Социально-экономическое развитие России в начале ХХ века. Империализм и его особенности в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 07:34, курс лекций

Описание работы

По размеру она занимала второе место в мире (после Британской империи). К 1913 г. численность населения возросла до 165 млн чел. Городское население составляло примерно 18 % от общего числа жителей России, что свидетельствует о том, что в стране по-прежнему преобладал аграрный сектор экономики. В начале XX в. стал очевидным процесс переселения крестьянства из центральных в восточные и южные районы России. Переселенцы в основном оседали в районах Западной Сибири и в регионах степной полосы. Однако основная часть населения проживала в европейской части России.

Файлы: 1 файл

тема 11. россия в начале 20века.doc

— 410.00 Кб (Скачать файл)

§ 5. Продажные, залоговые и дарственные сделки на землю (кроме поименованных в § 7) должны быть немедленно приостановлены.

§ 6. Земные недра  и воды, если таковые не эксплуатируются  в настоящее время их владельцами, должны быть объявлены общенародной собственностью. Порядок отдачи их в эксплуатацию общественным учреждениям и частным лицам должен быть определен особым законом.

§ 7. Порядок  перехода в общенародную собственность  тех земельных, недр и вод частного владения, которые уже находятся  в эксплуатации, а также земель, находящихся под промышленными заведениями и городскими поселениями, должен быть определен особым законом. До перехода же этих имуществ в общенародную собственность права владельцев на прирост ценности, поскольку он зависит не от труда и капитала, а от общественных усилий, должны быть ограничены.

§ 8. Из общенародного  фонда выделяются прежде всего земли, необходимые для государственных  и общественных надобностей, каковые  поступают в ведение надлежащих общественных и государственных  учреждений.

§ 9. Остальная земля, поскольку таковая может служить для сельского хозяйства, отдается в пользование всем желающим обрабатывать ее своим трудом, причем в очереди местному населению отдается преимущество перед пришлым и земледельческому — перед неземледельческим. Во всяком случае каждый трудящийся имеет право на усадебную оседлость в той местности, в которой он живет, и право на надел в той местности, где имеется свободная земля.

§ 10. Наделение  землей из общенародного фонда производится в пределах трудовой нормы, причем если за наделением окажется избыток, то таковой остается в ведении государства и местных общественных учреждений в качестве запаса для общественных надобностей или на случай прироста местного населения, а также для наделения переселенцев из других местностей.

§11. Если земли для наделения всего земледельческого населения данной местности не хватит, то все имеющие менее продовольственной нормы получают право на переселение за счет государства в те местности империи, где в земле имеется избыток.

§ 12. В случае изменения хозяйственных условий местности установленная для нее трудовая норма может быть пересмотрена и изменена, после чего оказавшиеся у отдельных домохозяев излишки подлежат отчуждению. Равным образом, при изменившихся условиях, подлежит пересмотру и продовольственная норма, в зависимости от которой будет находиться право на переселение за счет государства.

§ 13. Полученная из народного фонда земля, в случае прекращения хозяйства, а также  при желании уменьшить его  размеры, подлежит возвращению в фонд, причем за все произведенные на ней и не использованные улучшения выплачивается вознаграждение за счет государства. Переуступка общенародной земли частным путем вовсе не должна быть допускаема.

§ 14. Поступившие  в надел из общенародного фонда  земли подлежат особому земельному налогу, который должен устанавливаться в соответствии с их качеством и местонахождением и при равных условиях должен быть тем выше, чем больше размер надела.

§ 15. Лицам, получившим землю из общенародного фонда  и не имеющим достаточных средств для обзаведения всем необходимым для хозяйства, должна быть оказываема помощь за счет государства в форме ссуд и пособий.

§ 16. Заведование общенародным земельным фондом, за исключением земель, имеющих общенародное значение, должно быть возложено на местные самоуправления, избранные всеобщим, равным, прямым и тайным голосованием, которые в пределах, установленных законом, действуют самостоятельно.

§ 17. Для подготовительных действий к земельной реформе и для упорядочения экономических отношений в течение переходного времени должны быть учреждены местные комитеты: губернские, уездные и волостные (или другие, соответствующие им по местным условиям). Комитеты должны быть избраны посредством всеобщего, прямого, равного и тайного голосования.

§ 18. На комитет должно быть возложено:

а) организовать свободное и широкое, при участии  всего населения, обсуждение общих  оснований и всех подробностей аграрной реформы;

б) привести в  известность количество и распределение  земли, а также численность и  состав нуждающегося в земле населения; проектировать соответствующие местным условиям трудовые и продовольственные нормы и выработать, применительно к местным условиям, план проведения реформы;

в) устанавливать, впредь до осуществления реформы, арендные цены, заработную плату, продолжительность рабочего дня и другие отношения между землевладельцами и трудящимися в случае споров и недоразумений между ними.

§ 19. Организация  местных комитетов и план их действий должны быть определены законом.

§ 20. Выборы в  местные комитеты, а также обсуждение аграрной реформы на местах должны происходить при непременном условии полной свободы и личной неприкосновенности.

Цит по: Хрестоматия  по истории СССР, 1861-1917 гг. под ред. Тюкавкина В.Г. М., 1990. С. 324-327. 

 

 

 

Выборгское  воззвание 10 июля 1906 г. «Народу от народных представителей»

Граждане всей России! Указом 8-го июля Государственная  Дума распущена. Когда вы избрали  нас своими представителями, вы поручили нам добиваться земли и воли. Исполняя ваше поручение и наш долг, мы составляли законы для обеспечения народу свободы, мы требовали удаления безответственных министров, которые, безнаказанно нарушая законы, подавляли свободу; но прежде всего мы желали издать закон о наделении землею трудящегося крестьянства путем обращения на этот предмет земель казенных, удельных, кабинетских, монастырских, церковных и принудительного отчуждения земель частновладельческих. Правительство признало такой закон недопустимым, а когда Дума еще раз настойчиво подтвердила свое решение о принудительном отчуждении, был объявлен роспуск народных представителей.

Вместо нынешней Думы правительство обещает созвать  другую через семь месяцев. Целых  семь месяцев Россия должна оставаться без народных представителей в такое  время, когда народ находится  на краю разорения, промышленность и торговля подорваны, когда вся страна охвачена волнениями и когда министерство окончательно доказало свою неспособность удовлетворить нужды народа. Целых семь месяцев правительство будет действовать по своему произволу и будет бороться с народным движением, чтобы, получить послушную, угодливую Думу, а если ему удастся совсем задавить народное движение, оно не соберет никакой Думы.

Граждане! Стойте крепко за попранные права народного  представительства, стойте за Государственную  думу. Ни одного дня Россия не должна оставаться без народного представительства. У вас есть способ добиться этого: правительство не имеет права без согласия народного представительства ни собирать налоги с народа, ни призывать народ на военную службу. А потому теперь, когда правительство распустило Государственную думу, вы вправе не давать ему ни солдат, ни денег. Если же правительство, чтобы добыть себе средства, станет делать займы, то такие займы, заключенные без народного представительства, отныне недействительны и русский народ никогда не признает и платить по ним не будет. Итак, до созыва народного представительства не давайте ни копейки в казну, ни одного солдата в армию. Будьте тверды в своем отказе, стойте за свои права все как один человек. Перед единой и непреклонной волей народа никакая сила устоять не может. Граждане! В этой вынужденной, но неизбежной борьбе наши выборные люди будут с вами. (хрестоматия 327-328)

Цит по: Дело о  Выборгском воззвании: Стенографический отчет о заседаниях особого присутствия С.-Петербургской судебной палаты 12—18 декабря 1907 года.— СПб., 1908.— С. 6—7.; Хрестоматия по истории СССР, 1861-1917 гг. под ред. Тюкавкина В.Г. М., 1990. С. 327-328.  

 

 

 

 

 

3. Государственный переворот 3 июня 1907 г. 

 

Манифест о  роспуске Государственной Думы, о времени созыва новой Думы и об изменении порядка выборов в Государственную Думу

(Извлечение)

Манифест подписан императором Николаем II и обнародован 3 июня 1907 г., знаменовал собой государственный переворот, поскольку издание нового избирательного закона одной волей царя являлась грубым нарушением Манифеста 17 октября 1905 г. и Основных государственных законов.

... Значительная  часть состава второй Государственной  Думы не оправдала ожиданий  Наших. Не с чистым сердцем,  не с желанием укрепить Россию  и улучшить ее строй, приступили  многие из присланных от населения  лиц к работе, а с явным стремлением  увеличить смуту и способствовать разложению Государства.

Деятельность  этих лиц в Государственной Думе послужила непреодолимым препятствием к плодотворной работе. В среду  самой Думы внесен был дух вражды, помешавший сплотиться достаточному числу  членов ее, желавших работать на пользу родной земли.

По этой причине  выработанные Правительством Нашим  обширные мероприятия Государственная  Дума или не подвергала вовсе рассмотрению, или замедляла обсуждением, или  отвергала, не остановившись даже перед  отклонением законов, каравших открытое восхваление преступления и сугубо наказывавших сеятелей смуты в войсках. Уклонившись от осуждения убийств и насилий. Государственная Дума не оказала в деле водворения порядка нравственного содействия Правительству, и Россия продолжает переживать позор преступного лихолетья.

Медлительное  рассмотрение Государственной Думой  Росписи Государственной вызвало  затруднение в своевременном  удовлетворении многих насущных потребностей народных.

Право запросов Правительству значительная часть  Думы превратила в способ борьбы с Правительством и возбуждения недоверия к нему в широких слоях населения.

Наконец свершилось деяние, неслыханное в летописях  истории. Судебной властью был раскрыт  заговор целой части Государственной  Думы против Государства и Царской Власти. Когда же Правительство Наше потребовало временного, до окончания суда, устранения обвиняемых в преступлении этом пятидесяти пяти членов Думы и заключения наиболее уличаемых из них под стражу, то Государственная Дума не исполнила немедленно законного требования властей, не допускавшего никакого отлагательства.

Все это побудило Нас Указом, данным Правительствующему Сенату 3 сего Июня, Государственную  Думу второго созыва распустить, определив  срок созыва новой Думы на 1 Ноября сего 1907 года ...

Созданная для укрепления Государства Российского, Государственная Дума должна быть русскою и по духу.

Иные народности, входящие в состав Державы Нашей, должны иметь в Государственной  Думе представителей нужд своих, но не должны и не будут являться в их числе, дающем им возможность быть вершителями вопросов чисто русских.

В тех же окраинах Государства, где население не достигло достаточного развития гражданственности, выборы в Государственную Думу должны быть приостановлены.

Все эти изменения  в порядке выборов не могут быть проведены обычным законодательным путем через ту Государственную Думу, состав коей признан Нами неудовлетворительным, вследствие несовершенства самого способа избирания ее Членов. Только Власти, даровавшей первый избирательный закон, исторической Власти Русского Царя, довлеет право отменить оный и заменить его новым ...

Полный Свод Законов Российской Империи, Собрание третье, т, XXVII, No 29240.

Цит по: Сборник  документов и материалов по курсу "Политическая история XX века. Москва, 1991 г. с. 122 – 123.; Хронос – всемирная история в интернете // www.hrono.ru/docum/duma1907.html  

 

 

 

IV. ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА 

 

Конвенция между Россией и Англией по делам Персии, Афганистана и Тибета (извлечение).

Конвенция подписана  в Санкт-Петербурге 18 августа 1907 г. российским министром иностранных дел А. П. Извольским и полномочным послом Великобритании в России А. Никольсоном. Это соглашение стало завершающим шагом в складывании Антанты – одного из двух участвовавших вПервой мировой войне военно-политических блоков, объединявшего Великобританию, Францию и Россию. Договор снимал последние противоречия между Россией и Великобританией в вопросах разделения сфер влияния на Среднем Востоке.

Его величество император всероссийский и Его  величество король Соединенного Королевства  Великобритании и Ирландии и британских территорий за морями, император Индии, воодушевленные искренним желанием уладить по взаимному согласию различные вопросы, касающиеся интересов их государств на азиатском материке, решили заключить соглашения, предназначенные предупреждать всякий повод к недоразумениям между Россией и Великобританией в отношении сказанных вопросов, и назначили с этой целью своими соответственными уполномоченными - а именно:

е. в. император  всероссийский:

...Александра  Извольского, Министра иностранных  дел,

е. в. король Соединенного Королевства Великобритании и Ирландии...

...Артура Никольсона, своего чрезвычайного и полномочного  посла при е.в. императоре всероссийском,  которые, сообщив друг другу  свои полномочия, найденные в  доброй и надлежащей форме,  условились о нижеследующем:

А. соглашение, касающееся Персии

Правительства России и Великобритании, взаимно  обязавшись уважать целость и  независимость Персии и желая  искренне сохранения порядка на всем протяжении этой страны и ее мирного  развития, равно как и постоянного  установления одинаковых преимуществ для торговли и промышленности всех других народов;

принимая во внимание, что каждое из них имеет, по причинам географического и экономического свойства, специальный интерес в  поддержании мира и порядка в  некоторых провинциях Персии, смежных  или соседних с русской границей, с одной стороны, и с границами Афганистана и Белуджистана, с другой; и желая избежать всякого повода к столкновению между их взаимными интересами в персидских провинциях, о которых было упомянуто выше,

согласились о нижеследующих положениях:

Информация о работе Социально-экономическое развитие России в начале ХХ века. Империализм и его особенности в России