Становление Российского государства в XVI веке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 15:04, реферат

Описание работы

Создание единого государства создавало благоприятные условия для социально-экономического развития русского народа. Благодаря ликвидации раздробленности Русь расширила свою территорию, добилась независимости и стала проводить самостоятельную внешнюю политику, превратившись в субъект международных отношений. Освобождение от ига и создание независимого государства оказало огромное влияние на развитие национального самосознания. Однако исторические особенности развития российской цивилизации привели к складыванию деспотичной формы государства, которая решающим образом будет влиять на весь дальнейший ход русской истории.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….….................................3
1. Тенденции социально-экономического и политического развития…….…3
2. Россия в I половине XVI века………………………………..……….……......................6
3. Внутренняя политика Ивана Грозного……………….………………….…………………..9
4. Реформы Избранной рады: причины, содержание, итоги……..………..………9
4.1. Реформы в период 1549-1556 гг…………………………..……….………………………..10
4.2. Реформы в период 1556-1560 гг………………………………….…………………………12
4.3. Последствия реформ и причины разрыва царя с Избранной радой………………………………………………….…………………….………………………………………13
5.Опричнина Ивана IV, ее последствия…………………………………….……………………14
Заключение…………………………………………………..……….………………………………………..15
Список используемой литературы……………………….………..………………………………17

Файлы: 1 файл

история.docx

— 151.26 Кб (Скачать файл)

 Были в этом движении и  очевидные слабости. Главная заключалась в сравнительной малочисленности его рядов. Нельзя, правда, совсем уж вырывать декабристов из общего состава оппозиции неограниченному самодержавию, которая выявилась в 1825 г. Декабристы были решительнее других и больше всех пострадали, а те, другие, отделались отставками, царской немилостью, а то и вовсе не понесли наказания. «Это наши друзья по четырнадцатому, которые удружили нам ссылкою», — говорили с горечью о них декабристы.

 Другая слабость декабристского  движения заключалась в несколько  любительском, не всегда серьезном  отношении к делу. Лишь немногие  — Рылеев, Пестель, Муравьев-Апостол  — с головой ушли в это  дело и представляли всю его опасность. Другие же были слишком молоды, беспечны, слишком любили жизнь, чтобы отказываться от всех ее благ, красоты и радостей.

В официальных документах выступление  декабристов именовалось не иначе, как «бунт», «мятеж», «возмущение». Так правительство пыталось оправдать  жестокую расправу над участниками  движения. Сами они употребляли слово  «восстание». Оно и закрепилось  в исторической литературе. Однако после трех российских революций  начала XX в. этот термин несколько изменил  свой смысл. Он воспринимается теперь по-большевистски, как «вооруженное восстание», как выступление с широким и опережающим применением оружия. А вот этого-то и не было у декабристов.

 Много поспорив по вопросу  о средствах достижения цели, декабристы пришли к выводу, что  хороши не все средства, и отдали  предпочтение мирным формам борьбы. Их выступление на Сенатской  площади по существу и в  основном было мирной формой  протеста, хотя в руках они  имели оружие. Е.П. Оболенский  считал, что в самом своем начале  движение декабристов носило  нравственный, этический характер  — «в защиту истины и правды».  И только потом оно приобрело  политический оттенок. «Но и  тут надобно сказать, — отмечал  он, — что и политический характер, принятый Обществом, подчинялся  нравственному, принятому в основание Общества».

 

Список  литературы:

  1. «История России» 2 т., под ред. А.Н. Сахарова, М., «АСТ»,1996
  2. «Всемирная история». М., «Аванта», 1998
  3. Соловьев С.М. Об истории России. М.:Просвещение,1993.
  4. Мальков В.В. Пособие по истории СССР для поступающих в вузы. М.: Высшая школа,1985.

1. Факторы развития общественного  движения

Кризис крепостнического строя, тормозившего развитие страны, пагубно влиявшего  на все сферы жизни русского общества, что все яснее понимали мыслящие люди разных политических взглядов.

Неготовность правительства Николая I осуществлять коренные реформы, а  пытавшегося лишь упорядочить существующую систему организации общества.

Реакционный курс внешней политики, превративший Россию в "жандарма Европы".

Влияние опыта общественного и  экономического развития западных стран, добившихся существенных успехов, но не ликвидировавших социальные конфликты  и бедность трудящихся слоев общества.

Социальные и философские идеи западных мыслителей.

Идеи и опыт и декабристов, как  положительный, так и отрицательный.

2. Особенности общественного движения

Движение этого периода развивалось  в условиях жесткого правления Николая I, сурово подавлявшего всякое инакомыслие.

Движение происходило под воздействием декабристов. Идеи первых дворянских революционеров и их трагический опыт разочаровывали, но и побуждали к новым поискам  путей освобождения России.

Общественное движение становилось  более демократичным, т. к. начало осознавать необходимость обращения к народу в борьбе во имя интересов народа, а также, оставаясь по составу  преимущественно дворянским, это  движение стало включать и разночинцев.

В эти годы происходит оформление новых общественных течений и  концепций: славянофильства, западничества, народничества, “теории официальной  народности”. Эти концепции укладывались в такие политические идеалы как  национализм, консерватизм, либерализм, социализм.

Отсутствие возможности свободной  общественной деятельности привело  к тому, что основной формой движения стали малочисленные кружки с  небольшим количеством участников. Большее, чем прежде, общественное значение приобрели художественная литература и литературная критика.

Русская общественная мысль развивалась  под сильным влиянием немецкой философии  Фихте, Гегеля, Шеллинга.

3. Общественно-политическое движение  конца 1820- начала 1830-х гг.

Основные организации. Кружок братьев  Критских (1826-1827 гг.) состоял из 6 человек. Его члены занимались анализом истории  и перспектив развития России, пытаясь  продолжить традицию декабристов. Кружок, ставивший далекой целью революционное  преобразование России, вскоре был  разгромлен властями.

Сунгуровское общество (1831) состоял из 26 человек. Его руководителями были Сунгуров Н., Костянецкий Я., Антонович А., Кноблох А. Общество планировало подготовить вооруженное восстание. но было разгромлено властями.

"Литературное общество 11-го  нумера" (1829-1832 гг.) во главе с В.Г. Белинским, критически оценивало существовавшую общественно-политическую действительность.

Студенческий кружок А.И. Герцена  и Н.П. Огарева (1831-1834 гг.) с участием А. Закревского, И. Оболенского, В. Петрова, Е. Челищева, П. Антоновича и др. Члены  кружка обсуждали и критически оценивали  существующий строй.

4. Общественное движение 30-х гг.

Деятельность кружка Н.В. Станкевича (1831-1834 гг.). Члены кружка М. Бакунин., А Боткин., К. Аксаков., А. Герцен и др. изучали философские системы Фихте, Гегеля, Шеллинга, пытались объяснить с их помощью развитие России. Из этого кружка позже вышли крупные революционеры, демократы, либералы, ученые разной ориентации.

Консервативное направление оформилось в идейном отношении раньше других течений общественной мысли. Его  наиболее значительными представителями  стали историк М.П. Погодин, филолог  С.П. Шевырев, известные журналисты Н.И. Греч и Ф.В. Булгарин. Опираясь на некоторые мысли Карамзина о преимуществах в России самодержавия и православия, о вреде немедленного освобождения крестьян, Погодин в середине 20-х гг. предложил концепцию самобытности России. История нашей страны, считал он, основана на “вечном начале, русском духе”, обеспечивающем отсутствие борьбы в общественной жизни. Этот народный дух воплощается в православии и самодержавии, его корни лежат в ненасильственном создании русской государственности в результате добровольного приглашения варягов древними славянами. Благодетельность самодержавия и крепостного права отмечал и Шевырев, также писавший о том, что Россия не знает сословной вражды, а истоки русской истории лежат в православии - “истинном просвещении”, к которому необходимо вернуться после петровских реформ, приведших к возникновению социальных проблем. Действительную народность представители этого направления видели в приверженности православию и самодержавию, характерной для русского народа.

“Теория официальной народности”. Ставший вскоре министром народного  просвещения С.С. Уваров, используя  некоторые положения из работ  Карамзина и Погодина, в 1832 г. сформулировал  основы теории, которая преследовала цель воспитания юношества в национальном духе. Фактически она представляла собой “теорию официальной педагогики". Суть ее заключалась в том, что  самодержавие, православие и народность как основы русской истории обеспечивают благоденствие и могущество России, мир между сословиями и защиту от "тлетворных" революционных  идей Запада. Проявление народности автор  видел в русском языке, культуре, самобытности русского народа. В теории содержалась попытка совместить результаты европеизации российской культуры и общества с русским национальным религиозно-философским наследием. Уваров считал необходимым “продолжать  дело Петра и потом еще приготовлять Россию и к обратному шагу, т.е. возвращать русских к русскому”.

Начиная с конца XIX в. и, вслед за историком А. Пыпиным, предложившим термин “теория официальной народности”, многие историки оценивали эту теорию Уварова лишь как теоретическую основу русского консерватизма, идеологическое обоснование самодержавия. До последнего времени историки считали “народность” в этой формуле лицемерным прикрытием главного элемента - “самодержавия”, преувеличивая политическое содержание теории, и не учитывая ее национальный характер.

Публикация первого “Философического письма” П.Я. Чаадаева. Письмо, написанное еще в конце 1820-х гг. и опубликованное в журнале “Телеграф” в 1836 г., стало  своеобразным ответом на пропаганду теории официальной народности, пронизанной  идеей восхваления России, ее самобытности. Чаадаев, соглашаясь с тем, что Россия шла своим особенным путем  развития, одним из первых оценил этот путь как обрекающий страну на отсталость, политическое и духовное рабство. Причиной тому он считал трагическую изоляцию России от Европы, вызванную выбором православной формы христианства, пагубно повлиявшим на весь ход русской истории. Чаадаев своей резкой критикой существовавшего положения подчеркивал необходимость перемен. Официальные же круги и многие представители общества обвинили философа в антипатриотизме и русофобии. Автор "Письма" был объявлен умалишенным, долго находился под надзором полиции, но его критические идеи о самобытности пути развития России оказали мощное воздействие на общественное сознание России.

5. Общественное движение 40-х гг.

Славянофильство как течение общественной мысли появилось в начале 1840-х гг. Его идеологами были литераторы и философы А.С. Хомяков, братья И.В. и П.В. Киреевские, К.С. и И.С. Аксаковы, Ю.Ф. Самарин и др.

Славянофильство можно охарактеризовать как российский вариант национал-либерализма. Развивая идею самобытности русской истории, славянофилы, в отличие от Шевырева, Погодина и Уварова, главной движущей силой считали не самодержавие, а православный народ, сплоченный в сельские общины. Одновременно, полемизируя с Чаадаевым, они доказывали, что именно православие предопределило великую будущность России, придало всей ее истории подлинно духовный смысл.

Основные положения теории славянофильства: важнейшей характеристикой российского  общества и российского государства  является народность, а в основе самобытного российского пути развития лежат православие и национальный русский характер; в России власть находится в гармонии с народом в противоположность Европе, где обострены социальные конфликты. Самодержавие, по мнению славянофилов, избавляло российское общество от политической борьбы, в которой погрязла Европа; основы русской общественной жизни заключаются в общинном строе в деревне, коллективизме, соборности; Россия развивается ненасильственным путем; в России духовные ценности преобладают над материальными; Петр I насильственными методами внедрял опыт, механически заимствованный у Запада, что привело к нарушению естественного развития России, законсервировало крепостничество и породило социальные конфликты; крепостное право необходимо ликвидировать, сохранив при этом общину и патриархальный уклад жизни (речь шла лишь о духовном укладе, славянофилы не выступали против современной техники, железных дорог и промышленности); для определения пути дальнейшего развития необходимо созвать Земский Собор; следует объединить всех славян под эгидой России; славянофилы отрицали революцию и радикальные реформы, считая возможным лишь постепенные преобразования, проводимые “сверху” под давлением общества по принципу “царю - сила власти, народу - сила мнения”.

Западничество оформилось как идейное  течение в работах и деятельности историков, юристов и литераторов  Т.Н. Грановского, К.Д. Кавелина, П.В. Анненкова, Б.Н. Чичерина, В.П. Боткина, В.Г. Белинского. Как и славянофилы, западники стремились к превращению России в передовую державу, к обновлению ее общественного строя. В то же время, представляя собой российский вариант классического либерализма, западничество отличалось оценкой характера развития страны и методов ее переустройства.

Основные идеи западничества:

Россия, развивающаяся по универсальным  законам истории, отстает от Запада;

 необходимо ликвидировать исторического  отставания, восприняв опыт и  духовные ценности Запада; в России  следует утвердить либеральные  идеалы свободы личности, гражданское  общество и, в перспективе,  установить конституционную монархию; важно развивать рыночные отношения,  предпринимательство, промышленность  и торговлю; необходимо отменить  крепостное право, передать крестьянам  землю за выкуп; следует развивать  образования и распространять  научные знания; западники основными  методами своей деятельности  считали формирование общественного  мнения для подготовки преобразования  России путем реформ "сверху".

Революционная демократия

Особенностями этого идейного течения  явилось совмещение ряда идей западничества (свобода личности, гражданские права  и свободы, единые законы мирового исторического  развития), славянофильства (идеализация  общинного строя, русское и славянское мессианство, коллективизм) и европейского социализма.

Цель движения заключалась в  создании общества социальной справедливости - социализма. В качестве метода достижения цели были избраны радикальные реформы  или массовая революция.

Теория "русского социализма" (народничество). Основоположником теории выступил А.И. Герцен, другими идеологами - Н.Г. Чернышевский, Н.П. Огарев, Н.А. Добролюбов, М.А. Бакунин, которые ставили своей целью  “достижение социализма как общества справедливости”. Основные идеи Герцена  заключались в следующем: достичь  цели можно, используя сельскую общину с ее коллективизмом и самоуправлением; России необходимо миновать капитализм, пороки которого разъедают Европу, а потому ей следует двигаться  по некапиталистическому пути: от крепостничества - к социализму; желательно избежать кровавой революции, а преобразования провести с помощью радикальных  реформ сверху. Правда, одно время Герцен считал, что Россию надо “звать к  топору”. Но окончательный его вывод  сводился к тому, что стране необходима не “ топор”, а лишь “метла”. Он осознал всю опасность “крестьянской  революции”, которая в условиях России с неизбежностью приняла  бы формы все разрушающего бунта, и рассчитывал лишь на радикальные  реформы под давлением общества; необходимо ликвидировать крепостничество, дать землю крестьянам без выкупа, сохранив общину; следует ввести гражданские  свободы и демократическое правление.

Информация о работе Становление Российского государства в XVI веке