Византия в 9-11 веках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 17:48, доклад

Описание работы

Время со второй половины IX до конца XI в. составляет второй этап средневизантийского периода. Главное его содержание состояло в окончательном оформлении институтов средневековой монархии, которая после нового яркого расцвета вновь вступила со второй половины XI в. в полосу кризиса. Процесс имущественной дифференциации в деревне ускорился. власти империи взяли под контроль все «бесхозные» земли, включая пустоши На всей территории империи господствовали три вида собственности на землю: полная частная собственность отдельных лиц, коллективная собственность сель-ских общин на находившиеся в общем пользовании земли и, собственность государства. Разложение сельской общины было ускорено налоговой реформой Никифора I (802-811) явлением товарно-денежных отношений.

Файлы: 1 файл

Византия.doc

— 66.50 Кб (Скачать файл)

Византия  в 9-11 веках

Время со второй половины IX до конца XI в. составляет второй этап средневизантийского периода. Главное  его содержание состояло в окончательном  оформлении институтов средневековой  монархии, которая после нового яркого расцвета вновь вступила со второй половины XI в. в полосу кризиса. Процесс имущественной дифференциации в деревне ускорился. власти империи взяли под контроль все «бесхозные» земли, включая пустоши На всей территории империи господствовали три вида собственности на землю: полная частная собственность отдельных лиц, коллективная собственность сель-ских общин на находившиеся в общем пользовании земли и, собственность государства. Разложение сельской общины было ускорено налоговой реформой Никифора I (802-811) явлением товарно-денежных отношений.

Кроме главного поземельного налога натурой (синоны) были введены  другие налоги. Строго соблюдалась  эпиболэ в ее новой форме: заброшенный  соседом участок уже не присоединяли к земле общинников, а давали им право его обрабатывать взамен уплаты налогов. Эпиболэ теперь стали называть «аллиленгием», т.е. «солидарной ответственностью». Общинники по-прежнему в складчину вооружали обедневших стратиотов. С Никифора 1 (и до конца империи) казна стала взимать со всех жителей деревни «капникон» («подымное»), т.е. подворную подать с домохозяина, независимо от его имущественного положения. Ранее ее платили только «парики» (присельники) церкви.

Безземельный крестьянин получал от господина земли участок  на условиях уплаты части урожая либо суммы денег, Основное отличие парика от свободного общинника состояло в отсутствии у парика собственности на обрабатываемую землю, В силу всего этого хотя парик  юридически оставался свободным подданным попадал и в личную зависимость. Многие учёные трактуют общественный строй Византии как полуфеодальный,

С середины IX в. начался  подъем городов в Византии. Мастера  и торговцы были организованы в кор-порации  — профессиональные объединения. Шелк, художественные изделия из стекла, металла, слоновой кости, дорогая посуда, льняные ткани из Византии снова обрели мировую славу. Принадлежность к корпорации была не повинностью, а привилегией, и вступление в нее было обставлено рядом условий: взнос, наличие материальных возможностей для дела, овладение мастерством, обязательство соблюдать правила. Установленные эпархом (градоначальником), эти правила для 22 корпораций столицы были постепенно сведены в X в. в сборник постановлений — «Книгу эпарха». Наибольшие льготы имели корпорации торговцев. Состоятельные члены корпораций использовали труд мистиев (наемных работников) и рабов. Возобновилось строительство роскошных дворцов знати, многочисленных богато украшенных церквей. Возросло количество денег в обращении. Успешно развивалась с начала X в. торговля с Древней Русью. В течение почти 250 лет, начиная с середины IX в., особенно при императорах Македонской династии, совершался процесс упрочения власти императора и правительства.

Огромное значение приобрело  налоговое ведомство.  Главными противниками империи в IX—XI вв. оставались болгары и арабы. Заключив с Болгарией мир в 853 г., Византия постепенно усиливала на нее свое влияние, посредством приобщения языческих иноверных народов к христианству. в конце IX — начале X в. В 860 г. русы, неожиданно появившись на множестве небольших ладей, осадили Константинополь. Столкновение завершилось договором, в результате которого часть правящей верхушки Руси приняла христианство (но ненадолго). С этого времени русы получили доступ на рынки столицы империи. летом 907 г. войска русов снова появились на Босфоре, прибыв и по морю и по суше. Окрестности столицы подверглись разгрому. В 911 г. Византия заключила с русами договор, Торговые связи Руси с империей стали регулярными.

По неизвестным причинам в 941 г. киевский князь Игорь совершил новый поход на Византию, разорил берега Босфора и часть побережья Малой Азии, но был разбит под Константинополем с помощью «греческого огня». В 944 г. был подписан новый договор. Усилился приток русов на службу в войска Византии. последний поход уже христианской Руси на Константинополь в 1043 г. Его возглавил сын Ярослава Мудрого новгородский князь Владимир. Поход был неудачным: флот росов был разметан бурей и сожжен «греческим огнем» под Константинополем.

 

 

 

 

 

 

Третий крестовый  поход.

Итак, Иерусалим пал. Весть  эта потрясла весь христианский мир. И снова в Западной Европе нашлись люди, готовые идти на борьбу против мусульман. Уже в декабре 1187г. на страссбургском рейхстаге первые из них приняли крест. Весной следующего года их примеру последовал германский император Фридрих I Барбаросса. Кораблей не хватало, поэтому решено было не идти морем. Большая часть войска двинулась по суше, несмотря на то, что путь этот был нелегок. Предварительно были заключены договоры с балканскими государствами, чтобы обеспечить крестоносцам беспрепятственный проход через их территории.

11 мая 1189г. войско  вышло из Регенсбурга. Возглавил  его 67-летний император Фридрих  I. Из-за нападений сельджуков  и нестерпимой жары крестоносцы  продвигались очень медленно, среди  них начались повальные болезни. 10 июня 1190г. император утонул при переправе через горную речку Салеф. Его гибель была тяжелым ударом для крестоносцев. Особого доверия к старшему сыну императора у них не было, а поэтому многие повернули обратно. Лишь небольшое число верных рыцарей продолжило свой путь под предводительством герцога Фридриха. 7 октября они подошли к Аккону.

Французские и английские части вышли из Везеле лишь в конце  апреля 1190г., потому что между Францией и Англией постоянно возникали  раздоры. Между тем немецкое войско при поддержке пизанского флота осадило Аккон. В апреле 1191г. подоспел французский флот, а вслед за ним и английский. Саладин был вынужден капитулировать и сдать город. Он всячески старался избежать_ заранее оговоренного выкупа, и тогда английский король Ричард I Львиное Сердце не колеблясь приказал убить 2700 пленных мусульман. Саладину пришлось просить перемирия. Победители вслед за английским королем отошли к югу и направились через Яффу в сторону Иерусалима. Иерусалимское королевство было восстановлено, хотя сам Иерусалим по-прежнему оставался в руках мусульман. Столицей королевства стал теперь Аккон. Власть крестоносцев ограничивалась в основном полосой побережья, которая начиналась чуть севернее Тира и тянулась до Яффы, а на востоке не доходила даже до реки Иордан.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Крестовые походы.

Крестовые походы - это военно-колонизационные  движения западноевропейских феодалов, части горожан и крестьянства, осуществлявшиеся в форме религиозных  войн под лозунгом освобождения христианских святынь в Палестине из-под власти мусульман либо обращения язычников или еретиков в католичество.

Классической эпохой Крестовых  походов считают конец XI — начало XII в. Термин «Крестовые походы» появился не ранее 1250 г. Участники первых Крестовых  походов называли себя пилигримами, а походы — паломничеством, деяниями, экспедицией или священной дорогой.

Причины крестовых походов

Необходимость Крестовых походов  была сформулирована папой Урбаном  после окончания Клермонского собора в марте 1095 г. Он определил экономическую  причину крестовых походов: европейская земля не в состоянии прокормить людей, поэтому для сохранения христианского населения необходимо завоевание богатых земель на Востоке. Религиозная аргументация касалась недопустимости хранения святынь христианства, прежде всего Гроба Господня, в руках неверных. Было принято решение о выступлении Христова воинства в поход 15 августа 1096 г.

Вдохновленные призывами папы, многотысячные  толпы простого народа не стали дожидаться установленного срока и устремились  в поход. До Константинополя дошли жалкие остатки всего ополчения. Основная масса пилигримов погибла в пути от лишений и эпидемий. Турки без особых усилий расправились с оставшимися. В назначенное время в поход вышло основное войско, и к весне 1097 г. оно оказалось в Малой Азии. Военное преимущество крестоносцев, которым противостояли разобщенные войска сельджуков, было очевидным. Крестоносцы захватывали города и организовывали государства крестоносцев. Туземное население попало в крепостную зависимость.

Первый  крестовый поход

Летом 1096г. впервые в истории  огромное христианское войско из представителей многих народов двинулось в поход  на Восток. Это войско состояло отнюдь не из благородных рыцарей, в походе участвовали также вдохновленные  идеями креста крестьяне и плохо  вооруженные горожане, мужчины и женщины. В общей сложности, соединенные в шесть больших групп, в этот поход выступили от 50 до 70 тысяч человек, причем большинство из них проделало большую часть пути пешком.

С начала в поход выступили отдельные  отряды во главе с Пустынником и рыцарем Вальтером по прозвищу Голяк. Они насчитывали примерно 15 тысяч человек. За рыцарем Голяком последовали, прежде всего, французы. Когда эти крестьянские толпы шли через Венгрию, им пришлось выдержать жестокие схватки с озлобленным населением. Наученный горьким опытом правитель Венгрии потребовал от крестоносцев заложников, что гарантировало довольно «благопристойное — поведение рыцарей по отношению к венграм. Однако это был единичный случай. Балканский полуостров был разграблен прошествовавшими по нему «христовыми воинами.

В декабре 1096 — январе 1097 гг. крестоносцы  прибыли к Константинополю. Самое  многочисленное войско возглавлял Раймунд  Тулузский, в его свите находился  и папский легат Адемар. Боэмунд  Тарентский, один из наиболее честолюбивых и циничных руководителей первого крестового похода, отправился с войском на Восток через Средиземное море. Тем же морским путем достигли Босфора Роберт Фландрский и Стефан Блауский. Император Византии Алексей I еще в 1095 г. обратился к папе Урбану II с настойчивой просьбой помочь ему в борьбе против сельджуков и печенегов. Однако он несколько иначе представлял себе помощь, о которой просил. Он желал иметь наемных воинов, которые оплачивались из его собственной казны и повиновались ему. Вместо этого наряду с убогим крестьянским ополчением к городу подошли рыцарские отряды во главе со своими князьями. Нетрудно было догадаться, что цели императора — возвращение утраченных византийских земель — не совпадали с целями крестоносцев. Понимая опасность подобных «гостей», стремясь использовать их военное рвение в своих целях, Алексей хитростью, подкупами и лестью добился от большинства рыцарей вассальной присяги и обязательства вернуть империи те ее земли, которые будут отвоеваны у турок.

Первой целью рыцарского войска была Никкея, некогда место больших церковных соборов, а теперь столица сельджукского султана Кылыч-Арслана. 21 октября 1096г. сельджуки уже разбили наголову крестьянское войско крестоносцев. Те из крестьян, кто не пал в бою, были проданы в рабство. Среди погибших оказался и Вальтер Голяк. Петр Пустынник к тому времени еще не вышел из Константинополя. Теперь же, в мае 1097г., он с остатками своего войска присоединился к рыцарям.

Султан Кылыч-Арслан надеялся точно так же разгромить и новых  пришельцев, а потому не воспринял  всерьез приближение врага. Но ему  суждено было жестоко разочароваться. Его легкая, вооруженная луками и  стрелами конница и пехота были побеждены  западной кавалерией в открытом бою. Однако Никкея была расположена так, что взять ее без военной поддержки с моря было не возможно. Здесь необходимую помощь крестоносцам оказал византийский флот, и город был взят. Войско крестоносцев двинулось дальше и 1 июля 1097г. крестоносцы сумели одержать победу над сельджуками на прежней византийской территории от Дорилея (ныне Эскишехир, Турция). Несколько дальше к юго-востоку войско разделилось, большая часть двинулось на Кесарию (ныне Кайсери, Турция) по направлению к сирийскому городу Антиохия. 20 октября с боями крестоносцы проложили себе путь через Железный мост на реке Оронт вскоре уже стояли под стенами Антиохии. В начале июля 1098г., после семимесячной осады, город сдался. Византийцы и армяне помогли взять город.

Между тем некоторые французские крестоносцы утвердились в Эдессе (ныне Урфа, Турция). Балдуин Булонский основал здесь собственное государство, простиравшееся по обе стороны Ефрата. Это было первое государство крестоносцев на Востоке, к югу от него впоследствии возникло еще несколько таких же.

После взятия Антиохии крестоносцы  без особых препятствий продвигались вдоль побережья на юг и по дороге завладели несколькими портовыми  городами. 6 июня 1098г. Танкред, племянник  Боэмунда Тарентского, вступил, наконец, со своим войском. В Вифлеем, место рождения Иисуса. Перед рыцарями открылся путь на Иерусалим.

Иерусалим основательно подготовился к осаде, запасов продовольствия было вдоволь, а чтобы оставить неприятеля без воды, все колодцы вокруг города были приведены в негодность. Крестоносцам для штурма города не хватало лестниц, таранов и осадных машин. Пришлось им самим добывать в окрестностях города древесину и строить военную технику. На это ушло много времени и лишь в июле 1099г. крестоносцам удалось взять Иерусалим. Они быстро рассеялись по всему городу, хватая золото и серебро, коней и мулов, забирая себе дома. После этого, рыдая от радости, воины направились к гробу Спасителя Иисуса Христа и загладили свою вину перед Ним.

Вскоре после взятия Иерусалима крестоносцы овладели большей частью восточного побережья Средиземного моря. На захваченной территории в начале XII в. рыцарями было создано четыре государства: королевство Иерусалимское, графство Триполи, княжество Антиохийское и графство Эдесское. Власть в этих государствах строилась на основе феодальной иерархии. Возглавлял ее король Иерусалимский, остальные три правителя считались его вассалами, но на деле были самостоятельны. Огромное влияние в государствах крестоносцев имела церковь. Ей принадлежали и большие земельные владения. На землях крестоносцев в XI в. возникли прославившиеся в дальнейшем духовно-рыцарские ордена: тамплиеров, госпитальеров и тевтонцев.

С завоеванием Гроба  Господня была достигнута основная цель этого кр0естового похода. После 1100г. крестоносцы продолжали расширять свои владения. С мая 1104г. им принадлежал Аккон, крупный торговый центр на Средиземном море. В июле 1109г. они захватили Триполи и тем округлили свои владения. Когда государства крестоносцев достигли максимальных размеров, их площадь простиралась от Эдессы на севере до залива Акаба на юге.

Завоевания в первом крестовом походе отнюдь не означали конца борьбы. Это было лишь временное  перемирие, так как на Востоке  все еще жило больше мусульман, чем  христиан.

 

 

Второй крестовый  поход.

Государства крестоносцев были со всех сторон окружены народами, чью территорию они захватили. Поэтому неудивительно, что владения захватчиков то и дело подвергались нападению египтян, сельджуков и сирийцев. Впрочем, Византия при всяком удобном случае тоже участвовала в боях против христианских государств на Востоке. В 1137г. византийский император Иоанн II напал на Антиохию и завоевал ее. Государства крестоносцев были между собой в таком разладе, что даже не помогли Антиохии. Под конец 1143г. мусульманский полководец Имад-ад-дин Зенги напал на графство Эдесса и вырвал его у крестоносцев. Потеря Эдессы вызвала гнев и огорчение и в Европе, ибо возникло опасение, что теперь мусульманские государства широким фронтом выступят против захватчиков.

Информация о работе Византия в 9-11 веках