Свадебные обряды на Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 03:55, реферат

Описание работы

История свадебного обряда на Руси уходит далеко своими корнями в язычество. Как говорит начальная летопись, у русских в язычестве вместо браков у Радимичей, Вятичей, Северян были игры между селениями, где среди игр, песен и плясок, мужчины выбирали себе девушек и уводили как жен.

Содержание работы

1. Вступление.
II. Свадебный обычай в истории.
III. Домашние обряды русского народа.
1. Свадьба в России.
2. Городская свадьба.
- 1. Знакомство;
- 2. Сватовство;
- 3. Смотрины
- 4. Сговор;
- 5. День свадьбы;
- 6. Венчание;
- 7. Визитная неделя.
IV. Слово и предметная среда в русской свадьбе.
- 1. Свадебная поэзия.
- 2. Свадебная одежда и аксессуары в деталях.
- 3. Любовь к русской бане и битью посуды - с древности..
- 4. Хлеб да соль.
- 5. Игла.
- 7. лавянское свадебное платье.
V. Заключение
VI. Литература.

Файлы: 1 файл

Реферат по истории.doc

— 183.00 Кб (Скачать файл)

История свадебного обряда на Руси

 

ПЛАН

 

I. Вступление.

 

II. Свадебный обычай в истории.

 

III. Домашние обряды русского  народа.

 

1. Свадьба в России.

 

2. Городская свадьба.

 

- 1. Знакомство;

 

- 2. Сватовство;

 

- 3. Смотрины;

 

- 4. Сговор;

 

- 5. День свадьбы;

 

- 6. Венчание;

 

- 7. Визитная неделя.

 

IV. Слово и предметная среда в русской свадьбе.

 

- 1. Свадебная поэзия.

 

- 2. Свадебная одежда и аксессуары в деталях.

 

- 3. Любовь  к русской бане и битью посуды - с древности..

 

- 4. Хлеб  да соль.

 

- 5. Игла.

 

- 7. лавянское свадебное платье.

 

V. Заключение.

 

VI. Литература.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Вступление.

 

История свадебного обряда на Руси уходит далеко своими корнями в язычество. Как говорит начальная летопись, у русских в язычестве вместо браков у Радимичей, Вятичей, Северян были игры между селениями, где среди игр, песен и плясок, мужчины выбирали себе девушек и уводили как жен.

 

Кроме языческих обрядов, в русские  свадебные обряды вошли греческие, римские, скандинавские, немецкие, литовские  и восточные. В греческих и римских обрядах бракосочетания задействованы венки, кольца обручальные, соединение рук, свечи, свадебные дари и др. Венера, покровительница браков звалась Suada – слово, близкое к нашей свадьбе. Осыпание хмелем новобрачных у русских пришло к нам от греков, римлян и древних пруссов. В Афинах, как и в России до XVIII века существовал обряд охранять брачных в первую брачную ночь. Ключ у римлян, древних немцев как и у русских при свадебных обрядах служил символом хозяйской власти, которая предоставлялась женам вместе ключом. Русский свадебный каравай, как важный символ бракосочетания имеет сильное сходство с римским обрядом – confarreatio. У римлян новобрачные должны были вкушать пирог, сделанный из муки, воды, соли и меда. Снимание сапога, что в древности на Руси значило покорность, пришел из Германии. В Германии молодая должна была снимать сапог с молодого и класть его в изголовье постели в знак господства мужчины над женщиной. В язычестве у литовцев в первый день бракосочетания муж раздирал принесенную ему к постели жареную перепелку и часть отдавал жене. У немцев подавали новобрачным жареную курицу, которая называлась брачною или любовную. Такую же жареную курицу в первый день подносили новобрачным у русских, как видно из описания старинных свадеб с XV века. Большое значение в свадебном обряде на Руси придавалось различного рода оберегам от сглаза, так как свадьба считалась самым удобным местом для этого. Молодые считались особенно уязвимыми именно в этот день, поэтому существовал даже особый свадебный чин – ясельничий (конюший), который должен был охранять молодых от колдовства.

 

 Одним из атрибутов свадебного  ритуалы являются собольи меха, по количеству которых определялся  достаток семьи.

 

 Свадьбы и знакомства как  правило начинали назначать когда  прекращались работы в поле и огороде, где то начиная с Покрова (14 октября). Так же на выбор даты свадьбы большое влияние оказывал православный календарь, так как запрещено венчание во время постов и некоторых других праздничных дней (см. Венчание – для тех кто верует!).

 

 Таким образом для женитьбы  оставалось не много дней в  году.

 

Обрядовое (магическое) действие является способом мышления наших предков, способом древнего воздействия на природу  и человека. Однако обряды еще и  могущественное средство национального  воспитания и сплочения народа в одно духовное целое (обряд един и общеобязателен и, следовательно, объединяет всех живущих членов народа друг с другом). Обряд совершали так же, как его совершали деды и прадеды, следовательно, он объединял народ не только географически, но и исторически, образуя духовную связь, уходящую в глубь времен.

 

Объединение людей в рамках своей  культуры, передача, сохранение с его  помощью этнического поведения, воспитание национальных и культурных особенностей данного человеческого  коллектива - эти свойства позволили обрядам прожить века и века, стать важнейшим элементом народной жизни. Через них открывается духовная жизнь нации в ее историческом бытии.

Особенно это касается обрядовых  действий, массовых, всенародных, часто  повторяющихся, сопровождающих основные этапы жизни человека. Среди подобных обрядов свадьбе принадлежит, бесспорно, самое важное место. Свадебное торжество органично входило в круг круглогодовых традиционных празднеств и тысячью нитей, намеков, образных перекличек было связано с ними. Поэтому, начиная разговор о свадьбе, необходимо хотя бы бегло рассказать, как проходила свадьба в древности, какие события предшествовали свадьбе и своеобразно подготавливали свадебный ритуал. Обряд является совокупностью условных, традиционных действий, лишённых непосредственной практической целесообразности, но служащих символом определенных социальных отношений, формой их наглядного выражения и закрепления.

 

С возникновением классов, государства  и церкви формируется специфическая  церковная обрядность, ритуалы и церемонии, связанные с общественными и государственно-политической жизнью, и продолжают и продолжают существовать бытовые традиции. К их числу относятся производственные обряды, связанные с земледелием, семейные обряды, связанные с рождением и смертью, свадьбой и др.

 

 

II.  Свадебный обычай в истории  стран мира.

 

Все началось с ребра Адама, из которого Бог создал Еву. С тех пор по всему свету мужчины рыскают  в поисках ребра, и только нашедший вновь становится «совершенным», что  подразумевает его полное счастье с воссоединившейся Евой. Наряду с «браком по обычаю», который был известен еще со времени Хаммурапи и который римляне называли «usus», древнейшей и самой распространённой формой женитьбы можно считать «покупку невесты». В эпоху, когда еще не чеканили денег, а денежной единицей служил скот, цена невесты колебалась от одной до двадцати овец или коров. Покупка невесты была известна и Гомеру. Позднее земледельцы стали расплачиваться плодами своего урожая. С развитием культуры покупка невесты у римлян еще долго сохранилась в виде символического акта. Мужчина в Риме во время обручения должен был иметь при себе весы, на которые невеста в присутствии свидетелей бросала монету.

 

Итак, невесту в древнем мире, а у многих народов и поныне (хотя иногда и обрядово -символически), надо было покупать. Параграф 128 законов Хаммурапи гласит: «Если человек взял жену и не заключил с ней договора, то эта женщина – не жена». Писец у городских ворот писал тексты брачных контрактов клинописью на глиняных табличках, которые затем обжигались и хранились на случай возможных в будущем конфликтов. Существовали разные типы брачных договоров, в том числе и контракт, оговаривающий срок действия и цель.

 

Со временем положение женщины  в обществе улучшалось, она становилась ценностью, которая требовала гарантий. Это новое отношение к браку отражает следующий документ, датированный 135 г. н. э. и найденный в пещере у Мертвого моря: «…Ты становишься моей женой, а я твоим супругом отныне и навеки, согласно закону Моисееву. Если я оставлю тебя, я должен вернуть тебе твой утренний дар (т. е. приданое) в размере 200 динаров…». Ниже стоят подписи мужчины и свидетелей. Древнейшие договоры о приданом относятся еще к XVII в. до н. э. Установленный порядок женитьбы с приданым мало отличался от того, что существовал при покупке невесты. Браки с приданым существовали и в Афинах, и в Египте. В некоторых сохранившихся греко-египетских брачных договорах закреплены едва ли не современные желания женщин по части эмансипации.

 

Интересен подход древних к брачному возрасту невест. В двенадцать с половиной лет девочка считалась засидевшейся. Так что и религиозные, и гражданские установления призывали отцов выдавать своих дочерей замуж как можно раньше, «покуда они держат руку свою на их затылке» и «прежде чем девушка созреет как полная луна», т. е. до половой зрелости. Еще и сейчас в Индии девочек обручают в младенчестве. Много детских браков известно в египетских царских династиях. Тутанхамону исполнилось примерно девять лет, когда он женился на Анхесенамон, а его невесте – одиннадцать.

Обряд «умыкания невесты» и подлинное  ее похищение тоже имеют глубокие исторические корни. Даже боги предпочитали свадьбу с умыканием. Зевс, отец богов, принимал облик различных животных, охотился за женщинами – жертвами своей любви. Гомеровская «Илиада» начинается с похищения женщины: Парис умыкает Елену. Основание Рима связано с «похищением сабинянок». В Спарте, откуда гости-троянцы похитили из дворца жену царя Менелая, вызвав тем самым десятилетнюю войну. Умыкание невест для бракосочетания официально поощрялось. Жених-спартанец должен был похитить невесту, даже если предмет его любви был и без того согласен на брак. Пережитки времен, когда умыкали невест, сохранились в свадебных обычаях многих народов, включая обычай переносить невесту через порог, чтобы обмануть подстерегающих ее демонов.

 

Многочисленные  обряды, связанные с ухаживаниями и супружеством, красивы и романтичны. Многие из них восходят к существовавшим в глубокой древности ритуалам. Исполнение таковых преследовало одну цель – союз должен быть прочным и счастливым.

 

Что же такое свадьба? Говоря образно «свадьба – это торжественность и яркость, красота и артистичность, это торжественность, это сплав печали и веселья, древних и новых, религиозных и народных обычаев. За «смыслом» свадьбы обратимся к истории. Свадьба изначально являет собой торжественное театрализованное действо со своими законами, устойчивым сюжетом, режиссёром-дружкой, набором обязательных персонажей. Недаром говорят "играть свадьбу". Разные её этапы дают широкий простор для воплощения. Интересен, к примеру, момент сбора свадебного поезда: одновременно в двух домах жениха и невесты - совершаются обряды, поются песни (жениху поют женщины-соседки, невесте - подруги).

 

У древних  славян-древлян, вятичей и радимичей существовал обычай похищения невест «у воды» во время богини «женитвы» Лады, которые начинались ранней весной на Красную горку и продолжались до середины лета – дня Ивана Купалы. Там во время игр и плясок мужчины выбирали себе невест и уводили с их согласия в свои дома. Выражение «играть свадьбу» напоминает о древних играх, во время которых проходило приобретение невест. У простых поселян этот обряд сохранялся долго – вплоть до XV века.

 

Языческие свадьбы сопровождались веселыми и  шумными празднествами, непременными участниками которых были скоморохи, плясицы, дудочники, и рожечники. Кроме обрядов, привнесенных из славянского язычества, (хороводы, песни, танцы и т. д.), некоторые перешли к нам от других народов. Были и общие. У многих народов жениха и невесту обсыпали зернами. Цель этого ритуала – в призвании удачи. Зерна пшеницы и риса – непременная принадлежность языческой свадьбы (у русских посыпали еще хмелем). Этим действием не только выражали надежду, что брак будет прочным, но и веру, что зерна передадут свою волшебную силу паре, на которую упадут, и молодые станут жить счастливо, сыто и богато. Ученые дали этому обычаю название «продуцирующая магия».

 

У римлян так  же, как у славян, существовал  обычай петь песни новобрачным до полуночи. У русских же пением сопровождался весь свадебный обряд. А в предсвадебном девичнике невеста, ее подруги и специально приглашенные бабки старались лить слезы ручьями по всем правилам древней антипатической магии, чтобы обеспечить радостную жизнь в будущем. В свадебных песнях упоминаются языческие боги любви и радости Лада, Тур, Лель и слова, имеющие старинное происхождение: горючь-камень, скатерти браные, перепечи, гривны и каравай.

 

Кольцо, которым  обмениваются при венчании, первоначально  появилось на

Востоке, где  его заимствовали древние греки, потом оно перешло к римлянам, а затем распространилось по всему  миру. Кольцо, надеваемое невесте после  помолвки, служило знаком ее будущих  намерений и тесно связано  с бытовавшим некогда обычаем  купли женщины. С этого момента кольцо как бы давало знак другим мужчинам, что эта женщина уж «не продается».

В 800 г. папа римский Николай объявил о  праве использования колец христианами, и с того дня кольцо стало служить  знаком не только материальной сделки, но и означать «верность, постоянство и целостность любви». Оно должно было напоминать людям о святости брака.

 

И, наконец, свидетельство о браке. Когда-то сам факт сожительства полагался  достаточным, чтобы двое считались  мужем и женой. Постепенно такая  форма признания законным неофициального брака отошла в прошлое. Подчас женщину похищали или покупали, как рабыню, и она становилась собственностью своего мужа. Покупная цена должна была быть документально закреплена, что и послужило причиной появления свидетельства.

 

 

III. Домашние обряды русского  народа.

 

1. Свадьба в России.

 

 Как же происходило заключение  браков в России? Русские женились  очень рано. Этим родители пытались  уберечь своих чад от соблазнов  холостой жизни, были к тому  и другие причины. Впрочем, и самого понятия старый холостяк в давние времена не существовало. Женитьбе могли препятствовать только болезнь или обещание уйти в монастырь. Свобода выбора при вступлении в брак практически отсутствовала. Молодые подчинялись родительской воле. При подборе супругов старшие исходили в основном из сословных и имущественных интересов, а там «стерпится, слюбится». Дети были готовы к подобному решению своей судьбы и, несмотря на внушительное число романтических историй о разбитых сердцах в отечественной литературе, браки по родительскому расчету часто оказывались счастливыми.

 

Холостая жизнь, если судить по пословицам, особой прелести не представляла. Не женат  – не человек. Холостой – полчеловека. Холостому помогай боже, а женатому хозяйка поможет. Семья воюет, а  одинокий горюет. Замужняя жизнь тоже предпочиталась девичеству. Не та счастлива, которая у отца, а та счастлива, которая у мужа. С ним горе, а без него – вдвое.

Информация о работе Свадебные обряды на Руси