Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 11:11, курсовая работа
Целью работы является исследование советско-американских отношений на завершающем этапе холодной войны.
Основные задачи исследования:
- изучить доктрину Рейгана в контексте внешнеполитической риторики США.
- рассмотреть внешнеполитические доктрины советских руководителей Л. И. Брежнева и Ю. В. Андропова.
Введение……………………………………………………………… 3-8
Глава I. Эскалация конфронтации в советско-американских отношениях в 1981-1984 гг………………………………………………………..... 9-26
1.1. Доктрина Рейгана во внешнеполитической риторике США............................................................................... 9-15
1.2. Внешнеполитический курс Л. И. Брежнева и Ю. В. Андропова в контексте советской внешнеполитической стратегии………………………………………………. 15-17
1.3. Советско-американские отношения в 1981-1984 гг. в целях эскалации конфронтации Холодной войны………… 17-26
Глава II. Советско-американские отношения в 1985-1991 гг. в условиях изменения геополитической ситуации……………………………. 27-52
2.1. Факторы, способствующие изменению отношений между сверхдержавами в 1985 г……………………………... 27-30
2.2. Встречи на Высшем уровне как способ достижения компромисса между США и СССР по ключевым международным вопросам…………………………… 30-48
2.3. Отношения между СССР и США с приходом к власти администрации Дж. Буша…………………………… 49-52
Заключение………………………………………………………… 53-55
Список литературы………………………………………………… 56-58
Провозглашенный внешнеполитический курс предусматривал новый
виток гонки вооружений, который, по замыслу администрации Рейгана, должен был экономически ослабить Советский Союз. По мнению Рейгана, «…до настоящего момента разрядка использовалась в одностороннем порядке Советским Союзом в его собственных интересах», в целях осуществления «мировой революции» и установления «единого социалистического или коммунистического государства»24.
Со своей стороны, советское руководство определенным образом способствовало свертыванию разрядки и нагнетанию напряженности в отношениях с США. Это стало следствием, в том числе: усилившегося влияния министра обороны СССР Д. Ф. Устинова и Председателя КГБ Ю. В. Андропова; наличия различных позиций в высшем руководстве СССР в некоторые периоды по конкретным вопросам ограничения стратегических вооружений; наращивания гонки советских вооружений; недооценки, а в ряде случаев игнорирования, открывавшихся возможностей упрочения безопасности государства политическими средствами, а не путем дальнейшего наращивания и без того чрезмерных расходов на оборону; не всегда оправданной вовлеченности СССР в дела стран третьего мира, что воспринималось США как подрыв западного влияния в этих странах; особого внимания к отношениям с Китаем, как собственным, так и к американским; неоправданного ввода советских войск в Афганистан. Это событие, не оправданное ни соображениями безопасности СССР, ни, по мнению известных специалистов, идеологическими соображениями, не принесло ничего, кроме ущерба как СССР, так и международным отношениям. В условиях продолжавшихся переговоров по ОСВ-2 СССР в 1978 г. начал секретное размещение в европейской части РСД СС-20 «Пионер»25.
Таким образом, совместными усилиями США и СССР советско-американская разрядка пошла на спад. Основные внешнеполитические установки США периода первого президентства Р. Рейгана в 1981–1984 гг. были следующими: «увязка», жесткие решения узла международных проблем на условиях Вашингтона, в зависимости от поведения СССР, особенно в региональных конфликтах; форсирование гонки вооружений; перенос гонки вооружений в космос (в марте 1983 г. Рейган объявил о стратегической оборонной инициативе); размещение американского ракетного ядерного оружия в Европе; отход в сторону от усилий по ограничению вооружений26.
Советско-американские переговоры по ограничению и сокращению стратегических вооружений (ОССВ) проходили с 29 июня 1982 г. по 8 декабря 1983 г. Параллельно с ними проходили с 30 ноября 1981 г. по 23 ноября 1983 г. советско-американские переговоры об ограничении ядерных вооружений в Европе (ОЯВЕ)27. Возобновление этих переговоров с американской стороны было вызвано рядом причин, в том числе, подъемом антивоенного движения, активизацией политической оппозиции в Соединенных Штатах. Кроме того, на протяжении 1981–1982 гг. был выдвинут целый комплекс важных советских инициатив в области предотвращения ядерной войны. Игнорирование этих предложений администрацией Рейгана выглядело бы пренебрежением американским общественным мнением.
Советская позиция на этих переговорах была следующей: СССР предложил к 1990 г. сократить суммарное количество пусковых установок (ПУ) сторон (межконтинентальных баллистических ракет (МБР), баллистических ракет на подводных лодках (БРПЛ) и тяжелых бомбардировщиков (ТБ)) до 1800 единиц, т. е. на 25 %. Кроме того, на этом этапе переговоров предметом ограничений предполагалось сделать и совокупное число ядерных зарядов на стратегических носителях – сократить до согласованных равных уровней общее число ядерных зарядов на стратегических носителях, а также установить равное, но меньшее, чем предусмотрено Договором ОСВ-2, число носителей с разделяющимися головными частями индивидуального наведения (РГЧ ИН).
Основа американских предложений на переговорах об ОССВ была изложена в речи президента Рейгана 9 мая 1982 г. в городе Юрика (штат Иллинойс). Суть этих предложений состояла в том, чтобы добиться ликвидации наиболее современных советских стратегических программ и обеспечить себе свободу рук по реализации своих собственных программ наращивания стратегического оружия. Предложения Рейгана носили односторонний характер, были явно направлены на подрыв ракетно-ядерной мощи СССР. Одновременно предложения никак не затрагивали далеко идущие планы ядерного перевооружения США и фактически развивали бы гонку стратегических вооружений в направлении, наиболее выгодном для США28.
Речь Рейгана вызвала крайне негативную реакцию советского руководства. 12 мая министр иностранных дел СССР А. Громыко, министр обороны Д. Устинов, председатель КГБ Ю. Андропов направили в Политбюро совместную записку, в которой содержалась политическая и военная оценка президентской речи, его общей политики в отношении СССР. Эта записка отражала внешнеполитический настрой советского руководства. Главный смысл речи Рейгана, по мнению авторов записки, состоял в том, чтобы создать пропагандистское прикрытие для агрессивной милитаристской политики США, их курса на ломку сложившегося между СССР и США, в целом между странами Варшавского договора примерного равновесия сил. Делалась откровенная заявка на то, что США должны быть доминирующей военной державой.
Наиболее
четко эта установка
Связанное с началом размещения новых американских ракет в Европе изменение общей стратегической ситуации вызвало необходимость для советской стороны заново проработать все вопросы, являвшиеся предметом обсуждения на переговорах об ОССВ. Ввиду этого после окончания пятого раунда 8 декабря 1983 г. дата их возобновления не была назначена. Итоги первых пяти раундов выглядели более чем скромными. Договориться удалось лишь о том, что новое соглашение должно предусматривать лимиты не только на ПУ, но и на число боеголовок. Был также согласован вопрос о том, чтобы сохранить (по настоянию СССР) в новом соглашении многие «позитивные аспекты Договора ОСВ-2»30. Советские представители обвинили США в том, что Вашингтон добивается на этих переговорах «более чем двойного превосходства» над СССР по числу стратегических боезарядов и хочет, кроме того, сломать саму структуру советских стратегических сил.
Переговоры
быстро зашли в тупик. В целом,
советская сторона стремилась строить
новое соглашение по ОСВ-3 на основе
соглашения ОСВ-2 путем существенных
сокращений уровней ОСВ-2, сохраняя
советскую стратегическую триаду, где
основным компонентом являлись МБР
наземного базирования. Администрация
Рейгана сознательно
Позиции сторон по основополагающим проблемам ограничения и сокращения вооружений и укрепления международной безопасности не только не сблизились, но и имели в этот период тенденцию к дальнейшему расхождению. На протяжении первой половины 1980-х гг. в значительной степени была подорвана та договорно-правовая и материальна база советско-американских отношений, которая была заложена в 70-е гг. Причинами неудачи переговорного процесса по ОССВ, в том числе, стали: недоверие советского руководства к президенту Р. Рейгану в связи с его окончательным отказом от Договора ОСВ-2 и другими недружественными для СССР акциями; приверженность американского и советского руководства политике ведения переговоров «с позиции силы»; начатая Рейганом крупномасштабная программа перевооружения США; усиление гонки советских вооружений на рубеже 1970-1980-х гг., приведшее к углублению экономического кризиса в стране, который советское руководство недооценивало. Выдвигая на переговорах по ОЯВЕ и ОССВ предложения о резком и кардинальном сокращении РСД и стратегического оружия, Р. Рейган не стремился к их действительному претворению в жизнь, заранее зная их неприемлемость для Советского Союза того периода, а стремился поставить советскую делегацию на переговорах в невыгодную ситуацию. Цель администрации Рейгана – экономическое изматывание СССР гонкой вооружений в принципе была достигнута. В целом, необходим был более взвешенный подход советского руководства к наращиванию гонки вооружений31.
Таким образом, отношения между США и СССР в 1981-1984 гг. заметно ухудшились. Рейган обострил холодную войну, ускорив отход от политики разрядки, начавшийся с 1979 после входа советских войск в Афганистан. Критики отмечали, что внешняя политика Рейгана была агрессивной, империалистической и упрекали её в «поджигании войны», хотя политику поддерживали американские консервативные силы, которые приводили доводы, что это было необходимо для защиты интересов безопасности США. Действия Рейгана, его воинственная риторика существенно осложнили мировую ситуацию и обеспокоили самих американцев. Не случайно, что в ходе президентской кампании 1984 года президент начал делать особый упор на необходимость поиска путей разрешения международных проблем путем переговоров.
Глава II.
Советско-американские отношения в 1985-1991 гг. в условиях изменения геополитической ситуации
2.1. Факторы,
способствующие изменению
Перемены в отношениях между США и СССР начались только с приходом к власти в 1985 г. нового советского руководителя М. С. Горбачева. Внешняя политика Советского Союза к этому времени по многим позициям зашла в тупик. Существовала реальная опасность нового витка «холодной войны», что еще сильнее накалило бы ситуацию в мире. Кроме того, СССР не мог дальше оказывать безвозмездную «интернациональную помощь» различным антиимпериалистическим силам и «дружественным» странам. Эта помощь была разорительна для слабеющей экономики СССР.
Поэтому, в
марте 1985 г., Горбачев инициировал пересмотр
всей концептуальной базы внешней политики
СССР. Стремление подчеркнуть изменения
во внешней политике страны нашло
отражение в кадровых перестановках.
Вместо А. Громыко, возглавлявшего МИД
в течение 30 лет, министром в июле
1985 г. был назначен бывший первый секретарь
ЦК Компартии Грузии Э. Шеварднадзе.
Положения новой
Таким образом, на рубеже 1987-1988 гг. возникает новая внешнеполитическая доктрина, получившая название «Новое политическое мышление». Основные принципы новой внешнеполитической концепции сводились к следующим:
- отказ от вывода о
расколе современного мира на
две противоположные
- отказ от принципа
пролетарского
- отказ от применения
силы или угрозы силы, объявление
переговоров и диалога в
Одна из центральных позиций в философии нового мышления выражалась в том, что приоритет отдавался общечеловеческим интересам и ценностям. Исходя из идеи «нового политического мышления», М. С. Горбачев и его сторонники говорили о необходимости скорректировать идеологию марксизма-ленинизма в направлении признания приоритета общечеловеческих ценностей над всеми остальными – классовыми, национальными, государственными.
Коренному пересмотру были подвергнуты и провозглашенные прежними советскими лидерами внешнеполитические подходы к отношениям со странами социализма. М. С. Горбачев заявлял о необходимости обеспечить каждому народу права на выбор собственного пути развития. Советский лидер считал, что «каждый народ, каждая страна имеют право распоряжаться своей судьбой, своими ресурсами, суверенно определять свое социальное развитие». Данное положение Нового мышления вступало в противоречие с проводившимся Советским Союзом в предшествующие десятилетия принципом социалистического интернационализма, подразумевавшим возможность в случае возникновения «угрозы социалистическим завоеваниям» в той или иной стране применения любых, в том числе и военных мер, для «защиты социалистического строя». На Западе провозглашение права «свободы выбора» было расценено как отказ Союза ССР от доктрины Брежнева33.
Взяв курс на улучшение отношений с США и Западом, Горбачев поначалу действовал в духе «разрядки» 70-х гг. в 1985-1986 гг. Выдвигались новые громкие мирные инициативы, но при этом внешняя политика СССР оставалась довольно жесткой. В частности, когда в мае 1986 г. США только намекнули на возможность выхода из ОСВ-2, СССР заявил, что в этом случае примет «практические меры по недопущению нарушения стратегического паритета».
Отношения между различными государствами советский лидер предлагал строить на основе «баланса интересов», под которым понималась важность учета не только собственных национальных интересов, но и интересов других стран. Добиться безопасности страны можно лишь при учете интересов других народов и государств – таково было основополагающее положение нового курса на международной арене34.
Важным следствием нового политического мышления стали ежегодные встречи М. С. Горбачева с президентом США Р. Рейганом. Результатом этих встреч были важные решения и договоры, которые заметно снизили напряженность в мире.
Таким образом, новое политическое мышление способствовало существенному снижению конфронтации между СССР и США, Востоком и Западом, и даже прекращению в дальнейшем холодной войны между ними, но это произошло не благодаря взаимным компромиссам, а за счет ухода Советского Союза из тех зон мира, которые были его сферами влияния35.
Информация о работе Советско-американские отношения на завершающем этапе холодной войны