Влияние Г. Распутина на правление Николая II

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 16:06, реферат

Описание работы

Во все времена существовали люди, которые оказывали влияние на главу государства. Обязательно должен был быть человек, который давал советы, помогал в принятии сложных решений, принимал участие в политической жизни лидера и просто поддерживал в трудное время. Актуальность выбранной мною темы в том, что такие «влиятели» существуют и по сей день. Однако в наше время эти люди остаются в тени. Что невозможно сказать о Г. Распутине, которому отводилась роль некоего рупора русской земли, голоса простого русского народа, свободного от «западной порчи», коснувшейся столичного общества

Содержание работы

Введение. 3
Глава 1. Григорий Распутин. 4
Глава 2. Николай II. 15
Глава 3. Влияние Г. Распутина на правление Николая II. 20
Заключение. 31
Список литературы.

Файлы: 1 файл

доклад.docx

— 63.63 Кб (Скачать файл)

 К концу XIX - началу XX века тяга к старине в некоторых  придворных кругах даже, пожалуй,  усилилась. Причин этому было  немало... В аристократических сферах  росла тревога перед непредсказуемым  будущим, порождавшая тоску по уходившей в небытие "русской самобытности”, тягу к историческим корням, традициям дедов и прадедов. Казалось, там следует искать истоки, питавшие и еще способные питать державную мощь России.

 Посетив впервые Николаевский  мужской монастырь и вернувшись  в родное село, Распутин уже  через месяц отправился в новое  странствие. И путь его снова  лежал в сторону Верхотурья. В  двенадцати верстах от уездного  центра, в так называемых "Пермских  лесах", жил схимник, отец Макарий, у которого Григорий провел большую часть своего нового - более чем трехмесячного - паломничества и которого всю жизнь почитал своим единственным наставником.

 Скит Макария находился в самой глубине леса, и путь к нему был не близок. Это была крайне убогая изба, в которой провел старец почти всю свою сознательную жизнь, в отречении от всего земного. Тяжелые вериги опутывали его немощное, высохшее тело. Но слабосильного старца эти цепи не тяготили.

 Войдя в келью старца  первый раз, Григорий пал на  землю, целуя иссохшие руки  святого Макария, закованные в железо. Потом он исповедовался во всей своей грешной жизни, в своих злых мыслях, низменных страстях, рассказывал о явлениях, которые случались с ним, о даре, ниспосланном ему Богом. Распутин говорил о своих слабостях и сомнениях, которые точили его душу, о внутреннем голосе, наказывающем посвятить себя служению Господу.

- Возрадуйся, сын мой, - произнес  в ответ Макарий, - ведь среди многих тысяч Господь выбрал тебя! Ты совершишь великие дела. Оставь жену свою и детей, дом свой и отца, оставь коней своих и иди в свет, странствуй! Ты услышишь голос земли и поймешь ее слова и только потом вернешься к людям и будешь нести им слова нашей святой земли и православной веры!

 Затворившись в лесной  избушке по совету старца, молодой  послушник изнурял свое тело  постом и долгими молитвами,  рассчитывая закалить неокрепший  дух. Макарий обучал Распутина грамоте, помогал понять Священное Писание. В душевном порыве Распутин рассказал Макарию и о своем видении Богородицы.

- Бог избрал тебя для  великих дел, - повторил свои слова  Макарий и, осенив Григория крестным знамением, отправил его с паломничеством в Святую землю.

 Перед расставанием  молодой странник поведал, что  виделась ему судьба схимника: что жить Макарию до глубокой старости, что чтить его будут лишь при жизни, а после смерти никто не бросит и горсти земли на его бренные останки. Макарий лишь смиренно улыбнулся: на все воля Божья. Но Распутин оказался прав. Когда старец умер, имя его было забыто.

 Побывав еще у двух  северных схимников, Ильи Валаамского  и Андриана Кыртымского, Распутин со своим земляком и другом Михаилом Печеркиным отправился в Афон, а оттуда в Иерусалим. Большую часть пути они прошли пешком, немало претерпев тягот. Но страдания, духовные и телесные, окупились сторицей, когда они своими глазами увидели и Гефсиманский сад, и Масличную гору (Елеон), и Гроб Господень, и Вифлеем.

 Вернувшись в Россию, Распутин продолжал странствовать.  Был в Киеве, Троице-Сергиеве, на Соловках, в Валааме, Сарове, Почаеве, в Оптиной пустыни, в Нилове, Святых Горах, то есть во всех местах, сколько-нибудь знаменитых своей святостью.

 "Паломничеством мне пришлось переносить нередко всякие беды и напасти, - писал Распутин, - так приходилось, что убийства предпринимались против меня... и не один раз нападали волки, они разбегались, и не один раз нападали хищники, хотели похитить и обобрать, я им сказал, что не мое, а все Божие, вы возьмите у меня - я вам помощник, с радостию отдаю. Им что-то особенно скажет в сердцах ихних, они подумают и скажут: откуда ты и что такое с тобой? Я сей человек, посланный брат вам и преданный Богу”.

 Одновременно развивались  его мистические дарования. Странствуя  по городам и весям, он произносил  евангельские проповеди, рассказывал  притчи. Мало-помалу он вновь вернулся  к пророчествам, к заклинанию  бесов, к колдовству; пронеслись  слухи, что он "совершал чудеса”.  Он то излечивал больного, то указывал на вора, то предсказывал пожар или потоп.

 Благодаря беспрерывно  повторяющимся пророчествам и  проповедям молва о его святости  возрастала с каждым днем. Но  границы сельского мира становились  для него все теснее. Григория  снова и снова манили к себе  большие шумные города. И в  нестерпимо знойное лето 1904 года  дороги привели его в российскую  столицу.

 Он был одет в  старые, кое-где уже продранные  и неумело заштопанные штаны,  в выгоревшую ситцевую рубаху  с косым воротником, через плечо  у него была перекинута жидкая  котомка, спереди пристроились  поношенные, со стоптанными каблуками и многочисленными заплатами сапоги. Шел Григорий босиком. Чтобы не сбивать ноги, он старался ступать только по раскаленным на солнце железнодорожным шпалам.

 Петербург жаждал тогда  новых имен, громких сенсаций  и бурных скандалов. И он  дождался: на столичном небосклоне  вскоре взошла звезда Григория  Распутина. Число поклонников  и последователей пророка стремительно  росло, впрочем, как и противников,  скрытых и явных. Григорий знакомится  с представителями российской  знати, перед ним открываются  двери аристократических салонов,  поэтических кафе, профессорских  кружков. Его приглашают помолиться  и дать духовный совет, предсказать,  кому и сколько суждено жить  на этом свете лет. Как правило,  он не отказывал никому. В то  трудное, смутное время, когда-то  тут, то там взрывались бомбы  террористов и раздавались выстрелы, российскому обывателю как никогда  требовалась духовная поддержка,  отделяющая человека от жестокостей  и ужасов окружающего мира.

 Люди приходили к  Распутину и с различными религиозными  вопросами, и с житейскими проблемами. Как рассказывают очевидцы, после  ранней обедни в каком-нибудь  храме богомольцы собирались  вокруг него, слушая его наставления  и внимая незатейливым пророчествам. Для многих представителей высшего  света после придворных интриг  беседы с ним служили естественным  утешением. А простолюдинам он  раздавал небольшие подарки. Его  страстные поклонники утверждали, что все эти предметы, полученные  из рук Распутина, имели тайный (пророческий) смысл: "Какой каждый  прихожанин получит подарок, такой  будет и его дальнейшая жизнь".

 Распутин легко заговаривал  с незнакомыми - на улице и в поезде, в гостинице и на проселочной дороге, в центре Москвы и Петербурга или на окраине захолустного сибирского села. Подобная общительность, правда, часто вызывала глухое раздражение у тех, кого он считал "самыми родными”. Сам же он - за исключением редких вспышек гнева - был приветлив и ровен со всеми: не осталось ни одного упоминания о его высокомерии или намеренной грубости. Недоброжелателей Григория возмущало как раз то, что "грязный мужик держит себя с ними как равный”.

 При первом знакомстве  Распутин долго жал руку, пристально  вглядываясь в глаза собеседника,  заставляя его опустить взор. Этот нехитрый прием, позволяющий  запомнить Распутина даже после  совершенно случайной встречи,  как правило, срабатывал. Почти  всегда знакомство с ним вносило  подъем, интерес, а в скорбную  душу - бодрость, надежду, утешение  и даже радость. Как умный и чуткий человек, Григорий Распутин умел понять чужое страдание и иногда несколькими вопросами, вовремя сказанными словами, каким-нибудь еле заметным сравнением ослабить или даже совсем "изъять его из души".

 Приобретая влияние,  Распутин почти никогда не  отказывал в помощи. Он не требовал, но принимал предлагаемые ему  деньги и подарки - с безразличием  большие суммы от богача и  с признательностью малые от  бедняка. Но "деньги он принимал  лишь в тех случаях, если  он мог ими кому-нибудь помочь", - писал один из его друзей. Он же рассказывал, что, если  к Распутину приходил в дом  с просьбой богач, хозяин говорил: "В доме находится богатый  человек, который хочет распределить  свои деньги среди бедняков". "Распутин не был ни сребролюбцем, ни стяжателем, - замечал один  из его врагов. - Он мог получить  сколько угодно средств... он получал  много, но зато он щедрой  рукой и раздавал получаемое".

Григорий Распутин много  жертвовал: на строительство церквей, на лечение больного ребенка, на "пенсию" забытому старику. Это не значит, конечно, что он не заботился о своей  семье и о себе самом: для своей  семьи он построил в Покровском двухэтажный  дом, дочерей стремился определить в лучшие столичные гимназии и  для себя подыскал квартиру почти  в самом центре Петербурга.

 Число поклонников  Распутина росло день ото дня,  а вместе с тем росла и  его слава. Многие - в том числе  и недоброжелатели Распутина  - считали, что он в совершенстве  владел навыками гипноза. Его  будущий убийца Феликс Юсупов  рассказывал, что однажды он  пожаловался Распутину на слишком  быструю утомляемость. Тот сразу  же "уложил меня на диван,  стал передо мною и, пристально  глядя мне в глаза, начал  поглаживать меня по груди,  шее и голове. Потом он вдруг  опустился на колени и, как  мне показалось, начал молиться, положив обе руки мне на  лоб. Лица его не было видно  - так низко он наклонил голову. В такой позе он простоял  довольно долго, затем быстрым  движением вскочил на ноги  и стал делать пассы... Сила  гипноза Распутина была огромна.  Я чувствовал, как эта сила  охватывает меня и разливается  теплотой по всему моему телу. Вместе с тем я весь был  точно в оцепенении. Я пытался  говорить, но язык мне не повиновался,  и я медленно погружался в  сон... Лишь одни глаза Распутина  светились передо мной каким-то  фосфорическим светом, увеличиваясь  и сливаясь в один яркий  круг...".

 Гипноз приводился  вообще как самое простое объяснение  всех талантов Распутина. Он - "поразительный гипнотизер, - говаривал  министр внутренних дел Хвостов  А.Н. - На меня вот он не действует,  потому что у меня есть какая-то  неправильность, что ли, в строении  глаз. Но влияние его настолько  сильно, что ему поддаются и  самые заматерелые филеры, на  что уж, знаете ли, эти люди  прошли огонь, воду и медные  трубы...".

"Но когда я его  увидел, я ощущал полную подавленность, - рассуждал он же позднее, противореча  сам себе. - ...Распутин на меня  давил, у него была большая  сила гипноза".

 Старшая дочь Распутина  Матрена, напротив, неоднократно  повторяла, что у отца "было  не только отвращение, но просто  ужас к таким вещам. Я вспоминаю,  как однажды известный гипнотизер  пришел к моему отцу со словами: "Мой дорогой коллега". Отец  в раздражении вышвырнул его  из дома".

 Судя по мироощущению  Григория Распутина, слова его  дочери ближе к правде. Возможно, что своим удивительным взглядом, плавными и загадочными движениями  рук он подавлял волю тех,  кто обращался к нему за  помощью. Нельзя исключить, что  Распутин обладал редчайшей способностью  генерировать так называемое "биологическое  поле". Его дочь Матрена неоднократно  упоминала о "нервной силе, витальности, исходившей из глаз отца, из его исключительно длинных прекрасных рук".

 С большой уверенностью  можно сказать, что внутренняя  сила Распутина опиралась на  силу его веры и силу его  воли. Правда, у Распутина не хватало  образования, чтобы создать какое-то  подобие системы взглядов. Единственное  объяснение собственной силы  сам он видел в том, что  "через него действует Божья  воля".

 Распутин чувствовал  своего пациента, верил, что может  его вылечить, и усилием своей  воли, посредством молитвы, передавал  эту веру ему. В сущности, его  лечение "тел" не отличалось  от лечения "душ" и требовало  от пациента доверия и подчинения. Если его воля встречалась  с чужой, то большая часть  внутренней силы могла просто  уйти на ее преодоление.

 Исходящую от Распутина  силу чувствовали не только  близко его знавшие, но и  совершенно посторонние люди, многие  из которых никогда и не  слышали о Григории Ефимовиче.  Анна Вырубова рассказывала императрице, как "на одной из маленьких станций на Урале... стояли два поезда теплушек с китайцами-рабочими... Увидя Григория Ефимовича у вагона, вся толпа китайцев кинулась к нему, его окружила, причем каждый старался до него добраться. Напрасно уговаривали их старшины вернуться в вагоны. Наш поезд тронулся. Китайцы провожали его восклицаниями, махая руками".

 Распутин не терял  времени зря, круг его знакомых  рос изо дня в день: люди  и судьбы, судьбы и люди. Неповторимый  бег времени и жизни. Что  же приводило людей к Григорию  Распутину? Не только болезнь,  горе, любовь, восхищение, одиночество,  жажда утешения, но и корысть,  подлость, неистребимый поиск ответа  на извечные вопросы жизни,  на которые окончательно ответить  не может никто. Десятки, сотни,  тысячи посетителей и просителей. Они шли беспрерывной чередой.  Люди всех слоев, национальностей,  состояний и сословий - от последней  нищенки до премьер-министра.

 

ГЛАВА 2. Николай II.

Николай II (Николай Александрович  Романов) (19.05.1868-17.07.1918), русский царь, российский император, мученик, сын  царя Александра III. Воспитание и образование  Николай II получил под личным руководством своего отца, на традиционной религиозной  основе, в спартанских условиях. Преподавание предметов велось выдающимися  русскими учеными К.П. Победоносцевым, Н. Н. Бекетовым, Н. Н. Обручевым, М. И. Драгомировым и др. Большое внимание было уделено  военной подготовке будущего царя.

На престол Николай II взошел в 26 лет, раньше чем ожидалось, в результате преждевременной смерти отца. Николай II сумел достаточно быстро оправиться от первоначальной растерянности и стал проводить самостоятельную политику, чем вызвал недовольство части своего окружения, рассчитывавшей влиять на молодого царя. Основой государственной политики Николая II стало продолжение стремления его отца “придать России больше внутреннего единства путем утверждения русских элементов страны”.

Информация о работе Влияние Г. Распутина на правление Николая II