Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 21:30, реферат
Калмы́ки (калм. хальмг, хальмгуд, монг. халимаг) — западномонгольский (ойратский) народ, живущий главным образом в Республике Калмыкия. Основное население Калмыкии (146 тыс. человек), живут также в Астраханской, Волгоградской, Ростовской, Оренбургской областях, Ставропольском крае, Сибири и др. Небольшие группы в Средней Азии, в США (около 2 тыс. человек), во Франции (около 1 тыс.), в Швейцарии, Германии и др. (по несколько семей). Общая численность свыше 177 тыс. человек.
Этноним и его происхождние.
Введение.
Калмы́ки (калм. хальмг, хальмгуд, монг. халимаг) — западномонгольский (ойратский) народ, живущий главным образом в Республике Калмыкия. Основное население Калмыкии (146 тыс. человек), живут также в Астраханской, Волгоградской, Ростовской, Оренбургской областях, Ставропольском крае, Сибири и др. Небольшие группы в Средней Азии, в США (около 2 тыс. человек), во Франции (около 1 тыс.), в Швейцарии, Германии и др. (по несколько семей). Общая численность свыше 177 тыс. человек.
Этноним и его происхождние.
Самоназвание калмыков, хальмг
(хальмгуд), вероятнее всего, происходит
от тюркского прилагательного
Существует несколько
версий происхождения слова «калмык»:
халимаг — от мобильности, «летучести»
ойратов; «улан залата хальмгуд»
— от названия национального головного
убора (шапки с красной кисточкой)
и даже от слова «хольмг» — «смешанный».
На сегодняшний день наиболее основательной
и аргументированной является версия,
по которой слово «калмык» (халимаг)
тюркского происхождения и
В русских письменных источниках название «калмыки» появилось XVI веке (Строгановская летопись с указом Ивана IV Грозного от 30 мая 1574 года), а с конца XVIII века его стали употреблять и сами калмыки, использовавшие до этого общий для западных монголов этноним — ойраты.
Этногенез
Предками калмыков являются ойратские племена, откочевавшие в конце XVI — начале XVII веков из Джунгарии на территорию современного Казахстана и в Восточную Сибирь, а позже переместившиеся на Нижнюю Волгу и в Северный Прикаспий. В процессе заселения этими племенами территории современной Калмыкии (и ряд соседних регионов, впоследствии ставших частью калмыцкого ханства) сформировалась этногруппа — калмыцкая народность, которая по прошествии многих поколений приобрела определённую этническую и языковую специфику. Со временем в состав народности в незначительном количестве влились тюркские, русские и некоторые другие этнические компоненты.
Краткая этническая история.
В начале XVII века часть ойратских тайшей (правителей улусов) переселилась в Россию. В 1608 посольство дербетских тайшей было принято русским царём Василием Шуйским и в ответ на их просьбу о принятии русского подданства, выделении мест для кочевания и защиты от ханов Казахского и Ногайского получило полное согласие.
Процесс вхождения
калмыков в Россию был
прошествии многих поколений
они приобрели определённую этническую
и языковую специфику. Ко времени
прихода в Россию это были этносы
со значительным имущественным и
социальным расслоением. Этнический принцип
в создании калмыцких улусов в России в какой-то степени способствовал
их сохранению. Специфика «малых этносов»
сохраняется и сейчас, обозначается термином
«улусизм» и проявляется в быту, политической
жизни не только у российских, но и у зарубежных
калмыков.
В 1771 часть калмыцких тайшей, недовольная
всё усиливавшимся гнётом со стороны правительства России, ушла в Джунгарию, уведя с собой
около 125 тыс. калмыков. Большая часть их
погибла в пути. Калмыцкое ханство было
ликвидировано, его территория включена
в Астраханскую губернию. Оставшиеся в
составе России 9 калмыцких улусов управлялись
каждый собственным тайшой, при котором
имелся русский пристав. В годы Октябрьской
революции и гражданской войны калмыки
были разделены на 2 лагеря: часть приняла
новый строй, другая (особенно калмыки
Области Войска Донского) оказалась в
рядах Белой Армии и после её разгрома
ушла в эмиграцию. Их потомки ныне живут
в США, Франции и других странах Европы.
В 1920 была образована Калмыцкая
АО, в 1935 преобразована в Калмыцкую
АССР. В 1943 калмыки подверглись
Лингвистическая
характеристика(языки,диалекты,
Калмыцкий язык (самоназвание хальмг келн) — национальный языккалмыков, живущих на юге европейской части России (Республика Калмыкия.
Также имеется близкородственный язык ойратов Западного Китая (Синьцзян-Уйгурский автономный
район, Кукунор) и Западной Монголии (Кобдоский и Убсунурский аймак
Калмыцкий язык принадлежит к монгольской семь
На калмыцком языке создана
богатая многовековая собственн
Калмыцкий язык внесен UNESCO в список языков, находящихся под угрозой исчезновения. Указанная ситуация языкового сдвига (переход на русский язык) возникла после насильственной депортации калмыцкого народа в 1943—1957 гг. Примерно с 1970—1980 гг. калмыцкий превращается в анклавный язык, он вытесняется из городов и остается только в некоторых калмыцких сёлах (с подавляющим населением калмыков). Дети в г. Элиста в подавляющем большинстве не имеют представления о калмыцком языке, не владеют им. Калмыцкий остаётся средством общения лишь в некоторых селах, в основном Кетченеровского района Калмыкии. Юнеско отмечает, что все носители калмыцкого — билингвы (то есть свободно владеют русским). Число носителей калмыцкого языка с каждым годом уменьшается.
Антропологическая характеристика
Калмыки принадлежат к центрально-
Русские путешественники отмечали
необыкновенную остроту слуха и
зрения калмыков, их выносливость и
прекрасную приспособленность к
суровым природно-
Субэтнические группы.
В составе калмыцкого народа имеется
деление на субэтносы — родоплеменные группы, наиболее крупными
из которых являются торгоуты (иначе торгуты), дербеты (иначе большие дэрбэты,
дэрбеты, дюрбеты, дорвуды), хошеуты, хойты, олёты (иначе элеты) и
бузавы, в исторический период известны
этнонимы «чорос» и «зюнгар» (иначе джунгары).
Названия торгоутов, хошутов, дербетов,
олётов впервые упоминаются ещё в древней
монгольской хронике «Сокровенное сказание монголов»
в 1240 году. Группа бузавов появилась значительно
позднее — в XIX веке, она сформировалась из донских,кубанских и терских
В XVII — середине XX веков субэтническое деление калмыков выражалось
в существовании у них улусов — обособленных кочевий, примерно соответствовавших
какому-либо субэтносу. После перехода
большей части калмыков с середины XIX века
к оседлому образу жизни улусы получили
от российских властей статус административно-
В настоящее время деление на родоплеменные группы проявляется в быту и политической жизни народа. Оно поддерживается большой частью российских калмыков, а также калмыками, эмигрировавшими из России (см. раздел История. Эмиграция калмыков в США и страны Европы). В современной литературе специфика калмыцких «малых этносов» получила название «улусизм».
Поселения.
До начала XX в. традиционные
поселения калмыков (хотоны) имели
семейно-родственный характер. Традиционное
поселение имело круговую планировку
— наиболее удобную с точки
зрения обороны при кочевом образе
жизни. В центр круга загоняли
на ночь скот, там же хранили имущество,
проводили общественные сходки. К
моменту прихода в Россию калмыки
сохранили патронимическую
Жилище
Известны три типа традиционного жилища:
кибитка, землянка и полуземлянка. Кибитка
— это юрта монгольского образца. Первоначально
она устанавливалась на четырёхколёсной
повозке и так передвигалась во время
кочёвки. Её деревянный остов состоял
из 6-12 складных решеток, круга в верхней
части, который соединялся с решетками
длинными изогнутыми рейками. Дверь делалась
двустворчатой. Левая от входа сторона
считалась мужской, здесь были конская
упряжь, обработанные шкуры, кровать для
хозяев, постельные принадлежности; справа
от входа располагалась женская половина
с кухонной утварью. В центре был очаг,
над ним на треножнике ставили котел, за
очагом было почетное место, куда сажали
гостей. Пол застилали войлоками. Со временем
повозка исчезла, но термин «кибитка»
сохранился. Землянки и полуземлянки —
жилища бедноты, со стенами из сырцовых
или нарезанных из дёрна кирпичей, глиняной
или дерновой крышей. В конце XIX века у
зажиточных и знатных калмыков появились
строения русского типа: деревянные в
прикаспийских районах, кирпичные — в
западных.
В современных селах Калмыкии
преобладают типовые двух-
Традиционнные занятия
Основу традиционной экономики
составляло кочевое скотоводство (преобладали
овцы, лошади, крупный рогатый скот,
козы, верблюды). Скот круглогодично
содержался на пастбище, с 19 в. стали
запасать корм на зиму. В середине XIX
века с возникновением стационарных
посёлков калмыки начали разводить
свиней. Поселившиеся в прибрежных
районах Волги и Каспия торгоуты
и хошеуты занимались ловлей рыбы.
Со второй четверти XIX века разорившиеся
калмыки стали переходить к оседлому
земледелию или заниматься батрачеством.
На землях калмыки сеяли рожь, пшеницу,
просо, гречиху, овёс, технические культуры
(горчицу, табак, лён). В середине XIX века
возникает садоводство, с начала
XX века — бахчеводство и огородничество,
затем заливное рисосеяние на Сарпинской
низменности.
Развиты художественные ремёсла — вышивка
(особые многоцветные швы на женской одежде),
обработка металла (чеканка и гравировка
металлических частей седла, уздечки,
футляров и рукояток ножей, курительных
трубок, прикладов ружей, браслетов, серёг),
тиснение по коже, резьба по дереву (мебель,
архитектурные детали домов знатных калмыков).
Основа современного хозяйства — пастбищно-отгонное
скотоводство, сочетающееся с промысловым
рыболовством, земледелием и промышленностью
по обработке сельскохозяйственной продукции.
Развивается многоотраслевая промышленность.
Одежда
В конце XIX — начале XX вв. все виды легкой одежды калмыков изготовлялись из русских фабричных тканей. Для верхней теплой (зимней) одежды и головных уборов, в основном, использовались различные шкуры, шерсть, войлок и т. д.
Национальная мужская
одежда была однотипна для
всего калмыцкого населения,
Нательное белье мужчины
состояло из рубахи и штанов.
Обычно их шили из тонких
тканей белого и серого цветов.
Верхние брюки бедняки шили
из темного материала,
Поверх рубахи калмыки носили бюшмюд, который, судя по рисунку, опубликованному П. С. Палласом, уже бытовал в XVIII в. Его носили в праздничные дни, в зимнее время — при поездке в другие хотоны.
Вторым видом верхней
одежды взрослых мужчин был
распашной эрмег — армяк из
толстого верблюжьего сукна
Обычной зимней одеждой
калмыков всех улусов была
овчинная шуба, шитая в талию
со стоячим воротником из
Высоко ценилась жеребковая шуба (доха) свободного покроя, сшитая из шкур скинутых или павших жеребят, шерстью наружу. Воротник делали из черной мерлушки. Доха была доступна только богачам, имевшим табуны лошадей.
В сильные морозы, отправляясь в дальнюю дорогу, зажиточные калмыки надевали овчинные некрытые тулупы. Само название калмыцких тулупов указывает на то, что они были заимствованы у русских соседей.
Из зимней одежды также широко распространены были овчинные брюки, шитые шерстью внутрь, укреплявшиеся на поясе при помощи гашника.
Калмыцкая знать (нойоны,
богатые зайсанги) и зажиточные
люди носили дорогие нарядные
шубы — йучи, которые делались
из белой и черной мерлушки
(хурсх йучи), а также из шкур
соболя, бобра, горностая, хорька,
белки. Они покрывались темной
дорогой тканью. Полы и края
рукавов обшивались мехом
Мальчики носили нательное
белье, бюшмюд, шапку, обувь, шубу,
какими пользовались мужчины.
В богатых и знатных семьях
они носили бюшмюд кавказского
типа. П. Небольсин видел, что
калмыки украшали свой бюшмюд
галунами и газырями —
Информация о работе Традиции и обряды народов России: Калмыки