Советско-американские отношения на завершающем этапе холодной войны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 11:11, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование советско-американских отношений на завершающем этапе холодной войны.
Основные задачи исследования:
- изучить доктрину Рейгана в контексте внешнеполитической риторики США.
- рассмотреть внешнеполитические доктрины советских руководителей Л. И. Брежнева и Ю. В. Андропова.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………… 3-8
Глава I. Эскалация конфронтации в советско-американских отношениях в 1981-1984 гг………………………………………………………..... 9-26
1.1. Доктрина Рейгана во внешнеполитической риторике США............................................................................... 9-15
1.2. Внешнеполитический курс Л. И. Брежнева и Ю. В. Андропова в контексте советской внешнеполитической стратегии………………………………………………. 15-17
1.3. Советско-американские отношения в 1981-1984 гг. в целях эскалации конфронтации Холодной войны………… 17-26
Глава II. Советско-американские отношения в 1985-1991 гг. в условиях изменения геополитической ситуации……………………………. 27-52
2.1. Факторы, способствующие изменению отношений между сверхдержавами в 1985 г……………………………... 27-30
2.2. Встречи на Высшем уровне как способ достижения компромисса между США и СССР по ключевым международным вопросам…………………………… 30-48
2.3. Отношения между СССР и США с приходом к власти администрации Дж. Буша…………………………… 49-52
Заключение………………………………………………………… 53-55
Список литературы………………………………………………… 56-58

Файлы: 1 файл

Курсовая Советско-американские отношения на завершающем этапе холодной войны.docx

— 109.18 Кб (Скачать файл)

Второй срок пребывания Рейгана ознаменовался  очередным поворотом внешнеполитической стратегии правящих кругов США в  сторону реализма и улучшения  отношений с СССР. Этому в значительной степени способствовал целый  комплекс факторов, среди которых  важнейшим стал приход к власти в  Советском Союзе в 1985 г. нового руководства  во главе с М. С. Горбачевым, провозгласившим  курс на улучшение отношений с  США, основанный на «новом политическом мышлении». Немаловажное значение имело  также осознание самими правящими  кругами США бесперспективности стратегии наращивания гонки  вооружений и гибельности установок, способствующих победе в ядерной  войне. Проведя четыре встречи на высшем уровне в Женеве, Рейкьявике, Вашингтоне и Москве, лидеры двух государств подписали договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, предусматривавший демонтаж всех ракет  данных классов, размещенных в странах  Западной Европы и западных районах  СССР.

Таким образом, доктрина Рейгана полностью трансформировалась от конфронтации между двумя государствами  к поискам мира и сотрудничества.

Внешняя политика Буша-старшего, как и его предшественника  Р. Рейгана, определялась неоконсерваторами. Она отличалась жёсткой установкой на мировое лидерство и готовностью обеспечить условия для этого любой ценой. Утверждение американского лидерства подавалось как необходимый противовес экспансии СССР, якобы угрожавшего свободе и безопасности во всём мире. Однако распад СССР не внёс изменений в стратегические установки республиканцев. В последний год правления администрации Дж. Буша были приняты «Рекомендации для оборонного планирования». В документе отмечалось, что США должны употребить своё положение признанного гегемона для укрепления нового мирового порядка с тем, чтобы не позволить какому-либо государству приблизиться к статусу глобальной державы и стать геополитическим конкурентом США14.

В доктрине республиканца  и 41 президента США Дж. Буша-старшего наблюдается сходство с «доктриной Рейгана» – доктриной «нового глобализма». Именно советское направление (а впоследствии регион России и СНГ) становится приоритетным во внешнеполитическом курсе Дж.Буша. На протяжении четырехлетнего пребывания Джорджа Буша на посту президента США состоялось семь встреч на высшем уровне с руководителями СССР и России – Михаилом Горбачевым и Борисом Ельциным. 31 июля 1991 года Дж. Буш и М.С. Горбачев подписали договор между СССР и США о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1). В ходе встречи с Дж. Буша с Б.Н. Ельциным в феврале 1992 года обе стороны заявили, что не считают друг друга потенциальными противниками. 
 Окончание «холодной войны», исчезновение глобального противника и вместе с ним – глобальной угрозы, ослабили позиции неоконсерваторов. Пришедшая в США к власти в 1993 г. демократическая администрация Б. Клинтона (1993-2000) взяла на вооружение либерально-консервативную концепцию глобального лидерства.

Концепция «нового  мирового порядка» не нашла должной  поддержки у американского общества, поэтому новой администрации  Б. Клинтона было необходимо несколько изменить ее, оставив при этом российское направление внешней политики приоритетным. Основными задачами Белого дома стало не только укрепление роли гегемона США, но и максимальное  распространение своего влияния на новые постсоветские государства с последующей целью предотвратить воссоединение СССР в любом виде.

В доктрине демократа Клинтона усматривалось сильное влияние личных амбиций президента войти в историю мировой политики в качестве лидера, объединившего Европу и встать в один ряд со своими предшественниками-президентами, в котором имя Рейгана связывают с окончанием «холодной войны», а Джорджа Буша – с объединением Германии.

В отношении  России доктрина предполагала продолжение  курса Дж. Буша и Р. Рейгана на уменьшение угрозы использования и распространения ядерного оружия, всестороннюю поддержку демократических преобразований и подлинной рыночной экономики.

Однако во второй половине президентства Б.Клинтона политика США в отношении России несколько изменилась, не выходя при  этом за рамки концепции «расширения  демократии». Вашингтон продолжал  оказывать поддержку Москве, способствовал  принятию России в «Большую семерку», номинально превратив ее в «Большую восьмерку», распространил на нее  программу «Партнерство ради мира», продемонстрировав тем самым  «отсутствие противостояния» НАТО с Россией, но при этом не позволяя ей каким-либо образом влиять на принимаемые  решения.

Таким образом, внешнеполитический курс Б.Клинтона полностью  вписывался в общую концепцию  американского доминирования. «Доктрина  Клинтона» являлась, по сути, преемницей «доктрины сдерживания» Г.Трумэна  в более «демократичном» варианте: она также была направлена на препятствие  усиления России в любой сфере, но посредством более «мягких» методов  – распространения демократических  ценностей на бывшие советские страны с целью добиться создания «пояса молодых демократий» проамериканской  направленности15.

Внешнеполитическая  риторика американских президентов  следует реалиям международной  обстановки, которые в любом случае укладываются в идеи вильсонизма  как идеологической основы.

Будучи не самой влиятельной державой в  начале столетия, к концу XX века Америка добилась статуса единственной супердержавы с самой мощной и быстроразвивающейся экономикой, распространяющей свое политическое, экономической и культурное влияние в глобальном масштабе. Американская внешняя политика – это постоянное балансирование между политикой сохранения статус-кво, мягкого принуждения и жесткого насилия по отношению к другим государствам. Каждая новая команда, приходящая в Белый дом, по-новому перестраивала ключевые концепты внешней политики, тем самым разрушая сложившийся баланс союзников, противников и сочувствующих16.

Заложив основу принципов внешней политики США, Вудро Вильсон стал предшественником многочисленных доктрин, способствующих к установлению мирового господства Соединенных Штатов. И Рузвельт, и Никсон, и Рейган, и Буш одинаково  стремились сделать свою страну сверхдержавой, правда различными методами и в различных  политических условиях. Однако накапливая опыт своих предшественников, «доктрина  Рейгана» стала кульминацией во внешнеполитической риторике США. Рейган изменил тон, если не сам курс американской внешней политики, что позволило будущим президентам по-новому строить отношения с СССР, а затем и с Россией.

 

1.2. Внешнеполитический курс Л. И.  Брежнева и Ю. В. Андропова  в контексте советской внешнеполитической  стратегии

Советско-американские отношения 1970-х гг. характеризовались  термином «разрядка», который подразумевал снижение уровня напряженности в отношениях между государствами двух противостоящих военных блоков. Произошло это благодаря смене руководства в СССР и новой внешнеполитической доктрине генерального секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева.

Внешнеполитические  концепции СССР в XX столетии менялись кардинально. На протяжении почти всего своего существования Советский Союз руководствовался доктриной, основы которой были сформулированы В. И. Лениным. Впоследствии они претерпела определенные изменения, однако принципиальная смена курса Москвы произошла только при М. С. Горбачеве17.

В конце 1960-х  гг. в обращение западных политиков и общественных деятелей вошло выражение «доктрина Брежнева», когда дело касалось политики Советского Союза в отношении других стран. Доктрина, признавая наличие слабых звеньев в социалистическом лагере, возможность реставрации капитализма, объявляла целью всех социалистических стран сохранение целостности социалистического лагеря. Считается, что в наиболее концентрированном виде доктрина Брежнева была изложена в газете «Правда», где 26 сентября 1968 г. появилась статья «Суверенитет и интернациональные обязанности социалистических стран». Суть ее сводилась к тому, что каждая коммунистическая партия несет ответственность не только перед своим народом, но и перед всеми странами социализма и всем мировым коммунистическим движением. Таким образом, доктрина Брежнева провозглашала право СССР вмешиваться во внутренние дела стран Варшавского договора для того, чтобы предотвратить их выход из социалистического лагеря.

Брежнев умер в ноябре 1982 г., генеральным секретарем стал его преемник Юрий Андропов. Переживания Андропова по поводу ракетно-ядерного нападения привели к проведению операции РЯН (Ракетно-Ядерное Нападение). Она была начата в 1981 г., в последний год руководства Брежнева, когда Юрий Владимирович еще был главой КГБ. Поводом к ее проведению стала тревога, вызванная резкой критикой администрации Рейгана в адрес Москвы.

Таким образом, параллельно  курсу  на  разрядку  СССР  всячески  старался  расширять свое присутствие в «третьем мире», подрывая там влияние Запада. Смертельный удар по им же провозглашенной политике «разрядки» СССР наносит в декабре 1979, введя свои войска в Афганистан для защиты там просоветского режима. Мировое общественное мнение резко осудило эту акцию, в том числе и чрезвычайная сессия Генеральной Ассамблеи ООН. Обострилась, усилилась военная конфронтация между СССР и Западом. Новый президент США Р. Рейган назвал СССР «империей зла», и в качестве защитной меры против потенциального советского  экспансионизма  выдвинул  программу «стратегической оборонной инициативы» (СОИ). В результате Советский Союз был выведен на такую дистанцию забега  в гонке вооружений,  которую его  экономика выдержать не смогла.

 

1.3. Советско-американские отношения  в 1981-1984 гг. в целях эскалации конфронтации Холодной войны

В 1981 году президентом  США становится республиканец Р. Рейган, приверженец жесткого курса  на сохранение и укрепление американского  лидерства в мире, где США если и должны вести диалог с СССР, то лишь с позиции силы18. Однако еще до его правления между СССР и США установился определенный диалог.

70-е годы  принято называть периодом «разрядки». Этот процесс ознаменовался отходом от жесткого противостояния времен «холодной войны», заключением серии двусторонних договоров об экономическом, научном и культурном сотрудничестве со странами Запада. Были также подписаны соглашения об ограничении стратегических и обычных вооружений – договоры 1966 г. с Францией, 1970 г. – с ФРГ о неприменении силы в решении спорных вопросов о послевоенных границах. В 1972 г. Л.И. Брежневым и Р. Никсоном был подписан ряд соглашений об ограничении стратегических вооружений (ОСВ 1), а в 1979 г. Брежнев и новый президент США Дж. Картер подписали договор ОСВ 2. Кульминацией процесса разрядки стало подписание руководителями европейских стран, США и Канады в Хельсинки 1 августа 1975 г. Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). На этом совещании был принят акт о правах человека, также подписанный советской делегацией.

В мае 1981 г. Брежнев осудил политику Рейгана в секретном  послании на важном собрании КГБ в  Москве. На том же заседании Андропов выступил с еще более резким заявлением, сообщив, что новая американская администрация интенсивно готовится  к ядерной войне. Андропов объявил, что решением Политбюро КГБ и  ГРУ впервые должны были соединить  усилия в рамках международной разведывательной операции под кодовым названием  РЯН. ГРУ отвечало за контроль над  любыми западными военными приготовлениями  к первому удару по Советскому Союзу, в то время как задачей  КГБ было заблаговременно оповестить о решении США и ее союзников  в НАТО такой удар подготовить19.

1 сентября 1983 г. Андропову, находящемуся в  его резиденции на окраине  Москвы, сообщили об уничтожении  американского боевого самолета  над южной частью острова Сахалин. Самолет был сбит 1 сентября в 3:26 утра по местному времени советским истребителем СУ 15, выпустившим две ракеты класса «воздух-воздух» по Боингу-747, принадлежавшему компании Корейские Авиалинии и летевшему рейсом 007 в Сеул, но непроизвольно отклонившемуся от курса. На борту самолета было 269 пассажиров и членов экипажа. Советские ВВС отслеживали самолет более часа. Переговоры с пилотом были перехвачены американскими и японскими радистами20.

США окрестили  уничтожение самолета преднамеренным массовым убийством. Рейган назвал его  «варварским актом, порожденным  обществом, которое безмерно ущемляет личные права человека, пренебрегает ценностью человеческой жизни и  постоянно стремится расшириться  и доминировать над другими странами».

В действительности, после примерно двух дней экспертизы, американская разведка пришла к выводу, что советские ВВС и в самом  деле скорее всего не знали о том, что выпускают ракеты по пассажирскому самолету.

Отношения между  двумя странами действительно заметно  охладились. Рейган воспользовался инцидентом со сбитым самолетом, чтобы во всеуслышание осудить советскую систему.

Трагическая гибель южнокорейского «Боинга» стала  печальным символом «правления»  Андропова. Пятнадцать месяцев его  пребывания на высшем посту в коммунистической партии и советском государстве  не богаты на памятные события во внешнеполитической сфере. Разворачивались ракеты СС-20, а затем и «Першинг-2», еще ожесточенней и бесчеловечней стала война  в Афганистане, не закончился конфликт на Ближнем Востоке, не поддавался Китай  не «мирные инициативы» СССР21.

Гибель «Боинга-747»  продемонстрировала бесплодность глобальной конфронтации. Андропов не смог в критический  момент перешагнуть через барьер большевистской ортодоксальности. Руководители СССР продолжали находиться в плену  классового, коминтерновского мышления.

Но нарушение прав человека в СССР, экспансия «социализма» в страны Африки и Азии, особенно введение советских войск в Афганистан в декабре 1979 г. окончательно свернули процесс разрядки22.

Советский и  российский историк А. И. Уткин считал, что «для того чтобы усилить внешнеполитические возможности США нужно было следовать двум основным (с точки зрения сторонников Рейгана) положениям: 1) не следует излишне рассчитывать на помощь союзников и договоренности с потенциальными противниками, прежде всего необходима опора на собственные силы; 2) военно-политическая мощь огромна, для ее активизации необходимо избавиться от сдерживающего «вьетнамского синдрома». Переговоры с СССР можно действенно вести лишь по достижении превосходства в стратегических вооружениях»23.

Информация о работе Советско-американские отношения на завершающем этапе холодной войны