Третья, киик-кобинская,
общность характеризуется верхним слоем
Киик-Кобы, мустьерскими напластованиями
Буран-Каи III и стоянкой Пролом 1, давшими
преимущественно мелкие изделия (поперечником
до 5 см), часто с двусторонней ретушью.
К последней культуре, кабазийской (западнокрымской),
следует отнести Кабази I и II (II слой), Шайтан
Кобу I, Бахчисарайскую стоянку и навес
Холодная Балка. Это мустье «обыкновенное»
- памятники, в инвентаре которых отсутствуют
или единичны орудия двусторонней обработки.
Распространены пластины, в том числе
леваллуа, и соответствующие нуклеусы.
Ак-кайская и старосельская
культуры могут иметь генетическую связь
с ашельскими памятниками бодракского
типа, где также распространены бифасы;
киик-кобинская как будто бы восходит
к местному клэктонско-тайакскому ашелю,
а мустье кабазийского типа, возможно,
имеет отношение к палеолиту Передней
Азии. Судя по абсолютным датам, миграция
носителей кабазийской традиции пришлась
на время около 50 тыс. лет тому назад. Если
в охотничьей добыче ак-кайцев важное
место занимал мамонт, то кабазийцы охотились
в основном на осла, лошадь и сайгу, что
было связано с расселением в не совсем
одинаковых ландшафтных зонах. Как правило,
ак-кайские стоянки расположены там, где
Предгорье граничит со степью, тогда как
памятники мустье «обыкновенного» частично
находятся в гряде гор. Условия же для
жизни мамонта в первой зоне были благоприятнее,
чем во второй.
Часто встречающиеся
обвалы в гротах связываются с землетрясениями.
Мустьерские пещерные стоянки служили
обычно местами продолжительного обитания
и неоднократного заселения. Об этом свидетельствуют
обилие костей, принадлежащих добытым
животным, и многослойность памятников.
Так, обитатели навеса Староселье забили
сотни ослов. Судя по расчетам исследователей,
базирующимся на археолого-этнографическнх
данных, охотничий коллектив мустьерской
эпохи, основанный на семейно-родственных
узах, состоял из трех-четырех семей, каждая
из которых включала примерно четыре-пять
человек.
Стоянки мезолита
Мезолит Крыма представлен
несколькими десятками стоянок, известных,
главным образом в его нижней части и на
Керченском полуострове. Преобразующая
часть горных памятников находится в гротах
и на и навесах. Это Мурзак- Коба, Фатьма-Коба,
Замиль-Коба, I и II, Алимовский навес, Сюрень II, Водопадный Грот,
Таш-Аир I, Буран-Кая, Ласпи VII и др. К числу поселений
открытого типа в Южном Крыму относится
Кукрек, Вишенное и Кафка-Богаз в Предгорье
Аджи-Коба III на Караби-Яйле и Домни-Кая
на Чатыр-Даге. В значительном количестве
такие памятники открыты на Керченском
полуострове (Фронтовое I и II Кой-Асан, Ленинское, Луговое III, Тасуново I, Алексеевка,
Горностаевка I). Стоянки имеют преимущественно
две или несколько слоев, так как места,
удобные для обитания, привлекали человека
в разные периоды....
В конце эпохи палеолита
происходит потепление климата. Ледник
растаял, реки стали полноводными, повсеместно
выросли леса. Холодолюбивые животные
вымерли или мигрировали на север. В крымских
лесах расселились бурые медведи, рыси,
благородные олени, косули, кабаны, ослы,
быки, зайцы. В реках обитали сомы, лососи,
форель, судак и другие виды рыбы. Началась
новая эпоха — Мезолита (10-7,5 тыс. лет назад).
Изменения природных
условий привели к изменениям в образе
жизни, социальной организации, поведении
людей, приемах изготовления орудий. С
исчезновением крупных животных загонная
охота утратила всякий смысл и была заменена
индивидуальным промыслом. Человек приручил
собаку, ставшую надежным помощником на
охоте. Были изобретены новые способы
охоты, важнейшим из которых была охота
с луком и стрелами. Наконечники стрел
изготавливались из кремня. В эпоху мезолита
широкое распространение получили так
называемые микролиты — маленькие кремневые
изделия сегменто-видной или трапециевидной
форм.
Из микролитов изготовляли составные
орудия. Основа орудия делалась из дерева
или кости, которым придавали необходимую
форму. Затем в специальном пазу укрепляли
несколько микролитов, заостренные части
которых образовывали рабочий край орудия.
С помощью этой технологии мезолитические
мастера добились решения нескольких
важнейших проблем. Из дерева и кости можно
было изготовить основу орудия практически
любых размеров и форм. Чем меньше каменная
заготовка, тем легче заострить ее края,
следовательно, рабочая поверхность орудия,
состоявшая из многих микролитов, превосходила
по остроте цельнокремневое изделие. Наконец,
в случае поломки не нужно было выбрасывать
орудие целиком, достаточно было заменить
испорченный микролит. Наличие микролитов
в культурном слое памятника — важнейший
признак эпохи мезолита. Иногда их использовали
даже при рыбной ловле — в качестве блесны.
Рыболовными орудиями служили также костяные
крючки и гарпуны.
В Крыму раскопаны
десятки мезолитических стоянок. Исследователи
выделяют группы памятников, отличающиеся
от остальных по основным типам используемых
орудий и приемам обработки камня, но обладающие
единством признаков внутри группы. На
этом основании принято выделять несколько
археологических культур. Большая часть
раскопанных стоянок относится к горно-крымской
культуре. Самые известные из них — Шан-коба,
Фатьма-коба и Мурзак-коба — находились
в Байдарской долине. У входа под скальные
навесы были сооружены ветровые заслоны.
В качестве источников тепла и для приготовления
пищи использовали углубленные в землю
и обложенные камнями очаги. Обитатели
Шан-кобы любили употреблять в пищу съедобных
улиток. Их пекли в специально подготовленных
ямах, а хранили в особой нише, которую
снаружи прикрывали камнем.
Кукрекская культура
названа так по одноименной стоянке в
долине р. Зуя. Носители культуры
жили в предгорном и степном Крыму, Приазовье
и Поднепровье. Вероятно, культура сформировалась
в степях северного Причерноморья, а затем
какая-то часть населения переселилась
оттуда в Крым.
Своеобразный комплекс
кремневых орудий обнаружен при раскопках
стоянки Сюрень II в Бахчисарайском районе. Здесь обнаружены
характерные кремневые орудия в форме
ивового листа. Такие изделия изготовляли
в эпоху мезолита люди, обитавшие на территории
современных Волыни, Прибалтики и Польши.
Пока не ясно, с чем связано появление
иволистных наконечников в Крыму: было
ли это результатом миграции населения
или просто заимствованием технологии.
На территории полуострова
исследовано несколько мезолитических
погребений. В Фатьма-кобе был захоронен
мужчина в возрасте около 40 лет. Погребение
совершено в специально выкопанной для
этой цели могиле. Умерший лежал на правом
боку, в скорченной позе, со сложенными
под головой руками.
В Мурзак-кобе находилось
парное погребение мужчины и женщины;
они лежали в вытянутом положении на спине.
Захоронение одновременное: левая рука
женщины на левой руке мужчины. Возможно,
женщина была убита в ритуальных целях
— чтобы сопровождать своего супруга
(?) в мир иной. Любопытно, что у женщины
при жизни были ампутированы фаланги мизинцев.
Вероятно, в данном случае удалось зафиксировать
следы обряда инициации. При изучении
современных народов, материальная культура
которых сходна с культурой людей эпохи
мезолита, этнографы столкнулись с любопытными
особеннос- тями социальной организации.
Внутри рода существовали половозрастные
группы мужчин, женщин и детей. Переход
детей в одну из групп взрослых сопровождается
обрядом посвящения (по латыни — «инициация»).
Посвященного подвергали различного рода
болезненным процедурам, в том числе иногда
— удалению фаланг пальцев. Таким образом
он доказывал, вероятно, свою подготовленность
ко «взрослой» жизни. Не прошедшие испытания
в глазах сородичей навсегда оставались
детьми. Вполне вероятно, что при раскопках
погребения в Мурзак-кобе удалось зафиксировать
следы подобного обряда[2].
Особенности
первобытной духовной культуры. Формы
первобытных верований
А) Первобытный человек передавал свои
практические знания из поколения в поколение
через язык. Словесное определение своих
потребностей и желаний делает возможным
для человека действовать сообразно своим
целям вплоть до их достижения даже тогда,
когда желание перестаёт быть непосредственным
стимулом к действию. Затем накапливался
опыт, человек получал всё больше возможностей
классифицировать и интерпретировать.
Итак, человек сталкивается с бытиём окружающего
мира и целостно переживает это взаимодействие:
эмоции и творческое воображение вовлечены
в него в той же мере, что и интеллектуальные
способности. Каждое событие обретает
индивидуальность, требуя своего описания
и тем самым объяснения. Так рождается
миф. Он становится способом миропонимания
в первобытной культуре, способом, которым
она формирует своё понимание истинной
сущности бытия, то есть миф выступает
в роли своеобразной философии или метафизики
первобытного человека.
Мифология представляла собой как бы философию
истории первобытного общества, мировоззрение
которого, по сути дела, носило мифологический
характер. Но в духовно- концептуальной
и познавательной сферах жизни этого общества
не меньшую роль играли ранние формы религии:
тотемизм, магия, фетишизм и анемизм.
О времени появления религиозных представлений
судят в основном по захоронениям умерших.
Науке известно около двадцати ранних
погребений. Располагались они в пещерах,
служивших жильём целой группе людей.
Умершие помещены в неглубоких, нечётко
очерченных ямах в полу пещер, со слегка
подогнутыми коленями, в позе спящего
на боку. Сверху труп засыпался землёй
и камнями. Костяки, как правило, ориентированы
по сторонам света- по линии восток- запад,
то есть с учётом движения солнца.
Неоспоримые материалы о религиозных
верованиях относятся к позднему палеолиту.
Следует также отметить, что в первобытном
обществе появляется один из важнейших
элементов духовной культуры- мораль.
Существовало и так называемое табу - один
из важнейших понятий, связанных с первобытной
культурой. Смысл термина связан с запретом
совершать определённые действия и запретом
самих запретных действий, вещей и состояний.
Важнейшая особенность табу, отличающая
его от других ограничений и запретов,
состоит в том, что этот запрет ничем не
мотивируется и ничем не обосновывается.
Табу порождено опасностью, поэтому оно
всегда связано с чувством страха.
Нужно отметить, что древнейшее искусство
неотделимо от мифологии, магии, ритуалов
и т.п.
В древнейших ритуалах уже использовались
элементы скульптуры и живописи /маски,
статуи, нательные росписи, наскальная
живопись, рисунки на земле/, музыка, пение,
речитатив, театральная организация действия.
Культурно- историческое значение первобытного
искусства состоит в том, что оно представляет
собой первые образцы изобразительного
творчества человека. Изображения носили
воспитательный и повествовательный характер.
Важным видом первобытного искусства
являлись песни и пляски. Первобытные
танцы в большинстве своём подражательные,
представляют собой воспроизведение ритма
трудовой деятельности.
Очень рано у первобытных людей развивается
фольклор- наряду с мифами легенды, сказки,
песни, эпос, загадки, пословицы.
В первобытном обществе возникают и первые
зачатки научных знаний и письменности.
Знания первобытный человек накапливал
в результате наблюдений за окружающей
природой в процессе труда. Об уровне знаний
первобытных людей мы можем судить только
на основании этнографических данных.
Б) К ранним формам религии принято относить
фетишизм, тотемизм, магию и анимизм. По-видимому,
одной из самых ранних форм религии был
фетишизм — почитание различных объектов
действительности, которым люди приписывали
сверхъестественные свойства, способность
исцелять, предохранять от врагов. Фетишем
мог стать любой предмет: камень, дерево,
клык зверя. Позднее человек сам начал
изготавливать фетиши в виде деревянных
фигурок или каменных изваяний (идолов).
И своей трудовой деятельности первобытные
люди постоянно познавали и практически
использовали многие полезные свойства
окружавших их предметов действительности.
2.2.
Особенности первобытного искусства
Впервые причастность
охотников и собирателей каменного века
к изобразительному искусству была засвидетельствована
знаменитым археологом Эдуардом Ларте, нашедшим в 1836 г. в
гроте Шаффо (департамент Вьенн) пластинку
с гравировкой. Он же обнаружил изображение
мамонта на куске мамонтовой кости в гроте
Ла Мадлен (Франция).
Синкретизм
Характерной особенностью искусства
на самом раннем этапе был синкретизм
.
Деятельность человека, связанная
с художественным освоением мира, способствовала
одновременно и формированию homo sapiens (человека
разумного). На данной стадии возможности
всех психических процессов и переживаний
первобытного человека находились в зародыше,
в коллективном бессознательном состоянии,
в так называемом архетипе.
В результате открытий археологов
обнаружилось, что памятники искусства
появились неизмеримо позднее, чем орудия
труда, почти на миллион лет.
Памятники палеолитического,
мезолитического и охотничьего неолитического
искусства показывают нам, на чем в тот
период сосредоточилось внимание людей.
Росписи и гравюры на скалах, скульптуры
из камня, глины, дерева, рисунки на сосудах
посвящены исключительно сценам охоты
на промысловых животных.
Главным объектом творчества
палеолитического, мезолитического и
неолитического времени были звери.
Первые произведения первобытного
изобразительного искусства относятся
к Ориньякской культуре (поздний палеолит),
названной по пещере Ориньяк (Франция).
С этого времени широко распространились
женские фигурки из камня и кости с гипертрофированными
формами тела и схематизированными головами
- так называемые «венеры», по-видимому, связанные
с культом матери-прародительницы. Весьма
интересно, что в одном и том же памятнике
позднего палеолита обычно представлены
женские статуэтки, не однотипные, а разные
по стилю. Сопоставление стилей произведений
палеолитического искусства наряду с
техническими традициями позволило обнаружить
поразительные и притом специфические
черты сходства находок между отдаленными
областями. Подобные «венеры» найдены
во Франции, Италии, Австрии, Чехии, России
и во многих других районах мира.
Одновременно с ними появляются
обобщенно-выразительные изображения
животных, воссоздающие характерные черты
мамонта, слона, лошади, оленя.
И наскальные рисунки, и фигурки
помогают нам уловить самое существенное
в первобытном мышлении. Духовные силы
охотника направлены на то, чтобы постичь
законы природы. От этого зависит и сама
жизнь первобытного человека. Охотник
до малейших тонкостей изучил повадки
дикого зверя, именно поэтому художник
каменного века так убедительно сумел
показать их. Сам человек не пользовался
таким вниманием, как внешний мир, поэтому
так мало изображений людей в пещерной
живописи Франции и столь безлики в полном
смысле слова палеолитические скульптуры.
Главной художественной особенностью
первобытного искусства была символическая форма, условный характер
изображения. Символами являются как реалистические
изображения, так и условные. Часто произведения
первобытного искусства представляют
собой целые системы сложных по своей
структуре символов, несущих большую эстетическую
нагрузку, с помощью которых передаются
самые разнообразные понятия или человеческие
чувства.
Неолитические культуры. В культурно-этническом
отношении крымский неолит близок к мезолиту.
Различаются две главные группы памятников:
горнокрымская и степная (кукрекской культурной
традиции).
Горнокрымская общность памятников
вместе с сурско-днепровской (в Надпорожье),
ракушечноярской (на Нижнем Дону) и сероглазовской
(в Прикаспии) составляют причерноморско-каспийскую
историко-культурную область. Основой
для периодизации горнокрымских памятников
служит стратиграфия стоянки Таш-Аир I.
Ее слой VI датируется ранним, a Va — поздним
неолитом. В VI слое представлены сегменты
с дугой на спинке в виде уплощающей ретуши
и трапеции с ретушью, которая частично
охватывает спинку. В слое же Va господствуют
трапеции со струганой спинкой. В ранненеолитическом
слое, наряду с костяными шильями, найденными
и выше, обнаружены обломки роговых проушных
мотыг, имеющих параллель в Замиль-Кобе
II и ранних памятниках буго-днестровской
культуры, а в слое Va найдена костяная
основа жатвенного ножа с кремневыми вкладышами.
Керамика раннего слоя была
толстостенной (и, очевидно, остродонной)
- как на стоянках Ат-Баш и Балин-Кош. Поздненеолитическая
посуда, изученная по стоянкам Таш-Аир
I, Кая-Арасы, Шан-Коба (слой I), Водопадный
Грот и Фронтовое I (слой I), - это яйцевидные
сосуды, часто со слегка выраженной шейкой
и приплюснутым сверху венчиком. В глиняное
тесто добавляли толченые раковины, реже
дресву (чтобы предотвратить трещины).
Орнамент преимущественно лишен зональности
и покрывает не всю поверхность сосуда,
но иногда отмечается даже на венчике
изнутри. Узоры прочерченные, гребенчатые
или в виде мелких углублений, а под венчиком
иногда в ряд наносились круглые ямки.
Мотивами служили горизонтальные ряды
косых линий, горизонтальные линии, зигзаги,
косая сетка и пр.
Неолит. Горнокрымская культура. Фрагменты
глиняной посуды. 1, 2, 4, 6, 7 - поздний период;
3, 5 - ранний. 1, 2, 4, 6 - Кая-Арасы (нижний слой);
3 - Балин-Кош; 5 - Aт-Баш; 7 - Водопадный Грот.
Стоянки кукрекской культурной традиции,
распространенные главным образом в Степном,
а отчасти и в Предгорном Крыму, обычно
имеют компоненты кукрека и горнокрымской
культуры, что свидетельствует о смешении
двух этносов. Такие памятники могут рассматриваться
как отдельный культурный тип, к которому
относятся Алексеевская Засуха, Долинка,
Ишунь, Мартыновка в Присивашье, Су-Ат
III на Караби-Яйле, Кукрек (верхний слой),
Тасуново I.