Старшинские уряды на территории Гетманской Украины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 13:05, курсовая работа

Описание работы

Современная Украинская Республика существует уже более 20-ти лет, и перед тем, как 24 августа 1991 г. получить независимость от СССР, Украина проделала гигантский, многовековой путь к независимости.
Исследование этого пути представляет широчайший интерес для историков. Борьба украинцев за свою независимость особенно ярко вспыхивала в XX веке, когда в пожаре Русской революции 1917 года украинский народ получил шанс на самоуправление и даже независимость

Содержание работы

Введение 2
Глава 1 Истоки и эволюция украинского казачества 5
1.1Дореестровый период 6
1.2Реестровый период 7
1.3Сословный период 9
Глава 2 Высшие уряды и система власти Гетманской Украины 14
2.1 Государственный строй гетманщины 14
2.2 Гетман 14
2.3 Генеральная Рада 16
2.4 Полковник 18
2.5 Старшина 21
Глава 3 Генеральная старшина. Её состав, полномочия, функции 23
3.1 Краткая характеристика Генеральной старшины 23
3.2 Высшая Генеральная старшина 24
3.3 Средняя Генеральная старшина 28
3.4 Низшая Генеральная старшина 29
Глава 4 Полковая и местная старшина. Её состав, полномочия, функции 31
4.1 Полковая старшина 31
4.2 Сотенная и прочая старшина 36
Заключение 39
Библиографический список 41
Приложение 42

Файлы: 1 файл

Старшинские уряды на территории Гетманской Украины в XVII-XVIII вв..docx

— 742.81 Кб (Скачать файл)

Представьте, если такое  отношение было к сыну шляхтича, чигиринскому подстаросте, заслуженному казаку, сотнику, то какое отношение было к иным реестровикам, а ещё более – казакам, не попавшим в реестр.

Польша удобряла почву  для народного восстания на Украине, и она вскоре получила именно то, что хотела.

В конце 1647 года Богдан Хмельницкий  вместе с небольшим отрядом (по разным данным от 300 до 500 казаков) выступил в  поход на Запорожье и стал лагерем  на острове Томаковка39. В лагерь стали прибывать вооружённые крестьяне, казаки и мещане со всей Украины.

21 января 1648 года повстанцы  совместно с запорожцами вступили  на остров Базавлук, разгромили польско шляхетский гарнизон и освободили Запорожскую Сечь.

Будучи в Сечи Хмельницкий  обратился к украинскому народу с воззванием, что бы казаки и  крестьяне вместе ударили на шляхту. «А что касается меня – поклялся Хмельницкий – то не буду щадить ни жизни, ни силы, буду готовым на всякие опасности, всё отдам, только ради всеобщей свободы и покоя». В ответ на его призыв стали подниматься на восстание крестьяне, казаки и городская беднота всей Украины.

 В Сечи Богдана  Хмельницкого избрали Гетманом. Таким образом было положено начало украинской национальной революции, давшей жизнь совершенно новому украинскому государству – Войску Запорожскому, как официально именовалась Гетманская Украина.. 

Глава 2 
Высшие уряды и система власти Гетманской Украины

2.1 Государственный строй Гетманщины

Новое государство нуждалось  в органах государственной власти. Нуждалось в определённой организации, позволившей сохранить её. Нужна  была чёткая вертикаль власти, распоряжавшаяся  властью на огромных территориях  Украины.

У казаков, фактически, не было опыта построения государственной  власти на столь огромных территориях, оказавшихся под властью Гетманщины по итогам восстания Богдана Хмельницкого. Всё, чем они располагали до этого, это была лишь военная организация, да зачатки административной власти, распоряжавшейся, правда, совсем незначительными территориями.

Однако, на основании  того опыта, который уже был у  казаков, они построили совершенно новую систему государственной  власти. Многие историки до сих пор  не могут сойтись во мнениях о  государственном строе Гетманщины.

Многие называют её монархией, другие называют её республикой, часть историков называет её строй  республиканско-монархическим. И каждое из этих утверждений имеет право на жизнь.

За короткий срок в  Гетманщине оформилась стройная государственная структура, пронизывавшая все сферы государственной жизни. Во главе этой структуры стоял гетман, наделённый огромными полномочиями.

2.2 Гетман

Гетман, уже с конца  XVI века осуществлял высшую административную власть на всей Левобережной Украине40. В административном отношении ему в определённой мере подчинялась и Запорожье. От имени гетмана и за его подписью выходили разные распоряжения административно-политического характера. Обычной формой таких распоряжений были так называемые гетманские универсалы, реже именуемые гетманскими «листами»41.

 В универсалах  гетманов из военных дел размещались  наказы полковникам про выступление  в поход, задания, которые давались  конкретным полкам и загонам,  распоряжения про несение сторожевой  и караульной службы, расквартирование  казацких войск, сбор информации  о вражеских войсках и т.д.

Значительная часть  гетманских универсалов содержит распоряжения с вопросами поточного управления Украиной – назначение полковников, полковой старшины, сотников, войтов и  прочих урядовцев, распоряжения про проведение расследований, а также приём и проводы посланцев.

Также известны «подорожные  универсалы», которые представляют из себя что-то схожее с открытым проездным листом. Более редкими являются заграничные «подорожные универсалы», аналогичные современным заграничным паспортам.

Особенное значение для  деятельности гетманского уряда  имеют универсалы, связанные с  развитием феодального хозяйства. Они прежде всего охраняли и закрепляли феодальную собственность на землю. Земельные универсалы можно разделить на несколько категорий.

 Так, это универсалы жалующие и подтверждающие земельные владения. Распространены также и подтверждающие имения за собственником на правах «супольного(совместного) владения». Помимо этого гетман своими универсалами мог подтверждать ранговые или временные наделы, устанавливать границы земельных владений, охранять земельные владения старшины и монастырей, а также иные другие их владения. Гетман своими универсалами подтверждал купчие, переход владений в наследственную собственность.

 Своими универсалами  гетман руководил не только  земельной собственностью, но также  и другими отраслями экономики.  Так, своим универсалом гетман  мог позволить занять какую  любо отрасль хозяйства. Своими  универсалами гетман контролировал  построение греблей и мельниц, которые, в случае отсутствия подтверждения на строительство от гетмана, попросту разрушались. Гетман контролировал также и монополии. Своими универсалами он мог дать право на монополию в каком-либо промысле.

 Помимо этого, гетман  давал разрешения на строительство  слобод, а также на их заселение.  Без разрешения гетмана было  нельзя заселять определённые  владения.

 Гетман контролировал  и финансовую деятельность государство.  Он назначал порядок взимания  сборов и мог освобождать от  них население.  Помимо этого,  гетман определял меры наказания  непокорных.

 Несомненно, что гетману  принадлежала также и политическая  власть. Ему принадлежало право  окончательного утверждения полковой  и сотенной старшины.

 Согласно приказам  гетмана, новому полковнику вручались  знаки его власти – полковничий  пернач, военное знамя и печать42. Однако с XVIII века эта функция гетмана отошла перешла в руки русского царя и уже он официально оформлял назначение полковников43.

 Помимо полковой, гетман утверждал также и сотенную старшину. Новому сотнику, или другому члену сотенной старшины, вручался гетманский универсал, а также знаки власти – сотенные клейноды, хоругвь и печать44.

 Помимо уже перечисленных  полномочий, гетман осуществлял  также и высшую судебную власть. Ему принадлежало право утверждать  решения всех судебных инстанций  – от низовых и до генерального суда45.

 Таким образом,  гетман располагал широкими полномочиями, распространявшимися на все сферы  жизни государства: от военной и до финансовой. В целом, полномочия гетмана сравнительно малым отличались от полномочий монархов того времени, на основании чего некоторые историки именуют государственный строй Войска Запорожского монархией.

Наказной  гетман

В случае определённых обстоятельств, когда Гетман не мог исполнять  свои обязанности, эти обязанности  мог выполнять временный, или  наказной гетман. Наказное гетманство имело несколько форм, которые значительно отличались друг от друга.

Наибольшие полномочия наказной гетман получал в связи с отсутствием или смертью гетмана46. После его назначения он получал практически все полномочия, которые до этого находились в руках гетмана. Однако, наказной гетман был гораздо более зависим от генеральной старшины.

Разумеется, что данная форма наказного гетманства была не самой распространённой. Более  распространенной формой было временной  замещение отсутствующего гетмана (чаще всего во время его визитов в Москву) кем-нибудь из генеральной старшины47.

Однако наибольшее распространение  получила другая форма наказного  гетманства – поручение кому-либо из генеральной, а чаще полковой старшины командования частью казацкого войска, которое отправлялось в поход  или на работы48.

Таким образом, наказное гетманство играло важную роль в жизни  страны, а также тем фактом, который  не позволял сильно ослабевать государству  в период отсутствия гетмана.

2.3 Генеральная Рада

Гетманство не было наследуемым. Гетмана выбирал другой, не менее  важный орган государственной власти Гетманщины – Генеральная Рада.

Этот институт по разному  зовётся в актах того времени. Польские комиссары называют его  «Вальной радой»49, Л. Окиншевич делает предположение, и я с ним абсолютно согласен, что делают они это по аналогии с вальным сеймом50. Иногда акты называют её «великой» или «болшой» Радой. В названиях также фигурирует название «Полная рада»51. Наравне со всеми вышеперечисленными употребляются названия «чёрная», «чернецкая», «чернева» Рада52. Это название происходит от широкого участия «черни»(бедных казаков) в работе рады.

Наиболее удобным  представляется название «Войсковая Рада». Это согласуется с названием  самого государства – «Войско  Запорожское».

И, наконец, есть ещё вариант  «Генеральная Рада». Этот термин употреблялся в литературе для обозначения  как старшинской так и казацкой рады и тем самым может включить в себя все вышеперечисленные названия53.

Генеральная Рада не имела  определённых сроков для сбора, как  это устанавливалось для польского  вального сейма или парламентов  западно-европейских стран. Это прежде всего было связано с огромной территорией, входившей в состав Гетманщины, а также с числом входивших в неё казаков.

Об этом огромном числе  говорит, прежде всего то, что Генеральная Рада собиралась в поле, а в функции старшины, входившей в Генеральную Раду, было включено оповещение и организация работы этого органа. Также, в деятельности Генеральной Рады могло принимать участие всё казачество, однако, разумеется, что таким правом физически воспользоваться одновременно всем казакам было невозможно. Но количество казаков, принимавших участие в деятельности Генеральной Рады, всё равно было огромным. Так, шляхтич Беньовский пишет: «Dię 21 9 bris w Niedzelę Rada Czerniecka. Jest area przy Cerkwi Spaskiey wielka, tam się zeszło ze dwadzeeszia tysięncy czerni»54. Как видим, на Генеральной Раде 1660 года присутствовало около 20 тысяч человек, что является огромным числом для того времени. На Генеральной Раде в июне 1648 года собралось и того больше: 70000 человек55.

Помимо простого казачества, именуемого в источниках того времени  как «чернь», в деятельности Рады принимали участие гетман, полковники и старшина. Они были постоянными  участниками Генеральной Рады.

Полномочия, которыми располагала  Генеральная Рада были огромными. Генеральная Рада решала вопросы внешней политики. Она принимала решение о начале военных действий, о подписании мира, о заключении уний а также заключении военных союзов. Генеральная Рада отправляла посольства в иностранные государства.

Как уже говорилось ранее, Генеральная Рада выбирала гетмана. Порядок принятия решения на Генеральной  Раде значительно отличался от наших  представлений о парламентаризме. Утверждалось то решение, которое поддержало большинство присутствующих, которые  своими криками заглушали крики  меньшинства. В случае, когда победившую сторону таким образом определить не удавалось, то судьбу данного решения  выносили посредством драки.

Помимо избрания гетмана, Генеральная Рада имела право  принимать его отречение, а также  могла и сама отстранить действующего гетмана от должности. Рада могла  и не принимать отречение, а подтвердить  гетмана в его должности.

Кроме гетмана, Генеральная  Рада выбирала и высшую старшину, а  также и обладала возможностями  отстранить от должностей выбранных  старшин.

Помимо вышеперечисленных  полномочий, Генеральная Рада обладала также судебными функциями, а  также она устанавливала решения, касающиеся внутренней политики. Генеральная  Рада принимала статьи-пакты с  сюзеренной властью.

2.4 Полковник

После раздела Украины между Польшей и Россией, левобережная часть Украины, автономия в составе Московского Государства – Войско Запорожское или Гетманщина, сохранила своё военное и административное деление, которое сложилось ещё со времени Богдана Хмельницкого. Наиболее крупную административную единицу Войска Запорожского составлял полк.

 В 1648 году Гетманская  Украина делилась на 23 полка, однако  уже к 1649 году их количество  сократилось до 21-го. В их число входили:

    • Белоцерковский
    • Борзнянский
    • Брацлавский
    • Гадяцкий
    • Ирклиевский
    • Ичнянский
    • Кальницкий
    • Каневский
    • Киевский
    • Корсуньский
    • Лубенский
    • Могилёвский
    • Поволокский
    • Переяславский
    • Прилукский
    • Сосницкий
    • Уманский
    • Черкасский
    • Черниговский
    • Чигиринский
    • Запорожская Сечь.

После разделения Гетманщины, численность полков на Левобережной Украине оставалось постоянным, а именно 10 полков: Стародубский, Черниговский, Нижинский, Прилуцкий, Киевский, Гадяцкий, Полтавский и Миргородский56.

Во главе администрации  полка стоял полковник, осуществляющий высшую административную, судебную и  военную власть на территории вверенного ему полка. Вместе с полковником, делами полка заведовала и полковая старшина в составе обозного, писаря, есаула судьи и хорунжего57.

Информация о работе Старшинские уряды на территории Гетманской Украины