Складывание русского централизованного государства при Иване III

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 07:15, лекция

Описание работы

1. Особенности образования и развития Российского централизованного государства
2. Система социально-экономических и политических отношений при Иване III.
3. Внешняя политика Ивана III: восточное и западное направления.
4. Государство и церковь в к. XIV - первой трети XVI вв.

Файлы: 1 файл

ЛЕКЦИЯ- Иван III.doc

— 190.50 Кб (Скачать файл)

Иван III тоже уклонился  от генеральной битвы с ханом  Ахматом на Угре. Историк Л. В. Черепнин, указывает "на три причины. Во-первых, была очень сложной международная  обстановка. Иван III опасался соединения войск Ахмед-хана и Казимира IV. Решительное наступление на татарскую рать казалось опасным. По этому вопросу надо было посоветоваться с церковно-боярским руководством, находившимся в Москве. Во-вторых, хотя Иван III и договорился с послами своих братьев, Андрея угличского и Бориса волоцкого, о примирении с ними, но они еще не явились к нему на помощь в Кременец. Следовательно, феодальная война продолжалась. В связи с этим подняла голову боярская оппозиция.

  Бояре разлагающе  действовали на войска разговорами о невозможности сопротивляться татарам и соответствующей агитацией, и по этому поводу Ивану III нужно было поговорить со своими советниками в Москве. И в третьих, самое главное, в Москве, по-видимому, назревало антифеодальное восстание... Имеются основания говорить, что Москва была накануне волнений, аналогичные тем, которые произошли там в 1382 и 1445 гг. На это имеются прямые намеки в летописи... И действительно, народ был раздражен пораженческими настроениями ряда бояр..., поведением жены Ивана III... Летописи указывают, что княжеские и боярские холопы, сопровождавшие Софью Палеолог, причиняли населению больше вреда, чем татары.

Иван Васильевич пробыл в Красном Сельце две недели, а  потом под давлением требований "черных людей" и духовенства продолжать борьбу с ордынцами вернулся к своему войску. В конце октября к нему в Кременец прибыли его мятежные братья со своими войсками - великий князь удовлетворил некоторые их требования.

В лагере хана Ахмата вскоре началась смута. Военные неудачи усугублялись "изменой" Казимира IV, наступившими сильными морозами и снегопадами, начавшимся голодом и отсутствием корма для коней. Все эти обстоятельства, вместе взятые, подрывали надежды на благополучное возвращение в Орду. 11 ноября племянник хана Ахмата Касым тайно покинул лагерь и ушел в Литовскую землю. Спустя несколько дней и вся орда Ахмата, "никем не гонимая", бросилась по его следу. Ордынцы "воевали" южные литовские земли, мстя Казимиру IV за его "измену". На обратном пути хан Ахмат в бессильной злобе разграбил и сжег дотла первый попавшийся ему русский город. По иронии судьбы им оказался легендарный Козельск. Есть также одно летописное свидетельство, согласно которому русское войско нанесло удар по столице Орды с севера, что и ускорило отступление хана Ахмата. В Орде он был убит. Крымский хан Менгли-Гирей в союзе с московским великим князем еще долго воевал с сыновьями Ахмата.

Через неделю после бегства  ордынцев с Угры Иван III в Боровске распустил свои войска. В рождественский пост он торжественно, с колокольным звоном и молебнами, вернулся в Москву. Так с минимальными потерями Иван III добился победы, положившей конец ордынскому игу на Руси.

Западное направление. С укреплением мощи Русского государства  усиливалось его стремление вернуть земли на Западе, захваченные Литовским княжеством в XIV-XV вв. Обострились русско-литовские от ношения. Русские отряды нападали на подвластные Литве земли (Полоцкие, Смоленские Черниговские княжества), а местные князья стали переходить на службу Москве.

Это привело к возобновлению  военных действий - русско-литовской  войне 1500-1503 гг. Русские войска во главе  с князем Даниилов Щеней разбили  литовцев на реке Ведрони (1500 г.), а затем  их союзников - ливонцев под Дерптом (1501 г.). В результате в состав Русского государства вошли земли Западной Двины и Днепра, города Гомель, Брянск, Чернигов, Стародуб.

Литва в союзе с  Ливонским орденом и крымским ханом пыталась вернуть утраченные земли, что привело к русско-литовской  войне 1507-1508 гг., которая вновь закончилась победой Москвы.

В результате новой русско-литовской  войны (1512-1514 гг.) в состав русского государства  вошел Смоленск (1514 г,).

Заметным внешнеполитическим достижением Ивана III был выход  Русского государства на Балтику. После  присоединения Новгородской республики (1478 г.) Россия получила участок южного побережья Финского залива. Для укрепления своих границ напротив ливонского города Нарва в 1491 г. Россия построила крепость Ивангород. Закреплению позиции России на Балтике служили и следующие дипломатические шаги Ивана III:

" Заключение русско-датского союза (1493 г.), направленного против Швеции и Ливонского Ордена;

" Закрепление в Новгороде конторы представительства Ганзейского торгового союза (1494г.).

Таким образом, завершился процесс территориального объединения  Руси в одно государство. Образовалась крупнейшая в Европе держава, которая  с конца XV в. стала называться Россией.

4.  Государство и церковь в к. XIV - первой трети XVI вв.

 

Объективно процесс  политического объединения русских  земель начался с "феодальной концентрации" - территориального роста и политического  усиления отдельных княжеств, превращавшихся в "великие княжения".

Православная церковь  способствовала объединению русских  земель. Она поддерживала гибкую политику вынужденного союза с Золотой  Ордой Александра Невского, вдохновляла  Дмитрия Донского на Мамаево побоище, во время феодальной войны открыто  выступала против отжившей политики удельных князей, за укрепление власти великого князя московского. Союз русской церкви с московскими князьями еще больше упрочился в период изживания политической  раздробленности.

В середине XIV в. возникло течение, направленное на улучшение нравов духовенства и рост авторитета церкви. Главой его и стал Сергий Радонежский, основатель Троицкого монастыря. В его обители утвердился общежитийный устав, согласно которому монахи отказывались от всякой личной собственности (в противоположность ранее распространенному келиотскому уставу, по которому каждый монах жил особо, своим хозяйством, не являясь собственником монастыря в целом). Аскет, человек твердых религиозных убеждений и правил, Сергий своим благочестивым поведением утверждал новый тип церковного деятеля-подвижника, который служил живым укором высшему, мало радеющему о спасении ближних, клиру. Алексей сумел оценить всю силу духовного воздействия Сергия. При этом митрополит проявил себя как дальновидный церковный политик, который использовал авторитет Сергия и его последователей для упрочения позиций церкви.

После смерти Алексея (1354-1378 гг.) митрополичий престол разгорелась  упорная борьба. Московским князьям  на этот раз уже не удалось поставить  безусловного своего сторонника. Преемники Алексея, болгарин Киприян и грек Фотий, проводили достаточно независимую политику, заботясь о единстве своей митрополии и не допуская откровенной поддержки московских правителей. Но к этому времени Москва уже превратилась в признанный центр Северо-Восточной Руси, вокруг которого шел процесс "собирания земель".

       Смерть  Фотия положила начало длительной  борьбе за освободившуюся кафедру  между московскими и литовскими  ставленниками. В этой затянувшейся  церковной смуте ни одна из  сторон не достигла решающего успеха.  В 1437 г. константинопольский патриарх назначил митрополитом всея Руси грека Исидора.

В то время Византии угрожала смертельная опасность со стороны  Османской империи. Византийский император  Иоанн VI Палеолог (1425-1448) вступил в  переговоры с римским папой Евгением IV о соединении православной церкви с католической, рассчитывая при этом, что по призыву папы все западные христианские державы выступят на защиту Константинополя. Поскольку папа отнесся к предложению о соединении церквей благосклонно, было решено провести в Италии Вселенский собор для заключения унии. Василий II Темный не рекомендовал Исидору ехать на собор. Более того, он предупредил Исидора, что Москва не примет унии. Но константинопольский ставленник, естественно, заботился об интересах Константинополя и Рима и не послушал великого князя.

Собор открылся во Флоренции. На нем 5 июля 1439 г. папская курия  и Константинопольская патриархия подписали акт о принятии православной церковью католических догматов и верховного главенства римского палы при сохранении православных обрядов и богослужения. Однако заключение Флорентийской унии не помогло Византийской империи - в 1453 г. Константинополь пал под ударами османских войск, а вместе с ним и мировой центр православия.

Московский митрополит Исидор не только сам безоговорочно высказался за унию и подписал соответствующий документ, но и принудил к этому архиерея Авраамия Суздальского. По пути из Флоренции в Москву Исидор разослал грамоты об унии в литовские, ливонские и русские земли. Весной 1441 г. он прибыл в Москву с грамотой от папы к Василию II Темному. Но великий князь приказал сместить его с митрополичьего престола как "латынского злого прелестника" и заточить в Чудов монастырь, ожидая от него покаяния. Исидор просидел в заточении все лето, а потом бежал в Тверь. Тверской князь тоже взял Исидора под стражу, но и тут случай помог ему бежать сначала в Литву, а затем к папе римскому, который взял его под свою защиту.

В 1442 г. собор русского духовенства  в Москве по предложению Василия II назначил митрополитом Иону без санкции константинопольского патриарха. Этот акт ознаменовал конец зависимости русской церкви от Константинопольской патриархии. Московская митрополия стала автокефальной, отделившейся от константинопольского патриарха.  Но он означал и другое - обретая независимость от византийских патриархов, Московская митрополия попадала в прямую зависимость от великокняжеской власти, ибо теперь только она могла защитить интересы церкви в общерусском масштабе и поддержать ее авторитет в борьбе за чистоту православной веры, против засорения ее латинской ересью. На практике это укрепляло союз светской и духовной власти, но отнюдь не устраняло противоречий между ними и причин для конфликтов. С одной стороны, верхушка церкви в союзе с великим князем выступала против политического сепаратизма удельных князей, поскольку в ходе ликвидации удельных княжеств местные епархии теряли свою самостоятельность в отношении Московской митрополии, а с другой - она в союзе с боярско-феодальной фрондой выступала против попыток великокняжеской власти урезать земельные владения крупнейших феодалов и их иммунитетвые привилегии.

 

     Далеко не простыми  были и у Ивана III отношения  с русской православной церковью, особенно в последние годы  его княжения. В церковных делах его как государя всея Руси беспокоили развернувшаяся антицерковная и внутрицерковная борьба и проблемы монастырского землевладения.

Начиная с 1471 г. среди  части русского белого духовенства  и верующих стала распространяться иудействующая ересь. Она появилась в Новгороде во второй половине XV в. и оттуда проникла в Москву. По свидетельству церковных летописцев, ее первым проповедником был еврей Схария, приехавший в Новгород из Киева в свите литовского князя Михаила Олельковича, которого новгородцы призвали на престол. Это еретическое течение представляло собой смесь иудейства с христианством, причем Ветхий завет ставился выше Нового завета. Его сторонники отрицали монашество и церковную иерархию, отвергали поклонение иконам, не верили в таинство причащения, отрицали троичность Божества и божественность Иисуса Христа. Некоторые из них не признавали бессмертие человеческой души. Собственно еврейский элемент не играл в ереси существенной роли - она по сути явилась продолжением стригольнического движения в Новгороде и Пскове во второй половине XIV - начале XV в. Зарождению ереси в Новгороде способствовали не только церковные неустройства, но и влияние близкого Запада.

Иван III оказался в весьма затруднительном положении, когда  узнал от московских церковников, что  приверженцами ереси стали его  сноха Елена Стефановна (по выбору отца в 1482 г. Иван Иванович Молодой женился  на дочери молдавского господаря Стефана; мать ее была сестрой Михаила Олельковича) и самый близкий и любимый его помощник думный дьяк Федор Курицын, а также сам митрополит Зосима. Какие взгляды объявить истинно православными и какие - еретическими? поддержать ревнителей ли православия или идеологов ереси? - решение этих вопросов было для Ивана III делом политического и экономического расчета.

     Гонение  на еретиков возглавляли новгородский архиепископ Геннадий и Иосиф Волоцкий - основатель Волоколамского монастыря. Ссылаясь на испанскую инквизицию, Геннадий требовал казни всех еретиков. Новгородского архиепископа полностью поддерживал Иосиф Волоцкий. Его перу принадлежат несколько посланий, вошедших в полемический трактат "Просветитель" - одно из первых богословских сочинений на Руси. Иосиф Волоцкий отстаивал незыблемость церковных догм и право монастырей на земельную собственность. 

В 1504 г. Иван III созвал церковный  собор, на котором были приняты решения  о беспощадном искоренении ереси. Многие московские и новгородские иудействующие подверглись сожжению в клетке, в их числе Иван-Волк Курицын (его брат Федор Курицын, видимо, умер до этого), и новгородский архимандрит Касиан. Зосима еще в 1494 г. вынужден был отречься от митрополии. Остальных выявленных еретиков ждало заточение. Иван III поддержал наиболее консервативное крыло духовенства, очевидно, с целью сохранить устоявшуюся церковную организацию и пополнить фонд земель для служилых людей, поскольку нестяжатели сулили ему монастырские земли.

В то время в среде православного духовенства шла острая полемика между двумя идейными течениями - нестяжателями и иосифлянами. Ярким представителем первого направления был монах Нил Сорский (в миру Николай Майков, из семьи дьяка - государственного служащего). После пострижения в монахи он совершил путешествие в Грецию, в Афон, и, вероятно, в Палестину, где близко познакомился с идеями исихазма, которые были изложены Григорием Паламой и с XIV в. имели исключительное значение в византийском религиозном сознании. "Не внешняя мудрость, - учили исихасты, - а внутреннее самоуглубление открывает путь к истине". Погружение в себя дает состояние покоя (исихия), "Фаворского света", т. е. общения с Богом.

Идеи Г. Паламы были известны на Руси, но не имели последователей. Исихазм стал достоянием русской религиозности благодаря Нилу Сорскому. Нил Сорский представлял русский исихазм как продолжение традиций древних византийских отшельников. В центре монашеской жизни, считал он, стоит молитва как средство борьбы с искушениями и греховными помыслами, тщеславием и гордыней. Ответом на соблазн являются "умное делание" (духовная жизнь, жизнь умом), "сокрушение" (глубокое переживание), "слезный дар". По возвращении из паломничества Нил с немногочисленными последователями основал скит, где вел аскетический, подвижнический образ жизни (на реке Сорке, отсюда - "Сорский"). Нищета, в глазах пустынника, была верным путем для достижения идеала духовной жизни. Он учил: "Возлюби нищету, и нестяжание, и смирение". Его самоотречение было так велико, что он завещал не хоронить себя, а выбросить тело на съедение диким зверям. Однако ученики не исполнили этот завет и похоронили его с большими почестями. Неизвестно, был ли канонизирован Нил Сорский в святые, но он вошел в историю русского православия под именем "великого старца".

Информация о работе Складывание русского централизованного государства при Иване III