Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 07:34, курс лекций
По размеру она занимала второе место в мире (после Британской империи). К 1913 г. численность населения возросла до 165 млн чел. Городское население составляло примерно 18 % от общего числа жителей России, что свидетельствует о том, что в стране по-прежнему преобладал аграрный сектор экономики. В начале XX в. стал очевидным процесс переселения крестьянства из центральных в восточные и южные районы России. Переселенцы в основном оседали в районах Западной Сибири и в регионах степной полосы. Однако основная часть населения проживала в европейской части России.
11) Урегулирования
законодательным порядком
12) Установления
для каждой местности
13) Выкупа всех
сервитутных прав при
14) Устройства казенных зернохранилищ (элеваторов) для покупки крестьянского хлеба и выдачи под него ссуд, что освободит мелких землевладельцев от эксплуатации их скупщиками и комиссионерами и упорядочит заграничный вывоз.
15) Учреждения
и развития мелкого
16) Всяческого
облегчения крестьянам и
Независимо от сего, принимая во внимание много раз оказанные и теперь оказываемые России исторические услуги СЛАВНЫМ КАЗАЧЕСТВОМ, СОЮЗ РУССКОГО НАРОДА признает необходимым употребить все силы для улучшения быта отдельных казачьих хозяев в земельном и денежном отношениях.
Кроме того, по тем же причинам СОЮЗ находит целесообразным добиваться, чтобы административные и полицейские должности с присвоенными им окладами в настоящее смутное время замещались бы преимущественно казачьими чинами, состоящими на льготе или по войску.
Казачьи сословия, ныне расформированные, прежних малороссийских и новороссийских полков в Полтавской, Черниговской, Киевской и Бессарабской губерниях - должны быть уравнены в преимуществах и обязанностях с остальным казачеством.
VII. Рабочий вопрос
СОЮЗ признает необходимым всеми мерами способствовать облегчению труда и улучшению быта рабочих. С этой целью СОЮЗ вменяет себе в обязанность содействовать:
А) Возможному сокращению рабочего дня.
Б) Устройству Русского Государственного Промышленного Банка с целью облегчения образования рабочих и промышленных артелей и товариществ и снабжения их дешевым кредитом.
В) Добиваться государственного страхования рабочих на случай смерти, увечий, болезни и старости.
Г) Добиваться упорядочения условий труда и взаимных отношений фабрикантов и рабочих.
VIII. Народное образование
СОЮЗ РУССКОГО
НАРОДА будет требовать бесплатного
народного всеобщего
Политиканство из школы должно быть устранено, и молодые поколения должны быть ограждены от развратителей, кто бы они ни были.
IX. Торговля, промышленность и финансы
СОЮЗ ставит себе задачей всеми мерами способствовать развитию русской торговли и промышленности, захваченной в настоящее время иностранцами и евреями, и переходу таковой в русские руки.
1) СОЮЗ будет
добиваться увеличения
2) СОЮЗ считает своею обязанностью стремиться к тому, чтобы русские финансы вышли из подчинения иностранных рынков.
3) СОЮЗ должен
всеми способами содействовать
тому, чтобы призывать русских
капиталистов к борьбе с
4) СОЮЗ, признавая,
что частные земельные банки
служат к эксплуатации
6) СОЮЗ будет настаивать на том, чтобы все без исключения казенные заказы исполнялись бы в России, а не за границей, и чтобы в промышленных и мореходных предприятиях, получающих правительственную поддержку, не допускались бы иностранцы.
7) СОЮЗ будет
стремиться к упорядочению
8) Кроме того,
СОЮЗ будет настаивать, чтобы
правительственные заказы
X. Правосудие
СОЮЗ вменяет себе в обязанность добиваться всеми мерами устранения служебного произвола, судебной волокиты как по уголовному, так и гражданскому производству, удешевления такового и восстановления правосудия.
Преступления против Государства, против жизни, грабеж, поджог, недозволенное приготовление, хранение, перевозка, ношение и употребление взрывчатых веществ и снарядов АНАРХИСТАМИ и РЕВОЛЮЦИОНЕРАМИ, соучастие в этих преступлениях, укрывательство и пристанодержательство, насильственное снятие с работ и закрытие промышленных и торговых заведений, порча мостов, путей и машин с целью прекращения движения или остановки работ, вооруженное сопротивление властям, революционная пропаганда в войсках, подстрекательство женщин и малолетних к преступлениям - должны караться СМЕРТНОЙ КАЗНЬЮ.
СОЮЗ РУССКОГО НАРОДА, признавая, что русский Суд находится иногда под влиянием евреев и, благодаря этому, весы правосудия пристрастно наклоняются в их пользу, обязывается отстаивать интересы русского правосудия и Русского Народа на Суде, нещадно обличая в издаваемых им органах все неправильности, отстаивая чистоту русского правосудия.
СОЮЗ РУССКОГО НАРОДА будет настаивать на том, чтобы в судебном ведомстве прекратились случаи покровительства революции. Поэтому должны быть устранены от должности те чины судебного ведомства, которые принимали участие в политических партиях, враждебных ПРАВОСЛАВИЮ, САМОДЕРЖАВИЮ и РУССКОЙ НАРОДНОСТИ, и не должны быть допускаемы в адвокаты (присяжные поверенные, присяжные, стряпчие, помощники присяжных поверенных и частные поверенные) ЕВРЕИ.
Настоящая избирательная программа выработана и единогласно принята первым Всероссийским Съездом уполномоченных Отделов Союза Русского Народа и является, в силу этого, обязательною для всех отделов Союза по всей Российской Империи.
Председатель Съезда, Товарищ Председателя Главного Совета Союза Русского Народа, Владимир Пуришкевич. Верно: Секретари Н.Ознобишин, М.Зеленский.
Петербург. 2 сентября 1906 года.
ГАРФ. Ф. 116. Оп. 2. Д. 1. Л. 675-676 об.
Цит по: Сборник программ политических партий. Под ред. В.В.Водовозова. Вып. VI. СПб., 1906. С. 17-30.; Политические партии России конца XIX – начала XX вв. Документальное наследие. Правые партии. 1905-1917 гг. Документы и материалы. Том 1. М., «РОССПЭН», 1998. С. 54-61.
Предложения фракции кадетов по аграрному вопросу, внесенные в I Государственную думу (проект 42-х) 8 мая 1906 г.
Государственная дума в своем последнем заседании признала, что она «не исполнила бы своего долга, если бы она не выработала закона» для удовлетворения острой земельной нужды трудового крестьянства «путем обращения на этот предмет земель казенных, удельных, кабинетских, монастырских, церковных и принудительного отчуждения земель частновладельческих».
Считая неотложно необходимым приступить теперь же к решению земельного вопроса, мы, нижеподписавшиеся, принадлежа к партии народной свободы, находим, что будущий законопроект должен взять за основу следующие положения:
1. Увеличение
площади землепользования
2. Отчуждаемые
земли поступают в
б) земля, не превышающая по площади установленного законом высшего размера на одного владельца и обрабатываемая его инвентарем, также должна подлежать обязательному отчуждению, если местное земледельческое население не может получить достаточно обеспечения из других земель той же местности или если отчуждение является необходимым для устранения вредной чересполосицы и других существенных недостатков в расположении наделов и в составе их по угодиям;
в) не подлежат отчуждению:
1) Небольшие участки, не превышающие трудовой нормы, определяемой по местным условиям.
2) Городские
выгонные земли, а равно земли,
3) Земли под усадьбами, садами, огородами (кроме сдаваемых в аренду), искусственными лесонасаждениями, виноградниками, хмельниками, питомниками и т. п., за исключением, однако, случаев, когда отчуждение этих земель необходимо для устранения вредной чересполосицы.
4) Земли, на
которых расположены фабрично-
5) Участки,
которые центральным
VI. Земли из
государственного земельного
VII. Из государственного земельного запаса отводятся земли сначала местному малоземельному и безземельному населению,— закон определяет, что разумеется под местным населением. За удовлетворением потребности местного населения, остающиеся свободными земли государственного земельного запаса предназначаются для переселенцев, не получивших земельного обеспечения по месту прежнего жительства.
VIII. В местностях,
изобилующих лесами, под земельное
обеспечение земледельцев
IX. Закон, установив общие основы земельной реформы, должен допускать со стороны местных учреждений представления о некотором видоизменении этих норм согласно с местными условиями, но с непременным сохранением самой основы реформы — прочного обеспечения землей земледельческого населения путем обязательного отчуждения.
X. Закон должен
установить систему и порядок
учреждений — центрального и
местных для подготовки и
Мы предлагаем избрание комиссии из 33 членов для разработки и внесения в Думу законопроекта по земельному делу и просим передать в эту комиссию, как материал, настоящую записку нашу.
Цит по: Государственная дума: Стенографические отчеты: Созыв 1: Сессия 1.— Т. 1.— С. 248—251. ; Хрестоматия по истории СССР, 1861-1917 гг. под ред. Тюкавкина В.Г. М., 1990. С. 318-321.
«Проект основных положений» по аграрному вопросу, внесенные в I Государственную думу трудовой группой 23 мая 1906 г. (Проект 104-х)
§ 1. Земельное законодательство должно стремиться к тому, 8 чтобы установить такие порядки, при которых вся земля с ее недрами и водами принадлежала бы всему народу, причем нужная земля для сельского хозяйства могла бы отдаваться в пользование тем, кто будет ее обрабатывать своим трудом. Все граждане должны иметь равное право на такое пользование ею.
§ 2. С этой целью должен быть образован общенародный земельный фонд, в который должны войти все казенные, удельные, кабинетские, монастырские и церковные земли; в тот же фонд должны быть принудительно отчуждены помещичьи и проч. частновладельческие земли, поскольку размеры отдельных владений превышают установленную для данной местности трудовую норму.
§ 3. Надельные земли и те из частновладельческих, которые не превышают трудовой нормы, остаются за теперешними их владельцами, но должны быть приняты законодательные меры, чтобы предотвратить скопление земель выше трудовой нормы в одних руках и обеспечить постепенный переход их в общенародную собственность.
§ 4. Вознаграждение за принудительно отчуждаемые и добровольно уступаемые в общенародный фонд земли частного владения должно производиться за счет государства. Размер этого вознаграждения и условия его уплаты, а также те случаи, когда земля отчуждается безвозмездно, могут быть определены не прежде чем этот вопрос и вся аграрная реформа будут обсуждены народом на местах (см. § 18).