Социально-экономическое развитие России в начале ХХ века. Империализм и его особенности в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 07:34, курс лекций

Описание работы

По размеру она занимала второе место в мире (после Британской империи). К 1913 г. численность населения возросла до 165 млн чел. Городское население составляло примерно 18 % от общего числа жителей России, что свидетельствует о том, что в стране по-прежнему преобладал аграрный сектор экономики. В начале XX в. стал очевидным процесс переселения крестьянства из центральных в восточные и южные районы России. Переселенцы в основном оседали в районах Западной Сибири и в регионах степной полосы. Однако основная часть населения проживала в европейской части России.

Файлы: 1 файл

тема 11. россия в начале 20века.doc

— 410.00 Кб (Скачать файл)

9. Каждый гражданин  пользуется свободой передвижения  и выезда за границу. Паспортная  система упраздняется.

10. Все вышеозначенные права граждан должны быть введены в основной закон Российской Империи и обеспечены судебной защитой.

11. Основной  закон Российской Империи должен  гарантировать всем населяющим  Империю народностям помимо полной  гражданской и политической равноправности всех граждан право свободного культурного самоопределения...

12. Русский  язык должен быть языком центральных  учреждений, армии и флота... Населению  каждой местности должно быть  обеспечено получение начального, а по возможности и дальнейшего  образования на родном языке.

II. Государственный  строй

13. Конституционное  устройство российского государства  определяется основным законом.

14. Народные  представители избираются всеобщею, равною, прямою и тайною подачей  голосов, без различия вероисповедания,  национальности и пола.

15. Народное  представительство участвует в  осуществлении законодательной  власти, в установлении государственной  росписи доходов и расходов  и в Контроле за законностью  и целесообразностью действий  высшей и низшей администрации. (...)

18. Членам собраний народных представителей принадлежит право законодательной инициативы.

19. Министры  ответственны перед собранием  народных представителей...

III. Местное  самоуправление и автономия

20. Местное  самоуправление должно быть распространено  на всероссийское государство. (...)

25. ... в Царстве  Польском вводится автономное  устройство с сеймом, избираемым  на тех основаниях, как и общегосударственное  представительство, при условии  сохранения государственного единства  и участии в центральном представительстве на одинаковых с прочими частями империи основаниях. (...)

26. ... Конституция Финляндии, обеспечивающая ее особенное государственное положение, должна быть всецело восстановлена. (...)

V. Финансовая  и экономическая политика

30. Пересмотр  государственного расходного бюджета  в целях уничтожения непроизводительных  по своему назначению или своим  размерам расходов и соответственного  увеличения затрат государства  на действительные нужды народа. 31. Отмена выкупных платежей. (...)

VI. Аграрное  законодательство

36. Увеличение  площади землепользования... безземельных  и малоземельных крестьян... государственными, удельными, кабинетскими и монастырскими  землями, а также путем отчуждения... за счет государства... частновладельческих земель с вознаграждением нынешних владельцев по справедливой (не рыночной) оценке.

37. Отчуждаемые  земли поступают в государственный  земельный фонд. (...)

38. Широкая  организация государственной помощи  для переселения, расселения и  устройства хозяйственного быта крестьян. (...)

VII. Рабочее  законодательство

41. Свобода  рабочих союзов и собраний.

42. Право стачек. (...)

44. Введение  законодательным путем восьмичасового  рабочего дня... По вопросу о  немедленном распространении избирательного  права на женщин меньшинство осталось по практическим соображениям при особом мнении, в силу чего съезд признал решение партии по данному вопросу необязательным для меньшинства.

45. Развитие  охраны труда женщин и детей  и установление особых мер  охраны труда мужчин во вредных производствах.

Цит по: Сборник  программ политических партий России. Вып. 1. С. 34-19.;; Хронос – всемирная  история в интернете // www.hrono.ru/docum/kadety1905.html 

 

 

 

 

 

Воззвание «Союза 17 октября» с изложением его программы

... Новый порядок... налагает на всех, кто искренне  желает мирного обновления страны  и торжества в ней порядка  и законности, кто отвергает одинаково  и застой, и революционные потрясения, священную обязанность в настоящий момент... дружно сплотиться вокруг тех начал, которые провозглашены в манифесте 17 октября, настоять на возможно скором, полном и широком осуществлении этих начал правительственной властью с прочными гарантиями их незыблемости, и оказать содействие правительству, идущему по пути спасительных реформ, направленных к полному и всестороннему обновлению государственного и общественного строя России.

... великая  опасность, созданная вековым  застоем в развитии наших политических форм и грозящая уже не только процветанию, но и самому существованию нашего отечества, призывает всех к единению, к деятельной работе для создания сильной и авторитетной власти, которая... одна только в состоянии путем мирных реформ вывести страну из настоящего общественного хаоса и обеспечить ей внутренний мир и внешнюю безопасность.

С этой целью... образуется союз, в который приглашаются войти как отдельные лица, так  и целые партии, программа коих в основных чертах совпадает с  программой союза. Союз этот получает наименование "Союз 17 октября" и провозглашает следующие основные положения:

1. Сохранение  единства и нераздельности Российского  Государства

... положение  это обязывает противодействовать  всяким предположениям, направленным  прямо или косвенно к расчленению Империи и к замене единого государства государством союзным или союзом государств. (...)

Исключительно за Финляндией признается особое положение, дающее ей право на известное автономное государственное устройство при условии сохранения государственной связи с Империей.

2. Развитие  и укрепление начал конституционной  монархии с народным представительством, основанным на общем избирательном  праве

Это положение  обязывает к признанию начала общего избирательного права, открывающего возможность всем русским гражданам участвовать в осуществлении государственной власти. Это положение, далее, призывает к коренному преобразованию нашего государственного строя на началах конституционных и к прочному закреплению за народным представительством дарованных ему манифестом прав деятельного участия, рядом с Монархом, в законодательных трудах и управлении страной. (...)

Только... путем  единения Монарха с народом может  быть создана та сильная, уверенная в себе правительственная власть, которая сумеет вернуть нам мир

3. Обеспечение  гражданских прав

В политически  свободном государстве должна господствовать и гражданская свобода...

Сюда входят прежде всего: свобода вероисповеданий, свобода слова, устного и печатного, свобода собраний и союзов. Сюда же относится обеспечение свободы передвижения, выбора места жительства и рода занятий, обеспечение свободы труда, промышленности, торговли, свободы приобретении собственности и распоряжения ею. Гражданская свобода предполагает также неприкосновенность личности, жилища, переписки, собственности граждан.

4. Неотложность  созыва Государственной Думы

...Союз высказывается  против созыва учредительного  собрания, которое только отдалит  столь желанный час успокоения  страны.

Государственная Дума первого призыва должна взять  на себя проведение ближайших на очереди  политических реформ, направленных к  усовершенствованию народного представительства... и... должна себе наметить для разработки и постепенного разрешения следующие  вопросы первостепенной государственной важности:

а) Крестьянский вопрос

Из насущных реформ на первом месте должны быть поставлены меры к решительному и  бесповоротному приобщению крестьян к  полноте гражданских прав наравне  с остальными гражданами... мерами к подъему крестьянского благосостояния являются: регулирование мелкой земельной аренды, преобразование деятельности крестьянского поземельного банка, содействие расселению и переселению, признание государственных и удельных земель фондом для удовлетворения земельной нужды бывших крестьян и других разрядов мелких землевладельцев, разверстание чересполосных крестьянских и помещичьих земель с обязательным отчуждением отрезков, мешающих хозяйственной цельности владений, и, наконец, при недостаточности этих мер, допустимое в случаях государственной важности отчуждение части частновладельческих земель на справедливых условиях вознаграждения, устанавливаемых законодательной властью.

б) Рабочий  вопрос

...Союз полагает, что Дума должна поставить  себе общую задачу пересмотра, усовершенствования и расширения законодательства о рабочих... Сюда... относятся меры по обеспечению рабочих и их семей в случае болезни, инвалидности и смерти, меры к постепенному осуществлению страхования рабочих во всех видах труда, меры к ограничению рабочего времени для женщин и детей и в особо вредных для здоровья производствах.

Вполне признавая  свободу профессиональных союзов и  свободу стачек как средство защиты рабочими своих интересов, следует, однако, признать необходимым законодательным  путем регулировать условия этой экономической борьбы. (...)

Цит по: Сборник  программ политических партий России. СПб.. 1906. Вып. II. С. 42-57.; Хронос – всемирная  история в интернете // www.hrono.ru/docum/soyuz1710.html 

 

 

 

Программа партии социалистов-революционеров (выдержки)

Партия Социалистов-Революционеров в России рассматривает свое дело как органическую составную часть  всемирной борьбы труда против эксплуатации человеческой личности, против стеснительных для ее развития общественных форм, и ведет его в духе общих интересов этой борьбы, в формах, соответствующих конкретным условиям русской действительности…

Существование самодержавия становится в непримиримое и прогрессивно обостряющееся противоречие со всем хозяйственным, общественно-политическим и культурным ростом страны. Являясь надежным союзником и опорой наиболее эксплуатирующих и паразитических классов внутри России, русское самодержавие становится и за ее пределами одним из главных оплотов реакции и сильнейшей угрозой делу освободительной борьбы рабочих партий других стран. Его низвержение является не только ближайшей и неотложной задачей социально-революционной партии, как первое необходимое условие для разрешения социального вопроса в России, но и крайне важным фактором международного прогресса.

Вся тяжесть  борьбы с самодержавием, несмотря на наличность либерально-демократической  оппозиции, охватывающей преимущественно  промежуточные в классовом отношении  элементы "образованного общества", падает на пролетариат, трудовое крестьянство и революционно-социалистическую интеллигенцию. Необходимой задачей социалистической партии, к которой переходит руководящая роль в этой борьбе, является вследствие этого расширение и углубление в революционный момент тех социальных, имущественных перемен, с которыми должно быть связано низвержение самодержавия.

Осуществление полностью ее программы, т. е. экспроприация  капиталистической собственности  и реорганизация производства и  всего общественного строя на социалистических началах предполагает полную победу рабочего класса, организованного в социал-революционную партию, и, в случае надобности, установление его временной революционной диктатуры.

До тех же пор, пока в качестве революционного меньшинства организованный рабочий класс сможет оказывать лишь частичное влияние на изменение общественного строя и ход законодательства, — Партия Социалистов-Революционеров будет стремиться к тому, чтобы политика частичных завоеваний не заслоняла от рабочего класса его конечной, основной цели; чтобы своей революционной борьбой он добивался и в этот период лишь таких перемен, которые будут развивать и усиливать его сплоченность и способность к освободительной борьбе, способствуя, повышению уровня его интеллектуального развития и культурных потребностей, укрепляя его боевые позиции и устраняя препятствия, стоящие на пути к его организации.

Поскольку процесс  преобразования России будет идти под  руководством несоциалистических сил.

Партия Социалистов-Революционеров, исходя из развитых выше соображений, будет отстаивать, поддерживать или вырывать своей революционной борьбой следующие реформы:

А. В политической и правовой области:

Установление  демократической республики, с широкой  автономией области и общин, как городских, так и сельских; возможно более широкое применение федеративного начала к отношениям между отдельными национальностями; признание за ними безусловного права на самоопределение; прямое, тайное, равное, всеобщее право голосования для всякого гражданина не моложе 20 лет, — без различия пола, религии и национальности; пропорциональное представительство; прямое народное законодательство (референдум и инициатива); выборность, сменяемость во всякое время и подсудность всех должностных ли; полная свобода совести, слова, печати, собраний, рабочих стачек и союзов; полное и всеобщее гражданское равноправие; неприкосновенность личности и жилища; полное отделение церкви от государства и объявление религии частным делом каждого; установление обязательного равного для всех общего светского образования на государственный счет; равноправие языков; бесплатность судопроизводства; уничтожение постоянной армии и замена ее народным ополчением.

Б. В народнохозяйственной области:

1. В вопросах  рабочего законодательства Партия Социалистов-Революционеров ставит своей целью охрану духовных и физических сил рабочего класса и увеличение его способности к дальнейшей освободительной борьбе, общим интересам которой должны быть подчинены все узко практические, непосредственные, местные и профессиональные интересы отдельных рабочих слоев. В этих видах партия будет отстаивать: возможно большее сокращение рабочего времени в пределах прибавочного труда; установление законодательного максимума рабочего времени сообразно нормам, указываемым научной гигиеной (в ближайшее время — восьмичасовая норма для большинства отраслей производства, и соответственно меньшая в более опасных и вредных для здоровья); установление минимальных заработных плат по соглашению между органами самоуправления и профессиональными союзами рабочих; государственное страхование во всех его видах (от несчастных случаев, от безработицы, на случай болезней, старости и т. д.) на счет государства и хозяев и на началах самоуправления страхуемых: законодательная Охрана труда во всех отраслях производства и торговли, сообразно требованиям научной гигиены, под наблюдением фабричной инспекции, избираемой рабочими (нормальная обстановка труда, гигиеничность устройства помещений, запрещение работы малолетних до 16 лет, ограничение работы несовершеннолетних, запрещение женского и детского труда в известных отраслях производства и в известные периоды, достаточный непрерывный еженедельный отдых и т. п.); профессиональная организация рабочих и их прогрессивно расширяющееся участие в установлении внутреннего распорядка в промышленных заведениях.

Информация о работе Социально-экономическое развитие России в начале ХХ века. Империализм и его особенности в России