Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 17:24, курсовая работа
Цель данной работы заключается в том, чтобы показать эволюцию российской монархии от начала её зарождения в 16 – 17 веках и до полного уничтожения в 1917 г. и роль этого процесса в жизни государства и общества. С крушением СССР и, следовательно, жесткой цензуры во всех сферах общественной жизни, включая и науку, мы можем, не взирая на указания правительства и доктрины правящей идеологии, объективно взглянуть на путь развития монархического института власти в нашей стране.
ВВЕДЕНИЕ 3
НАРОДНАЯ МОНАРХИЯ 17В. 9
ДВОРЯНСКАЯ ПАТЕРНАЛИСТСКАЯ МОНАРХИЯ XVIII В. 13
РАЗВИТИЕ ПРАВОМЕРНОЙ МОНАРХИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В. 18
ВСЕСОСЛОВНАЯ ПРАВОМЕРНАЯ МОНАРХИЯ ПОРЕФОРМЕННОГО ПЕРИОДА 21
ДУАЛИСТИЧЕСКАЯ ПРАВОВАЯ МОНАРХИЯ 1906—1917 ГГ. 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 30
Социальная политика в пореформенное время, направленная на уничтожение сословных привилегий и уравнение всего населения в личных правах, в принципе способствовала трансформации общества из сословного в классовое. Следствием этого было дальнейшее понижение значения дворянского статуса и роли дворянства в государственном управлении: по мере превращения привилегий в юридические фикции дворянство из доминирующего сословия превращалось в средний класс. Деятельность земств и городских дум способствовала дальнейшему распространению и развитию либеральных взглядов и настроений среди общественности, значительная часть которой хотела конституции и парламента, чтобы завершить строительство нового государственного здания, начатое реформами 1860-х гг. в правительственной среде были подготовлены и представлены Александру II и Александру III проекты введения законосовещательного представительного учреждения, принадлежавшие П. А. Валуеву (1863), великому князю Константину Николаевичу (1866), шефу Третьего отделения П. А. Шувалову (1874), министру внутренних дел М, Т. Лорис-Меликову (1881). Первые два проекта были отвергнуты императором и правительственным большинством, а третий проект Александр П одобрил и назначил окончательно его рассмотреть в Совете министров 4 марта 1881 г. Но 1 марта император был убит. Это событие оказалось фатальным для судьбы представительного учреждения, главным образом потому, что революционный терроризм был воспринят новым императором и консервативными правительственными кругами как следствие Великих реформ и как указание на то, что либеральные общественные круги с их требованиями конституции и парламента намерены лишить императора всей полноты власти. Став императором, Александр III, задолго до убийства своего отца прислушивавшийся к сторонникам самобытного развития России, всерьез задумался над тем, как остановить трансформацию самодержавия в конституционную монархию. Через два года после вступления на престол он полностью отказался от мысли учредить законосовещательный Земский собор. В результате контрреформы внесли в государственный строй такие поправки, которые усиливали в управлении обществом роль коронной администрации за счет ослабления роли общественного самоуправления. В деятельности высших государственных учреждений также обнаружился отход от сложившегося порядка. В царствование Александра III обсуждение законов стало происходить в Совете министров, чтобы миновать Государственный совет, где имелось много либеральных чиновников, введенных при Александре II, а Комитет министров стал выступать в роли высшей судебной инстанции, чтобы умалить роль Сената, где также сконцентрировалось много либеральных чиновников.36
Таким образом, при Александре III было сделана попытка затормозить развитие государственности в сторону правового государства с конституцией и парламентом. Однако консервативный политический курс не изменил ни характера русской государственности, ни главной тенденции ее развития •—государство продолжало эволюционировать, хотя и медленнее, чем в предшествующее царствование, в сторону конституционной монархии, а общество—в сторону гражданского общества. 37
Порядки, введенные в ходе контрреформ, пережили Александра III и без изменений просуществовали до 1905 г., когда Николай II под давлением революции и поражения в войне с Японией был вынужден согласиться на установление в России конституционной монархии. Сначала царский Манифест от 6 августа 1905 г. объявил о создании в России законосовещательной Думы, а затем Манифест от 17 октября 1905 г. возвестил введение конституционного строя. 23 апреля 1906 г. были изданы Основные законы, а через 4 дня собрались первая Государственная дума и обновленный Государственный совет, половина членов которого стала выборной, а половина назначалась царем. Так народ России получил конституцию, политические свободы и парламент.
Новые Основные законы Российской империи по юридической силе и по содержанию своему были вполне аналогичны тому, что на Западе называется конституцией, так как они 1) дали конституционное понятие закона: текст закона устанавливался Государственной думой вместе с Государственным советом и утверждался императором, благодаря чему закон и акт в порядке верховного управления стали различаться с точки зрения их формы и юридической силы; акты верховного управления считались актами подзаконными; 2) четко разделили основные и обыкновенные законы, и первые были наделены наибольшей силой обязательного действия и поставлены выше всех остальных, или обыкновенных, в том смысле, что обыкновенные законы (так же как и чрезвычайные указы в порядке верховного управления, наделяемые временной силой законов) не могли нарушать основных законов и были действительны при условии непротиворечия их основным законам; 3) установили пределы власти императора; 4) определили устройство Государственной думы и Государственного совета, в компетенцию которых входила законодательная деятельность, их место в системе государственных учреждений; 5) назначили порядок издания основных законов и установили правило, согласно которому законы входят в силу только после обнародования; этот момент имел большое значение: до 1906 г. допускалось действие необнародованных законов, «тайне подлежащих», — так называемого секретного законодательства, теперь подобная практика запрещалась;38 6) гарантировали субъективные публичные, или политические, права граждан, которые, с одной стороны, обеспечивали участие народа во власти, и с другой — ставили пределы вмешательству государственной власти в личную и общественную жизнь (например, свобода слова, передвижения и т. п. ограничивала вмешательство государства в личную жизнь, а свобода союзов, печати и т. п. — в общественную жизнь). Именно эти черты Основных законов 1906 г., являясь типичными и существенными для всех вообще конституций, делали российские Основные законы фактически конституцией, хотя они так не назывались.39
Основные законы могли изменяться исключительно по инициативе императора, однако он не имел права единолично вносить в них изменения без парламента. Указы должны были утверждаться обеими палатами парламента — думой и Государственным советом. Акт, не внесенный на обсуждение на ближайшую думскую сессию, терял свою силу. Как известно, Основные законы действовали в России с 1 января 1835 г. Однако они не имели перечисленных атрибутов истинных основных законов, не были защищены народным представительством от нарушения со стороны государственной власти и потому не могли называться конституцией, соответственно существовавший с 1 января 1835 г. по 23 апреля 1906 г. политический строй не являлся конституционным. Таковым может называться только образ правления, основанный на участии народа во власти, который установился после созыва Государственной думы в 1906 г.40
Ту форму государства, которая возникла в России в 1906 г., следует назвать дуалистической правовой монархией, так как законодательная власть принадлежала парламенту и государю, а исполнительная власть в центре — императору и бюрократии, на местах — бюрократии и органам общественного самоуправления. Днем перехода России от самодержавного строя к конституционному можно считать 27 апреля 1906 г., когда собралась первая Государственная дума на базе новых Основных законов. В этот день Россия сделала решающий шаг в сторону правового государства, осуществляющего преимущественно легальное господство. Разумеется, нельзя закрывать глаза на существенные особенности нового политического строя. Закон установил систему непрямых и невсеобщих выборов и ограничил избирательные права большим для России имущественным цензом: в 1906 г. один выборщик приходился на 2000 землевладельцев, на 7000 городского населения, на 30 000 крестьян и на 90 000 рабочих; электорат, если иметь в виду число выборщиков, которые непосредственно выбирали депутатов в думу, составлял по 51 губернии Европейской России в 1907—1910 гг., 3.3% всего населения, или 16% мужчин в возрасте 25 лет и старше; большая часть взрослого мужского населения имела право избирать в несколько приемов выборщиков в думу; правительство не назначалось парламентом, император обладал еще огромной властью,41 реализация политических прав встречала значительные трудности.
После 1906 г. Россия вошла в круг правовых государств: конституция и парламент, разделение властей и независимый суд стали неотъемлемыми институтами русской политической жизни, а правомерность управления — характерным качеством исполнительной, власти, Как это им парадоксально, с установлением конституционной монархии борьба общества с верховной властью не только не закончилась, а обострилась: Николай II мечтал о превращении парламента в законосовещательный орган, а общественность — об ослаблении роли монарха в управлении. Вопреки желанию императора законодательный парламент уверенно вживался в общую структуру русской государственности. В общество все глубже проникали идеи парламентаризма. К началу Первой мировой войны парламент стал неотъемлемой и позитивной частью государственной жизни, при этом в чисто организационном отношении, по мнению современников, Государственный совет работал намного эффективнее думы.42
Плодотворная деятельность парламента началась после изменения избирательного закона, получившего в историографии название третьеиюньского переворота. Новый избирательный закон 3 июня 1907 г. обобщал опыт выборов в две Государственные думы, в земства и городские думы и ставил целью создать такое представительство, которое бы могло эффективно работать в рамках действующих законов. Закон никого не лишал избирательных прав, а лишь изменил представительство от отдельных групп населения: доля голосов, или выборщиков, от крестьянства была уменьшена с 42 до 22.5%, от землевладельцев увеличена с 31 до 50.5%, а от горожан и рабочих осталась прежней — соответственно 24 и 3%, но горожане были разбиты на основании уровня доходов на две курии, и первая курия более состоятельных граждан имела 14.5% голосов, а вторая — 9.5%. В результате изменения избирательного закона цензовые граждане, которые имели опыт участия в земских и городских выборах, получили 65% голосов, что и обеспечило стабильность думы. Наличие в составе депутатов первой и второй думы около 44% полуграмотных крестьян, не способных к законодательной работе, служило важным фактором ее роспуска.
Война обнаружила неспособность коронной администрации вполне самостоятельно руководить страной. Императору следовало бы обратиться за помощью к обществу, а обществу пойти навстречу императору. Вместо этого до последнего момента Николай II и бюрократия пытались по возможности обойтись без помощи уже существующих общественных организаций, а оппозиция — при всяком удобном случае унизить коронную администрацию и верховную власть. В стране наступил кризис. Народу надоели война и ее лишения, он по призыву и под руководством оппозиции в феврале 1917 г. совершил революцию и свергнул царя.
В XVII—начале XX в. русская государственность находилась в состоянии непрерывного развития. В XVII в. в России существовала народная, или патриархальная, монархия, з первой четверти XVIII в. — абсолютизм; во второй половине XVIII в. сложилась сословная патерналистская монархия, которая во второй четверти XIX в. переросла в бюрократическую правомерную монархию, а в 1906—феврале 1917 г. — в дуалистическую правовую монархию; в феврале 1917 г. образовалась демократическая республика. В течение последнего десятилетия существования империи государственность являлась правовой, поскольку официально произошел переход к конституционному понятию закона, население получило конституцию, парламент и гражданские права. Таким образом, за 200 с небольшим лет Россия прошла путь от народной монархии, которая осуществляла традиционное господство, до демократической республики, которая осуществляла легальное господство.
Развитие правового государства в России происходило несколькими путями: 1)подчинение верховной власти праву, закону в силу самоограничения, при сохранении всей полноты власти в руках монарха; 2)ограничение власти коронных учреждений и чиновников взаимной конкуренцией за влияние, административным правом, административной юстицией, прокуратурой и органами местного и сословного самоуправления; 3)разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную между разными субъектами; 4) путем предоставления верховной властью различным разрядам сначала сословных прав, сословным учреждениям — прав сословного и общественного самоуправления, а затем всему населению — политических прав. По первому, второму и третьему путям монархия двигалась главным образом в силу своих внутренних потребностей, так как общественность преимущественно преследовала цель участвовать в управлении, а не подчинять верховную власть и ее аппарат законам, которые верховная власть сама творила. Здесь успехи были постоянными и значительными даже до 1905 г. По четвертому пути монархия двигалась под давлением общественности, и успехи здесь были особенно заметными после 1905—1906 гг.
В XVII в. власть государя ограничивалась Земским собором, Боярской думой, патриархом с Освященным собором, а также обычаем, традицией и законом. В XVIII в. Петр I понял, что во избежание хаоса в государственном управлении необходимо поставить и себя, и деятельность всех учреждений в рамки закона, точнее — административного права, с одной стороны, и развивать сословное самоуправление, с другой. То же самое мы наблюдали в деятельности его преемников. Одни из них, как Екатерина II, делали упор на развитие сословного самоуправления, другие, как Александр I и Николай I, — на повышение законности в коронном управлении. Таким образом, можно предположить, что главным фактором эволюции российской государственности о XVII—XIX вв. были объективные требования жизни.
Важная роль в эволюции русской государственности принадлежала изменению политического менталитета общества. В соответствии с политическими воззрениями русских людей XVII в. общество не противопоставляло себя государству, не стремилось подчинить его себе, свой гражданский и религиозный долг видело в службе государю, рассматривая ее как форму служения Богу. В соответствии с политическим менталитетом XVIII—первой половины XIX в. обществу отводилась по преимуществу роль подчиненного, а государству — роль единственного субъекта, который мудрыми решениями ведет общество. Во второй половине XIX в. складывается новый политический менталитет, согласно которому общество имеет право и должно участвовать в государственном управлении наравне с коронной администрацией. В соответствии с этим общественность перестает удовлетворяться правами на сословное самоуправление и начинает все настойчивее высказывать пожелание участвовать в государственном управлении. Верховная власть постепенно уступает требованиям общественности и передает ей часть своей власти. Однако делает это неохотно. И лишь тогда, когда общественность увлекла за собой крестьянство и рабочих, тогда верховная власть пошла на серьезные уступки и в России появились конституция и парламент. Следовательно, в то время как русская государственность развивалась в сторону правового государства, русское общество из объекта государственного управления постепенно превращалось в субъект управления, а россияне — из подданных в граждан.
Информация о работе Социальная и правовая эволюция российской монархии в XVII – начале XX вв.