Традиции и обряды народов России: Калмыки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 21:30, реферат

Описание работы

Калмы́ки (калм. хальмг, хальмгуд, монг. халимаг) — западномонгольский (ойратский) народ, живущий главным образом в Республике Калмыкия. Основное население Калмыкии (146 тыс. человек), живут также в Астраханской, Волгоградской, Ростовской, Оренбургской областях, Ставропольском крае, Сибири и др. Небольшие группы в Средней Азии, в США (около 2 тыс. человек), во Франции (около 1 тыс.), в Швейцарии, Германии и др. (по несколько семей). Общая численность свыше 177 тыс. человек.
Этноним и его происхождние.

Файлы: 1 файл

калмыки.docx

— 75.57 Кб (Скачать файл)

На левом боку калмык, как правило, носил нож в серебряных или кожаных ножнах и огниво, которое  прикреплялось к поясу.

Киляг — женская (нательная) рубаха, надевавшаяся через голову, была совершенно аналогична по крою мужской  рубахе. У пожилых она имела  прямой разрез спереди и застегивалась  на белые пуговицы фабричной работы или на металлические крючки.

 Поверх рубашки в  качестве повседневной рабочей  одежды калмычки носили длинные  до пят платья (хутцан). Лиф платья  имел прямой разрез на груди  сверху донизу, юбочная часть  была широкой. Обе стороны нагрудного  разреза украшались золотыми  и серебряными галунами, часто  узкими позументами.

 К повседневной одежде  относилась и длинная до пят  безрукавка (цегдег) из тканей темного  цвета. Женщины носили ее летом.

 В качестве теплой  одежды у калмычек бытовал  стеганый кафтан на вате (хаваста)  из тканей черного цвета с  длинными рукавами и низким  стоячим воротником.

 К праздничной женской  одежде относятся нарядные терлег  и цегдег, бытовавшие до 30-х годов  XX в. Их шили всегда в талию,  длиной до щиколоток, из лучших  сортов шелка, бархата, тонкой  парчи ярких расцветок, за исключением  белого, желтого и черного цветов. Края подола, грудной разрез, рукавные  проймы, обшлага на рукавах украшались  каймой вышивки, в которой сочетались гарусные нитки разных цветов, а затем пришивался позумент.

 Зимней одеждой для  калмычек служила некрытая шуба  совершенно такого же покроя, как и мужская, но женская  была менее просторна, шили  ее всегда в талию. Края подола, полы и рукава оторачивались  мерлушкой, у богатых, хотя  и редко — выдрой, бобром и  обшивались каймой из цветного  материала.

 Кроме овчинной шубы  богатые и знатные женщины  носили йучи — шубу на легком  меху, покрытую дорогой тканью.

 Замужние женщины и  вдовы в отличие от мужчин  и девушек никогда не подпоясывались. Волосы их разделялись на две  половины и заплетались в косы, которые укладывались в бархатные  или шерстяные чехлы (накосники)  — шиверлиги, спускались на  грудь, пропускались через петли,  пришитые сбоку на платья, на  уровне пояса. На конце каждой  косы замужние калмычки привязывали  по серебряной подвеске (токуг), призванной  от- гонять чертей (шулмусов), пристававших, по представлениям калмыков, к  длинным женским волосам. Женщины  ходили в шапках. Считалось, что  простоволосой быть неприлично.

Одежда девушек и девочек  была мало специфична. По калмыцкому обычаю девушки обязательно носили поверх нижнего белья сшитый из материи, чаще из холста, желятиг — жилет, представлявший собой не что иное, как своеобразный корсет (камзол) без  рукавов.

 Поверх желятиг девушки  надевали особый бюшмюд (он назывался  часто «бииз»), изготовлявшийся из  шерсти, шелка и ситца более  нарядной расцветки.

 Теплой зимней одеждой  для девушек служила овчинная  шуба, ничем не отличавшаяся по  покрою от женской, а в богатых  семьях — легкая шуба на  меху.

Головные уборы.

Разнообразны головные уборы  мужчин и женщин в зависимости  от сезона, состоятельности семьи  и т. д. Парадный головной убор с красной  шёлковой кистью (отсюда прозвище калмыков среди соседних народов «краснокисточные»). Женские украшения — серьги, заколки, шпильки, кольца из золота, серебра, кости, драгоценных и полудрагоценных  камней; у мужчин — серьга в левом ухе, кольцо на безымянном пальце, браслет, игравший роль амулета. Традиционная причёска мужчин и женщин — косы: у мужчин и девушек — одна, у женщин — две. 

На безымянном пальце левой  руки мужчины из состоятельных семей  носили кольцо, а в левом ухе - серьги из серебра, золота.

 Распространенным головным  убором были меховые шапки  (хурсха махла). Пожилые калмыки  носили шапку, околыш которой  делался из черной мерлушки (хаджилга). Верхние края мерлушковых околышей  обязательно оторачивались выдрой, а верхушка (ора) делалась из  какого-либо яркого, но не желтого  сукна, центр отмечался кружочком,  куда пришивалась кисть из  красных шелковых нитей, поэтому  калмыки называют себя «улан  залата хальмг», т.е. «калмыки  с красной кисточкой». (По-видимому, «улан зала» означает солнце, которое почиталось калмыками,  а шелковые нити — его лучи).

Начиная с середины XIX в., в калмыцкую среду стали проникать  привозные городские головные уборы. По сообщению П. Небольсина, хошеутовские калмыки иной раз летом носили фуражки с глянцевыми козырьками и красными околышками, заимствованные от астраханских казаков. В 80-х гг. XIX в., согласно свидетельству И. А. Житецкого, летом зансанги носили обыкновенно  серые фуражки с зеленым околышем и красными кантами. В XX в. фуражки  городского производства получили широкое  распространение, их носили все калмыки, начиная от мальчиков и кончая пожилыми.

Наиболее распространенным повседневным головным убором калмычек была маленькая круглая шапочка, которую пожилые женщины носят  и сейчас. 

Вторым типом женского головного убора была так называемая «тамша» — круглая плисовая шапочка  с закругленным верхом. Старинный  головной убор замужней молодой и  средних лет женщины — халмаг, круглая по форме и довольно тяжелая  по весу шапка. Ее кошмовая основа обтягивалась черной шелковой материей (нередко  парчей) и украшалась вышивкой из золотых  или серебряных ниток.

 Существовал еще один  головной убор, известный у калмыков  под названием «устя халмаг»—  меховая женская шапка четырехугольной  формы, околыш которой делался  из дорогого меха (соболя, бобра,  выдры).

 Пожилые и преклонного  возраста женщины носили шапку  хаджилга, довольно высокую и  объемистую, околыш ее делался  на черной мерлушки, иногда из  шкурки ягненка-выкидыша (каракульчи)

 В начале XX в. в качестве  праздничного головного убора  девушек и молодых женщин встречались  высоко ценившиеся нарядные Камчатки  — низенькие шапочки, украшенные  эффектными вышивками, заимствованные, по всем данным, у татарского  населения г. Астрахани. Иногда  такие шапочки носили пожилые  женщины из богатых и знатных  семей. В начале XX в. распространение  получили фабричные платки.

Большого различия между  обувью мужской и женской не существовало. Повседневной обувью как мужчин, так  и женщин были сапоги. Для мужчин шили преимущественно из сафьяна (булгар) черного цвета, для женщин — красного.

В конце XIX в. среди мужчин широкое распространение получили фабричные сапоги. Во время летних работ мужчины носили башмаки, изготовленные  по русскому образцу. В годы первой мировой войны большое распространение  получили поршни, сшитые из сыромятной кожи. Зимой носили валенки. Обувь  надевали на войлочные чулки, шерстяные  носки, шерстяные обмотки — онучи.

К числу ювелирных украшений  относятся серьги и кольца, изготовленные  в основном калмыцкими мастерами. Замужние женщины носили серьги в обоих  ушах. Девушки — только в правом ухе. Кольца изготовлялись для богатых  заказчиков из серебра, редко – из золота, а для бедных – из низкопробного, так называемого «польского»  серебра, а также из меди.

 К числу женских  украшений относились упомянутые  выше токуги. Браслеты не получили  распространение в быту калмыков.

 Мужчины носили бюс  — пояс, металлическая часть которого  делалась из серебра, «польского»  серебра пли сплава (фраже), часто  покрытых чернью.

Обереги, украшения, вышивка

Главная особенность калмыцкой  вышивки  — сетчатость узора. Достигается  это сочетанием светлых и темных квадратов, ромбов и треугольников. Они располагаются в ленточном  порядке при украшении поясков, типа пилотки, каймы бешметов или  безрукавок и других предметов калмыцкого национального костюма. Декоративность простых композиций достигается  контрастным сочетанием желтых элементов с красными, синих с белыми, красных с зелеными или синими. Так, возможны четыре варианта бордюрного украшения из сочетаний треугольников, полос, квадратов в типичных для калмыков комбинациях.

Калмыцкие орнаменты строятся в основном по принципу взаимодействия отдельных частей с цветом фона, на котором они располагаются. Фон  в общем цветовом строе играет активную роль. Поэтому важно заранее  заготовить как части узора, так  и его основу. Это нужно для  того, чтобы в украшении вещи цвет фона и орнамента взаимодействовали  друг с другом.

Украшения

Праздничная одежда многих знатных мужчин, женщин и детей  дополнялась серьгами, токугами (парные украшения, утяжелявшие конец женской  косы), поясами, кольцами из золота и  серебра с драгоценными и полудрагоценными камнями. Украшались оружие, сбруя, многие другие предметы культа и быта. Калмыцкая  знать была знакома с самыми дорогими и редкими камнями, высоко ценила и знала толк в драгоценностях.

Ношение дорогих украшений  знатью было политически престижным. Драгоценности не только наглядно подтверждали cилу и мощь рода, его богатство  и процветание в настоящем, но и доказывали древность рода, а  значит, и право на власть.

первичное предназначение изделий  из серебра, золота и драгоценных  камней было магическим: они должны были охранять людей от злых духов, дурного глаза и других жизненных  невзгод.

Считалось, что серебро  имеет большую силу против нечистого  духа, который не в состоянии поднять  даже самую легкую серебряную монету. Существовали неписанные, передаваемые из уст в уста многими поколениями  в народе правила ношения ювелирных  украшений. Эти, как и многие другие полезные в жизни обычаи калмыков сопровождались устрашающими мифами. 

Так, считалось, что носить серьги и кольца женщины и мужчины  обязаны, иначе в загробном царстве  Эрлик Номин-хана вместо этих украшений  на ушах и пальцах будут висеть змеи . Женщины носили серьги в ушах, девушки — в одном правом, мужчины  — в одном левом ухе. В этом проявляется традиционное для монгольского мира мышление в стиле бинарной оппозиции, согласно которой душа женщины находится  в правой половине тела, а душа мужчины — в левой. Поэтому серьгу, кольцо, нож — все это мужчина носил слева.

У девочек были маленькие  серьги, чаще всего серебряные, иногда "чисто золотые", особенно были популярны сережки с маленьким "красным глазком". На пальцах  носили серебряные кольца простой формы. Все это, по народному мнению, охраняло ребенка от дурного глаза и  злых духов.

Женщины носили большие висячие  серьги. Особенно были популярны сережки  с пятью красными камнями. Это  число соответствовало пяти умам, пяти видам чувств. Бытовало общепринятое мнение, согласно которому в ушах полагалось носить золото, как способствующее работе ума, на шее — серебро —  для защиты души, а на руках медь — для охраны здоровья.

Существовало неписаное  правило, согласно которому, человек, случайно нашедший золотую вещицу, должен был  непременно пожертвовать ее хурулу (буддийской общине-храму), иначе его ожидает  несчастье. Согласно другому правилу, если терялась одна серьга, то нельзя было оставлять вторую или переливать в другое изделие. Возможно, это табу связано с представлением о парности, о четности как о завершенности  и целостности, и нарушение этой симметричности вызывало дисгармонию, нарушало порядок.

Серьгам придавалось особое значение. Допускалось, что человек  мог обеднеть, но с серьгой расстаться не должен был. Так, одна старинная поговорка  осуждает поведение пьяницы, который "напивается до такой степени, что  может потерять серьгу" ("Эн аркинчи  сиикан геетлань арьк уудг"). Известно, что свадьба как сына, так и  дочери влекла за собой значительные материальные затраты. Несмотря на помощь родичей, люди, чтобы не ударить лицом  в грязь, часто отдавали за дочерью  последнее, что имели, чуть ли не серьги. Недаром в народе говорилось: "Куукан огсн кун, сиикан огдг" (Тот, кто отдает дочь, отдаст и серьги). 

Особенно ценились серьги с подвесками. В народе женщины  могли сказать о женихе: он так  любит свою девушку, он подарил ей серьги с подвесками — "гурвн  колта сиик" .

Наиболее популярны у  калмыков были серебро — цаган-менгн, золото — алтн, ценилась платина  — цаган алтн. Им были известны многие драгоценные камни: кораллы —  шур, бирюза — ойун чолун, жемчуг —  сувсн, янтарь — хув, нефрит — бендерьян  чолун, халцедон — манн, яхонт —  бадм чолун, яшма— хас, хаш, рубин — улан чолун, бриллиант— джиндмн, вачир и др.

Эти камни использовались в украшениях как для повседневной, так и для нарядной одежды. Из них изготавливались пуговицы, серьги; браслеты (товч, сиик, бугу), перстни  и кольца (бильцг), в том числе  — подобные обручальным кольцам (хавсн бильцг), токуги (накосники). К  сожалению, пока не удалось достоверно выяснить: были ли традиционным украшением для калмычек бусы (кузуна кеерул).

Многие камни, серебро  и золото применялись при лечении  различных заболеваний. Так, серебряной монетой делали массаж детям, массаж головы, выправляя "головной шов", прибинтовывали при переломах костей, прикладывали к глазам при ухудшении  зрения, с помощью серебра дезинфицировали  воду. Вероятно, хранение воды, приготовление  пищи в больших медных котлах в  хурулах также связано с необходимостью ее дезинфекции и сохранения свежести ее вкуса. Медь также использовали при  лечении переломов конечностей: ее растирали в порошок и пили с маслом. При желтухе калмыцкие  лекари эмчи прописывали пить воду, в которой два-три часа кипятили золото. Считалось, что стригущий  лишай излечивается от прикосновения  золотой монеты. Особое отношение  было к кораллам. Чувствуя приближение  смерти, старики старались проглотить семь маленьких коралловых бусин. Это  делалось для того, чтобы организм очистился перед уходом в иной мир.

Информация о работе Традиции и обряды народов России: Калмыки