Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 07:15, лекция
1. Особенности образования и развития Российского централизованного государства
2. Система социально-экономических и политических отношений при Иване III.
3. Внешняя политика Ивана III: восточное и западное направления.
4. Государство и церковь в к. XIV - первой трети XVI вв.
Возрастали обороты и внешней торговли. Связи с Западом осуществлялись через Новгород и Смоленск. В 1553 г. открылся морской путь в Англию через Белое море (порт Архангельск). На Запад вывозились продукты русских промыслов и лес, в Россию доставлялись промышленные товары: оружие, металлы, сукна. После перехода всего волжского пути под сюзеренитет России восточное направление внешней торговли тоже стало одним из важнейших. С Востока в Россию поступали китайские ткани, фарфор, драгоценности. В страны Востока вывозились меха, пенька, воск.
По мере расширения торговли из различных слоев общества формировалась богатая прослойка купечества. В Москве были созданы привилегированные купеческие объединения - гости, гостиная и суконная сотни. Члены этих сотен назначались самим правительством и получали от него судебные и податные льготы. В правовом отношении они в значительной степени были уравнены с феодальными землевладельцами. За все это купечество должно было нести государеву службу, способствуя обеспечению государства доходами.
Московское государство при Василии Ш: внешняя и внутренняя политика.
Василий III (1505-1533). Сын Ивана III и (1472 г. Софьи Палеолог) продолжил объединение и централизацию. Борьба за отмену системы уделов.
1510 г. - присоединил Псков.
300 семей наиболее обеспеченных
псковичей выселено, вселены 300 семей
москвичей. Вечевой строй
1514 г. - присоединение Смоленска. В честь этого - Новодевичий монастырь (копия Кремля). Там - икона Смоленской Богоматери.
1521 г. - окончательное присоединение Рязани.
Завершение складывания
Войны и переговоры с Польшей, Литвой, Ливонским орденом, "ахматовыми детьми" (остатки Золотой Орды), Крымским ханством, Данией, австрийским императором ==> Россия играет заметную роль в европейской политике.
При Василии III завершился процесс объединения северо-восточной и северо-западной Руси. Образование крупнейшей в Европе державы.
Таким образом,
в конце XV - начале XVI вв. завершился
процесс складывания единого
Российского государства.
Образование
единого Российского
Эпоха регентства и боярского правления в 1530-е - 1540-е гг. XVI в. в России.
После смерти
в 1533 г. Василия III на великокняжеский
престол вступил его
1. Чтобы не допустить выхода земель "из службы", было запрещено покупать землю у служилых людей.
2. Правительство усилило контроль за ростом монастырского землевладения и приняло меры по сужению податного и судебного иммунитета церкви.
3. В 1553 г. была проведена денежная реформа, устранившая разнобой между московской и новгородской денежными системами (серебряная копейка).
4. Была сделана попытка изменить управление на местах - вводились выборные из среды служилых людей губные старосты, в помощь им избирались из числа черносошных крестьян целовальники.
И в
годы правления Елены, и после
ее смерти (1538 г.) не прекращалась
борьба за власть между
Лекция № 9. Укрепление и развитие Российского государства в XVI в. Иван Грозный.
1. Внутриполитическая деятельность Ивана IV. Правительство "Избранной рады" и реформы 50-х годов XVI в. в России.
2. Внешняя политика России в период правления Ивана IV.
3. Опричнина Ивана
Грозного. Установление режима личной
власти царя.
4. Иван IV Грозный - характеристика
личности и эпохи в
Внутриполитическая деятельность Ивана IV. Правительство "Избранной рады" и реформы 50-х годов XVI в. в России.
16 января 1547 г.
в главном московском соборе -
храме Успения Богородицы состо
Москва завершила объединение русских земель в конце XV - начале XVI вв. Но вплоть до середины XVI в. Русское государство сохраняло старую систему управления, сложившуюся в период раздробленности. По мере присоединения новых земель в Москве возникал новый "Дворец" (Тверской, Рязанский и пр.). Управлять обширной страной с помощью архаических учреждений было все труднее. Первый общерусский Судебник XV в. безнадежно устарел. С появлением поместий началась перестройка военно-служилой системы на новых основах.
В стране
назрела необходимость
Скоро вокруг молодого царя образовался кружок приближенных к нему лиц, который князь Андрей Курбский позднее назвал на польский манер Избранной радой. Состав рады отражал компромиссный характер внутренней политики, проводимой в то время Иваном IV. Наряду с лицами незнатного происхождения, такими, как неродовитый дворянин Алексей Федорович Адашев или священник Сильвестр, в нее входили представители знати и придворной администрации: князья Андрей Курбский, Воротынский, Одоевский, Серебряный, Горбатый-Шуйский, бояре Шереметевы, Висковатый и др. Активную роль в Избранной раде играл митрополит Макарий. Избранная рада не была официальным государственным учреждением, но в течение 13 лет фактически являлась правительством и управляла государством от имени царя. Иван IV ничего не предпринимал без совещания с Сильвестром и радой.
Время правления Избранной рады - самый светлый и блестящий период царствования Ивана Васильевича. Пришедшая к власти новая группировка напряженно занималась реформаторской деятельностью, надеялась упорядочить законы и управление страной, расширить источники поступления доходов в казну и при этом стремилась учитывать интересы как служилого дворянства, так и боярства; По своему содержанию реформы в значительной степени отвечали требованиям обращенных к царю челобитных, написанных в 1549 г. дворянином и писателем того времени Иваном Семеновичем Пересветовым.
Выходец из Великого княжества Литовского Пересветов побывал в разных странах, в том числе в Османской империи, в конце 30-х годов XVI в. вернулся на службу к московскому государю и потом предложил проект государственных преобразований. Пересветов считал, что положение людей на царской службе должно определяться не знатным происхождением, а их личными заслугами; у царя должна быть сильная армия служилых людей для борьбы с его противниками внутри страны и для успешного решения внешнеполитических задач. Россия, ставшая теперь "третьим Римом", должна избежать пороков Византии, приведших к падению мирового центра православия - "второго Рима". К порокам Пересветов относил засилье вельмож, их неправый суд, бесконечные распри между собой, равнодушие к интересам государства, лень и нежелание воевать.
Пересветов доказывал необходимость коренных реформ армии, суда и финансов. Он обличал боярский произвол в годы малолетства Ивана IV, выступал против засилья бояр в управлении государством и возлагал надежды на сильную, независимую от аристократических вельмож власть "грозного и мудрого царя", способного поддержан во всем "правду", т. е. установить справедливый государственный строй. Для этого царь должен иметь твердую опору среди преданных ему служилых людей. Защищая сильную царскую власть, требуя беспощадной расправы с ее противниками. Пересветов писал: "Государство без грозы, что конь без узды". Взгляды Пересветова говорят о том, что в "грозной" государственной власти были заинтересованы представители поднимавшегося сословия новых феодалов - служилых людей, в число которых мог попасть каждый лично свободный человек. Это были стремившиеся к земле и богатству дворяне. Они ненавидели крупных вотчинников - своих недавних полновластных притеснителей, пытались оттеснить от власти "ленивых богатин" и сами приблизиться к трону, чтобы власть царя направить на защиту интересов дворянства. Взамен они гарантировали царю надежную опору в борьбе со всеми его противниками.
Правительство Ивана Грозного не могло, однако не считаться с крупной феодальной аристократией - церковная и боярско-княжеская знать представляла тогда большую реальную силу.
27 февраля 1549 г. фактически был создан первый Земский собор - довольно представительное собрание "всякого чина людей" в Московском государстве, или "великая земская дума". На этом совещании присутствовали члены Боярской думы в полном составе, Освященный собор во главе с митрополитом Макарием, дворецкие и казначеи, воеводы, дети боярские, московские дворяне и люди посада. Первый Земский собор иногда называют "Собором примирения". Ко всем выборным на него представителям Иван IV с Лобного места обратился с речью "о примирении, в которой резко осудил "неправедное" боярское явление, предшествовавшее его воцарению, и призвал всех к совместным действиям в интересах укрепления государства.
На Соборе были приняты меры, которые расширили права дворянства и ограничили права крупных феодалов - бояр-наместников. В их ведении остался суд над детьми боярскими только по таким главным уголовным преступлениям, как убийство, кража и разбой с поличным. По всем другим судебным и административным делам служилые люди перешли в ведение царской администрации. В этом вопросе царя полностью поддержал митрополит Макарий.
Созыв Собора в 1549 г.- свидетельство создания сословно-представительного учреждения и превращения Росли в сословно-представительную монархию в то время, когда власть царя еще нуждалась в поддержке сословий. Земские соборы не ограничивали власти царя, носили совещательный характер, однако способствовали проведению в жизнь на местах политических мероприятий верховной власти и позволяли ей лавировать между дворянством и боярством. Они не стали постоянным органом и впоследствии собирались по необходимости несколько раз, в частности в 1565, 1584 и 1589 гг.
Самым крупным предприятием правительства компромисса было завершение в июне 1550 г. работы над новым Судебником. Он содержал 101 статью, имел структуру Судебника Ивана III 1497 г. и по сути представлял собой его дальнейшее развитие. В некоторых случаях он дословно воспроизводил постановления старого Судебника, в других - видоизменял их и дополнял новыми статьями. Так. Судебник 1550 г. исходил из старой системы управления и суда на местах, но при этом ограничил власть наместников и волостелей за счет сокращения их полномочий в области суда и усиления контроля над ними со стороны царской администрации. Контроль над деятельностью наместников возлагался на царских дьяков, которые выдавали наместникам уставные грамоты, а местному населению - доходные списки. Эти документы определяли судебные и финансовые прерогативы наместников. Кроме того, устанавливался единый размер наместничьих судебных пошлин, взяточничество каралось денежными штрафами. При разбирательстве дел на местах стало обязательным присутствие земских старост, выбираемых из числа местных служилых людей, и целовальников (целовали крест), которые избирались из среды "черного" крестьянства и посадских людей.
Судебник 1550 г. отменил торговые привилегии феодалов и передал право сбора тамги (основной торговой пошлины) царской администрации, что отвечало интересам верхушки купцов и ремесленников. Отменялись также податные льготы монастырям, что ослабляло материальную базу церкви и укрепляло центральную власть. Положение крестьян по-прежнему оставалось кабальным, поскольку сохранялась норма Судебника 1497 г. о Юрьеве дне и даже несколько увеличивался размер "пожилого". Новый закон распространялся и на вновь присоединенные земли.
В том же 1550 г. была предпринята военная реформа с целью укрепления вооруженных сил, от состояния которых во многом зависели успехи внешней политики. Ее практическая реализация шла по нескольким направлениям: во-первых, на время военных действий ограничивал местничество при назначении командиров войсковых соединений и подразделений: во-вторых, было решено "испоместить" в Московском уезде "избранную тысячу", т. е. -1070 дворян создать ядро дворянского ополчения, которое являлось бы надежной опорой самодержавной власти; в-третьих, для служилых людей устанавливалось две мы, два порядка прохождения воинской службы: "по отечеству" и "по прибору".
Информация о работе Складывание русского централизованного государства при Иване III