущественных разрядов и на сотни — центурии. В основу деления был положен размер земельного надела, которым владел человек. Позднее, с появлением денег, была введена денежная оценка имущества (в ассах). Обладавшие полным наделом входили в первый разряд, тремя четвертями надела — во второй и т.д. Кроме того, из первого разряда была выделена особая группа граждан — всадники, а безземельные (пролетарии) объединялись в шестой разряд. Общее число центурий равнялось 193. Из них 18 центурий всадников и 80 центурий первого разряда составляли большинство — 98 голосов из 193. Центурии стали не только военной, но и политической силой. Вторая часть реформы — деление свободного населения по территориальному принципу. В Риме было образовано 4 городских и 17 сельских территориальных округов, за которыми сохранили старое название племен — трибы: Триба объединяла и патрициев, и плебеев, живших в ней, Они подчинялись старосте. Позднее по территориальным трибам стали созываться свои собрания, В которых каждая триба имела 1 голос. Раз в 5 лет проводилась перепись граждан для определения имущественного ценза. Сделав критерием политической правоспособности имущественное состояние граждан, реформа отодвинула на второй план родовые и куриальные организации, основанные на общности происхождения. Было проведено постановление, предоставлявшее плебею, обвиненному е преступлении, право обращаться за защитой к собранию. центуриатным комициям. Также, плебеи были допущены к замещению должности военных трибунов с консульской властью. В 367 г. до н. э. был принят Закон Лициния и Секстия. Им устанавливались максимальный размер землевладения, находящегося в собственности отдельных фамилий {125 га), и максимальные пределы частного стада, пасущегося на общественном выгоне. Устанавливалось также, что одним из консулов Римской республики должен .быть плебей- С помощью реформы удалось устранить политическое бесправие плебеев, сплотить верхушку патрициев и плебеев перед растущей массой рабов. Реформа Сервия Туллия еще далеко не уравняла патрициев с плебеями. Но вызванные ей изменения завершили процесс ломки основ родового строя.—включив плебеев в состав римского народа, допустив их к участию в центуриатном и трибутном собраниях, она способствовала консолидации свободных, обеспечивала их господство над рабами.
Информация о работе Шпаргалки по "Истории государства и права зарубежных стран"