Складывание русского централизованного государства при Иване III

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 07:15, лекция

Описание работы

1. Особенности образования и развития Российского централизованного государства
2. Система социально-экономических и политических отношений при Иване III.
3. Внешняя политика Ивана III: восточное и западное направления.
4. Государство и церковь в к. XIV - первой трети XVI вв.

Файлы: 1 файл

ЛЕКЦИЯ- Иван III.doc

— 190.50 Кб (Скачать файл)

 Его последователи  и подражатели образовали группу  так называемых заволжских старцев,  которые проповедовали аскетический  и нестяжательский образ жизни  и отрицали право монастырей  на душевладение. От них исходили  резкая критика в адрес монастырей, которые накопили большие богатства, предложения о секуляризации собственности монастырей. Они говорили, что церкви и монастыри должны иметь землю только для того, чтобы кормиться, и работать на этой земле должны не крестьяне, а сами монахи. Вместе с тем нестяжатели выступали за независимость церкви от государства.    

 Группа церковников,  отстаивавших церковное стяжание  и торгово-предпринимательскую деятельность  церкви, получила наименование иосифлян  по имени своего главного идеолога - Иосифа Волоцкого.

Это направление выступало  за сохранение церковной собственности, за нераздельность духовной и светской сфер жизни, за жесткую борьбу с инакомыслием. Лидером иосифлян являлся основатель Волоколамского монастыря Иосиф Волоцкий (1439-1515), его именем и было названо это направление. Основанный им монастырь был известен неустанной борьбой с ересями. В 1578 г. церковь причислила его к лику святых. Сторонники этого направления выступали за "стяжание", т. е. утверждали право церкви вести торгово-предпринимательскую деятельность, выступали против ликвидации церковного землевладения и собственности. Иосифляне настаивали на том, что все земли и имущество церкви принадлежат богу, и всякого посягнувшего на них клеймили как обидчика бога, но в отличие от нестяжателей признавали зависимость духовной власти от светской.

 Важнейшим у иосифлян  было положение о религиозном  характере государства, о единстве  церкви и государства. При Василии  III (1505-1533 гг.) иосифляне провозгласили  великого князя наместником Бога  на земле, единодержавным властителем. В области вероучения они выступали за догматическое православие, против каких-либо изменений в этой области, за жесткость в отношении к еретикам.

Эта дискуссия закончилась  в середине XVI в. победой иосифлян. Церковный Собор 1551 г., названный "Стоглавым" (решение Собора имело сто глав), поставил точку в этом споре, признав, правоту иосифлян. На соборе была провозглашена верность древней вере, подтвержден византийский принцип единения церкви и государства.

       Особая роль православия и православной церкви в XVI в. была закреплена в государственной доктрине, которая получила название "Москва - Третий Рим". Продолжая византийскую традицию, русская православная церковь провозгласила божественное происхождение власти царя: "Царь своим естеством подобен всем людям, а властью подобен вышнему Богу". Автором этой знаменитой формулы считается старец псковского Елиазарова монастыря Филофей. Он писал послания Василию III и Ивану IV, в которых доказывал, что история человечества - это история трех царств, носителей идеи христианства, Рима, Византии и Русского государства. Рим как центр христианства погиб, поскольку попал под влияние латинства (католичества). Византия была завоевана турками. Следовательно, единственным центром истинного христианства осталось Русское государство. "Два Рима падоша, - писал Филофей, - а третий стоит, а четвертого не бывать". Он утверждал богоизбранность царской власти, нераздельность гражданской и духовной сфер жизни.

       В  последующем Россия стремилась выступать защитницей христианских ценностей, доказывала, что она причастна к истокам христианства. В период Московского государства особенно популярной стала легенда об Андрее Первозванном, предсказывавшем создание могущественного православного государства на Восточно-Европейской равнине. Эта легенда обрастала подробностями, деталями, служила обоснованием важного тезиса: православная церковь в Московском государстве - апостольская, т. е. у ее истоков стояли первоученики Христа. Иван Грозный и его современники ни на йоту не сомневались в истинности легенды. Грозный, принимая послов из папского Рима, сказал: "Мы уже с самого основания христианской церкви приняли христианскую веру, когда брат апостола Андрей пришел в наши земли... а  впоследствии, когда Владимир обратился к вере, религия была распространена еще шире".

 

Вопросы для  самоконтроля

1. Какие территории вошли в состав Московского княжества в годы правления Ивана III и Василия III?

2. Как изменилось положение служилого дворянства во второй половине XV в.?

3. Какие основные черты дворцово-вотчинной и приказной систем управления Вы можете назвать?

4. Какие изменения произошли в России по судебной реформе Ивана III?

5. Каковы итоги внешнеполитической деятельности Ивана III?

6. Кто такие стригольники, нестяжатели и иосифляне?

 

 

Лекция № 8. Завершение объединение русских  земель в конце XV - начале XVI вв.

 

1. Социально-экономическое развитие России в XVI в.

2. Московское государство при Василии Ш: внешняя и внутренняя политика.

3. Эпоха регентства и боярского правления в 30-е - 40-е гг. XVI в. в России.

 

Социально-экономическое  развитие России в XVI в.

Образование единого  Русского государства в XV-XVI вв. создало  благоприятные условия для социально-экономического развития страны. В конце XVI в. на Руси проживало 7 000 000 человек. Население распределялось по огромной территории страны очень неравномерно. Более густо были заселены центральные районы, земли по берегам Волги от Твери до Нижнего Новгорода, Новгородско-Псковская земля и ее южные пятины. В районах Новгорода и Пскова проживало около 1 500 000 человек. В середине XVI в. здесь была самая высокая плотность населения - около 5 человек на 1 кв. км (в странах Запада она составляла в то время 10-30 человек на 1 кв. км). Не более 2 % населения жило в городах, которые тоже существенно отличались друг от друга численностью жителей. В начале XVI в. в России было 96 городов, в конце столетия -170, причем только в 16 из них насчитывалось более 500 посадских дворов. В Москве проживало около 100 000 человек, в Новгороде и Пскове - по 30 000, в Можайске - 8000, в Серпухове и Коломне - примерно по 3000 человек.

Во второй половине XVI в., с одной стороны, происходило  перемещение значительной части  населения на окраины страны, а  с другой - заметное запустение центральных и северо-западных районов. Прежде всего это объяснялось ухудшением положения народных масс, моровым поветрием, набегами крымских татар и царских опричников, ростом крепостничества и наличием свободных земель на окраинах.

1. Перемещение населения  на окраины способствовало освоению новых земель, развитию сельского хозяйства и промыслов и, в конечном счете развитию вширь феодального способа производства. 2. В XVI в. началось освоение богатого черноземом Дикого поля, лежавшего южнее Оки. Жизнь в степях была все еще довольно опасной, поэтому строились засеки, возводились рубежные города, в числе которых можно назвать Волхов, Орел, Воронеж, Данков, Епифань, Венев и др. Первоначально жизнь на этих рубежах протекала без многочисленных административных ограничений, но проходило время, и эти земли тоже попадали под контроль феодального государства.

     3. Уровень  развития сельского хозяйства  в разных районах страны был  неодинаков. Центральный район, или  так называемый Замосковский  край,- Московская, Владимирская, Суздальская, Ростовская, Переяславская и Рязанская земли - был областью высокоразвитого пашенного земледелия с трехпольной системой. На юге, богатом черноземом, практиковалась переложная система, на севере - подсека. Самым распространенным орудием обработки земли была деревянная соха с железным наконечником 4й ральником. Существовали различные типы сох, которые отвечали местным особенностям почв и свидетельствовали' о накоплении опыта русскими крестьянами, их творческом отношении к нелегкому труду землепашца. Плуг применялся редко. Главными возделываемыми культурами были рожь, овес, ячмень; реже сеяли пшеницу, просо, гречиху. В Новгородско-Псковской и Смоленской землях большей частью культивировали лен. Достаточно широкое распространение получило удобрение полей навозом, что повышало продуктивность земледелия. Лучше обрабатывалась земля под посевы в монастырских хозяйствах. Урожай зерновых в среднем не превышал сам-3 - сам-4. Технические устройства, использующие силу воды и ветра, применялись очень редко. В деревнях имелись, конечно, мельницы, но они были пока еще ручными.

В Поволжье наряду с земледелием  значительное место занимало скотоводство, а на севере и северо-востоке страны - охота на пушного зверя, рыболовство  и солеварение (знаменитые промыслы Строгановых). Там, где условия были не совсем благоприятными для развития земледелия (Новгородская и Тверская земли), часть сельского населения занималась торговлей и промыслами. Так возникли непашенные поселения и торговые села. На базе болотных руд развивалось железоделательное производство.

Собственниками земли  были преимущественно светские и. церковные  феодалы. Их вотчины имели широкие  податные и судебные льготы - иммунитет, закрепленный великокняжескими или  княжескими грамотами. Это давало феодалам возможность держать в своей зависимости сельское и в известной мере городское население и подвергать его жестокой эксплуатации.

В XVI в. в структуре  феодальной собственности на землю  произошли важные изменения - заметно  возросла доля поместного землевладения. Чтобы являться на великокняжеские смотры "конно, людно и оружно", дворяне-помещики безжалостно эксплуатировали зависимых крестьян. Развитие поместной системы вело к резкому сокращению количества черносошных крестьян в центре страны.   Своеобразной   чертой   экономического   развития

средневековой России стало  закономерно возникшее территориальное  разделение двух форм феодального землевладения, а именно: устойчивое поместно-вотчинное  землевладение светских и церковных  феодалов в центральных, давно обжитых  районах и общинное крестьянское землевладение на малонаселенных окраинах, постепенно попадавшее под контроль государства и - как неизбежное следствие этого - в сферу широкой эксплуатации. Наличие на окраинах черносошных крестьян и вольных казачьих общин не меняло коренным образом сложной картины социальных отношений, ибо определяющей тенденцией было увеличение численности зависимого населения.

При всем разнообразии укладов  и социальных отношений в прежде независимых землях общей тенденцией социально-экономического развития страны в XVI в. было укрепление феодально-крепостнических порядков. Безраздельное господство натурального хозяйства и ничтожная доля городского населения затрудняли возникновение раннебуржуазных отношений.

Экономической основой  крепостничества была феодальная собственность на землю в трех ее видах: поместная, вотчинная и государственная. По своему социальному положению крестьяне тоже делились па три группы: владельческие крестьяне принадлежали различным светским и церковным феодалам; дворцовые крестьяне находились во владении дворцового ведомства московских великих князей, позже царей; черносошные (позже государственные) крестьяне жили волостными общинами на землях, не принадлежащих какому-либо владельцу, но были обязаны выполнять определенные повинности в пользу государства.

Все трудовое население  должно было нести тягло. От тягла  освобождались только служилые люди и духовенство. Под тяглом подразумевался комплекс устанавливавшихся сверху натуральных и денежных повинностей. Ответственность за выполнение тягла частновладельческими крестьянами в конечном счете несли феодалы, но это вовсе не означало, что крестьянские "миры" (общины) не играли никакой роли. Напротив, общинная организация частновладельческого крестьянства выполняла разнообразные функции, в том числе определяла тяглоспособность своих членов. На посадах в черносошных волостях тягло разверстывали выборные старосты и сотские в соответствии с платежеспособностью крестьянских и посадских хозяйств, которые делились на три категории: "лучшие", "средние" и "молодшие"   (иногда и "самые молодшие").

     Принятый  в 1550 г. новый Судебник подтвердил  и уточнил нормы крестьянского  перехода, введенные Судебником 1497 г., и несколько увеличил "пожилое", которое крестьянин уплачивал  феодалу при переходе. Поскольку феодала стали именовать "государем" крестьянина, юридическое положение последнего сблизилось со статусом холопа. В конце XVI в. в жизни русских крестьян произошла поистине драматическая перемена - Юрьев день был отменен, переход крестьян от одного феодала к другому запрещен. 1 февраля 1597 г. был объявлен указ о кабальных холопах, согласно которому они лишились права вернуть себе личную свободу до смерти их господина.

После отмены Юрьева дня  бегство крестьян от феодалов, несмотря на "заповеди", стало широко распространенной формой их протеста против усилившейся эксплуатации. Бегство крестьян приняло такой массовый характер, что правительство вынуждено было издать 24 ноября 1597 г. специальный указ о беглых крестьянах.

В XVI в. продолжали развиваться ремесла, особенно в таких крупных городах, как Москва, Новгород, Псков, Тверь и др. Углублялся процесс разделения и дальнейшей специализации труда, и, как следствие этого, росло мастерство в обработке металлов, дерева, глины, в производстве одежды, домашней утвари и продуктов питания. Только в области обработки металлов появились десятки специалистов: замочники, ножевники, сабельники, кузиецы, гвоздочники, стрелышки, бронники, кольчужники, скобочники, лемешники, подковщики, секирники, сковородники, молотники, самопальники, стволышки и др. О высоком техническом и художественном мастерстве русских умельцев говорит сохранившаяся до наших дней Царь-пушка, отлитая Андреем Чеховым в 1586 г. Она украшена затейливыми литыми изображениями, вес ее равен 40 т, а диаметр канала ствола - 89 см.

Получили распространение  часовые механизмы. В их создании участвовали и русские мастера. Возродилось производство кирпича. Русские строители возводили  крупные крепостные сооружения. К  таким мощным по тем временам сооружениям  можно отнести Кремль и Китай-город в Москве, каменные кремли в Туле, Серпухове, Коломне кремли Астрахани, Казани и Нижнего Новгорода.

В XVI столетии значительно  выросла торговля. Ее центрами были Москва, Великий Новгород, Нижний Новгород и другие города. В северные земли везли хлеб, а оттуда шла пушнина, рыба, соль. Во внутренней торговле наиболее внушительной силой выступали крупные феодалы, имевшие иммунитетные привилегии, и среди них сам великий князь. Торговали монастыри. Северные монастыри продавали рыбу, соль, а закупали большими партиями хлеб. Свое место в торговле занимало купечество крупных городов. В сферу товарного обращения входили продукты промыслового хозяйства и ремесленные изделия, в том числе железные вещи, изготовленные в Новгородской земле, Туле, Серпухове, т. е. в тех местах, где залегали болотные руды. Широкую известность получили предметы ярославских кожевников и калужская деревянная посуда.

Информация о работе Складывание русского централизованного государства при Иване III