Социально-экономическое развитие России в начале ХХ века. Империализм и его особенности в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 07:34, курс лекций

Описание работы

По размеру она занимала второе место в мире (после Британской империи). К 1913 г. численность населения возросла до 165 млн чел. Городское население составляло примерно 18 % от общего числа жителей России, что свидетельствует о том, что в стране по-прежнему преобладал аграрный сектор экономики. В начале XX в. стал очевидным процесс переселения крестьянства из центральных в восточные и южные районы России. Переселенцы в основном оседали в районах Западной Сибири и в регионах степной полосы. Однако основная часть населения проживала в европейской части России.

Файлы: 1 файл

тема 11. россия в начале 20века.doc

— 410.00 Кб (Скачать файл)

Несмотря на указанные неблагоприятные факторы, за 1900 - 1908 гг. численность рабочих  увеличилась на 432 тыс. человек, а  объем промышленной продукции возрос на 37 %. С конца 1909 г. полоса длительной депрессии сменилась новым промышленным подъемом. Самые высокие темпы производства наблюдались в наиболее крупных и монополизированных отраслях - топливной, черной и цветной металлургии, машиностроении. В значительной степени рост производства этих отраслей промышленности был обусловлен огромными государственными заказами на военные нужды. На улучшение экономической ситуации оказали влияние и высокие урожаи 1909 - 1913 гг. (за исключением 1911 г.); стало возможным в небывалых размерах повысить экспорт хлеба, к тому же на мировом рынке цены на хлеб возросли на 35 %.

Однако промышленный подъем 1909 - 1913 гг. не вызвал появления  на карте новых промышленных центров, как это было в конце 1890-х гг. Основная часть промышленного производства сосредоточивалась в старых промышленных районах, но внутри этих районов произошли некоторые структурные изменения. В Центрально-промышленном районе существенно поднялся удельный вес тяжелой промышленности - район стал крупным центром машиностроения. В Северо-Западном районе выросли крупные предприятия текстильной и химической промышленности. В Бакинском районе, который продолжал оставаться основным нефтедобывающим центром страны, выросли предприятия нефтяного машиностроения.

Годы экономического подъема (1909 - 1913) стали временем создания монополий высшего типа - трестов и концернов. Возникли такие комбинированные объединения, которые включали предприятия, осуществлявшие все стадии производства - от добычи сырья до сбыта готовой продукции. Трестирование было характерно в первую очередь для отраслей тяжелой промышленности, где оно осуществлялось при участии правительственных органов. Перед началом первой мировой войны монополии проникли во все отрасли российской экономики, в общей сложности их насчитывалось около 200. Ведущую роль среди них занимали 30 крупных монополий. Овладев внутренним рынком, монополии диктовали цены и искали выходы на внешний рынок. Таким образом, монополистические объединения превратились в важнейший фактор хозяйственно - экономической жизни страны.

Цит по: История  России с древнейших времен до 1917 года. / В.Ю. Халтурин, С.П. Боброва, О.Е. Богородская, Г.А. Будник и др.; Под ред. В.Ю. Халтурина: Учеб. пособие / Иван. Гос. Энерг. Ун-т. – Иваново, 2003. – C. 216 - 220. 

 

 

 

 

 

II. АГРАРНАЯ РЕФОРМА П.А. СТОЛЫПИНА 

 

«Нам нужна великая Россия»

(речь П.А. Столыпина на заседании Государственной Думы 10.03.1907 г.)

... В настоящее  время государство у нас хворает. Самой больной, самой слабой частью, которая хиреет, которая завядает, является крестьянство. Ему надо помочь. Предлагается простой, совершенно автоматический, совершенно механический способ: взять и разделить все 130 000 существующих в настоящее время поместий. Государственно ли это? Не напоминает ли это историю тришкина кафтана – обрезать полы, чтобы сшить из них рукава?

Господа, нельзя укрепить больное тело, питая его  вырезанными из него самого кусками  мяса; надо дать толчок организму, создать прилив питательных соков к больному месту, и тогда организм осилит болезнь; в этом должно, несомненно, участвовать все государство, все части государства должны прийти на помощь той его части, которая в настоящее время является слабейшей. В этом смысл государственности, в этом оправдание государства как одного социального целого. Мысль о том, что все государственные силы должны прийти на помощь слабейшей его части, может напоминать принципы социализма; но если это принцип социализма, то социализма государственного, который применялся не раз в Западной Европе и приносил реальные и существенные результаты. У нас принцип этот мог бы осуществиться в том, что государство брало бы на себя уплату части процентов, которые взыскиваются с крестьян за предоставленную им землю.

В общих чертах дело сводилось бы к следующему: государство закупало бы предлагаемые в продажу частные земли, которые  вместе с землями удельными и  государственными составляли бы государственный  земельный фонд. При массе земель, предлагаемых в продажу, цены на них при этом не возросли бы. Из этого фонда получали бы землю на льготных условиях те малоземельные крестьяне, которые в ней нуждаются и действительно прилагают теперь свой труд к земле, и затем те крестьяне, которым необходимо улучшить формы теперешнего землепользования. Но так как в настоящее время крестьянство оскудело, ему не под силу платить тот сравнительно высокий процент, который взыскивается государством, то последнее и приняло бы на себя разницу в проценте, выплачиваемом по выпускаемым им листам, и тем процентом, который был бы посилен крестьянину, который был бы определяем государственными учреждениями. Вот эта разница обременяла бы государственный бюджет; она должна была бы вноситься в ежегодную роспись государственных расходов.

Таким образом, вышло бы, что все государство, все классы населения помогают крестьянам приобрести ту землю, в которой они  нуждаются. В этом участвовали бы все плательщики государственных  повинностей, чиновники, купцы, лица свободных  профессий, те же крестьяне и те же помещики. Но тягость была бы разложена равномерно и не давила бы на плечи одного немногочисленного класса 130 000 человек, с уничтожением которого уничтожены были бы, что бы там ни говорили, и очаги культуры. Этим именно путем правительство начало идти, понизив временно проведенным по 87 статье законом проценты платежа Крестьянскому банку. <...>

Если бы одновременно был установлен выход из общины и  создана, таким образом, крепкая  индивидуальная собственность, было бы упорядочено переселение, было бы облегчено получение ссуд под надельные земли, был бы создан широкий мелиоративный землеустроительный кредит, то хотя круг предполагаемых правительством земельных реформ и не был бы вполне замкнут, но виден был бы просвет; при рассмотрении вопроса в его полноте, может быть, и в более ясном свете представился бы и пресловутый вопрос об обязательном отчуждении.

Пора этот вопрос вдвинуть в его настоящие  рамки, пора, господа, не видеть в этом волшебного средства, какой то панацеи  против всех бед. Средство это представляется смелым потому только, что в разоренной России оно создаст еще класс разоренных вконец землевладельцев. Обязательное отчуждение, действительно, может явиться необходимым, но, господа, в виде исключения, а не общего правила, и обставленным ясными и точными гарантиями закона. Обязательное отчуждение может быть не количественного характера, а только качественного. Оно должно применяться, главным образом, тогда, когда крестьян можно устроить на местах, для улучшения способов пользования ими землей, оно представляется возможным тогда, когда необходимо: при переходе к лучшему способу хозяйства – устроить водопой, устроить прогон к пастбищу, устроить дороги, наконец, избавиться от вредной чересполосицы. <…>

Пробыв около 10 лет у дела земельного устройства, я пришел к глубокому убеждению, что в деле этом нужен упорный труд, нужна продолжительная черная работа. Разрешить этого вопроса нельзя, его надо разрешать. В западных государствах на это потребовались десятилетия. Мы предлагаем вам скромный, но верный путь. Противникам государственности хотелось бы избрать путь радикализма, путь освобождения от исторического прошлого России, освобождения от культурных традиций. Им нужны великие потрясения, нам нужна Великая Россия! (Аплодисменты справа).

Цит по: Из речи П.А.Столыпина 10 марта 1907 г. // Государственная  Дума. Второй созыв. Сессия вторая. 1907 год. Стенографические отчеты. СПб., 1907. Т. I. С. 433-445. 

 

 

 

Временные правила 19 марта 1909 года о землеустройстве целых сельских обществ

Временные правила о землеустройстве целых сельских обществ были разработаны и утверждены Комитетом по землеустроительным делам. Формально Правила относились к административно-ведомственным распоряжениям и не требовали законодательного обсуждения. Ряд положений Временных правил 19 марта 1909 г. вошли впоследствии в закон 14 июня 1910 г. об изменении и дополнении некоторых постановлений о крестьянском землевладении и в закон 29 мая 1911 г. о землеустройстве.

I. Общие положения

1. Ходатайства  о содействии землеустройству  целых сельских обществ или  селенных обществ (переходу к  хуторскому или отрубному владению, разделу многоселенных (однопланных) обществ и выделу земли выселкам и частям селений), выраженные в приговорах подлежащих сходов, подаются в уездные землеустроительные комиссии как непосредственно, так и через учреждения и лиц, заведующих крестьянскими делами или землеустройством, а равно через волостные и сельские управления, которые обязаны принимать эти ходатайства и немедленно направлять их в уездную комиссию.

2. Ходатайства  сельских обществ (ст. 1), которые  как по содержанию представленного  приговора, так и по другим, имеющимся в комиссии сведениям, не возбуждают сомнения в действительном желании общества перейти к новой форме землевладения, – уездная землеустроительная комиссия сообщает губернской землеустроительной комиссии для включения в очередь землеустроительных работ.

3. По всем  делам, вызывающим сомнения как по форме, так и по существу ходатайств – непременный член уездной комиссии или, по ее поручению, один из ее членов, по преимуществу занимающий должность земского начальника, или соответствующего ему должностного лица, выезжает в ближайший срок на место для личного выяснения всех обстоятельств дела и для получения приговора, выражающего действительное желание общества.

4. Если производящее  расследование на месте лицо (ст. 3) не придет к убеждению в  серьезности возбужденного обществом ходатайства, – оно предлагает обществу принять обязательство возместить расходы по землемерным работам на случай, если проект землеустройства не будет принят обществом без уважительных причин.

5. По произведенному  расследованию (ст. 3 и 4) уездная  комиссия или представляет дело губернской комиссии для включения в очередь работ (ст. 2), или оставляет ходатайство крестьян без последствий.

6. Губернская  землеустроительная комиссия распределяет  все представленные уездными  комиссиями дела по землеустройству целых обществ между отдельными землеустроителями, назначая таковыми непременных членов уездных комиссий, а при обременении их другими, не менее важными и срочными землеустроительными работами, – членов уездных комиссий, занимающих должность земского начальника, а также наиболее подготовленных к самостоятельному ведению этих дел землемеров. При этом на непременном члене, во всяком случае, лежит наблюдение за работами прочих землеустроителей и ответственность за общий ход работ по внутринадельному землеустройству в уезде.

7. Землеустроители,  равно как командируемые им  в помощь землемеры, вырабатывают  на месте все условия разверстаний, выделов и разделов и составляют  соответствующий землеустроительный  проект, руководствуясь технической  инструкциею, при сем прилагаемой.

II. Переход  сельских обществ к отрубному  или хуторскому владению

8. Ходатайства  сельского общества о содействии  переходу на хуторские или  отрубные участки излагаются  в форме общественного приговора,  содержащего:

1) определенно  выраженное желание крестьян перейти к хуторскому или отрубному владению

2) указание  размера фактического земельного  владения каждого из домохозяев  общества (ст. 9 и 10) или того их  владения, которое полагается в  основание разверстки

3) указание  на избранных обществом для  участия во всех последующих землеустроительных работах уполномоченных. Приговор этот постановляется в обществах с общинным или смешанным землепользованием большинством не менее 2/3 голосов всех крестьян, имеющих право голоса на сходе, причем в составлении сих приговоров участвуют как члены общины, так и крестьяне, владеющие участками на праве личной собственности. В обществах с подворным землевладением приговор этот постановляется простым большинством голосов всех домохозяев общества.

9. Размер землепользования каждого отдельного домохозяина (ст. 8, п. 2 и ст. 10 и 11) показывается принятым в обществах способом (мерою земли, душами, паями и т.д.), причем все участники разверстания означаются в списке соответственно тем правовым основаниям владения, которые определяются, согласно отд. III закона 9 ноября 1906 г. или ст. 47 и 48 Высочайше утвержденного 14 июня 1910 г. закона об изменении и дополнении некоторых постановлений о крестьянском землевладении

Электронную версию документа предоставил Фонд изучения наследия П.А.Столыпина www.stolypin.ru., Хронос – всемирная история в интернете // www.hrono.ru/docum/ 

 

 

 

 

 

Закон об изменении и дополнении некоторых постановлений о крестьянском землевладении 14 июня 1910 г.

Глава 1 «О правах крестьян на укрепление и выдел участков общинной земли»

А. В обществах  и селениях, не производящих переделов.

1. Общества  и имеющие отдельные владения  селения, в коих не было общих  переделов со времени наделения  их землей, признаются перешедшими  к наследственному (участковому или подворному) владению...

2. В упомянутых  в статье 1 обществах и селениях  участки, состоявшие ко времени  обнародования настоящего закона  в бесспорном постоянном (не арендном) пользовании отдельных домохозяев, признаются личной их или в надлежащих случаях (ст. 48) общей с другими членами семьи собственностью.

3. Право на  участие в пользовании общественными  угодьями, переделяемыми на особых  основаниях (ст. 17), сохраняется в  неизменной доле за отдельными  домохозяевами (ст. 2) в размере действительного их пользования…

4. Сельские  и селенные сходы имеют право  требовать составления общих  на все общество или селение  актов, удостоверяющих права собственности  отдельных домохозяев на упомянутые  в статье 2 участки. Таким же  правом пользуются и отдельные домохозяева по отношению к составляющим их собственность участкам.

Б. В обществах  и селениях, производящих общие переделы.

9. Каждый домохозяин, владеющий надельной землей на  общинном праве, может во всякое  время требовать укрепления в  личную его или в подлежащих случаях (ст. 48) в общую с другими членами семьи собственность причитающейся выходящим из общины части означенной земли. При отсутствии родоначальника в семье, ведущей одно хозяйство, споры о том, кто из членов семьи является домохозяином, разрешаются волостным судом.

Информация о работе Социально-экономическое развитие России в начале ХХ века. Империализм и его особенности в России