Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 03:55, реферат
История свадебного обряда на Руси уходит далеко своими корнями в язычество. Как говорит начальная летопись, у русских в язычестве вместо браков у Радимичей, Вятичей, Северян были игры между селениями, где среди игр, песен и плясок, мужчины выбирали себе девушек и уводили как жен.
1. Вступление.
II. Свадебный обычай в истории.
III. Домашние обряды русского народа.
1. Свадьба в России.
2. Городская свадьба.
- 1. Знакомство;
- 2. Сватовство;
- 3. Смотрины
- 4. Сговор;
- 5. День свадьбы;
- 6. Венчание;
- 7. Визитная неделя.
IV. Слово и предметная среда в русской свадьбе.
- 1. Свадебная поэзия.
- 2. Свадебная одежда и аксессуары в деталях.
- 3. Любовь к русской бане и битью посуды - с древности..
- 4. Хлеб да соль.
- 5. Игла.
- 7. лавянское свадебное платье.
V. Заключение
VI. Литература.
Хоть лыками сшит, да муж. Совершались браки и по воле высочайших особ. Цари и великие князья женили своих приближенных, сами подбирая им невест.
Самым, пожалуй, трогательным в русских свадьбах было то, что «свадебные обряды изображали вступление жениха и невесты в иную жизнь и представляли как бы торжественное возведение их в новое достоинство. Они имели подобие с возведением старинных князей в достоинство их власти, а потому жених носил название князя, а невеста - княгини», - писал Костомаров об обычаях наших предков XVII – XVII веков. В последующие столетия эта традиция особенно не изменилась, и любой самый мелкий чиновник мог, пусть на короткий срок, ощутить себя владыкой, распоряжающимся свадебными чинами, как когда-то удельные князья распоряжались своими приближенными и податными людьми. Вот как проходили старинные свадьбы. Перед поездкой в церковь жениха и невесту сажали на мех. Свахи чесали им волосы, смачивая гребень в вине или крепком меде. Затем их осыпали хмелем или зерном с деньгами, после чего зажигались Богоявленской свечой брачные свечи.
Вплоть до XVIII в., т. е. до петровских нововведений старые свадебные обычаи соблюдались всеми, в том числе и высшими слоями общества. С XVIII в. народный обряд начинает вытесняться в высшем обществе общеевропейским «политесом». Старый дореволюционный обряд состоял из трех основных циклов: предсвадебного, свадебного и послесвадебного, что было одинаково для всех сословий. При самом строгом следовании обычаям первый цикл включал сватовство, осмотр дома, девичник и мальчишник, обрядовое мытье жениха и невесты в бане (перед свадьбой).
Второй цикл – сбор свадебного поезда, приезд жениха за невестой, встреча молодых в доме родителей, привоз приданого, обряды после первой брачной ночи и т. п. Центральное место занимал свадебный пир.
К третьему, заключительному, циклу относились «отводины» - визиты молодых к ближайшим родственникам.
Одинаковым практически для каждого россиянина – от великих князей до последнего подданного – был обряд венчания. В остальном же брачные обряды у каждого сословия различались. Многообразие ритуалов и суеверий делали непохожей деревенскую свадьбу на городскую, дворянскую – на купеческую и т.д. Объединяло их одно – каждый набор ритуалов был направлен на обеспечение согласия, богатства и потомства в семье.
2. Городская свадьба.
- 1. Знакомство.
В старые времена роковой вопрос «знакомства» решался весьма просто. Существовали определенные места (для каждого сословия свои), где молодые люди могли выбрать себе будущую супругу. Горожане – выходцы из деревень присматривали себе невест на игрищах, которые устраивались в воскресные дни на заставах и пустошах. В старинных русских городах облюбовывали невест на крестных ходах. Для этого девушек на выданье одевали в лучшие наряды и в сопровождении надежных родственниц вели в известный день на условное место.
В мещанской городской среде в воскресенье устраивались вечеринки. На них пели под гитару или гармонь романсы, играли в увлекательные игры – флирт цветов, краски, телефон и т. п. и танцевали польку, кадриль и краковяк. На вечерах царила весьма лирическая атмосфера. В более культурной среде устраивались домашние вечера. На них танцевали под фортепиано вальсы и кадрили, также пелись романсы, но уже романтические, более художественные. Правила приличия соблюдались строже, чем на вечеринках. В дворянских и богатых купеческих семьях девушек с определенного возраста вывозили на танцевальные вечера и балы, сезон которых открывался с октября. Самым благодатным местом для знакомства и сватовства считалась Москва, куда осенью свозились девушки, чей возраст приближался к заветному.
- 2. Сватовство.
К процессу сватовства относились прежде очень и очень серьезно. Зачастую искусная, ловкая сваха порой лучше жениха и невесты знала, что именно подойдет каждому. Делились свахи на две категории: свахи по страсти к свадьбам и устройству чужих судеб и профессиональные свахи. В обязанности свах входило не только совершить само сватовство, но и провести предварительную разведку, разузнать какое приданое дается за невестой, в чем оно состоит: в платьях ли, деньгах, вотчинах и т. п. У настоящих свах были свои секреты. Например, считалось, что до того, как у девушки спросят, согласна ли она, её обязательно нужно похлопать по левому плечу - тогда она не сможет отказать. Вопрос о свадьбе решали в тот же день, не прибегая ни к каким иносказательным и поэтическим приемам. В случае положительном родители невесты и сваха трижды обходили вокруг стола, крестились на образа и, расставаясь, сразу же договаривались о смотринах.
При удачном сватовстве стороне жениха вручалась роспись приданого, включающая доскональные сведения о том, какая за невестой обещана недвижимость, а также серебро, золото, ювелирные украшения, мебель, одежда, постельное белье. Если сватовство оказывалось успешным, после обсуждения росписи приданого обычно через неделю назначались смотрины.
Можно сказать, что церемония сватовства в Древней Руси в некоторой степени состояла из нескольких этапов. Узнав о желании сына жениться на той или иной девушке родители жениха советовались с родственниками, старались побольше разузнать о невесте, если она была малознакомой. Если видели, что с другой девушкой можно устроить судьбу сына с большей выгодой, то пытались отговорить от менее выгодного брака. В качестве сватов могли выступать как мужчины, так и женщины, самые близкие к жениху или его семье. Чаще всего сватовщиками назначали крестного отца и родного отца, иногда самого жениха, его взрослого брата. Даже если собранные сведения устраивали семью жениха, перед официальным сватовством обязательно устраивали смотрины невесты. Девушку просили пройтись перед сватами, поднять руки, снять платок – проверяли на отсутствие физических изъянов. После сваты могли выйти на крыльцо посоветоваться. Ключевым моментом данного процесса был ритуал подношения матери невесты жениху стакана меда – если жених выпивал, можно было ждать сватов с предложением свадьбы.
Основным этапом сватовства был прием в доме невесты, с обязательным угощением, главной целью было не гуляние, а обсуждение будущей экономической жизни молодых (решались вопросы приданого, расходов на свадьбу). Жених обязательно дарил подарки семье избранницы.
- 3. Смотрины.
Уникальным явлением допетровской Руси были царские смотрины. В силу того, что Европа еще мало знала о России, русские государи не могли жениться на дочерях иноземных властителей, и московским царям приходилось выбирать себе невесту из подданных.
Главным же представлением о красоте в допетровской Руси было простое понятие о физическом цветущем здоровье.
В городах к середине XIX в. люди друг друга все-таки знали, чему способствовало посещение церкви, балы, молодежные домашние вечера, благотворительные мероприятия.
Смотрины проходили в доме невесты, но, случалось, и на гуляньях, в театре. Когда происходили они в доме невесты, жених с родителями и свахой ехали не прямым путем, а заезжали дальше и делали круг – по обычаю, «запутывали дело». В купеческой и зажиточной мещанской среде смотрины могли тянуться не одну неделю, причиной чему были споры о размере приданого. Этот спор мог даже задержать свадьбу. У дворянства смотрины отмечались званым обедом, никакого торга юза приданого в этот день не было. Отец невесты включал опись приданого в брачный контакт, на который можно было либо согласиться, либо нет. На смотринах сохранился старинный обычай, по которому жених и его родители выходили на крыльцо обменяться мнениями. У дворян в день смотрин устраивался званый обед, и никакого торга из-за приданого в этот день не велось. Опись приданого включалась отцом невесты в брачный контракт, на который можно было либо согласиться, либо нет. Обычным ритуалом для всех сословий был совместный молебен двух семей и круговой обход стола.
На Крещение в Вологодской, Казанской и других губерниях в прошлом веке устраивали смотрины. Наряженные девушки выстраивались около Иордани (прорубь, сделанная при водосвятии) или на берегу — и парни выглядывали себе невест. В Кадниковском уезде Вологодской губернии на Крещение девушки из окрестных деревень съезжались в село Никольское. Наряд каждой состоял из нескольких рубашек. Нижняя была с двумя красными полосами, на нее надевали еще четыре или пять разукрашенных рубах, затем — сарафан, три или четыре передника. Сверху надевалась овчинная шубка, опушенная мехом. Затем девушки выстраивались возле церковной ограды, а одна из женщин раздвигала полы шубок и показывала передники, рубашки (до нижней с красными полосами). Женихи судили об умении невесты ткать, шить, вышивать, а также о ее материальном достатке.
В тех местностях, где в течение святок устраивались базарные дни, молодежь непременно должна была на них присутствовать, особенно девушки: они стояли рядами на торговой площади, у церкви, вдоль дороги, на возвышенных местах, иногда почти сутки, не трогаясь с места. Такие «выставки» нередко были последним шансом для выхода замуж (если девушку не успели присмотреть матери женихов или свахи в течение осенней посиделки-беседы). Особенный почет доставался на долю той деревни, в которую на праздник съезжалось больше всего красивых и нарядных невест.
- 4. Сговор.
После смотра происходил сговор. Один из самых важных моментов в предсвадебном этапе, он носил еще название рукобитья и позднее – помолвки. Перед сговором отступало даже само торжество венчания и свадебное веселье, т. к. эти действа являлись исполнением достигнутого ранее договора двух семейств. Незаключение брака после помолвки считалось немыслимым. Помешать женитьбе могли только какие-нибудь чрезвычайные обстоятельства. Нарушить сговор в допетровские времена считалось оскорблением самой невесты, и в документах о помолвке даже предусматривалась изрядная сумма за отказ от брака, отмененная в 1702 г. Петром I. А у дворян отказ от данного будущему супругу слова расценивался как нарушение кодекса чести и часто заканчивался дуэлью. За оскорбленную невесту вступался чаще всего брат.
В боярские времена сговорный день назначался родителями невесты. Родители жениха, сам жених и близкие родственники приезжали к ним в дом. Гостей с почестями принимали, кланялись друг другу до земли и усаживали на почетные места под божницей. Потом отец или родственник жениха говорил о причине приезда, а родители невесты отвечали, что приезду этому рады, после чего писалась рядная запись, где означалось, что обе стороны решили: в такое-то время жених обязывался взять за себя такую-то, а родственники ее должны выдать и дать за ней такое-то приданое. При сговоре невеста не присутствовала, но по окончании кто-нибудь из ее близких родственниц приносил жениху и его сопровождающим от имени невесты подарки. От сговора до свадьбы, как бы продолжителен ни был срок, жених невесты не видел. Сроки же были различные, в зависимости от обстоятельств. Иногда свадьбы совершались и через неделю, а порой между сговором и венчанием проходило несколько месяцев.
Позднее этот обычай не видеть невесту исчез, напротив, именно после помолвки жених уже мог приезжать к невесте так часто, как захочет. До помолвки он имел право видеть свою суженую только во время смотрин. Помолвка обычно сопровождалась празднеством. В купеческой и мещанской среде в этот день происходило официальное знакомство родителей жениха и невесты, после чего совершалось благословение. В купеческих семьях невесту и жениха благословлял священник. В средних слоях устраивалась вечеринка.
В богатых домах по такому случаю давался бал с угощением. Кроме родственников и друзей, на помолвку обязательно приглашались почетные и влиятельные члены городского светского общества. Отец представлял жениха и невесту и объявлял о помолвке, после чего все присутствующие поочередно, по степени знатности, подходили с официальными поздравлениями. Впрочем, помолвки могли быть и совсем скромными, «домашними» без присутствия гостей. Родители или приглашенный священник благословляли жениха и невесту иконой и семьи обменивались хлебом-солью. Отцы брачующихся отвешивали друг другу семь поясных поклонов и называли день свадьбы.
Принято было у всех сословий: в день помолвки жених дарил невесте кольцо с драгоценным камнем. На второй день после сговора совершался обряд вручения невесте икон, которые вместе с ее приданым ввозились в дом жениха. Девичник имел место только у групп населения наиболее близких к крестьянским традициям. А вот «мальчишник» - встреча с приятелями и прощание с молодостью – был популярен во всех сословиях. Так, Пушкин перед свадьбой устроил в Москве «мальчишник». Отужинав, поехали слушать к цыганам песни.
И, наконец, после исполнения многочисленных предсвадебных обрядов, инициатива переходила в руки служителей церкви, обязанностью которых было освятить союз.
- 5. День свадьбы.
В день свадьбы, по обычаю, жених до венчания не должен был видеть невесту, но посылал ей шкатулку, в которой, как водится, покоилась фата, восковые цветы, венчальные свечи, обручальные кольца – если ими не обменялись при помолвке. После принесения шкатулки начиналась подготовка невесты к венцу. Это делала тетка невесты, она же и причесывала. Платье – обычно шелковое из белого шелка, в крайнем случае – любого цвета, кроме черного. Богатые семьи выписывали подвенечное платье в Париже. Фата – длинная и широкая. Головной убор – венок из цветов померанца и миртовых веток. Обувал невесту «свадебный отрок» - младший брат или другой родственник. Он же и подавал ей на свадебном подносе фату и перчатки, провожал до свадебной кареты и нес шлейф. Жених военный облачался в парадный мундир, штатский – в черную фрачную пару с белым галстуком и белыми перчатками.
Время венчания назначалось от полудня до 5 часов вечера, если предполагался праздничный обед, и от 7 до 9 вечера, если такового не было. Для венчания выбирался чаще храм в приходе жениха или невесты, но не обязательно. По традиции, в церковь жених и невеста приезжали порознь. Жених приезжал раньше и ждал с шаферами невесту у входа. Шаферы держали во время венчания над четой венцы, управляли всеми ритуалами, вели свадебное застолье. Получив известие о прибытии жениха в церковь, невеста усаживалась в экипаж вместе со свахой, девушками-провожаткамии и мальчиком-светчим, которому назначено нести перед новобрачными свечу, когда они трижды обходят аналой. По приезде в церковь невеста становилась по левую руку от жениха и освобождала правую руку от перчатки, то же проделывал и жених. Священник отводил их на венчальное место. Родственники и знакомые со стороны жениха становились справа.