Свадебные обряды на Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 03:55, реферат

Описание работы

История свадебного обряда на Руси уходит далеко своими корнями в язычество. Как говорит начальная летопись, у русских в язычестве вместо браков у Радимичей, Вятичей, Северян были игры между селениями, где среди игр, песен и плясок, мужчины выбирали себе девушек и уводили как жен.

Содержание работы

1. Вступление.
II. Свадебный обычай в истории.
III. Домашние обряды русского народа.
1. Свадьба в России.
2. Городская свадьба.
- 1. Знакомство;
- 2. Сватовство;
- 3. Смотрины
- 4. Сговор;
- 5. День свадьбы;
- 6. Венчание;
- 7. Визитная неделя.
IV. Слово и предметная среда в русской свадьбе.
- 1. Свадебная поэзия.
- 2. Свадебная одежда и аксессуары в деталях.
- 3. Любовь к русской бане и битью посуды - с древности..
- 4. Хлеб да соль.
- 5. Игла.
- 7. лавянское свадебное платье.
V. Заключение
VI. Литература.

Файлы: 1 файл

Реферат по истории.doc

— 183.00 Кб (Скачать файл)

 

С языческих времен сохранился обычай прощаться с косой, выходя замуж, и заплетать молодой жене две  косы вместо одной, притом укладывая  пряди одну под другую, а не поверх. Если же девушка убегала с любимым против воли родителей, молодой муж обрезал девичью косу и предъявлял его новоиспеченному тестю и теще вместе с выкупом за «умыкание» девушки. В любом случая замужняя женщина должна была прикрывать свои волосы головным убором или платком (чтобы сила, заключенная в них, не повредила новому роду).

 

Кольцо.

 

При обряде обручения жених с  родственниками приезжали в дом  невесты, все делали друг другу подарки, а жених с невестой обменивались обручальными кольцами. Все действие сопровождалось песнями. Кольцо – одно из древнейших украшений. Подобно любой замкнутой окружности кольцо символизирует целостность, поэтому его, как и браслет, используют в качестве атрибута брака. Обручальное кольцо должно быть гладким, без насечек, чтобы семейная жизнь была гладкой. Обрядовое употребление на свадьбах кольца имеет широкое распространение среди славянских народов. Причем обручальное кольцо надевали на безымянный палец левой руки, считая, что через него идет связь с сердцем. «Кольцо — самое верное ручательство брачного союза. Почти во всех славянских землях сватовство начиналось подарком перстня невесте женихом. Существовала примета: если через кольцо или перстень, подарок жениха, продеть волосы невесты и слепо поджечь, то свадебный сговор будет удачным. Свадебное кольцо — символ солнца, брачного соединения Солнца с Месяцем и символ человеческого брака.

 

Кольцо является к тому же просто символ венчания брака, а также амулетом и оберегом от нечистой силы. Семантика кольца основывается на защитных свойствах металла и магии круга. В свадебном обряде кольцо является символом единения молодых, выполняет защитную функцию, а в некоторых ситуациях становится заместителем жениха и невесты. При сватовстве, обручении, сговоре или венчании стороны обменивались кольцами. Принятие или дарение кольца служило залогом согласия девушки выйти замуж. При браке по принуждению девушка иногда противилась надеванию ей кольца отцом.

 

- 3. Любовь к русской бане и битью посуды - с древности..

 

Обычай разбивать посуду на свадьбах сохранился до настоящего времени, но утерял свое первоначальное значение, знаменующее окончание жертвоприношения. Потому как употребление напитков на свадьбе понималось как жертвенное возлияние, а обыкновение плескать вином вверх есть следствие древнейшего поклонения солнцу, которое встречается и у других народов. Сосуды же, послужившие при жертвоприношении высшим силам, не могут служить людям, их разбивают.

 

Интересна в этой связи свадебная  запись 1499 года: "И как еще великая  княгиня будет допивать вино, и  он ударит скляницу о землю и ногою потопчет сам, и иному никому не топтать, опричь князя после венчания, а собрав кинуть в реку, как прежде велось."

 

Купание (омовение) — так же непременное  действие древнеславянской свадьбы. В  Сербии, Славонии, Болгарии, Украине, Белоруссии, России молодая вместе с молодым шла к реке или к колодцу умываться.(или сопровождающие ее умывали) Затем, набрав воды, молодая несла ее домой и окропляла домашних животных, обычно это делалось рано утром. В некоторых украинских свадебных песнях можно различить древний обычай совершать бракосочетание при воде или посредством воды. У чехов самый верный союз тот, который совершается над колодцем. Какая же сила заключалась в акте свадебного омовения, если в правиле Митрополита Кирилла конца 13 века читаем: "И се слышахом в пределах новогородских невесты водят к воде и ныне не велим тому токо быти или проклинати повеливаем".

 

На Руси, сообразно с климатом, купание молодых в реке заменено баней. Банная часть обряда необычайно многообразна, даже отправление молодой в баню сопровождалось особой торжественностью и обрядностью. Действия и заговоры во время банного омовения были направлены на разжигание и укрепление любовной страсти (любы). По словам заговора молодая для супруга должна ему "стать и свеча, и мать, и богатая кровать". Есть основания думать, что баня некогда была не только очистительным, но и освящающим местом. Баню украшали цветами и благовонными травами, на каменку лили мед, бросали хмель и зерно, чтобы "жить в меду и богато", но ни икон ни крестов в бане никогда не вешали.

 

Славянские свадьбы обладают преимущественно чертами солнечного культа. Это объясняет множество солярных знаков в брачном обряде. Кольцо, которое сегодня почитается знаком супружеского соединения, служило во все времена зрительным образом Солнца. В древние времена Солнце или светозарный нимб, его окружающий, на свадьбе знаменовал венок. Свадебный венок встречается у всех славянских народов. Венок как достояние природного языческого миропонимания был перенят и узаконен христианской церковью в конце третьего века, для обряда бракосочетания, названного венчанием.

 

Также Солнце в качестве супруги  Месяца, по понятиям славян, обитает  на востоке, где высится золотой  дворец, и выезжает из него поутру на своей колеснице, запряженной белыми конями, и совершает свой обычный путь по небосводу. Ночью Солнце плывет на водоплавающих птицах по подземному океану. В тех же благодатных восточных краях живет Солнце зимой, расторгнув брачный союз с Месяцем. Уже при зимнем солнцевороте оно выезжает из тех далеких краев па телеге навстречу своему супругу Месяцу, с которым не виделась с осени, и 8 апреля Солнце и Месяц встречаются.

Солнце — важнейший объект календарной  обрядности всего годового цикла. Особенно торжественно выглядит Солнце на Купалу — в день высшего развития творческих сил природы. Оно выезжает из своего чертога на трех конях: серебряном, золотом и бриллиантовом. Солнце рассыпает по небу огненные лучи-стрелы, пляшет и купается в водах. Разнообразны народные изображения Солнца в виде колеса со спицами, глаза или лица с нимбом — золотыми волосами.

 

- 4. Хлеб да соль.

 

Чем пышнее каравай, тем богаче и  дружнее будут жить молодые –  таков символ этого свадебного хлеба. Каравай выпекают замужние женщины, каравайницы, не вдовы, не бездетные. Количество пекарей важно, их может быть только нечетное количество: три, пять или семь. Главной каравайницей назначают ту хозяйку, которая дольше всех остальных прожила в долгом и счастливом браке, дети которой умны и трудолюбивы. Важность этого ритуала объясняется тем, что через хлеб символически передается молодоженам напутствие и благословение на крепкий брак.

 

При замесе теста и выпечки хлеба  каравайницы дружно поют песни и  читают молитвы, создавая энергетику добра  и счастья. Каравай выпекается большим, многослойным, иногда размером со стол. Ставит в печь каравай только мужчина, который долго и счастливо живет в браке. Дополнительно пекутся и «каравайчики», небольшие булочки, которые раздаются гостям вместо приглашений на свадебный пир. Украшают верх свадебного хлеба пшеничными колосками и веточками калины. Это тоже было русской традицией: свадьбы играли в основном осенью, после сбора урожая, когда калина поспевала, и пшеничный колос наливался золотом. Калина символизировала большую и вечную любовь, а пшеница – богатство, достаток.

 

Свадебный хлеб служит символом жениха и невесты и отождествляется  с солнцем и его теплотворными  лучами. Обычно свадебный хлеб —  «Коровай» — пекут накануне свадьбы  в доме невесты, причем с большими церемониями и весельем, и только девушки. Квашня с тестом для замеса становилась на несколько часов главным действующим лицом в проведении целого ряда действий. Сначала мужчины поднимают квашню и три раза обходят вокруг дома, где будут печь каравай. Затем ставят ее посреди двора, накрывают шубой, сажают на нее невесту (чтобы детки родились здоровыми). В это время женщины поют специальные обрядовые песни, посте этого невеста встает, шубу убирают, над тестом говорят заговор и с песнями и танцами вносят квашню в дом. Теперь начинается следующий этап выпечки хлеба.

 

Важный момент в церемонии выпечки  — кто «сажает» каравай в печь. Это могут быть согласные супруги (они держатся за лопату) или специальный  человек — кучерявый, так его  называют в свадебных песнях. Он стучит три раза в печку ногой, по обеим сторонам печки ставят по стакану водки с прикрепленной свечкой, затем кучерявый должен высоко поднять хлеб, чуть ли не до потолка, в этом ему могли помогать самые красивые женщины из родни невесты. И только после этого можно было «сажать» свадебный хлеб в печь. А после этого, например, в Архангельской области, надобно было лопатой хлебной хлопнуть свата, или сватов, сзади: всё, мол, в порядке!

Каравай украшают цветами, орехами, из теста делают птичек и решетчатые украшения. Отличительная особенность  свадебного хлеба — величина. Чем больше, тем богаче и сытнее будет жизнь у молодых. Иногда каравай пекли величиной почти во весь стол. Этот обычай сохранился и до сих пор: большой свадебный торт.

 

Поскольку хлеб — символ Солнца, то славянский обычай класть его на голову или разламывать над головой жениха и невесты можно представить как освящение брака. Разламывание хлеба ассоциируется с жертвоприношением, особенно если его перед этим несли впереди свадебного поезда.

 

Существует красивый обычай. Если девушка хочет выйти замуж удачно, то она должна ухитриться отщипнуть кусочек пирога, которым свекровь встречает молодую в своем доме. Обычно новобрачная принимает хлеб с поклоном и ставит в укромное место. После совершения всех традиционных действий молодая отламывает куски от этого хлеба и раздает нищим, а самый большой кусок отдает своим незамужним подругам. Они сами отщипывают себе по кусочку. Если этот кусочек на ночь положит девица под подушку и скажет: «Суженый-ряженый, приди за свадебным пирогом», то ночью приснится будущий муж. Наутро кусочек надо съесть.

 

Необходимо добавить, что, по поверью, невеста не должна готовить свадебный  стол и печь пироги. Это объяснялось  тем, что невеста, которая месит  тесто и печет каравай, будет  бедна.

В настоящее время свадебный хлеб (или пирог) служит символом оседлого и благополучного домашнего житья.

 

В России повсеместно на «свадебный хлеб кладут кусок (или щепотку) соли. В древнейшем своем виде обрядовое  употребление соли совершалось при  жертвоприношении животных; их посыпали солью, чтобы пришлись по вкусу богам. Соль также получила значение предохранительного средства от чародейства и колдовства. В дальнейшем историческом развитии значения обрядового употребления соль сделалась символом домашнего благосостояния и тесно слилась с хлебом как символы богатства и сытости. В очень редких случаях соль обозначает неприятность: соль рассыпать — ссора будет. Это только одна примета. Обрядового употребления соли с негативным значением нет. Более того, до сих пор в Костромской губернии отец и мать жениха при встрече от венца новобрачных кидают им в лицо и на голову соль. Считается, если новобрачные пришли к кому-то в гости и молодая посыплет на кушанья соль, то в этом доме будет достаток.

 

К сожалению, забылся старый обычай хлебом-солью приглашать на свадьбу знахаря. Раньше знахари иной раз были уважаемыми старейшими, пели молитвы свадебные, были дружками жениха. Знахарь — первый гость. Его зовут на пирушку прежде всех: ему принадлежит первая чарка вина; ему пекут первый пирог, ему отсылают первые подарки: его все боятся, при нем все покойны. Знахарь осматривает все углы, притолоки, пороги, читает наговоры, поит наговорною водою, дует на скатерти, обметает потолок, оскабливает двери, кидает ключ под порог, выгоняет черных собак со двора, осматривает метлы, окуривает баню, сбрызгивает кушанье, вяжет снопы спальные.

 

Это интересно: на уси иногда выпекали такие пышные караваи, что вынуть их из печи не представлялось возможным. Тогда разбирали несколько рядов  кладки русской печки и торжественно доставали главный символ предстоящей свадьбы.

 

 Царские и купеческие свадьбы  с огромных количеством гостей  отличались караваями неимоверных  размеров, для доставки которых  к столу нанимали специальных  каравайников. На больших бархатных,  парчовых носилках эти люди торжественно приносили свадебный хлеб в зал.

 

- 5. Игла.

 

Рассматривая атрибуты свадьбы  нельзя обойти, сегодня всеми забытый  на бракосочетании символ — иглу. Дело в том, что иголка служит исключительно  средством, предохраняющим от колдовства. В Вологодской гy6epнии невесте в подол всегда втыкали иголку. В Костроме жениху и невесте при отправлении их к венцу во избежание порчи на груди и спине втыкали в платье крестообразно по нескольку игл острием врозь. Считалось, что этим действием ограждали молодую семью от воздействия черных сил, которые могли навести Тоску — мифический образ угнетенного состояния, грусти и томления души. Тот, кто попадал под ее влияние, кидался от стены к стене, из угла в угол — томился. Если Тоске удавалось вырваться из дома, то она начинала скитаться по земле или сидеть в ожидании человека на перекрестке дорог.

 

Возможно, это место пребывания объяснялось обычаем провожать  родных и близких, а также и  молодых в путь-дорогу (нынче —  в свадебное путешествие) до перекрестка. Он означал конец «своей» земли. Избавиться от Тоски просто: по поверью, надо выпариться в бане, а потом встать на веник, которым парился, и произнести заговор «Стоит гора крутая, на крутой горе вода не держится, так и на рабе Божьей (имя свое сказать) — Тоска, не держись».

 

- 6. Яблоко.

 

Также олицетворяет Солнце и является его символом. В старину во время  осенних свадеб молодые, т.е. жених  и невеста, в знак любви дарили друг другу яблоки. На свадебных  столах обязательно на бутылях хмельного  напитка сверху на горлышко клали яблоки. Понятие «золотые яблоки» дошло и до наших дней в сказках и мифах. Яблоки золотые, молодильные яблоки, как и живая вода, дают человеку красоту и бессмертие. Вообще яблоки — мифопоэтический символ любви. В песнях говорится, что девушка бережет яблоки от своих родных, так как они предназначены для возлюбленного, которого она ожидает.

 

Яблоки и ветки яблони играют важную роль в свадебных обрядах  славян. Яблоко  выступало в функции  любовного знака: парень и девушка, обменявшись плодами, выражали взаимную симпатию, публично объявляли о своей любви. Яблоко,  принятое девушкой во время сватовства, — знак согласия на брак. У южных славян приглашают на свадьбу, разнося Яблоки  по домам.

Информация о работе Свадебные обряды на Руси