Влияние Г. Распутина на правление Николая II

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 16:06, реферат

Описание работы

Во все времена существовали люди, которые оказывали влияние на главу государства. Обязательно должен был быть человек, который давал советы, помогал в принятии сложных решений, принимал участие в политической жизни лидера и просто поддерживал в трудное время. Актуальность выбранной мною темы в том, что такие «влиятели» существуют и по сей день. Однако в наше время эти люди остаются в тени. Что невозможно сказать о Г. Распутине, которому отводилась роль некоего рупора русской земли, голоса простого русского народа, свободного от «западной порчи», коснувшейся столичного общества

Содержание работы

Введение. 3
Глава 1. Григорий Распутин. 4
Глава 2. Николай II. 15
Глава 3. Влияние Г. Распутина на правление Николая II. 20
Заключение. 31
Список литературы.

Файлы: 1 файл

доклад.docx

— 63.63 Кб (Скачать файл)

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение.                                                                                                                 3

Глава 1. Григорий Распутин.                                                                                 4

Глава 2. Николай II.                                                                                              15

Глава 3. Влияние Г. Распутина на правление Николая II.                                20

Заключение.                                                                                                          31

Список литературы.                                                                                             33

 

ВВЕДЕНИЕ

Во все времена существовали люди, которые оказывали влияние  на главу государства. Обязательно  должен был быть человек, который  давал советы, помогал в принятии сложных решений, принимал участие  в политической жизни лидера и  просто поддерживал в трудное  время. Актуальность выбранной мною темы в том, что такие «влиятели» существуют и по сей день. Однако в наше время эти люди остаются в тени. Что невозможно сказать о Г. Распутине, которому отводилась роль некоего рупора русской земли, голоса простого русского народа, свободного от «западной порчи», коснувшейся столичного общества. Он должен был укреплять колеблющегося царя в стремлении следовать во внутренней политике курсом, определяемым исторической традицией, русскими «национальными началами». Распутин казался им тем человеком, который способен во времена смуты укрепить дух царя и царицы, поддержать их в упрочении исконных основ русской государственности.

В исторической литературе, посвященной Распутину, прослеживается два основных направления. Одни авторы считают, что Распутин посредством  царицы управлял всей страной. Эта версия была широко распространена в советской  историографии. Ее поддерживал и  Аврех. Другие историки делают акцент на «народности» и «старчестве» Распутина, на его духовной связи с Николаем II и царицей. Отдельным аспектом жизни и деятельности Распутина и его смерти посвящены десятки книг и статей, но они страдают фрагментарностью.

 

ГЛАВА 1. Григорий Распутин.

Среди многочисленных имен русских пророков и ясновидцев вряд ли найдется такое, которое было бы столь широко известно в нашей  стране и за ее пределами, как имя  Григория Распутина. И вряд ли отыщется другое имя из этого ряда, вокруг которого была бы сплетена столь же густая сеть загадок и легенд.

 На исходе XX века нам  открылось немало тайн русской  истории, правда, большинство из  них относятся к так называемому  советскому периоду. Но и преддверие  этого периода, а жизнь Распутина,  как известно, оборвалась в самом  конце 1916 года, сегодня предстает  перед нами все отчетливее. И,  конечно же, без личности Григория  Распутина, без раскрытия истинной  сути его пророчеств и провидческого дара картина той относительно недавней эпохи будет неполной. Документы, их тщательный анализ, сопоставление самых разных свидетельств и прочих источников дают возможность развеять туман, скрывающий от нас образ Распутина.

Григорий Ефимович Распутин родился 10 января 1869 года в селе Покровском Тюменского уезда Тобольской губернии. В дальнейшем он сознательно утаивал год своего рождения, боясь одного мистического предсказания.

 Отец Григория, Ефим  Яковлевич, (по другим данным - Андреевич), дожил до конца 1915 года. По рассказам  односельчан, он был мужиком  умным и справным: имел восьмикомнатную избу, двенадцать коров, восемь лошадей и занимался частным извозом. В общем, не бедствовал. Да и само село Покровское считалось в уезде и по губернии - относительно соседских деревень - богатым селом, так как сибиряки не знали бедности Европейской России, не знали крепостного права и отличались чувством собственного достоинства и независимостью.

 За несколько часов  до смерти, чувствуя, что час его  близок, Ефим попросил кликнуть  сына. Григорий находился тогда  в Покровском и прибыл незамедлительно.  Со страданием наблюдая за  муками умирающего, он, страшно волнуясь, произнес: "Ничего отец, ничего... Скоро, отец, и я там буду... Встретимся вскоре..." Таким образом, Григорий Распутин предвидел скорую свою кончину, наступившую через год после описываемых событий.

О матери Распутина сведений сохранилось до скудости мало. Она  умерла, когда Григорию не исполнилось  и восемнадцати лет. После ее смерти Распутин рассказывал, что она часто является ему во сне и зовет к себе, предвещая, что умрет он, не дожив до ее возраста. Она умерла, едва перевалив пятидесятилетний рубеж, Распутин же погиб в возрасте сорока семи лет.

 Как единственный помощник  отца (братья - старший и младший  - умерли в детстве при весьма  загадочных обстоятельствах), Григорий  рано стал работать: помогал пасти  скот, участвовал в различных  земледельческих работах, ловил  рыбу в Туре и окрестных  озерах. В Покровском школы не  было, и Гриша, как и многие  его односельчане, был неграмотен.

 Иногда бесконечными зимними вечерами его отец при свете лучины читал вслух Евангелие, и величайшая драма многовековой человеческой истории разворачивалась перед крестьянским мальчиком: вера, любовь, измена, лицемерие, несправедливость, властолюбие и бремя власти, страдание, жестокость, грех и искупление, поэзия и правда - кто сам слышал или читал Евангелие в детстве, может представить его силу для души, склонной к принятию и порождению чуда.

 По рассказам Распутина  своим дочерям, он уже в детстве  обладал даром ясновидения: всегда  знал, если кто-то из его товарищей  что-то украл и куда спрятал,  поэтому и сам никогда не  крал, думая, что и другие так  же будут знать о нем. Когда  в деревне пропала лошадь, он  указал на вора.

 Об этом случае осталось  много свидетельств, что позволяет  восстановить картину. Темной  и ненастной сентябрьской ночью  было совершено преступление, которое  взбудоражило всех жителей Покровского.  У одного из селян - Ивана  Федорова - украли лошадь. Молодежь  и старики с самого утра  искали вора и украденную лошадь, но безрезультатно. Усталые, промокшие  под дождем до нитки, они,  собравшись у Ефима Распутина,  рассказывали о своих бесплодных  поисках. Все были чрезвычайно  возмущены этим преступлением.

 Жена Ефима, поглядывая  на гостей, просила их успокоиться:  они сильно шумели, а маленький  Гриша был болен. Неожиданно  больной ребенок поднялся с  постели и подошел к столу.  Он был одет в длинную белую  рубашку до пола, лицо его было  неестественно бледным, широко  открытые голубые глаза странно  блестели. Пока гости приходили  в себя от удивления, Гриша  уже стоял между ними, обводя  их странным, пугающим взглядом. Неожиданно он подскочил к  здоровенному мужику, обхватил его за ноги и, вскарабкавшись ему на плечи, уселся на крепкой шее, а затем пронзительно крикнул: "Ха, ха! Петр Александрович, а ведь это ты украл лошадь! Ты... Ты вор!"

 Присутствующим стало  как-то не по себе. Они не  знали, что и подумать, ведь  Петр Александрович пользовался  среди своих земляков большим  уважением и был богат. Именно  он особенно возмущался, когда  стало известно о краже, и  настойчиво требовал изловить  злодея. Казалось, Григорию никто  не поверил, даже родители.

 Но когда поздним  вечером мужики расходились по  домам, между ними вновь пробежала  искра сомнений: гости Ефима никак  не могли забыть слова больного  мальчугана. Некоторые из них  ночью украдкой проникли на  двор Петра Александровича. И  там они вдруг увидели Петра  Александровича, который, стараясь  не дышать и держась поближе  к стене, направился к загородке  в самом конце двора. Через  несколько мгновений удивленные  мужики увидели, как он вывел  оттуда украденную лошадь и  исчез с ней в кромешной  темноте.

 Рано утром мужики  один за другим стучали в  дверь Ефима Распутина и, едва  переступив порог, наперебой рассказывали, как следили за злодеем, как  схватили его и избили до  потери сознания. А теперь им  казалось, что сам Бог говорил  устами больного мальчика.

 С этого времени  и пошло: Григорий мог указать,  где лежит давно утерянная  вещь (особенно преуспел он в  поисках конской упряжи), предсказать  рождение мальчика или девочки,  определить, когда пойдет дождь,  будет ли урожай, стоит продавать  на рынке хлеб или придержать  его до лучших времен.

 Девятнадцати лет от  роду Григорий Распутин женился  на Прасковье Дубровиной, светловолосой  и черноглазой девушке из соседнего  села. Она была старше мужа  на четыре года, не брак их, несмотря на полную приключений жизнь! Григория, оказался счастливым. Распутин постоянно заботился о жене и о детях - двух дочерях и сыне.

 Однако мирские страсти  и пороки не были чужды и  Григорию. По словам односельчан  (к которым, правда, надо относиться  очень осторожно), натура у Григория  была буйно-разгульная: наряду с  богоугодными делами он гонял  лошадей в пьяном виде, любил  подраться, сквернословил, словом, женитьба его не остепенила. "Гришка-вор”  звали его за глаза. "Сено  украсть, чужие дрова увезти - было его дело. Шибко дебоширил и кутил... Сколько раз бивали его: выталкивали в шею, как надоедливого пьянчугу, ругавшегося отборными словами”.

 Но внутренние, скрытые  силы все же перевесили греховность.  Переходя от крестьянского труда  к крестьянскому разгулу, прожил  Григорий в родном Покровском  до двадцати восьми лет, пока  внутренний голос не призвал  его к другой жизни, к жизни  странника. Странничество для  Распутина было не самоцелью,  не средством ухода от жизни,  а внесением в нее духовного  начала, приданием ей высшего  смысла через подвижническое  служение. Григорий осуждал странников, для которых богомолье стало  своего рода профессией, которые  избегали физического и умственного  труда. Он этого категорически  не принимал.

 Начались его странствия, а вместе с ними - новые встречи,  новые открытия в удивительной  русской жизни, в самом себе... В 1892 году Григорий отправился  в уездный городок Верхотурск (Пермская губерния), в Николаевский мужской монастырь, где хранились мощи святого Симеона Верхотурского, поклониться которым приезжали богомольцы со всей России.

 По дороге в Верхотурье  Распутин встретил студента духовной  академии монаха-послушника Малюту Соборовского. В разговоре с молодым крестьянином о вере и Церкви Малюта с удивлением понял, что этот простой мужик отлично разбирается в сложнейших религиозных вопросах.

 Молодой теолог постарался  убедить задорного крестьянина,  что большой грех тратить на  разгульную жизнь такие способности  и наклонности. Слова монаха  глубоко запали в душу Распутина.  Подсознательные чувства и мысли  о Боге, вере, которые когда-то  горячо волновали маленького  Гришу, вновь вспыхнули в нем.

 Домой Распутин вернулся  месяца через три совсем другим  человеком: бросил пить, курить, дебоширить, есть мясо, стал сторониться людей, много молиться, учился читать по-церковнославянски. Его часто видели склонившимся над Евангелием, черный и потертый на краях том которого он устраивал на подоконнике и внимательно изучал.

 По воспоминаниям Матрены  Распутиной, старшей дочери Григория, отец рассказывал ей, как однажды  он пахал недалеко от дома  и вдруг услышал за спиной  прекрасное и все нарастающее  пение. Обернувшись, он от удивления  опустил из рук плуг, потому  что перед собой увидел "прекраснейшую  невесту - Богоматерь, покачивающуюся  на золотистых солнечных лучах.  В воздухе гремело торжественное пение тысячи ангельских голосов, к которому присоединилась Святая Дева".

 Это видение длилось  всего несколько мгновений и  потом неожиданно пропало. Потрясенный  до глубины души, взволнованный,  неподвижно стоял Григорий на  пустынном поле, у него тряслись  руки, и он больше не мог  работать.

 Находясь под впечатлением  виденного, Григорий прямо на недопаханном поле поставил деревянный крест. О видении он рассказал только своему наставнику - старцу Макарию и ближайшему другу, решив сохранить все в тайне от своих односельчан. Лишь в конце жизни Распутин поведал о чуде своей дочери.

 Распутин относил себя  к разряду тех людей, которых  в России издавна называли "старцами", "странниками". Это чисто российское  явление, и источник его - в  трагической истории русского  народа.

 Голод, холод, мор,  жестокость царского чиновника  - извечные спутники русского  мужика. Откуда, от кого ждать  утешения? Только от тех, на  кого даже всесильная власть, не признавая собственных законов,  не решалась поднять руку, - от  людей не от мира сего, от  странников, юродивых и ясновидящих.  В народном сознании - это Божьи  люди.

 В страданиях, в тяжких  муках выходившая из средневековья  страна, не ведавшая, что ждет  ее впереди, суеверно смотрела  на этих удивительных людей  - странников, калик перехожих, не  страшившихся ничего и никого, осмелившихся громко говорить  правду. Частенько странников называли  старцами, хотя по тогдашним понятиям  и тридцатилетний человек порой  мог считаться стариком.

 Русская глубинная  жизнь с течением времени менялась  в сторону европейской цивилизации,  но старчество и странничество,  как явление, преодолели рубеж  XX века. К этому времени за старцами  уже тянулась осмысленная историческая  традиция, над ними уже витал  нимб древней святости. Пожалуй,  больше нигде, кроме как в  России, старина так прочно не  противостояла новизне. И это  чувствовалось не только в  народных низах, но и в какой-то  мере в верхах общества тоже.

Информация о работе Влияние Г. Распутина на правление Николая II