Становление Российского государства в XVI веке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 15:04, реферат

Описание работы

Создание единого государства создавало благоприятные условия для социально-экономического развития русского народа. Благодаря ликвидации раздробленности Русь расширила свою территорию, добилась независимости и стала проводить самостоятельную внешнюю политику, превратившись в субъект международных отношений. Освобождение от ига и создание независимого государства оказало огромное влияние на развитие национального самосознания. Однако исторические особенности развития российской цивилизации привели к складыванию деспотичной формы государства, которая решающим образом будет влиять на весь дальнейший ход русской истории.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….….................................3
1. Тенденции социально-экономического и политического развития…….…3
2. Россия в I половине XVI века………………………………..……….……......................6
3. Внутренняя политика Ивана Грозного……………….………………….…………………..9
4. Реформы Избранной рады: причины, содержание, итоги……..………..………9
4.1. Реформы в период 1549-1556 гг…………………………..……….………………………..10
4.2. Реформы в период 1556-1560 гг………………………………….…………………………12
4.3. Последствия реформ и причины разрыва царя с Избранной радой………………………………………………….…………………….………………………………………13
5.Опричнина Ивана IV, ее последствия…………………………………….……………………14
Заключение…………………………………………………..……….………………………………………..15
Список используемой литературы……………………….………..………………………………17

Файлы: 1 файл

история.docx

— 151.26 Кб (Скачать файл)

Важный этап аграрных преобразований связан с январем 1918 г. В это время  экспроприация помещичьих земель была практически завершена. Хотя земельные  комитеты, где были сильны позиции  эсеров, ждавших решения Учредительного собрания о земле, еще не начали ее перераспределение. В этих условиях III съезд Советов 31 января 1918 г. рассмотрел проект Декрета «О социализации земли» (окончательный текст закона опубликован 19 февраля - в годовщину отмены крепостного  права). Частная собственность на землю отменялась, а ее распределением поручалось заниматься земельным отделам  Советов, которые должны были заменить прежние земельные комитеты. Тем  самым влияние эсеров было сокращено, а большевики получили возможность  реализации одного из пунктов закона, который предусматривал развитие коллективного  хозяйства в земледелии. К весне 1918 г. на территории Центральной России процесс перераспределения завершился. В итоге 86% конфискованной земли  роздано крестьянам, 11 перешло к  государству, а 3 - сельскохозяйственным коллективам.

Аграрное законодательство первых месяцев содержало и зерна  потенциальных конфликтов между  большевиками и эсерами. Прежде всего, землю предписывалось делить «по  трудовой или потребительской норме». В первом случае речь шла о распределении  по работникам, во втором - по едокам. Большевики чаще поддерживали последнее, но в обоих  случаях предпочтение оказывалось  бедным и малоземельным. Эсеры же стремились распределять в соответствии с трудовыми возможностями, что  благоприятствовало лишь зажиточным крестьянам. Кроме того, эсеры не разделяли  большевистских идей о продуктивности крупных государственных хозяйств в деревне и централизованном над ними контроле. Наконец, оставался открытым вопрос о том, какие земли должны были объединяться в общий фонд, предназначенный для последующего распределения.

Из «Наказа» следовало, что он составлялся  из крестьянских наделов и конфискованных имений, и уже из общей массы  земли должны нарезаться новые наделы. Однако отстаивавшие интересы более  обеспеченных крестьян эсеры часто  выступали за то, что земля, которая  уже находится в индивидуальном пользовании крестьян, должна остаться в неприкосновенности, а перераспределять нужно лишь конфискованную помещичью  землю. На практике все эти вопросы  решали местные органы власти - земельные  отделы Советов, и от их состава зависело, чьи партийные установки и  насколько твердо они готовы были воплощать. Все эти подспудные противоречия вышли наружу весной - летом 1918 г., когда  большевики вынуждены были прибегнуть к непопулярным мерам при решении  продовольственной проблемы.

Кризис промышленного производства с неспособностью навести порядок  в экономике, был одной из главных  причин падения, как самодержавия, так  и Временного правительства. Решать эти задачи пришлось Советскому правительству. Предоктябрьские представления  большевиков о приоритетах экономической  политики сформулированы Лениным в  брошюре «Грозящая катастрофа и  как с ней бороться» (опубликована в середине октября 1917). Он считал, что необходимы: национализация банков и крупных торговых и промышленных синдикатов (сахарного, угольного, железного, нефтяного и пр.); отмена коммерческой тайны; принудительное объединение мелких предприятий в союзы с целью облегчения контроля; регулирование потребления. При этом национализация не означала конфискацию предприятий, а предполагала «контроль, надзор, учет, регулирование со стороны государства, установление правильного распределения рабочих сил в производстве и распределении продуктов». Важное место в этой схеме отводилось и рабочему контролю, понимание которого в 1917 г. претерпело изменения.

Необходимость регулирования производства (в смысле бесперебойной работы, предотвращения закрытия предприятий) и распределения продуктов (для  их регулярного поступления, предотвращения голода) в условиях военной экономики  была объективно необходима и признавалась ведущими политическими силами. Однако государственного регулирования наладить не удалось: созданные правительством Керенского Экономический совет и Главный экономический комитет не обладали для этого ни властью, ни должной инициативой. В то же время стихийно возникшие по инициативе снизу в марте 1917 г. органы рабочего контроля, продемонстрировали свою жизнеспособность. Весной и летом требование рабочего контроля со стороны социалистических партий означало регулирование экономических и социальных отношений с учетом интересов всех социальных групп, что осталось лишь лозунгом. Однако численность низовых органов рабочего контроля (фабзавкомов) росла, они все активнее вмешивались в деятельность своих заводов, и осенью 1917 г., подобно стихийному захвату земли крестьянами, стали применять это к промышленным предприятиям, что вело к конфликтам с предпринимателями. Между тем Ленин накануне революции рассматривал рабочий контроль в более широком контексте, включал в это понятие совместную деятельность предпринимателей и рабочих по поддержанию производства.

Октябрьский переворот не только не остановил, но и усилил анархо-синдикалистские  тенденции. Рабочие не просто вмешивались  в деятельность предприятий, но проникались  убеждением, что отныне промышленный аппарат страны принадлежит им, и  они могут управлять им в своих  интересах. Часто фабзавком от имени рабочих брал власть на предприятии в свои руки. Не обладая, однако, необходимыми экономическими и техническими знаниями, рабочие были неспособны поддерживать нормальную деятельность предприятия, используя оказавшиеся в их распоряжении ресурсы на элементарное их «проедание».

14 ноября 1917 г. ВЦИК принял Декрет  о рабочем контроле. Документ  был ориентирован на то, чтобы  обуздать анархические тенденции  и нормализовать производственные  процессы. Именно поэтому в нем  указывалось, что рабочий контроль  учреждается «в интересах планомерного  регулирования народного хозяйства». Декрет содержал чрезвычайно  важный пункт об отмене коммерческой  тайны, что устраняло одну из  важнейших составляющих традиционных  рыночных отношений. Ответственными  за реализацию документа объявлялись  как владельцы, так и рабочие  предприятия. Первоначально предполагалось  создание системы Советов рабочего  контроля (в городах, губерниях  и т.д.), которая напоминала бы политическую систему Советов и увенчивалась Всероссийским Советом рабочего контроля. В измененном виде эта идея была реализована в форме создания Высшего Совета Народного Хозяйства (ВСНХ). Соответствующий декрет от 5 декабря определял его цель - «организация народного хозяйства и государственных финансов». Новый орган должен был «согласовывать и объединять» деятельность, как местных, так и центральных учреждений экономического плана. В него должны были входить члены Всероссийского Совета рабочего контроля, представители всех наркоматов, а также эксперты (с правом совещательного голоса). Несколько дней спустя Ленин констатировал, что «от рабочего контроля мы шли к созданию Высшего совета народного хозяйства». Создавались и местные - городские, губернские - совнархозы.

В числе прочих на ВСНХ возлагалась  функция конфискации, секвестрования и принудительного синдицирования предприятий. Продолжена была широкая национализация промышленности. В ноябре 1917 - марте 1918 г. на территории 31 губернии у прежних владельцев было изъято 836 промышленных объектов. Как отмечал впоследствии А. И. Рыков, в то время национализация «производилась независимо от вопросов снабжения, от хозяйственных соображений, а исходя исключительно из необходимости непосредственной борьбы с буржуазией». Современники выделяли «карательную» и «стихийную» национализацию. В первом случае речь чаще шла о нежелании хозяев сотрудничать с новой властью и об угрозе закрытия важных предприятий; такие акты чаще принимались центральными властями. Во втором - об инициативе рабочих на местах. Впервые месяцы существования Советской власти доминировала «стихийная» национализация.

Впервые месяцы были предприняты решительные  шаги к изменению отношений в  денежно-финансовой сфере. Первым поручением, полученным председателем ВСНХ, был  контроль над захватом Государственного банка. Это произошло 14 декабря 1917 г. Одновременно в тот же день отряды вооруженных рабочих, матросов и  солдат заняли помещения частных  коммерческих банков и кредитных  учреждений. Изъяты были ключи от кладовых, сейфов индивидуального пользования, наложен арест на банковскую документацию. Вечером 14 декабря, постфактум, ВЦИК оформил  эти акты своим декретом. Тогда  же постановлением СНК «О ревизии  стальных ящиков» все находящееся  в сейфах золото конфисковывалось в общегосударственный фонд, а в случае неявки владельцев в трехдневный срок все их средства подлежали конфискации «в собственность народа».

2. Роспуск Учредительного собрания. Формирование советской политической  системы

Формирование системы. 25 октября 1917 г. к власти в России пришли большевики во главе с В.И. Лениным. Чтобы  удержаться у власти, большевикам  нужны были союзники. Их естественными  союзниками могли бы стать партии социалистической ориентации - эсеры (правые, левые) и меньшевики. Но лидеры социалистических партий восприняли Октябрьскую революцию  как узурпацию власти большевиками и вместо поисков союза с большевиками встали на путь борьбы с ними. В обстановке все усиливающейся конфронтации со всеми политическими силами страны большевики продемонстрировали высокую  политическую волю: за короткий период они смогли создать дееспособную государственную систему, господствующее положение в которой заняла большевистская партия.

Высшим представительным и законодательным  органом стал Всероссийский Съезд  Советов. В перерывах между съездами действовал постоянный орган - Президиум  Всероссийского Центрального Исполнительного  Комитета (ВЦИК). Первым председателем  ВЦИК стал Л.Б. Каменев. ВЦИК имел право  издавать декреты, отменять или изменять декреты и постановления СНК, назначать и смещать СНК в целом и отдельных наркомов.Высшим исполнительным органом стал Совет Народных Комиссаров (СНК), утвержденный 26 октября II Съездом Советов. Председателем СНК стал В.И. Ленин, наркомом иностранных дел - Л.Д. Троцкий, внутренних дел - А.И. Рыков, просвещения - А.В. Луначарский. В составе правительства был создан Комитет по делам национальностей (Наркомнац), его возглавил И.В. Сталин. Большевики предложили войти в состав правительства трем левым эсерам (Б.Д. Камкову, В.А. Карелину, В.Б. Спиро), но те отказались. Чёткого разделения властей между ВЦИКом и СНК не существовало. СНК осуществлял как исполнительную, так и законодательную власть. Местное управление сосредоточилось в губернских и уездных Советах.

В числе первых мероприятий Советской  власти было создание новой судебной системы. 22 ноября (5 декабря) 1917 г. СНК  издал декрет о суде №1, согласно которому упразднялись все старые судебные учреждения. 18 февраля 1918 г. СНК издает декрет о суде №2, 13 июля 1918 г. - декрет о суде №3. Этими декретами большевики заложили основы новой - советской - судебной системы. Низшей судебной инстанцией стал местный суд, следующей - окружной суд и областной суд. Возглавлял суд - местный судья, избираемый местным Советом. В отправлении правосудия принимали участие народные заседатели. Высшим судебным органом стал Верховный судебный контроль. Для рассмотрения дел о контрреволюционной деятельности, мародерстве, хищениях, саботаже создавались революционные трибуналы, избираемые местными Советами.

28 октября (11 ноября) 1917 г. для  охраны общественного порядка  большевики начали организовывать  рабоче-крестьянскую милицию. Возникла  необходимость в создании специального  органа для борьбы с внутренней  контрреволюцией. 7 (20) декабря 1917 г.  была образована Всероссийская  чрезвычайная комиссия - ВЧК, которая  со временем стала органом  государственной безопасности Советского  государства. По предложению В.И.  Ленина председателем ВЧК был  назначен Ф.Э. Дзержинский.

ВЧК была выведена из-под государственного контроля и согласовывала свои действия лишь с высшим партийным руководством. ВЧК обладала неограниченными правами: от ареста и следствия до вынесения  приговора и приведения его в  исполнение.

В ноябре - декабре 1917 г. СНК подчинил себе руководство армией и уволил более тысячи генералов и офицеров, не принявших Советскую власть.

Старая армия демобилизовывалась.15 (28) января 1918 г. СНК принял декрет о  создании Рабоче-Крестьянской Красной Армии, а 29 января (11 февраля) - Рабоче-Крестьянского Красного Флота на добровольной основе. Созданием Красной Армии руководил Народный комиссариат военных дел, который с октября 1917 по 1918 г. возглавляли наркомы В.А. Антонов - Овсеенко, Н.В. Крыленко, Н.И. Подвойский. С 1918 г. по 1922 гг. военным наркомом являлся Л.Д.Троцкий. До 1918 г. Россия жила по юлианскому календарю, который в ХХ в. отставал от европейского григорианского на 13 суток. 1 февраля 1918 г. большевики перешли на григорианский календарь: 1февраля1918г.объявили14февраля.

Деятельность большевистского  правительства вызвала сопротивление  многих социальных слоёв - помещиков, буржуазии, чиновничества, офицерства, духовенства. В Петрограде и других городах зрели антибольшевистские заговоры. Одним из контрреволюционных центров в те дни стал Всероссийский исполнительный комитет железнодорожного профсоюза (Викжель), созданный летом 1917 г. Это был самый могучий в России профсоюз, объединивший более 700 тыс. рабочих и служащих железных дорог. На второй день революции руководители Викжеля стали рассылать письма и телеграммы в комитеты железнодорожников и в местные Советы с требованием создания "однородного социалистического правительства" и смещения В.И. Ленина с поста председателя СНК. В противном случае Викжель грозил всеобщей забастовкой на транспорте. Это предложение породило серьёзные разногласия среди руководства большевистской партии. Л.Б. Каменев, Г.Е. Зиновьев, А.И. Рыков, В.П. Ногин поддержали требование Викжеля и в первых числах ноября вышли из состава ЦК, а часть наркомов вышла из правительства.

29 октября ЦК РСДРП (б) вступил  с Викжелем в переговоры о власти. В.И. Ленину удалось разрешить конфликт: в середине ноября с левыми эсерами было достигнуто соглашение о вхождении 7 их представителей в состав правительства, что составляло около трети общей численности СНК. В то же время, председатель ВЦИК Л.Б. Каменев, поддержавший Викжель, был заменён Я.М. Свердловым. Левые эсеры входили в состав СНК до середины марта 1918 г., когда по собственной инициативе они вышли из правительства в знак протеста против заключения Брестского мира.

Роспуск Учредительного собрания. Буржуазия, находившаяся у власти с февраля  по октябрь 1917 г., заявляла, что коренные вопросы жизни общества - политический, военный, рабочий, крестьянский, - может  решить только Учредительное собрание. Но выборы в Учредительное собрание откладывались до окончания войны. Поэтому в 1917 г. идея Учредительного собрания была чрезвычайно популярна  в обществе. Учредительное собрание стало символом наступления новой, справедливой жизни. С ним связывали  получение земли, конец войне, прекращение  всех неоправданных страданий. Люди понимали его как наступление  царства справедливости. Все крупные  партии летом 1917 г. выступали под  лозунгом "Вся власть Учредительному собранию!". Писатель М. Горький замечал  в январе 1918 г.: "Лучшие русские  люди почти сто лет жили идеей  Учредительного собрания. В борьбе за эту идею погибли в тюрьмах, в ссылке и каторге, на виселицах  и под пулями солдат тысячи интеллигентов. На жертвенник этой священной идеи пролиты рекикрови".

Но уже в первый день революции, 26 октября, Советская власть в своих  первых документах - "Декрет о мире", "Декрет о земле" - решила те вопросы, которые откладывались до созыва Учредительного собрания. После этого  в глазах многих солдат и крестьян идея Учредительного собрания потеряла смысл.

Но поскольку идея Учредительного собрания все еще была популярна  среди населения, то большевики решили его созвать. Выборы, назначенные  еще Временным правительством на 12 ноября, состоялись. Это были первые всеобщие, равные, тайные и прямые выборы в истории России. В них приняли  участие 44 млн. 433 тыс. чел. Были сняты  все ограничения по образованию, национальности, оседлости. Победу на выборах одержала партия эсеров - более 40% голосов, на втором месте оказались  большевики - более 23% голосов. Полностью  провалились на выборах кадеты - 5%, меньшевики - менее 3%. Конфликт между  Учредительным собранием и Советской  властью был неизбежен. Еще 3 января 1918 г. ВЦИК принял "Декларацию прав трудящегося  и эксплуатируемого народа", написанную В.И. Лениным. В "Декларации" были записаны уже принятые Советской  властью законы: о власти Советов, земле, мире, рабочем контроле, национализации банков, аннулирование царских займов и т.д. Этот документ намечено было предложить на утверждение Учредительному собранию.

Информация о работе Становление Российского государства в XVI веке