Социально-экономическое развитие России в начале ХХ века. Империализм и его особенности в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 07:34, курс лекций

Описание работы

По размеру она занимала второе место в мире (после Британской империи). К 1913 г. численность населения возросла до 165 млн чел. Городское население составляло примерно 18 % от общего числа жителей России, что свидетельствует о том, что в стране по-прежнему преобладал аграрный сектор экономики. В начале XX в. стал очевидным процесс переселения крестьянства из центральных в восточные и южные районы России. Переселенцы в основном оседали в районах Западной Сибири и в регионах степной полосы. Однако основная часть населения проживала в европейской части России.

Файлы: 1 файл

тема 11. россия в начале 20века.doc

— 410.00 Кб (Скачать файл)

2. Государственная  Дума образуется из Членов, избираемых  населением Российской Империи  на пять лет на основаниях, указанных в Положении о выборах в Думу.

3. Государственная  Дума может быть, до истечения  пятилетнего срока полномочий  ее Членов, распущена указом Императорского  Величества. Тем же указом назначаются  новые выборы в Думу и время  ее созыва.

4. Продолжительность  ежегодных занятий Государственной Думы и сроки их перерыва в течение года определяются указами Императорского Величества.

5. Государственная  Дума может, для предварительной  разработки подлежащих рассмотрению  дел, образовывать из своей  среды Отделы и Комиссии.

6. Число Отделов и Комиссий, их состав, а также предметы их ведомства, устанавливаются Государственной Думой.

7. Для законного  состава заседаний Государственной  Думы требуется присутствие не  менее одной трети всего числа  данного состава Членов Думы.

V. О предметах  ведения Государственной Думы

31. Ведению  Государственной Думы подлежат:

а) предметы, требующие  издания законов и штатов, а  также их изменения дополнения, приостановления  действия и отмены;

б) Государственная  Роспись доходов и расходов вместе с финансовыми сметами Министерств и Главных Управлений, равно как денежные из казны ассигнования, Росписью не предусмотренные, — на основании установленных правил;

в) отчет Государственного Контроля по исполнению Государственной  Росписи;

г) дела об отчуждении. части государственных доходов  или имуществ, требующем Высочайшего  соизволения;

д) дела о постройке  железных дорог непосредственным распоряжением  казны и за ее счет;

е) дела об учреждении компаний на акциях, когда при сем  испрашиваются изъятия из действующих законов;

ж) дела, вносимые на рассмотрение Думы по особым Высочайшим повелениям.

Примечание. Ведению  Государственной Думы подлежат также  сметы и раскладки земских  повинностей в местностях, в которых  не введены земские учреждения, а также дела о повышении земского или городского обложения против размера, определенного Земскими Собраниями и Городскими Думами...

32. Государственная  Дума может возбуждать предположения  об отмене или изменении действующих  и издании новых законов, за  исключением Основных Государственных Законов.

33. Государственная  Дума может обращаться к Министрам  и Главноуправляющим отдельными  частями, подчиненным по закону  Правительствующему Сенату, с запросами  по поводу таких, последовавших  с их стороны или подведомственных им лиц и установлений, действий, кои представляются незакономерными.

Полный Свод Законов Российской Империи, Собрание третье, т. XXVI, отделение первое, No 27424.

Цит по: Сборник  документов и материалов по курсу "Политическая история XX века”. Москва, 1991 г. с. 122 – 123. 

 

 

 

Основные государственные законы (в сокращении)

Утверждены  царем и опубликованы за четыре дня  до открытия заседаний I Государственной  думы. В них подтверждалась незыблемость самодержавия и вместе с тем "в  видах укрепления основ обновляемого государственного строя" закреплялись положения о гражданских свободах, прописанные в Манифесте 17 октября 1905 г.

1. Государство  Российское едино и нераздельно.

2.Великое княжество  Финляндское, составляя нераздельную  часть государства Российского,  во внутренних своих делах  управляется особыми установлениями  на основании особого законодательства.

3. Русский  язык есть язык общегосударственный  и обязателен в армии, во флоте и во всех государственных и общественных установлениях. Употребление местных языков и наречий в государственных и общественных установлениях определяется особыми законами.

Глава первая. О существе верховной самодержавной  власти

4. Императору всероссийскому принадлежит верховная самодержавная власть. Повиноваться власти его, не только за страх, но и за совесть, сам бог повелевает.

5. Особа государя  императора священна и неприкосновенна. (...)

7. Государь  император осуществляет законодательную власть в единении с Государственным советом и Государственною думою.

8. Государю  императору принадлежит почин  по всем предметам законодательства. Единственно по его почину  Основные государственные законы  могут подлежать пересмотру в  Государственном совете и Государственной думе.

9. Государь  император утверждает законы, и  без его утверждения никакой  закон не может иметь своего  совершения.

10. Власть управления  во всем ее объеме принадлежит  государю императору в пределах  всего государства Российского. (...)

11. Государь  император, в порядке верховного  управления, издает, в соответствии  с законами, указы для устройства  и приведения в действие различных  частей государственного управления, а равно повеления, необходимые  для исполнения законов.

12. Государь император есть верховный руководитель всех внешних сношений Российского государства с иностранными державами. Им же определяется направление международной политики Российского государства.

13. Государь  император объявляет войну и  заключает мир, а равно договоры с иностранными государствами.

14. Государь  император есть державный вождь  российской армии и флота. <...>

16. Государю  императору принадлежит право  чеканки монеты и определение  внешнего ее вида.

17. Государь  император назначает и увольняет  председателя Совета министров, министров и главноуправляющих отдельными частями, а также прочих должностных лиц, если для последних не установлено законом иного порядка назначения и увольнения.

Глава вторая. О правах и обязанностях российских подданных

27. Условия приобретения прав российского подданства, равно как и их утраты, определяются законом.

28. Защита престола  и Отечества есть священная  обязанность каждого русского  подданного. Мужское население, без  различия состояний, подлежит  воинской повинности согласно постановлениям закона.

29. Российские  подданные обязаны платить установленные  законом налоги и пошлины, а  также отбывать повинности согласно  постановлениям закона.

30. Никто не  может подлежать преследованию  за преступное деяние иначе,  как в порядке, законом определенном.

31. Никто не  может быть задержан под стражею  иначе, как в случаях, законом  определенных.

32. Никто не  может быть судим и наказан  иначе, как за преступные деяния, предусмотренные действовавшими  во время совершения сих деяний  уголовными законами, если при том вновь изданные законы не исключают совершенных виновными деяний из числа преступных.

33. Жилище каждого  неприкосновенно. Производство в  жилище, без согласия его хозяина,  обыска или выемки допускается  не иначе, как в случаях и  в порядке, законом определенных.

34. Каждый российский  подданный имеет право свободно  избирать место жительства и  занятие, приобретать и отчуждать  имущество и беспрепятственно  выезжать за пределы государства.  Ограничения в сих правах установлены  особыми законами.

35. Собственность  неприкосновенна. Принудительное  отчуждение недвижимых имуществ, когда сие необходимо для какой-либо  государственной или общественной  пользы, допускается не иначе,  как за справедливое и приличное  вознаграждение.

36. Российские  подданные имеют право устраивать собрания в целях, не противных законам, мирно и без оружия. Законом определяются условия, при которых могут происходить собрания, порядок их закрытия, а равно ограничение мест для собраний.

37. Каждый может,  в пределах, установленных законом, высказывать изустно и письменно свои мысли, а равно распространять их путем печати или иными способами.

38. Российские  подданные имеют право образовывать  общества и союзы в целях,  не противных законам. Условия  образования обществ и союзов, порядок их действий, условия и порядок сообщения им прав юридического лица, равно как порядок закрытия обществ и союзов, определяются законом.

39. Российские  подданные пользуются свободою  веры. Условия пользования этою  свободою определяются законом.

40. Правами  российских подданных иностранцы, в России пребывающие, пользуются с соблюдением ограничений, установленных законом.

41. Изъятия  из действия изложенных в сей  главе постановлений в отношении  местностей, объявленных на военном  положении или в положении  исключительном, определены особыми законами.

Глава третья. О законах

42. Империя  Российская управляется на твердых  основаниях законов, изданных  в установленном порядке.

43. Сила законов  равно обязательна для всех  без изъятия российских подданных  и для иностранцев, в Российском государстве, пребывающих.

44. Никакой  новый закон не может последовать  без одобрения Государственного  совета и Государственной думы  и восприять силу без утверждения  государя императора.

45. Во время  прекращения занятий Государственной  думы, если чрезвычайные обстоятельства вызовут необходимость в такой мере, которая требует обсуждения в порядке законодательном, Совет министров представляет о ней государю императору непосредственно. Мера эта не может, однако, вносить изменений ни в Основные государственные законы, ни в Учреждения Государственного совета и Государственной думы, ни в постановления о выборах в Совет или Думу. Действие такой меры прекращается, если подлежащим министром или главноуправляющим отдельной частью не будет внесен в Государственную думу в течение первых двух месяцев после возобновления занятий Думы соответствующий принятой мере законопроект или его не примут Государственная дума или Государственный совет.

Глава четвертая. О Государственном совете и Государственной  думе и образе их действий

56. Государственный  совет и Государственная дума  ежегодно созываются указами  государя императора.

57. Продолжительность  ежегодных занятий Государственного  совета и Государственной думы  и сроки перерыва их занятий  в течение года определяются указами государя императора.

58. Государственный  совет образуется из членов  по высочайшему назначению и  членов по выборам. Общее число  членов Совета, призываемых высочайшею  властью к присутствованию в  Совете из среды его членов  по высочайшему назначению, не должно превышать общего числа членов Совета по выборам.

59. Государственная  дума образуется из членов, избираемых  населением Российской империи  на пять лет на основаниях, указанных в законоположениях  о выборах в Думу. (...)

63. Государственная  дума может быть до истечения пятилетнего срока полномочий ее членов распущена указом государя императора. Тем же указом назначаются новые выборы в Думу и время ее созыва.

64. Государственный  совет и Государственная дума  пользуются равными в делах  законодательства правами.

65. Государственному  совету и Государственной думе  в порядке, их учреждениями  определенном, предоставляется возбуждать  предположения об отмене или  изменении действующих и издании  новых законов, за исключением  Основных государственных законов,  почин пересмотра которых принадлежит единственно государю императору.

66. Государственному  совету и Государственной думе  в порядке, их учреждениями  определенном, предоставляется обращаться  к министрам и главно-управляющим  отдельными частями, подчиненным  по закону Правительствующему сенату, с запросами по поводу таких, последовавших с их стороны, или подведомственных им лиц и установлений, действий, кои представляются незакономерными. (...)

Цит по: Законодательство эпохи империализма и буржуазно-демократических революций // Российское законодательство Х-ХХ вв. М., 1994. Т.-9. С. 43-51.; Хронос – всемирная история в интернете // www.hrono.ru/docum/zakon1906.html 

 

 

 

 

 

2. Зарождение  российского парламентаризма. Программы политических партий. Деятельность I и II Государственных Дум. 

 

Программа конституционно-демократической партии

Была принята  на Учредительном съезде Конституционно-демократической партии 12-18 октября 1905 г.

1. Основные  права граждан

1. Все российские  граждане, без различия пола, вероисповедания  и национальности, равны перед  законом. Всякие сословные различия  и всякие ограничения личных и имущественных прав поляков, евреев и всех без исключения других отдельных групп населения должны быть отменены.

2. Каждому  гражданину обеспечивается свобода  совести и вероисповедания... Православная  церковь и другие исповедания  должны быть освобождены от государственной опеки.

3. Каждый волен  высказывать изустно и письменно  свои мысли, а равно обнародовать  их и распространять путем  печати или иным способом. Цензура,  как общая, так и специальная,  как бы она ни называлась, упраздняется  и не может быть восстановлена. (...)

4. Всем российским  гражданам предоставляется право  устраивать публичные собрания  как в закрытых помещениях, так  и под открытым небом для  обсуждения всякого рода вопросов.

5. Все российские  граждане имеют право составлять  союзы и общества, не испрашивая на то разрешения.

6. Право петиций  предоставляется как отдельным  гражданам, так и всякого рода  группам, союзам, собраниям и т.п.

7. Личность  и жилище каждого должны быть  неприкосновенны...

8. Никто не  может быть подвергнут преследованию иначе, как на основании закона - судебной властью и установленным законом судом. Никакие чрезвычайные суды не допускаются.

Информация о работе Социально-экономическое развитие России в начале ХХ века. Империализм и его особенности в России