Традиции и обряды народов России: Калмыки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 21:30, реферат

Описание работы

Калмы́ки (калм. хальмг, хальмгуд, монг. халимаг) — западномонгольский (ойратский) народ, живущий главным образом в Республике Калмыкия. Основное население Калмыкии (146 тыс. человек), живут также в Астраханской, Волгоградской, Ростовской, Оренбургской областях, Ставропольском крае, Сибири и др. Небольшие группы в Средней Азии, в США (около 2 тыс. человек), во Франции (около 1 тыс.), в Швейцарии, Германии и др. (по несколько семей). Общая численность свыше 177 тыс. человек.
Этноним и его происхождние.

Файлы: 1 файл

калмыки.docx

— 75.57 Кб (Скачать файл)

Введение.

Калмы́ки (калм. хальмг, хальмгуд, монг. халимаг) — западномонгольский (ойратский) народ, живущий главным образом в Республике Калмыкия. Основное население Калмыкии (146 тыс. человек), живут также в Астраханской, Волгоградской, Ростовской, Оренбургской областях, Ставропольском крае, Сибири и др. Небольшие группы в Средней Азии, в США (около 2 тыс. человек), во Франции (около 1 тыс.), в Швейцарии, Германии и др. (по несколько семей). Общая численность свыше 177 тыс. человек.

Этноним и его  происхождние.

Самоназвание калмыков, хальмг (хальмгуд), вероятнее всего, происходит от тюркского прилагательного калмак — «отделившийся», «отставший» (в  родственных калмыкам монгольских  языках такого слова нет)

Существует несколько  версий происхождения слова «калмык»: халимаг — от мобильности, «летучести»  ойратов; «улан залата хальмгуд»  — от названия национального головного  убора (шапки с красной кисточкой) и даже от слова «хольмг» — «смешанный». На сегодняшний день наиболее основательной  и аргументированной является версия, по которой слово «калмык» (халимаг) тюркского происхождения и означает «отделившийся», «оставшийся». В Русском  государстве ойратов именовали  калмыками с 70-х годов XVI в. Однако следует заметить, что волжские ойраты на протяжении почти двух столетий не называли себя калмыками. Они постепенно усваивали это название, и только к концу XVIII в. оно официально утвердилось  как самоназвание.Большая часть  современных исследователей соглашается  с Бакуниным в том, что калмыки  получили своё имя от татар (той их части, что населяла территорию от Волги  до Оби в XVI веке). Некоторые советские  и российские учёные обнаруживают корни  этнонима в Восточном Туркестане.

В русских письменных источниках название «калмыки» появилось XVI веке (Строгановская летопись с указом Ивана IV Грозного от 30 мая 1574 года), а  с конца XVIII века его стали употреблять  и сами калмыки, использовавшие до этого  общий для западных монголов этноним  — ойраты.

Этногенез

Предками калмыков являются ойратские племена, откочевавшие в  конце XVI — начале XVII веков из Джунгарии  на территорию современного Казахстана и в Восточную Сибирь, а позже  переместившиеся на Нижнюю Волгу  и в Северный Прикаспий. В процессе заселения этими племенами территории современной Калмыкии (и ряд соседних регионов, впоследствии ставших частью калмыцкого ханства) сформировалась этногруппа — калмыцкая народность, которая по прошествии многих поколений приобрела определённую этническую и языковую специфику. Со временем в состав народности в незначительном количестве влились тюркские, русские и некоторые другие этнические компоненты.

Краткая этническая история.

В начале XVII века часть ойратских  тайшей (правителей улусов) переселилась в Россию. В 1608 посольство дербетских тайшей было принято русским царём  Василием Шуйским и в ответ  на их просьбу о принятии русского подданства, выделении мест для кочевания  и защиты от ханов Казахского и  Ногайского получило полное согласие.

 Процесс вхождения  калмыков в Россию был завершён  в 1657. Первоначально для кочевания  калмыкам были выделены земли  по Иртышу, Оми и Ишиму. Постепенно  они осели в низовьях Волги  на ныне занимаемой ими территории. С 1664 по 1771 существовало Калмыцкое  ханство во главе с ханом,  а позднее наместником. По приблизительным  подсчётам, численность калмыков, принявших русское подданство, была 270 тыс. человек. 

прошествии многих поколений  они приобрели определённую этническую и языковую специфику. Ко времени  прихода в Россию это были этносы со значительным имущественным и  социальным расслоением. Этнический принцип  в создании калмыцких улусов в России в какой-то степени способствовал их сохранению. Специфика «малых этносов» сохраняется и сейчас, обозначается термином «улусизм» и проявляется в быту, политической жизни не только у российских, но и у зарубежных калмыков.  
 
В 1771 часть калмыцких тайшей, недовольная всё усиливавшимся гнётом со стороны правительства России, ушла в Джунгарию, уведя с собой около 125 тыс. калмыков. Большая часть их погибла в пути. Калмыцкое ханство было ликвидировано, его территория включена в Астраханскую губернию. Оставшиеся в составе России 9 калмыцких улусов управлялись каждый собственным тайшой, при котором имелся русский пристав. В годы Октябрьской революции и гражданской войны калмыки были разделены на 2 лагеря: часть приняла новый строй, другая (особенно калмыки Области Войска Донского) оказалась в рядах Белой Армии и после её разгрома ушла в эмиграцию. Их потомки ныне живут в США, Франции и других странах Европы. 

В 1920 была образована Калмыцкая  АО, в 1935 преобразована в Калмыцкую  АССР. В 1943 калмыки подверглись насильственной депортации в районы Сибири, Средней  Азии, Казахстана, Алтая, продлившейся более 13 лет. Её следствие — гибель более 1/3 части народа, утрата многих элементов и черт материальной и духовной культуры. В 1957—58 автономия была восстановлена, значительная часть калмыков возвратилась на прежние места проживания. В 1990 Калмыцкая АССР объявила о своём суверенитете, с 1992 она называлась Республика Калмыкия — Хальмг Тангч, с 1994 — Республика Калмыкия.

Лингвистическая характеристика(языки,диалекты,говоры)

Калмыцкий язык (самоназвание хальмг келн) — национальный языккалмыков, живущих на юге европейской части России (Республика Калмыкия. Также имеется близкородственный язык ойратов Западного Китая (Синьцзян-Уйгурский автономный район, Кукунор) и Западной Монголии (Кобдоский и Убсунурский аймаки). (в Монголии и Синьцзяне проживают примерно по 170 тысяч ойратов). Некоторые исследователи объединяют их в один язык с правами диалектов, однако же научно-подтвержденных данных не имеется. Несмотря на это стоит отметить, что длительное разделение ойратских групп и калмыков и использование различных письменностей сильно на языки не повлияло, разговорно ойратский и калмыцкий языки практически тождественны.

Калмыцкий язык принадлежит к монгольской семье алтайской языковой макросемьи. Определённое влияние на калмыцкий язык оказали тюркские, угорские и тунгусские элементы, влившиеся в состав калмыцкого этноса.

На калмыцком языке создана  богатая многовековая собственная литература. 

Калмыцкий язык внесен UNESCO в список языков, находящихся под угрозой исчезновения. Указанная ситуация языкового сдвига (переход на русский язык) возникла после насильственной депортации калмыцкого народа в 1943—1957 гг. Примерно с 1970—1980 гг. калмыцкий превращается в анклавный язык, он вытесняется из городов и остается только в некоторых калмыцких сёлах (с подавляющим населением калмыков). Дети в г. Элиста в подавляющем большинстве не имеют представления о калмыцком языке, не владеют им. Калмыцкий остаётся средством общения лишь в некоторых селах, в основном Кетченеровского района Калмыкии. Юнеско отмечает, что все носители калмыцкого — билингвы (то есть свободно владеют русским). Число носителей калмыцкого языка с каждым годом уменьшается.

Антропологическая характеристика

Калмыки принадлежат к центрально-азиатскому антропологическому типу большой монголоидной расы и обладают всеми характерными чертами, присущими монголоидным народам: невысокие, коренастые, с резко очерченными скулами, слегка приплюснутым носом, типично монголоидным разрезом глаз, смуглой кожей и чёрными прямыми волосами.

Русские путешественники отмечали необыкновенную остроту слуха и  зрения калмыков, их выносливость и  прекрасную приспособленность к  суровым природно-климатическим  условиям с жарким засушливым летом  и холодной малоснежной зимой.

 

Субэтнические группы.

В составе калмыцкого народа имеется  деление на субэтносы — родоплеменные группы, наиболее крупными из которых являются торгоуты (иначе торгуты), дербеты (иначе большие дэрбэты, дэрбеты, дюрбеты, дорвуды), хошеуты, хойты, олёты (иначе элеты) и бузавы, в исторический период известны этнонимы «чорос» и «зюнгар» (иначе джунгары). Названия торгоутов, хошутов, дербетов, олётов впервые упоминаются ещё в древней монгольской хронике «Сокровенное сказание монголов» в 1240 году. Группа бузавов появилась значительно позднее — в XIX веке, она сформировалась из донских,кубанских и терских калмыков, нёсших постоянную службу в казачьих войсках.

В XVII — середине XX веков субэтническое деление калмыков выражалось в существовании у них улусов — обособленных кочевий, примерно соответствовавших какому-либо субэтносу. После перехода большей части калмыков с середины XIX века к оседлому образу жизни улусы получили от российских властей статус административно-территориальных единиц[12].

В настоящее время деление на родоплеменные группы проявляется  в быту и политической жизни народа. Оно поддерживается большой частью российских калмыков, а также калмыками, эмигрировавшими из России (см. раздел История. Эмиграция калмыков в США и страны Европы). В современной литературе специфика калмыцких «малых этносов» получила название «улусизм».

Поселения.

До начала XX в. традиционные поселения калмыков (хотоны) имели  семейно-родственный характер. Традиционное поселение имело круговую планировку — наиболее удобную с точки  зрения обороны при кочевом образе жизни. В центр круга загоняли на ночь скот, там же хранили имущество, проводили общественные сходки. К  моменту прихода в Россию калмыки  сохранили патронимическую организацию, объединявшую несколько семей. Селились хотонами — семейно-родственными поселениями. Женатые дети ставили свои кибитки  недалеко от кибитки отца. С начала XIX века появились стационарные посёлки  с линейной планировкой.  

Жилище 
Известны три типа традиционного жилища: кибитка, землянка и полуземлянка. Кибитка — это юрта монгольского образца. Первоначально она устанавливалась на четырёхколёсной повозке и так передвигалась во время кочёвки. Её деревянный остов состоял из 6-12 складных решеток, круга в верхней части, который соединялся с решетками длинными изогнутыми рейками. Дверь делалась двустворчатой. Левая от входа сторона считалась мужской, здесь были конская упряжь, обработанные шкуры, кровать для хозяев, постельные принадлежности; справа от входа располагалась женская половина с кухонной утварью. В центре был очаг, над ним на треножнике ставили котел, за очагом было почетное место, куда сажали гостей. Пол застилали войлоками. Со временем повозка исчезла, но термин «кибитка» сохранился. Землянки и полуземлянки — жилища бедноты, со стенами из сырцовых или нарезанных из дёрна кирпичей, глиняной или дерновой крышей. В конце XIX века у зажиточных и знатных калмыков появились строения русского типа: деревянные в прикаспийских районах, кирпичные — в западных.

В современных селах Калмыкии преобладают типовые двух-трёхквартирные дома. Для рабочих посёлков более  типичны двух- и трёхэтажные дома на 4—12 квартир. В городах — типовые  многоэтажные дома. 

 

Традиционнные занятия

Основу традиционной экономики  составляло кочевое скотоводство (преобладали  овцы, лошади, крупный рогатый скот, козы, верблюды). Скот круглогодично  содержался на пастбище, с 19 в. стали  запасать корм на зиму. В середине XIX века с возникновением стационарных посёлков калмыки начали разводить  свиней. Поселившиеся в прибрежных районах Волги и Каспия торгоуты и хошеуты занимались ловлей рыбы. Со второй четверти XIX века разорившиеся калмыки стали переходить к оседлому земледелию или заниматься батрачеством. На землях калмыки сеяли рожь, пшеницу, просо, гречиху, овёс, технические культуры (горчицу, табак, лён). В середине XIX века возникает садоводство, с начала XX века — бахчеводство и огородничество, затем заливное рисосеяние на Сарпинской низменности.  
Развиты художественные ремёсла — вышивка (особые многоцветные швы на женской одежде), обработка металла (чеканка и гравировка металлических частей седла, уздечки, футляров и рукояток ножей, курительных трубок, прикладов ружей, браслетов, серёг), тиснение по коже, резьба по дереву (мебель, архитектурные детали домов знатных калмыков). Основа современного хозяйства — пастбищно-отгонное скотоводство, сочетающееся с промысловым рыболовством, земледелием и промышленностью по обработке сельскохозяйственной продукции. Развивается многоотраслевая промышленность. 

 

 

Одежда

В конце XIX — начале XX вв. все виды легкой одежды калмыков изготовлялись  из русских фабричных тканей. Для  верхней теплой (зимней) одежды и  головных уборов, в основном, использовались различные шкуры, шерсть, войлок и  т. д.

 Национальная мужская  одежда была однотипна для  всего калмыцкого населения, каких-либо  особых различий не отмечалось.

 Нательное белье мужчины  состояло из рубахи и штанов. Обычно их шили из тонких  тканей белого и серого цветов. Верхние брюки бедняки шили  из темного материала, преимущественно  из нанки, богатые и зайсанги  — из черной шерсти или сукна.  По сообщению И. А. Житецкого,  в конце XIX в. брюки такого  типа у знатных людей украшались  нашивными лампасами (тасамте  шалвур) из позумента. 

Поверх рубахи калмыки  носили бюшмюд, который, судя по рисунку, опубликованному П. С. Палласом, уже  бытовал в XVIII в. Его носили в праздничные  дни, в зимнее время — при поездке  в другие хотоны.

 Вторым видом верхней  одежды взрослых мужчин был  распашной эрмег — армяк из  толстого верблюжьего сукна серого (чаще темно-серого) цвета, шитый  в талию со многими сборками  на поясе, с разрезом спереди.

 Обычной зимней одеждой  калмыков всех улусов была  овчинная шуба, шитая в талию  со стоячим воротником из мерлушки. По покрою она представляла  собой тот же бюшмюд. Подолы  и края рукавов обшивались  каймой из цветной ткани или  меха (из мерлушки, у богатых и  знатных — из выдры, бобра,  соболя, куницы).

 Высоко ценилась жеребковая  шуба (доха) свободного покроя, сшитая  из шкур скинутых или павших  жеребят, шерстью наружу. Воротник  делали из черной мерлушки. Доха  была доступна только богачам,  имевшим табуны лошадей.

В сильные морозы, отправляясь  в дальнюю дорогу, зажиточные калмыки  надевали овчинные некрытые тулупы. Само название калмыцких тулупов указывает  на то, что они были заимствованы у русских соседей.

 Из зимней одежды  также широко распространены  были овчинные брюки, шитые  шерстью внутрь, укреплявшиеся на  поясе при помощи гашника.

 Калмыцкая знать (нойоны, богатые зайсанги) и зажиточные  люди носили дорогие нарядные  шубы — йучи, которые делались  из белой и черной мерлушки (хурсх йучи), а также из шкур  соболя, бобра, горностая, хорька, белки. Они покрывались темной  дорогой тканью. Полы и края  рукавов обшивались мехом соболя, бобра, чаще шкурой молодых  барашков (ягнят). Такие шубы высоко  ценились и являлись предметом  гордости богачей и гелюнгов.

 Мальчики носили нательное  белье, бюшмюд, шапку, обувь, шубу, какими пользовались мужчины.  В богатых и знатных семьях  они носили бюшмюд кавказского  типа. П. Небольсин видел, что  калмыки украшали свой бюшмюд  галунами и газырями — нашивками  для патронов. Так одет на фотографии, датируемой 1905 г., сын князя Тундутова.  Бюшмюд и шубы перетягивались  сверху узким поясом. 

Информация о работе Традиции и обряды народов России: Калмыки