Федеративное государство
укрепляет и демократический
принцип. Он обеспечивает политическую
активность граждан на местах.
Демократия становится деятельнее,
если именно в своей, знакомой
им сфере федеральной земли
граждане воздействуют на политический
процесс, участвуя в выборах
и голосовании. Федеративная система
имеет и другие преимущества,
так, например, возможность экспериментирования
в узкой сфере и состязания
земель. Так, отдельная земля может
пробовать новое и создавать
модели для проведения реформ
во всей федерации, например, в
области образования.
Кроме того, федеративная структура
лучше учитывает различные мажоритарные
соотношения в регионах. Оппозиционные
партии на уровне федерации могут
иметь большинство в землях и
тем самым брать на себя ответственность
как правительство.
Компетентность
земель
В Основном законе
компетентность федерации определяется
в зависимости от того, должны
ли быть урегулирования едиными
для всех земель или желательно
оставить землям их собственную
конститутивную сферу. Это наглядно
видно на разделения компетентности
федерации на исключительное, конкурирующее
и рамочное законодательство. В
законодательство, относящееся исключительно
к компетенции федерации, входят,
например, отношения с иностранными
государствами, вопросы обороны,
валютная, денежная и монетная
системы, железная дорога, воздушное
сообщение и часть налогового
законодательства. В области конкурирующего
законодательства земли имеют
законодательное право только
в том случае, если федерация
те же самые предметы не
урегулировала законом. Такое
разрешается делать федерации
только тогда, когда существует
особая необходимость в едином
для федерации урегулировании. К
сферам конкурирующего законодательства
относятся, в частности, гражданское
и уголовное право, хозяйственное
и атомное законодательство, трудовое
и земельное право. Затем законодательство
в вопросах иностранных граждан,
жилищное хозяйство, судоходство
и уличное движение, удаление
отходов, надзор за чистотой
воздуха и борьба с шумом. Конституционная
практика показала, что по этим темам нужно
иметь единые правила. Практически это
уже не в законодательной власти земель.
В пределах рамочных
предписаний федерации отдельные
законодательные сферы - в ведении
земель. Сюда входят, например, высшее
образование, охрана природы и
ландшафтов, планировка местности
и водный баланс. Ряд других
межрегиональных, ориентированных
на будущее, задач, которые
не перечислены в Основном
законе, сегодня тоже планируются,
узакониваются и финансируются
федерацией и землями совместно.
В 1969 г. они включены в Основной
закон как "Общие задачи"
и касаются расширения существующих
и строительства новых вузов,
улучшения региональной хозяйственной
структуры, а также аграрной
структуры и охраны побережья.
Выборы во все народные
представительства являются общими,
прямыми, свободными, равными и
тайными. Право избирать имеет
каждый немец, которому исполнилось
16 лет. Предварительных выборов
нет, кандидаты для избрания
выдвигаются партиями.
Избирательная система
Избирательная система
в Германский бундестаг представляет
собой "систему пропорциональных
выборов с ориентацией на отдельных
деятелей". У каждого избирателя
два голоса. Первый голос он
отдает кандидату своего избирательного
округа, а именно по относительной
мажоритарной системе выборов:
избирается тот, у кого больше
голосов (первые голоса). Вторым
голосом он влияет на прохождение
депутатов в бундестаг по так
называемым земельным спискам
партий (вторые голоса).
Состав бундестага в результате
подсчета голосов по отдельным избирательным
округам и земельным спискам
почти соответствует соотношению
долей голосов, полученных отдельными
партиями. Если какая-либо партия получила
в избирательных округах больше
прямых мандатов, чем это ей положено
по ее доле голосов, она сохраняет
за собой эти "сверхмандаты". В
таких случаях в бундестаге более
656 членов, что предусмотрено законом.
Цель выборов по
поземельным спискам заключается
в том, чтобы представить в
парламенте все партии согласно
их доле голосов. С другой
стороны, прямые выборы в избирательном
округе предоставляют гражданам
возможность отдать свой голос
определенному политическому деятелю.
Как правило, население встречает
выборы с большим интересом. В
выборах в бундестаг в 1990г. принимало
участие 77,8% избирателей. На выборах
в ландтаги и муниципалитеты количество
избирателей колеблется, но большей
частью составляет около 70%.
Партии
В современной демократии
конституционную значимость имеют
конкурирующие между собой партии.
Избранные на определенный срок,
они выполняют задачи политического
руководства и контрольные функции.
Партии играют весомую роль
в формировании политики. Это
учтено в Основном законе, который
посвящает партиям отдельную
статью (статья 21). В ней устанавливается:
"Партии участвуют в формировании
политического волеизъявления народа.
Они основываются свободно, их
внутренняя структура должна
отвечать демократическим принципам.
Об источниках своих средств
они отчитываются перед общественностью.
"
Партии в бундестаге
После первых общегерманских
выборов в 1990 г. в Германский бундестаг
вошло шесть партий: Христианско-демократический
Союз Германии (ХДС), Социал-демократическая
партия Германии (СДПГ), Свободная демократическая
партия (СвДП), Христианско-социальный
Союз (ХСС), Партия демократического социализма
(ПДС) и группировка "Союз 90/Зеленые",
объединенная одним списком.
У ХДС нет земельного
союза в Баварии, в то время
как ХСС действует только в
Баварии, но в бундестаге ХДС
и ХСС объединены в одну
фракцию. Создание СДПГ, ХДС, ХСС
и СвДП в западных землях
Германии приходится на 1945-1947 гг.
Основание СДПГ - повторное
основание одноименной партии, ранее
избираемой в основном работополучателями
, которая была запрещена гитлеровским
режимом в 1933 г. Остальные партии
- новые. Христианские партии ХДС
и ХСС - в отличие от старой
католической партии центра Веймарской
республики - старались завоевать
избирателей обоих христианских
вероисповеданий. Своей программатикой
СвДП продолжила традиции немецкого
либерализма.
Эти четыре партии
претерпели значительные изменения
в течение более четырех десятилетий
со дня своего основания. На
уровне федерации все они в
течение этого времени вступали
друг с другом в коалицию
или были в оппозиции. Сегодня
они считают себя народными
партиями, представляющими все слои
населения. У них имеются ярко
выраженные правые и левые
крылья, отражающие многообразные
позиции народной партии.
С 1983 по 1990 гг. в бундестаг
входила и партия "Зеленых".
На федеральном уровне эта
партия была основана в 1979 г.
С тех пор ей удавалось занимать
места в нескольких земельных
парламентах. Партия, объединяющая
противников атомной энергии
и группы пацифистов, своим происхождением
обязана радикальному экологическому
движению. На выборах в бундестаг
в 1990 г. "Зеленые" не набрали
проходных пяти процентов. Зато
в бундестаг попали объединенные
с ними одним списком представители
Союза 90. Эта группировка вышла
из движения правозащитников,
которое в 1989-1990 гг. содействовало
мирному перевороту в бывшей
ГДР. Партии "Союз 90" и "Зеленые"
14 мая 1993 г. объединились в одну
партию под названием "Союз
90/Зеленые".
ПДС - правопреемница
бывшей правительственной партии
ГДР, Социалистической единой
партии Германии (СЕПГ). В объединенной
Германии она не сумела сформироваться
в крупную политическую силу.
ПДС - как и объединенный список
"Союз 90/Зеленые" - вошла в бундестаг
только в связи с особым
положением для партий в новых
федеральных землях: оговорка о
пяти процентах применяется раздельно
в новых и старых землях.
4) Особенности населения
В Германии проживает
свыше 80 миллионов человек (в
том числе 6,5 млн. иностранцев),
а по плотности населения -
224 человека на квадратный километр
- Германия относится к наиболее
заселенным странам Европы. Выше
плотность населения только в
Бельгии и Голландии. Население
расселено на территории Германии
весьма неравномерно. В Берлине,
районе большой концентрации, после
объединения численность населения
растет быстро - сейчас в Берлине
насчитывается 3,4 млн. жителей-, а
к концу тысячелетия она достигнет
предположительно восьми миллионов
человек. В промышленных областях
на Рейне и Руре, где один
город незаметно переходит в
другой, проживает свыше четырех
миллионов человек - примерно 5500
человек на квадратный километр.
Другими районами промышленно-городской
агломерации являются Рейнско-Майнская
область с городами Франкфурт,
Висбаден и Майнц, промышленный
регион Рейн-Неккар с городами
Мангейм и Людвигсхафен, экономический
регион вокруг Штутгарта, а
также экономические районы Бремена,
Дрездена, Гамбурга, Кёльна, Лейпцига,
Мюнхена и Нюрнберга/Фюрта. Этим
густонаселенным регионам противостоят
весьма малонаселенные области,
территории пустошей и торфяных
болот на Северо-Германской низменности,
в области Эйфеля, Баварского
Леса, Верхнего Пфальца, земля
Бранденбург и обширные пространства
Мекленбурга-Передней Померании.
Плотность населения на западе
Германии значительно выше, чем
в пяти новых федеральных землях
на востоке. Почти на 30% площади
там проживает лишь пятая часть
(16 млн.) населения страны. В восточной
части Германии имеется четыре
из 20 городов с численностью населения
свыше 300.000 человек.Почти каждый
третий житель республики проживает
в одном из 85 крупных городов (свыше
100.000 жителей). Это около 26 млн. человек.
Преобладающее большинство населяет,
напротив, села и небольшие города: свыше
семи миллионов проживают в местечках
с численностью населения до 2.000 человек,
46 млн. - в общинах с численностью населения
в пределах 2.000-100.000 человек (см. диаграмму
№2).
Численность населения
в старых и новых землях
с начала семидесятых годов
уменьшалась вследствие сокращения
рождаемости. Но с 1990 г. в
старых землях вновь наблюдается
ее незначительный прирост(см. диаграмму
№3). Тем не менее по коэффициенту
рождаемости - одиннадцать на 1.000
жителей в год (старые земли)
- Германия относится к странам
с самой низкой рождаемостью.
Прирост численности населения
после Второй мировой войны
был обусловлен главным образом
эмигрантами. На территорию сегодняшней
Германии прибыло около 13 млн.
немцев, изгнанных и беженцев
из бывших восточно-германских
провинций и Восточной Европы.
Большой поток беженцев из
Восточной Германии в Западную
наблюдался до возведения Берлинской
стены в 1961 г. и полной изоляции
бывшей ГДР. С начала шестидесятых
годов иностранные работополучатели
в большом количестве приезжали
в старые земли республики, которые
переживали экономическую экспансию
и где остро ощущалась нехватка
рабочей силы.
Региональные
различия
В течение последней
тысячи лет германский народ
сформировался в основном из
различных германских племен: франки,
саксонцы, швабы и баварцы. Теперь
этих древних племен в их
первоначальном облике давно
уже нет, но их традиции и
диалекты все еще можно встретить
в исторически сложившихся региональных
группах. Во всяком случае древние
племена едва ли можно отождествлять
с населением отдельных федеральных
земель. Земли в том виде, в
каком они представлены сегодня,
созданы большей частью после
Второй мировой войны с участием
оккупационных властей, причем
при прокладке границ традиции
не очень-то и учитывались.
К тому же потоки беженцев
и крупные миграции послевоенного
периода, а также мобильность
современного индустриального общества
более или менее размыли границы
между различными группами населения.
Остаются отличительные особенности,
которыми наделяются отдельные
группы населения. Так мекленбуржцы
считаются замкнутыми, швабы - скупыми,
жители Прирейнских земель - жизнерадостными,
а саксонцы - трудолюбивыми и находчивыми.
Это перечисление можно было
бы продолжить. Поэтому в конечном
счете характерными являются
лишь общие признаки поведения,
присущие той или иной группе.
Немецкий язык
Немецкий язык принадлежит
к большой группе индогерманских
языков, а в ее рамках к германским
языкам, и является родственным
с датским, норвежским и шведским
языками, с голландским и фламандским,
равно как и с английским
языком. Формирование общего литературного
языка приходится на период
перевода библии Мартином Лютером.
Германия богата диалектами. У
большинства немцев можно установить
по диалекту и выговору, из
какой они местности. Если бы,
например, фриз, мекленбуржец и баварец
беседовали между собой, каждый
на своем диалекте, они бы лишь
с трудом понимали друг друга.
Кроме того, в период раскола
Германии в обоих немецких
государствах, выработался различный
запас политических понятий, появились
также и новые слова, которые
нуждались в пояснениях соответственно
в каждом из государств. Но
основной запас слов и грамматика
остались одинаковыми на Западе
и Востоке. Общность языка и
была одной из связей, соединявших
разделенную нацию. За пределами
Германии немецкий язык родной
и на территории вдоль ее
границы: в Австрии, в Лихтенштейне,
на большей части территории
Швейцарии, в Южном Тироле (Северная
Италия) и в небольших регионах
в Бельгии, Франции (Эльзас) и
Люксембурге. Да и немецкие
меньшинства в Польше, Румынии и в странах
бывшего Советского Союза отчасти сохранили
немецкий язык.