Современные трактовки понятия «культура»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2015 в 20:57, доклад

Описание работы

В системе социогуманитарного знания существует около 800 определений понятия «культура». Среди них можно выделить такие типы подходов к определению сущности предмета: описательный, антропологический, аксиологический (ценностный), нормативный, исторический, семиотический (знаковый), символический, герменевтический (интерпретативный), психологический, социологический. Соответственно в философской, социологической, психологической, исторической литературе понятие «культура» трактуется различным образом.

Файлы: 1 файл

история крыма.docx

— 295.73 Кб (Скачать файл)

6. Ценностная, или аксиологическая (греч. axia - ценность) функция отражает важнейшее качественное состояние культуры. Культура как определенная система ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. По их уровню и качеству люди чаще всего судят о степени культурности того или иного человека. Нравственное и интеллектуальное содержание, как правило, выступает критерием соответствующей оценки.

Синкретизм первобытной культуры

Впервые причастность охотников и собирателей каменного века к изобразительному искусству была засвидетельствована знаменитым археологом Эдуардом Ларте, нашедшим в 1837 г. в гроте Шаффо пластинку с гравировкой. Он же обнаружил изображение мамонта на куске мамонтовой кости в гроте Ла Мадлен (Франция). Характерной особенностью искусства на самом раннем этапе был синкретизм. Деятельность человека, связанная с художественным освоением мира, способствовала одновременно и формированию homo sapiens (человека разумного). На данной стадии возможности всех психологических процессов и переживаний первобытного человека находились в зародыше – в коллективном бессознательном состоянии, в так называемом архетипе. В результате открытий археологов обнаружилось, что памятники искусства появились неизмеримо позднее, чем орудия труда, почти на миллион лет. 

Памятники палеолитического, мезолитического и охотничьего неолитического искусства показывают нам, на чем в тот период сосредоточилось внимание людей. Роспись и гравюры на скалах, скульптуры из камня, глины, дерева, рисунки на сосудах посвящены исключительно сценам охоты на промысловых животных. Главным объектом творчества палеолитического мезолитического и неолитического времени были звери. И наскальные рисунки и фигурки помогают нам уловить самое существенное в первобытном мышлении. Духовные силы охотника направлены на то, чтобы постичь законы природы. От этого зависит и сама жизнь первобытного человека. Охотник до мельчайших тонкостей изучил повадки дикого зверя, именно поэтому художник каменного века так убедительно сумел показать их. Сам человек не пользовался таким вниманием, как внешний мир, поэтому так мало изображений людей в пещерной живописи и столь близки в полном смысле слова палеолитические скульптуры.

Главной художественной особенностью первобытного искусства была символическая форма, условный характер изображения. Символами являются как реалистические изображения, так и условные. Часто произведения первобытного искусства представляют собой целые системы сложных по своей структуре символов, несущих большую эстетическую нагрузку, с помощью которых передаются самые разнообразные понятия или человеческие чувства.

Культура в эпоху палеолита. Первоначально необособленное в специальный вид деятельности и связанное с охотой и трудовым процессом первобытное искусство отражало постепенное познание человеком действительности, его первые представления об окружающем мире. Некоторые искусствоведы выделяют три этапа изобразительной деятельности в эпоху палеолита. Каждый из них характеризуется качественно новой изобразительной формы. Натуральное творчество – композиция из туш, костей, натуральный макет. Включает в себя следующие моменты: обрядовые действия с тушей убитого зверя, а позже с его шкурой, наброшенной на камень или выступ скалы. Впоследствии появляется лепная основа для этой шкуры. Элементарной формой творчества была звериная скульптура. Следующий второй этап – искусственно-изобразительная форма включает искусственные средства создания образа, постепенное накопление «творческого» опыта, которое выразилось вначале в полно объемной скульптуре, а затем в барельефном упрощении.

Подобные этапы можно проследить и при изучении музыкального пласта первобытного искусства. Музыкальное начало не было отделено от движения, жестов, возгласов и мимики. Музыкальный элемент натуральной пантомимы включал: имитацию звуков природы – звукоподражательные мотивы; искусственную интонационную форму – мотивы, с зафиксированным звуковысотным положением тона; интонационное творчество; двух - и трезвучные мотивы. В одном из домов Мизинской стоянки был обнаружен древнейший музыкальный инструмент, сделанный из костей мамонта. Он предназначался для воспроизведения шумовых и ритмических звуков. Тонкая и мягкая традиция тонов, наложение одной краски на другую создают порой впечатления объема, ощущение фактуры шкуры зверя. При всей своей жизненной выразительности и реалистической обобщенности палеолитическое искусство остается интуитивно спонтанным. Оно состоит из отдельных конкретных образов, в нем отсутствует фон, нет композиции в современном смысле слова.

Первобытные художники стали зачинателями всех видов изобразительного искусства: графики (рисунки и силуэты), живописи (изображение в цвете, выполненные минеральными красками), скульптуры (фигуры, высеченные из камня или вылепленные из глины). Преуспели они и в декоративном искусстве – резьбе по камню и кости, рельефу. Особая область первобытного искусства – орнамент. Он применялся очень широко уже в палеолите. Геометрическим узором покрыты браслеты, всевозможные фигурки, вырезанные из бивня мамонта. Геометрический орнамент – основной элемент Мизинского искусства. Этот орнамент состоит в основном из множества зигзагообразных линий. Что же означает этот абстрактный узор и как он возник? Попыток решить этот вопрос было много. Уж очень не соответствовал геометрический стиль блестящим по реализму рисункам пещерного искусства. Изучив с помощью увеличительных приборов структуру среза бивней мамонта, исследователи заметили, что они тоже состоят из зигзагообразных узоров, очень похожих на зигзагообразные орнаментальные мотивы Мезинских изделий. Таким образом, в основе мезинского геометрического орнамента оказался узор, нарисованный самой природой.

Но древние художники не только копировали природу, они вносили в первозданный орнамент, новые комбинации и элементы. На сосудах каменного века, найденных на стоянках Урала, был богатый орнамент. Чаще всего рисунки выдавливали специальными штампами. Они как правило, изготавливались из округлых, тщательно отшлифованных плоских галек из желтоватого или зеленоватого с блестками камнями. По острым краям их наносили прорези, штампы делались также из кости, дерева, раковин. Если надавить таким штампом на мокрую глину, наносился рисунок, сходный с оттиском гребенки. Оттиск такого штампа часто называют гребенчатым, или зубчатым. Во всех проведенных случаях исходный для орнамента сюжет определяется сравнительно легко, но, как правило, отгадать его практически невозможно. Французский археолог А. Брейль проследил этапы схематизации изображения косули в позднепалеолитическом искусстве Западной Европы – от силуэта зверя с рожками до некоего подобия цветка. Первобытные художники создавали и произведения искусства малых форм, прежде всего небольшие фигурки. Самые ранние из них, вырезанные из бивня мамонта, из мергеля и мела, относятся к полеалиту. Некоторые исследователи верхнепалеолитического искусства считают, что древнейшие памятники искусства по тем целям, которым они служили, были не только искусством, они имели религиозно магическое значение, ориентировали человека в природе.

Более поздние этапы развития первобытной культуры относятся к мезолиту, неолиту и ко времени распространения первых металлических орудий. От присвоения готовых продуктов природы первобытный человек постепенно переходит к более сложным формам труда, наряду с охотой и рыболовством начинает заниматься земледелием и скотоводством. В новом каменном веке появился первый искусственный материал, изобретенный человеком, - огнеупорная глина. Прежде люди использовали то, что давала природа, - камень, дерево, кость. Земледельцы гораздо реже, чем охотники, изображали животных, зато с увеличением украшали поверхность глиняных сосудов. В эпоху неолита и бронзовый век подлинный рассвет пережил орнамент, появились изображения. Передающие более сложные и отвлеченные понятия. Сформировались многие виды декоративно-прикладного искусства – керамика, обработка металла. Появились луки, стрелы и глиняная посуда. На территории нашей страны первые металлические изделия появились около 9 тыс. лет назад. Они были кованные – литье появилось гораздо позднее.

 

Материальная составляющая первобытной культуры включает, в первую очередь, создание и совершенствование орудий труда, способових использования и обработки. Орудия труда делятся на первичные (палка, камень, дубина и т.п.), с помощью которых добывалась пища, и вторичные ― с помощью которых создавались первичные орудия. Вторичные орудия как раз и составляют ту специфическую искусственную среду, которая создается не природой, а человеком и являет собой начало возникновения культуры.

Важная особенность развития техники заключается в росте механической мощности создаваемых орудий. Человек постоянно искал способы повышения силы физического воздействия: увеличивал вес ударных орудий, применял рычаг, использовал бревна, плоты, долбленые лодки в качестве транспортного средства, наращивал скорость и расширял возможности передвижения.

Для становления человека, развития его культуры большое значение имел огонь. Огонь ― это тепло, свет, средство защиты и приготовления пищи, это одна из основ человеческой жизни. Применение огня способствовало преобразованию животной психики в направлении развития интеллекта, становлению хозяйства.

А какую роль в жизни первобытного человека играло жилище? Это ― не только убежище, место отдыха, восстановления сил, это и место своеобразной культуротворческой деятельности. Пещеру сменяет искусственное жилище. На берегах Днестра обнаружены жилища шалашеобразного типа, относящиеся к середине палеолита. В период неолита существуют уже три типа жилищ: полуземлянки, сооружения из настланных бревен и свайные постройки.

На ранней стадии своего развития люди создавали орудия труда, но пищу еще не производили, а присваивали ее путем собирательства, охоты и рыболовства, используя для этого различные орудия. Так, в рыболовстве применялись крючки, остроги, сети и пр. Поэтому ранний период развития культуры, ее материального аспекта, можно условно определить как тип преимущественно присваивающей культуры.

Только затем, когда человек переходит в своей деятельности на стадию земледелия, скотоводства и далее ремесленничества, формируется материальнаякультура производящего типа.

4. Как уже говорилось, материальное бытие на раннем этапе развития

человечества было органически связано с духовным. Человеческая деятельность, образ жизни носили синкретический характер. 

 

Первобытной культуре присущ синкретизм [греч. ― соединение, нерасчлененность, характерные для первоначального неразвитого состояния чего-либо], осознание своего единства с окружающим миром, органическая слитность материальных и духовных деяний человека. 

 

Так, ритуал, совершаемый перед охотой, включал танец (зачастую основанный на подражании повадкам животных), пение, музыку, магические действия, существовавшие в нерасчленимом единстве.

Средний палеолит (эпоха мустье)

Так называют третий период в истории древнекаменного века, относимый многими авторами к нижнему палеолиту. Стоянка мустьерской эпохи, давшая ему наименование — пещера Ле-Мустье, — находится во Франции. Крым чрезвычайно богат памятниками мустье, которые, как правило, принадлежат к пещерному типу и приходятся на предгорную часть полуострова; кроме того, мустьерские орудия обнаружены в некоторых пунктах Восточного Присивашья.

В связи с недостатком данных хронология среднего палеолита нуждается в разработке. Предполагают, что эпоха началась приблизительно за 100, а закончилась - за 40 тыс. лет до н.э. Однако недавно участниками международного научного проекта «Средний палеолит Крыма» было опубликовано свыше 80 абсолютных дат для крымских палеолитических памятников. Определения получены радиоуглеродным и другими естественными методами. Хотя даты не вполне надежны и отчасти противоречивы, они позволяют думать, что мустье полуострова может укладываться в хронологические рамки около 80-25 тыс. лет до н.э.

Средний палеолит охватывает рисс-вюрмское межледниковье и первую часть вюрмского оледенения, во время которого произошло ухудшение климата. Не случайно в гроте Киик-Коба (верхний слой) со стороны входа был сооружен заслон от ветра. Изменился состав промысловых животных: охотились главным образом на мамонта, сайгу, лошадь, осла, бизона, волосатого носорога, северного и гигантского оленя, пещерного медведя и гиену, волка и корсака. На стоянках Киик-Коба и Заскальная VI открыты погребения детей-неандертальцев в скорченном положении на боку - в позе спящего: уже существовала вера в загробную жизнь. В Киик-Кобе оказалось также захоронение взрослого человека, связываемое с нижним культурным слоем, но считающееся неандертальским.

Неандертальский человек, пли палеоантроп, обычно имел лицо, лишенное подбородка, выраженные надбровные дуги и покатый лоб. Классические неандертальцы составили тупиковую ветвь в антропогенезе, в то время как прогрессивные палеоантропы - предки современных людей.

В сфере кремнеобрабатывающего производства большое значение приобрело распространение техники леваллуа. Появились сплошь ретушированные с двух сторон наконечники копий и мясные ножи, характерные для мустьерской эпохи остроконечники, скребла и скребла-ножи. Скребла — орудия с широким дугообразным рабочим краем для обработки шкур.

В крымском мустье различают четыре культуры, из которых наиболее яркая, ак-кайская, включает стоянки Ак-Кая I-V, Заскальная I-VII, Сары-Кая I-IV, Красная Балка, Пролом II, Волчий Грот, Чокурча I; она характеризуется использованием преимущественно плитчатого кремня, многочисленными орудиями двусторонней обработки (бифасами), крупными размерами орудий (среди которых множество скребел и ножей при невысоком проценте остроконечников), наличием орудий специфических типов (ножи с ручками, двусторонне обработанные изделия в виде скребел-ножен с площадками для упора руки), обилием костей мамонта; отмечена техника леваллуа. Вторая культура, старосельская, представлена, помимо Староселья, стоянками Кабази II (слои III и I) и V, а также стоянкой имени Г.А. Бонч-Осмоловского. Здесь более низок процент двусторонних форм, меньший разрыв в численности остроконечников, с одной стороны, скребел и ножей - с другой.

Информация о работе Современные трактовки понятия «культура»