Советско-американские отношения на завершающем этапе холодной войны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 11:11, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование советско-американских отношений на завершающем этапе холодной войны.
Основные задачи исследования:
- изучить доктрину Рейгана в контексте внешнеполитической риторики США.
- рассмотреть внешнеполитические доктрины советских руководителей Л. И. Брежнева и Ю. В. Андропова.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………… 3-8
Глава I. Эскалация конфронтации в советско-американских отношениях в 1981-1984 гг………………………………………………………..... 9-26
1.1. Доктрина Рейгана во внешнеполитической риторике США............................................................................... 9-15
1.2. Внешнеполитический курс Л. И. Брежнева и Ю. В. Андропова в контексте советской внешнеполитической стратегии………………………………………………. 15-17
1.3. Советско-американские отношения в 1981-1984 гг. в целях эскалации конфронтации Холодной войны………… 17-26
Глава II. Советско-американские отношения в 1985-1991 гг. в условиях изменения геополитической ситуации……………………………. 27-52
2.1. Факторы, способствующие изменению отношений между сверхдержавами в 1985 г……………………………... 27-30
2.2. Встречи на Высшем уровне как способ достижения компромисса между США и СССР по ключевым международным вопросам…………………………… 30-48
2.3. Отношения между СССР и США с приходом к власти администрации Дж. Буша…………………………… 49-52
Заключение………………………………………………………… 53-55
Список литературы………………………………………………… 56-58

Файлы: 1 файл

Курсовая Советско-американские отношения на завершающем этапе холодной войны.docx

— 109.18 Кб (Скачать файл)

Деловая часть  встречи на высшем уровне была очень  насыщенной. Помимо переговоров, проходивших в конструктивной атмосфере, обеспечившей широкие возможности для откровенного обмена мнениями по проблемам вооружений, а также обсуждения региональных вопросов и вопросов, касающихся дальнейшего расширения двусторонних контактов, обменов и сотрудничества, стороны обменялись ратифицированными грамотами о введении в действие Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, подписанного М. С. Горбачевым и Р. Рейганом в ходе встречи на высшем уровне в Вашингтоне55. Теперь договор вступил в силу официально, и с 1 августа 1988 г. ликвидация этих ракет сторонами началась. Кроме того, было подписано соглашение об уведомлении о пусках баллистических ракет. Теперь стороны обязались оповещать друг друга не только о пусках МБР и БРПЛ за пределы национальной территории (как это было раньше), но и о таких пусках в пределах собственной территории. Это повышало предсказуемость действий друг друга56.

Договорились  подготовить соглашение, касающееся оповещений о проведении учений стратегических ядерных сил, в том числе об одновременном массовом подъеме  в воздух тяжелых бомбардировщиков. Было подписано также Соглашение о совместном эксперименте по контролю за ядерными взрывами на полигонах в Семипалатинске и Неваде. Все это помогло придать встрече в верхах, хотя бы внешне, более содержательный характер.

Советская сторона  на всех уровнях, начиная с М. С. Горбачева, стремилась довести до сведения Р. Рейгана  и других американских представителей смысл новой военной доктрины, сущность принципа оборонной достаточности, которым СССР впредь намеревался следовать57.

В результате обмена мнениями между советскими дипломатами  и американцами в Москве стало  ясно, что по сокращению вооруженных  сил в Европе ни США, ни блок НАТО в целом серьезно вести переговоры с нами на приемлемых для СССР условиях не намерены. Они вели линию на то, чтобы предметом переговоров  в Вене остались лишь сухопутные войска, то есть чтобы сокращения производил только Советский Союз. Стало ясно, что американцы рассчитывают на обострение отношений СССР с другими странами Варшавского Договора. Но у СССР тогда не сложилось впечатления, что это заметно обеспокоило советское государственное руководство.

Поскольку кроме  упомянутых выше двух соглашений по военным  вопросам было подписано еще несколько  других, касавшихся двусторонних советско-американских отношений, состоялось несколько встреч Рейгана с советской общественностью, визит его в Москву прошел гладко58.

Говоря о  непохожести Рейгана на себя, «недавнего», нельзя не отметить, что первый визит  в страну некапиталистического мира, а тем более в Советский  Союз был глубоко символичен. Когда  один из журналистов задал ему  в Кремле вопрос, продолжает ли существовать в глазах президента «империя зла», Рейган ответил: «Я говорил о другом времени, о другой эре»59.

Четыре встречи  на Высшем уровне Рейгана и Горбачева  с 1985 по 1988 гг. стали важной вехой  в международных отношениях времен холодной войны. К моменту встречи в Женеве отношения между СССР и США были практически на нуле. Официальным итогом встречи лидеров двух государств стала мало к чему обязывающая торжественная Декларация о недопустимости ядерной войны. Но главное был налажен личный контакт между лидерами двух стран. Саммит по контролю вооружений в Рейкьявике не привел к моментальным изменениям, но заложил основу для будущего сотрудничества в разоружении. Самой продуктивной оказалась встреча в Вашингтоне, когда был подписан бессрочный Договор о ликвидации ракет средней и малой дальности. Московская встреча повторяла предыдущие успехи в отношениях между двумя сверхдержавами, однако была уже менее содержательной.

Таким образом, начавшийся диалог между лидерами США  и СССР стал отправной точкой к  завершению холодной войны, которое произойдет уже при новом американском руководстве.

 

2.3. Отношения  между СССР и США с приходом  к власти администрации Дж. Буша.

Преемник  Рейгана республиканец Дж. Буш оказался в сложной и непредсказуемой ситуации. Шел процесс объединения Германии и распада СССР, и Бушу было трудно формулировать свой внешнеполитический курс. К тому же он не обладал ораторским искусством, которое могло бы повлиять на широкую общественность, убеждая ее в правильности проводимой внешней политики. Этот фактор, считает А. Кир, сыграл негативную роль на президентских выборах, когда Буш баллотировался на второй срок60.

Что касается внешней политики СССР, то до самого начала революционных событий 1989 г. в странах Восточной Европы серьезно перестроить деятельность СЭВ на взаимовыгодных условиях не удалось. Между  тем, экономическое положение как в самом СССР, так и в странах Варшавского договора к этому времени ухудшилось.

К этому времени  все явственнее стали обнаруживаться политические разногласия между руководством СССР и некоторых стран Варшавского договора. Лидеры ГДР, Чехословакии, Болгарии, Румынии настороженно относились к горбачевской перестройке, поняв, какую опасность она несет их политическим режимам. Но одновременно прямо противоположным было отношение к перестройке со стороны большинства граждан этих стран. Популярность Горбачева в их глазах была исключительно высокой. Его визиты в эти страны превратились в акции, расшатывавшие существовавшие там режимы. Широкие народные массы требовали демократии и гласности от своих руководителей61

Горбачев  настойчиво отстаивал принцип «свободы выбора» в качестве универсального стратегического подхода в международных  делах. Такая позиция была закреплена не только важными заявлениями, но и конкретными практическими действиями. 6 июля 1989 г., комментируя перемены в Польше и Венгрии (когда местные коммунистические партии перестали быть главенствующими политическими силами), М. С. Горбачев говорил: «За каждым народом остается право выбора. Это центральный пункт. Если мы его не признаем, ничего хорошего ожидать в будущем от международных отношений нельзя. Поэтому, как распорядится польский и венгерский народ… это их дело»62.

В отличие  от советской политики невмешательства  и «свободы выбора», американская политика была прямо противоположной: вбить  клин между Советским Союзом и  его союзниками по Варшавскому договору, постепенно вытеснить правящие партии и способствовать приходу к власти оппозиционных прозападных сил.

Катализатором американской политики давления на страны Восточной Европы стало выступление М. С. Горбачева на сессии Генеральной Ассамблеи ООН в декабре 1988 г., в котором он заявил об одностороннем сокращении советских войск в Восточной Европе на 500 тыс. человек, а также о намерении вывести к 1991 г. из ГДР, Чехословакии и Венгрии шесть танковых дивизий и расформировать их. Советская армия, численность которой превышала 4 млн. человек, сокращалась на полмиллиона, то есть на 15 %.

16 января 1989 г. в Москву прибыл личный представитель американского президента Генри Киссинджер, который должен был понять, как далеко советское руководство готово пойти в защите своих интересов в Восточной Европе. В тот же день он встретился с членом Политбюро ЦК КПСС А. Н. Яковлевым, и в беседе с ним эмиссар Дж. Буша потребовал, чтобы Советский Союз не препятствовал развитию событий в Восточной Европе. В обмен на это Г. Киссинджер гарантировал развитие нормальных отношений США с СССР. В противном случае — обострение американо-советских отношений63

На следующий  день Г. Киссинджер был принят М. С. Горбачевым. Важной темой их переговоров стали перемены в Восточной Европе. Горбачев не пытался отстаивать интересы СССР в этом регионе. «Меняемся мы, меняетесь вы и Европа, но если, исходя из переходящих оценок, пытаться влезть в эти процессы, — говорил он, — то можно допустить серьезный промах, серьезный просчет».

12 февраля  1989 г., после визита в Москву  Киссинджера, в Белом доме Дж. Буш собрал совещание, на котором  был сделан анализ внутренней  ситуации в СССР и проблем  его внешней политики. Был сделан вполне определенный и правильный вывод о том, что советский руководитель дал согласие на перемены в Восточной Европе, и что эти перемены сами собой приведут к развалу Советского Союза. В Белом доме считали, что Горбачев приветствовал реформы в этих странах и в какой-то мере мог считаться фактическим союзником США. 

Во время  визита в Хельсинки 25 октября Горбачев публично заявил, что у Советского Союза «нет ни морального, ни политического  права вмешиваться в события  Восточной Европы», и добавил: «мы  исходим из того, что и другие не будут вмешиваться». Тогда же пресс-атташе МИД СССР Г. Герасимов  официально объявил, что «доктрина  Брежнева» мертва. Вместо нее, сострил  он, у нас будет «доктрина Синатры». Под этим имелось в виду последняя  строка песни: «Я сделал по-своему». 

Окончательный отход М. С. Горбачева от «доктрины  Брежнева» произошел на мальтийской  встрече с Дж. Бушем 2–3 декабря 1989 г., на которой событиям в Восточной  Европе было уделено едва ли не центральное  внимание. Советский лидер заверил американского президента в том, что СССР не будет вмешиваться в восточноевропейские дела64.

Ликвидация  социализма началась с Польши и Венгрии, первыми вступившими на путь экономической и политической либерализации. В 1989-1990 гг. произошли «бархатные» революции в Польше, ГДР, Чехословакии, Венгрии, Болгарии, Албании. В декабре 1989 г. вооруженным путем был свергнут режим Чаушеску в Румынии. В 1990 г. произошло объединение Германии. Одновременно последовал разрыв традиционных экономических и политических связей СССР с Восточной Европой, что также больно ударило по советским интересам. Весной 1991 г. состоялся официальный роспуск Совета Экономической Взаимопомощи и Организации Варшавского Договора.

Таким образом, в течение 1989 г. социалистические режимы были ликвидированы во всех странах, являвшихся военно-политическими союзниками СССР. К власти пришли антисоциалистические прозападные силы. В этих условиях невозможным оказалось существование СЭВ и Варшавского договора. «Доктрина Горбачева» привела к поражению Советского Союза в Восточной Европе. Это была расплата за его утопическую идею о создании «общеевропейского» дома. Конец 1991 г. ознаменовался распадом СССР. Исчезла советская сверхдержава, служившая одной из несущих конструкций биполярной структуры международных отношений. «Холодная война» закончилась с разрушением советского блока и социально-политической системы в СССР.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

По окончании Второй мировой войны СССР превратился в мощную сверхдержаву, чьё влияние распространялось от Западной Европы до Тихого океана. Установление в государствах Восточной Европы просоветских коммунистических режимов привело к резкому ухудшению отношений между СССР и США. Американское руководство пыталось предотвратить распространение советского влияния и левых идей (чему способствовала победа СССР в войне) дальше на Запад. Очень скоро борьба двух идеологий вышла за пределы дипломатических отношений и переросла в глобальное противостояние систем с то и дело вспыхивающими вооружёнными конфликтами по всему миру.

Приход к  власти в 1985 г. М. С. Горбачева и провозглашение им политики Нового мышления привели  к тому, что с этого момента  идеологическое и военно-политическое противостояние начало быстро терять остроту. Новая внешнеполитическая доктрина была обусловлена развитием политического процесса в СССР в сторону отказа от коммунистической идеологии, а также зависимостью экономики СССР от западных технологий и кредитов в связи с резким падением цен на нефть. Это привело к тому, что СССР пошёл на широкие уступки во внешнеполитической сфере.

В 1988 году начинается вывод советских войск из Афганистана. В декабре того же года Горбачёв, выступая на сессии Генеральной Ассамблеи ООН с «программой ослабления противостояния», заявил о сокращении советских вооруженных сил; 21 марта 1989 года вышло постановление Президиума Верховного Совета СССР о сокращении армии и начале конверсии (перехода на производство гражданской продукции) оборонных предприятий. Однако этим советские уступки не ограничились. Осенью 1989 года один за другим начали рушиться коммунистические режимы в Центральной и Восточной Европе, на что СССР никак не отреагировал. В октябре 1989 года был провозглашен официальный отказ от «доктрины Брежнева». Запад до последнего момента не мог поверить в то, что Горбачёв со своим «новым мышлением» зашёл так далеко. Смена власти во всех странах-сателлитах СССР привела к ликвидации советского блока, а вместе с ним — и к фактическому прекращению «холодной войны». 21 ноября 1990 года в Париже была подписана так называемая Хартия для новой Европы, провозгласившая фактический конец полувекового противостояния двух систем и начало новой эры «демократии, мира и единства».

Завершение  холодной войны дало толчок двум государствам по-новому взглянуть на развитие своих  взаимоотношений.

После распада  СССР особое значение приобрела новая  область российско-американских отношений, как сотрудничество двух стран в  деле обеспечения безопасности, демонтажа  и хранения снимаемых с вооружения ядерных боеприпасов, а также  утилизации извлекаемых из них ядерных  материалов. Кроме того, в 1990-е гг. Россия и США фактически заново создали  режим сотрудничества в торгово-экономической  и научно-технической области.

До 2000 г. контакты между руководителями России и США  Ельциным и Клинтоном были даже более  регулярными, чем во времена встреч на высшем уровне между Рейганом и  Горбачевым. Это позволило существенно  повысить уровень координации во взаимоотношениях двух стран.

Однако до сегодняшнего дня российско-американские связи остаются нестабильными, как  и во времена холодной войны. Россия находится в замешательстве по поводу выстраивания отношений с США. С  одной стороны, после теракта 11 сентября 2001 г. Россия присоединилась к антитеррористической коалиции, возглавляемой США, а с  другой – фактически возглавила «лагерь  несогласных» с действиями США в  отношении Ирака в 2003 г.

XXI в. стал новой вехой в противостоянии между Россией и США. Причиной этому стало развертывание Соединенными Штатами в Европе системы противоракетной обороны. Хотя США объясняют данный шаг защитой Европы от северокорейских и иранских ракет, Россия категорически отвергает это объяснение.

Однако опыт и уроки холодной войны показывают, что ни Россия, ни США не хотят  ее повторения. Поэтому между странами ведется активный диалог. К чему он приведет, пока не известно, но оба государства понимают, что ни в коем случае нельзя допустить нового противостояния.

Информация о работе Советско-американские отношения на завершающем этапе холодной войны