Социально-экономическое развитие России в начале ХХ века. Империализм и его особенности в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 07:34, курс лекций

Описание работы

По размеру она занимала второе место в мире (после Британской империи). К 1913 г. численность населения возросла до 165 млн чел. Городское население составляло примерно 18 % от общего числа жителей России, что свидетельствует о том, что в стране по-прежнему преобладал аграрный сектор экономики. В начале XX в. стал очевидным процесс переселения крестьянства из центральных в восточные и южные районы России. Переселенцы в основном оседали в районах Западной Сибири и в регионах степной полосы. Однако основная часть населения проживала в европейской части России.

Файлы: 1 файл

тема 11. россия в начале 20века.doc

— 410.00 Кб (Скачать файл)

11) Урегулирования  законодательным порядком арендных  отношений собственников земли  к нанимателям для каждой местности.

12) Установления  для каждой местности наименьшего  размера земельной собственности,  не подлежащей принудительной  продаже за долги владельца.

13) Выкупа всех  сервитутных прав при содействии  казны по существующей казенной  оценке.

14) Устройства  казенных зернохранилищ (элеваторов) для покупки крестьянского хлеба и выдачи под него ссуд, что освободит мелких землевладельцев от эксплуатации их скупщиками и комиссионерами и упорядочит заграничный вывоз.

15) Учреждения  и развития мелкого государственного  сельского кредита для поддержки мелких землевладельцев (крестьян), кустарей и потребительных обществ.

16) Всяческого  облегчения крестьянам и вообще  мелким землевладельцам приобретения  племенного скота и улучшенных  сельскохозяйственных орудий.

Независимо  от сего, принимая во внимание много раз оказанные и теперь оказываемые России исторические услуги СЛАВНЫМ КАЗАЧЕСТВОМ, СОЮЗ РУССКОГО НАРОДА признает необходимым употребить все силы для улучшения быта отдельных казачьих хозяев в земельном и денежном отношениях.

Кроме того, по тем же причинам СОЮЗ находит целесообразным добиваться, чтобы административные и полицейские должности с присвоенными им окладами в настоящее смутное время замещались бы преимущественно казачьими чинами, состоящими на льготе или по войску.

Казачьи сословия, ныне расформированные, прежних малороссийских и новороссийских полков в Полтавской, Черниговской, Киевской и Бессарабской губерниях - должны быть уравнены в преимуществах и обязанностях с остальным казачеством.

VII. Рабочий  вопрос

СОЮЗ признает необходимым всеми мерами способствовать облегчению труда и улучшению быта рабочих. С этой целью СОЮЗ вменяет себе в обязанность содействовать:

А) Возможному сокращению рабочего дня.

Б) Устройству Русского Государственного Промышленного  Банка с целью облегчения образования рабочих и промышленных артелей и товариществ и снабжения их дешевым кредитом.

В) Добиваться государственного страхования рабочих  на случай смерти, увечий, болезни и  старости.

Г) Добиваться упорядочения условий труда и  взаимных отношений фабрикантов и рабочих.

VIII. Народное  образование

СОЮЗ РУССКОГО НАРОДА будет требовать бесплатного  народного всеобщего образования, главным образом земледельческого и ремесленного. Признавая, однако, что школа, кроме образования, должна давать и надлежащее воспитание, СОЮЗ ставит своею целью заботиться о том, чтобы русская школа - низшая, средняя и высшая - воспитывала бы юношество в духе православных христианских начал: любви к ЦАРЮ, Отечеству и преданности долгу и чтобы школа была вполне национальною русскою.

Политиканство из школы должно быть устранено, и  молодые поколения должны быть ограждены  от развратителей, кто бы они ни были.

IX. Торговля, промышленность  и финансы

СОЮЗ ставит себе задачей всеми мерами способствовать развитию русской торговли и промышленности, захваченной в настоящее время иностранцами и евреями, и переходу таковой в русские руки.

1) СОЮЗ будет  добиваться увеличения количества  денежных знаков путем уничтожения  золотой валюты и введения  национального кредитного рубля.

2) СОЮЗ считает своею обязанностью стремиться к тому, чтобы русские финансы вышли из подчинения иностранных рынков.

3) СОЮЗ должен  всеми способами содействовать  тому, чтобы призывать русских  капиталистов к борьбе с еврейскими  и иностранными капиталами и  вызвать приток государственных капиталов на арену борьбы русских предпринимателей с еврейскими и иностранными.

4) СОЮЗ, признавая,  что частные земельные банки  служат к эксплуатации населения,  будет домогаться уничтожения  таковых и образования Общегосударственного  Земельного Банка. 5) СОЮЗ, признавая великим благом для народа положение о Государственном страховании жизни, введенное в 1905 году, почтет своим долгом распространить его, возможно увеличив число видов страхования.

6) СОЮЗ будет  настаивать на том, чтобы все  без исключения казенные заказы исполнялись бы в России, а не за границей, и чтобы в промышленных и мореходных предприятиях, получающих правительственную поддержку, не допускались бы иностранцы.

7) СОЮЗ будет  стремиться к упорядочению вывозной  торговли посредством учреждения в местах ее получения русских арбитражных комитетов и посреднических контор.

8) Кроме того, СОЮЗ будет настаивать, чтобы  правительственные заказы выполнялись  отечественными заводами и не  поступали к иностранным.

X. Правосудие

СОЮЗ вменяет  себе в обязанность добиваться всеми мерами устранения служебного произвола, судебной волокиты как по уголовному, так и гражданскому производству, удешевления такового и восстановления правосудия.

Преступления  против Государства, против жизни, грабеж, поджог, недозволенное приготовление, хранение, перевозка, ношение и употребление взрывчатых веществ и снарядов АНАРХИСТАМИ и РЕВОЛЮЦИОНЕРАМИ, соучастие в этих преступлениях, укрывательство и пристанодержательство, насильственное снятие с работ и закрытие промышленных и торговых заведений, порча мостов, путей и машин с целью прекращения движения или остановки работ, вооруженное сопротивление властям, революционная пропаганда в войсках, подстрекательство женщин и малолетних к преступлениям - должны караться СМЕРТНОЙ КАЗНЬЮ.

СОЮЗ РУССКОГО НАРОДА, признавая, что русский Суд  находится иногда под влиянием евреев и, благодаря этому, весы правосудия пристрастно наклоняются в их пользу, обязывается отстаивать интересы русского правосудия и Русского Народа на Суде, нещадно обличая в издаваемых им органах все неправильности, отстаивая чистоту русского правосудия.

СОЮЗ РУССКОГО НАРОДА будет настаивать на том, чтобы  в судебном ведомстве прекратились случаи покровительства революции. Поэтому должны быть устранены от должности те чины судебного ведомства, которые принимали участие в политических партиях, враждебных ПРАВОСЛАВИЮ, САМОДЕРЖАВИЮ и РУССКОЙ НАРОДНОСТИ, и не должны быть допускаемы в адвокаты (присяжные поверенные, присяжные, стряпчие, помощники присяжных поверенных и частные поверенные) ЕВРЕИ.

Настоящая избирательная  программа выработана и единогласно  принята первым Всероссийским Съездом  уполномоченных Отделов Союза Русского Народа и является, в силу этого, обязательною для всех отделов Союза  по всей Российской Империи.

Председатель Съезда, Товарищ Председателя Главного Совета Союза Русского Народа, Владимир Пуришкевич. Верно: Секретари Н.Ознобишин, М.Зеленский.

Петербург. 2 сентября 1906 года. 

 

ГАРФ. Ф. 116. Оп. 2. Д. 1. Л. 675-676 об.

Цит по: Сборник  программ политических партий. Под  ред. В.В.Водовозова. Вып. VI. СПб., 1906. С. 17-30.; Политические партии России конца XIX –  начала XX вв. Документальное наследие. Правые партии. 1905-1917 гг. Документы и материалы. Том 1. М., «РОССПЭН», 1998. С. 54-61. 

 

 

 

Предложения фракции кадетов по аграрному вопросу, внесенные в I Государственную думу (проект 42-х) 8 мая 1906 г.

Государственная дума в своем последнем заседании признала, что она «не исполнила бы своего долга, если бы она не выработала закона» для удовлетворения острой земельной нужды трудового крестьянства «путем обращения на этот предмет земель казенных, удельных, кабинетских, монастырских, церковных и принудительного отчуждения земель частновладельческих».

Считая неотложно  необходимым приступить теперь же к  решению земельного вопроса, мы, нижеподписавшиеся, принадлежа к партии народной свободы, находим, что будущий законопроект должен взять за основу следующие положения:

1. Увеличение  площади землепользования населения,  обрабатывающего землю личным  трудом, как-то: безземельных и малоземельных  крестьян и других разрядов  земледельцев,— государственными, удельными, кабинетскими, монастырскими,  церковными землями и путем обязательного отчуждения для той же цели, за счет государства, в потребных размерах, частновладельческих земель с вознаграждением нынешних владельцев по справедливой оценке, т. е. сообразно с нормальной для данной местности доходности, при условии самостоятельного ведения хозяйства, не принимая во внимание арендных цен, созданных земельной нуждой.

2. Отчуждаемые  земли поступают в государственный  земельный и все, что окажется  больше этого размера, также  подлежит отчуждению без каких-либо  ограничений;

б) земля, не превышающая  по площади установленного законом  высшего размера на одного владельца  и обрабатываемая его инвентарем, также должна подлежать обязательному  отчуждению, если местное земледельческое  население не может получить достаточно обеспечения из других земель той же местности или если отчуждение является необходимым для устранения вредной чересполосицы и других существенных недостатков в расположении наделов и в составе их по угодиям;

в) не подлежат отчуждению:

1) Небольшие  участки, не превышающие трудовой нормы, определяемой по местным условиям.

2) Городские  выгонные земли, а равно земли,  принадлежащие городам, местечкам,  земствам, учебным и благотворительным  учреждениям, поскольку они непосредственно  служат для общественно-санитарных, учебных и т. п. целей.

3) Земли под  усадьбами, садами, огородами (кроме  сдаваемых в аренду), искусственными  лесонасаждениями, виноградниками, хмельниками,  питомниками и т. п., за исключением,  однако, случаев, когда отчуждение  этих земель необходимо для  устранения вредной чересполосицы.

4) Земли, на  которых расположены фабрично-заводские  или сельскохозяйственные промышленные  заведения, т. е. земли, для  них технически необходимые, находящиеся  под строениями, складами, сооружениями  и пр. Но земельные угодия, обслуживающие хозяйственные потребности этих предприятий, должны подлежать отчуждению наравне с другими землями, лишь установлением известного порядка и последовательности перехода в государственный земельный запас.

5) Участки,  которые центральным землеустроительным учреждением признано будет необходимым сохранить ввиду их исключительного характера и общеполезного значения.

VI. Земли из  государственного земельного запаса  передаются в долгосрочное пользование  на срок, установленный подлежащими  учреждениями, без права переуступки. За все земли, отводимые из государственного запаса, взимается плата, размер которой определяется соответственно доходности земель и сообразно с общим планом земельного обложения.

VII. Из государственного  земельного запаса отводятся  земли сначала местному малоземельному и безземельному населению,— закон определяет, что разумеется под местным населением. За удовлетворением потребности местного населения, остающиеся свободными земли государственного земельного запаса предназначаются для переселенцев, не получивших земельного обеспечения по месту прежнего жительства.

VIII. В местностях, изобилующих лесами, под земельное  обеспечение земледельцев могут  быть обращены леса, не имеющие  защитного и водоохранного значения. Леса в прочих местностях не  подлежат отчуждению и остаются в распоряжении государства в тех размерах, как это требуется нуждой населения в лесных материалах. Порядок снабжения населения лесными материалами из этих лесов определяется особыми правилами.

IX. Закон, установив  общие основы земельной реформы, должен допускать со стороны местных учреждений представления о некотором видоизменении этих норм согласно с местными условиями, но с непременным сохранением самой основы реформы — прочного обеспечения землей земледельческого населения путем обязательного отчуждения.

X. Закон должен  установить систему и порядок  учреждений — центрального и  местных для подготовки и проведения  земельной реформы. Учреждения  эти должны немедленно приступить  к собиранию и разработке необходимых  материалов, имея в виду положения, нормы, установленные законом, и стоя в тесной связи с местным населением.

Мы предлагаем избрание комиссии из 33 членов для разработки и внесения в Думу законопроекта  по земельному делу и просим передать в эту комиссию, как материал, настоящую записку нашу.

Цит по: Государственная  дума: Стенографические отчеты: Созыв 1: Сессия 1.— Т. 1.— С. 248—251. ; Хрестоматия  по истории СССР, 1861-1917 гг. под ред. Тюкавкина В.Г. М., 1990. С. 318-321. 

 

 

 

«Проект основных положений» по аграрному вопросу, внесенные в I Государственную думу трудовой группой 23 мая 1906 г. (Проект 104-х)

§ 1. Земельное  законодательство должно стремиться к  тому, чтобы установить такие порядки, при которых вся земля с ее недрами и водами принадлежала бы всему народу, причем нужная земля для сельского хозяйства могла бы отдаваться в пользование тем, кто будет ее обрабатывать своим трудом. Все граждане должны иметь равное право на такое пользование ею.

§ 2. С этой целью должен быть образован общенародный земельный фонд, в который должны войти все казенные, удельные, кабинетские, монастырские и церковные земли; в тот же фонд должны быть принудительно отчуждены помещичьи и проч. частновладельческие земли, поскольку размеры отдельных владений превышают установленную для данной местности трудовую норму.

§ 3. Надельные  земли и те из частновладельческих, которые не превышают трудовой нормы, остаются за теперешними их владельцами, но должны быть приняты законодательные  меры, чтобы предотвратить скопление земель выше трудовой нормы в одних руках и обеспечить постепенный переход их в общенародную собственность.

§ 4. Вознаграждение за принудительно отчуждаемые и  добровольно уступаемые в общенародный фонд земли частного владения должно производиться за счет государства. Размер этого вознаграждения и условия его уплаты, а также те случаи, когда земля отчуждается безвозмездно, могут быть определены не прежде чем этот вопрос и вся аграрная реформа будут обсуждены народом на местах (см. § 18).

Информация о работе Социально-экономическое развитие России в начале ХХ века. Империализм и его особенности в России