Влияние религиозного фактора на терроризм (историко-политологический аспект)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2014 в 10:45, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы: изучение терроризма как массового и политически значимого явления. Результата повальной "деидеологизации", когда отдельные группы в обществе начинают ставить под сомнение законность и права государства и этим оправдывают свой переход к террору для достижения собственных целей. Задачи работы:
-анализ причин терроризма
-изучение истории терроризма
-исследование социально-политических, религиозных последствий терроризма.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ______________________________________________________

ГЛАВА 1. ТЕРРОРИЗМ – ГЛОБАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОСТИ
1.1. Краткая история терроризма____________________________________
1.2. Понятие и виды современного терроризма________________________
1.3. Основные причины, порождающие терроризм_____________________

ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЕ РЕЛИГИОЗНОГО ФАКТОРА НА ТЕРРОРИЗМ.
2.1. Мотивация терроризма. Личность террориста______________________
2.2. Главные террористические организации планеты___________________

ГЛАВА 3. ВЛИЯНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО ФАКТОРА НА ТЕРРОРИЗМ
3.1. Терроризм и политико-правовые аспекты общественной жизни средневекового Востока____________________________________________
3.2. Революцио́нный террори́зм в Росси́йской импе́рии___________________
3.3. Европа и «исламский терроризм» _________________________________


ЗАКЛЮЧЕНИЕ.__________________________________________________

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ._______________________

Файлы: 1 файл

Дипломная работа-История.doc

— 883.00 Кб (Скачать файл)

Израильские бесчинства на оккупированных территориях и  в Ливане ежеминутно и ежечасно подбрасывали дополнительный материал для исламистских пропагандистов.

«Видеокадры из ливанского городка Каны, – отмечала специалист по антитеррору Гарвардского университета Дж. Стерн, – где десятки женщин и детей погибли в результате бомбового удара Израиля, душераздирающи. Эти сюжеты – подарок террористам, которые стремятся распространить ложную идею о том, что Запад умышленно хотел бы разрушить исламский мир, намеренно горячо желая нанести вред и унизить мусульман».

Значение аудиовизуальной  пропаганды для исламистов становится еще более понятным, если учесть, что значительное число мусульман, как мы видели выше, в наш век научного и технического прогресса остаются неграмотными.

В этом свете  размещенные, к примеру, в Интернете  видеозаписи горящих и падающих на землю американских вертолетов, сбитых иракскими боевиками, имеют не виданную ранее пропагандистскую отдачу.

Достигаемый таким  образом «эффект присутствия» не идет ни в какое сравнение с опаздывавшими по времени репортажами СМИ с театра военных действий на Ближнем Востоке 1973 и тем более 1967 гг. Правдивую информацию об их ходе становится все труднее утаить или «подредактировать» в желательном ключе.

«В конечном счете, – констатирует Р.Н. Хаасс, – глобализация изменила регион. Сейчас радикалам легче достать деньги, оружие, идеи и привлечь добровольцев. Взлет новых СМИ и, прежде всего спутникового телевидения превратил арабский мир в «региональную деревню» и политизировал ее. Большинство демонстрируемых сюжетов – сцены насилия и разрушений в Ираке, дурное обращение с иракскими и мусульманскими заключенными, страдания населения в Газе, на Западном берегу Иордана, а теперь и в Ливане – вызвали еще большее отчуждение многих на Ближнем Востоке от Соединенных Штатов. В результате правительствам на Ближнем Востоке сейчас труднее открыто вести дела с Соединенными Штатами, и американское влияние в регионе пошло на спад» [22, с. 15].

Развивая образность Р.Н. Хаасса, отметим, что, благодаря  самым разнообразным современным  средствам связи и разветвленным  СМИ, не только Ближний Восток, но и  весь мир превратился в одну большую  деревню, на одном конце которой голодные и обездоленные люди узнают по радио и из телепередач о выпуске в продажу на другом конце, во владениях «золотого миллиарда», золоченой миски для кормления собак стоимостью под тысячу долларов. Реакцию подавляющего большинства населения деревни на подобного рода несуразные роскошества процветающего во многом за их счет меньшинства богатеев определить не трудно.

Серьезное влияние  на позиции Запада оказало и неверное определение целей и методов  антитеррористической борьбы.

Как справедливо отметил обозреватель газеты «Аш-Шарк аль-Аусат» А.В. Аба, американцы не отказались от традиционной стратегии «сдерживания», применявшейся еще в годы «холодной войны» в борьбе с коммунизмом. Эти приемы были механически перенесены в новую эпоху – эпоху «ассиметричных войн», и борьба с терроризмом превратилась в череду ударов по неугодным Вашингтону режимам. А ведь терроризм – это не определенный враг, а тактика борьбы, которая используется различными политическим группами, а не какими-то определенными государствами. Террористические организации, которые угрожают Израилю не те, что угрожают США. Если они нападают на Америку, то только потому, что она затронула их интересы, как это было в Ливане в 1982 г.  

Комиссия, расследовавшая события 11 сентября, пришла к обоснованному выводу, что причина террористических ударов по Америке – ее многообразная поддержка экспансионизма Израиля. Она помогает бен Ладену и иже с ним черпать силы в народной среде. Поэтому-то успехи антитеррористической коалиции в свержении режимов в Афганистане и Ираке породили для нее новые проблемы, так как террористическая активность в этих странах не только не уменьшилась, но и многократно возросла.

Подобный неутешительный вывод был вынужден сделать и  самый главный поборник глобализма – президент Дж. Буш, который в своих выступлениях не устает повторять, что террористы готовят новые атаки на США.

Искусственно  нагнетаемой на Западе атмосферой алармизма, не замедлили воспользоваться исламисты, которые ради повышения своего престижа и значимости стали подбрасывать в мировые СМИ явно преувеличенные «утечки» о своей деятельности. К ним американские специалисты по разведке отнесли распространенную американской телекомпанией Эй-Би-Си в июне 2007 г. информацию о том, что «Аль-Каида» и «Талибан» якобы направили около 300 террористов – смертников в США, Великобританию, Германию и Канаду.

Политика «демократизации» арабского мира на западный манер, главным полигоном которой стал Ирак, приводит, как это ни парадоксально, к обратным результатам, к исламизации региона как ответной реакции арабов.

«За годы правления Хусейна, – отмечает А.В. Малашенко, – ислам как политический фактор перестал действовать. Однако после падения режима исламизм обрел второе дыхание. Сопротивление американцам начало исламизироваться почти с самого начала, и борьба против них легко и естественно обрела подзабытую форму джихада» [23, с 12].

В оккупированном Ираке, к примеру, крепнет тенденция  к перестройке всей государственной  жизни на религиозный лад. А ведь при ненавистном американцам Саддаме Ирак был вполне светской страной, о чем свидетельствует и опыт автора в общении с иракцами на протяжении многих лет на самых разных уровнях. Они гордились своим межконфессиональным единством, смешанные браки шиитов и суннитов не были редкостью. Иностранная оккупация привела к распаду семей, к резкому, зачастую кровавому размежеванию по конфессиональному признаку.

Положение, сложившееся  в Ираке к середине 2006 г., весьма красочно описал в одном из своих репортажей спецкор газеты «Монд» П. Клод: «Государство-призрак, которое ничего не контролирует в иракской столице, выживает в сверхукрепленной «зеленой зоне» площадью в 5 кв. км в центре Багдада. Люди в масках хозяйничают в городе, который погружается в хаос. В каждом квартале есть свой «эмир», военный главарь, мировой судья и религиозный шейх. Каждый месяц убивают по тысяче, ни за что, за то, что в шортах играли в футбол… Женщины больше не выходят без покрывала и не водят машины. Мало-помалу идет «талибанизация» страны»

Показательна  в этой связи и миллионная демонстрация в поддержку «Хизбаллы» в ее борьбе против Израиля, прошедшая в начале августа 2006 г. в Багдаде. В городе, ежедневно сотрясаемом взрывами, на пути следования этого шествия не произошло ни одного инцидента. Порядок обеспечивали не армия и силы безопасности, а шиитские боевики. Иракское руководство было вынуждено присоединиться к этому массовому порыву в защиту Ливана, а с ним и «Хизбаллы».

Как отмечал  З. Бжезинский, «резкая критика действий Израиля в Ливане со стороны иракского премьер-министра Н. аль-Малики – это примета будущих процессов. Представление, будто у Соединенных Штатов получится создать гибкий, демократический, стабильный, проамериканский и любящий Израиль Ирак, оказалось мифом, который стремительно рушится».

Даже в таких вполне светских (конечно, по местным меркам) странах, как Египет, Сирия и Тунис, любому внимательному наблюдателю бросается в глаза все большее число женщин и особенно девушек, одетых в традиционные мусульманские одежды, толпы мусульман молодого и среднего возраста, выходящие из мечетей по окончании молитв.

Вспышка палестино-израильского, а затем и шиитско-израильского противостояния летом 2006 г., варварские, ни с чем не соизмеримые удары по Газе и Ливану израильской военной машины, наносимые при явной поддержке Вашингтона, имели один «долгоиграющий» результат – усиление религиозного фактора в политической жизни арабского мира, героизацию в широких слоях населения исламистских радикалов – членов ХАМАСАа и «Хизбаллы» как последовательных единственных борцов с израильской агрессией и оккупацией, защитников народных интересов перед наступлением Запада и глобализацией.

В этой обстановке ставка западных стратегов на приход к власти в арабских странах, подвергшихся «демократизации», прозападных элит, взращенных в недрах гражданского общества, оказалась безнадежно далекой от реальности. Прошедшие к середине 2006 г. свободные или полусвободные выборы в ПНА, Кувейте, Египте, Саудовской Аравии и на Бахрейне привели к заметному усилению позиций и влияния исламистских движений и партий, выступавших с отчетливо антизападных позиций.

Одновременно  политика Запада со всей ее непоследовательностью  и зигзагообразностью приводит ко все  большему разочарованию среди сторонников  подлинной демократии в арабских странах, отдаляя, таким образом, перспективы соответствующих преобразований в регионе.

 

Проведенное исследование показывает, что термин «исламский терроризм» не является адекватным сложному и многогранному феномену, появившемуся и наращивающему свое неоднозначное влияние в международных отношениях во многом в результате недальновидной и однобокой политики США и их европейских союзников в отношении «третьего мира». Нарастание экстремизма в современном исламизме стало закономерной реакцией на такую политику. Как свидетельствует практика, огульный силовой подход к «исламскому терроризму» дает обратные результаты, ведет к дальнейшей мутации исламизма в сторону еще большего радикализма, выводя проблему выстраивания новых взаимоотношений по линиям Восток-Запад и Север-Юг на уровень глобального межцивилизационного противостояния, которое создает серьезную угрозу всеобщему миру и безопасности. К исламизму, влияние которого на региональной и мировой аренах в обозримом будущем сохранится, следует подходить как к явлению глубокому и многогранному, требующему комплексного совершенствования, а в ряде случаев и пересмотра политики Запада и Европы в частности в развивающейся зоне мира.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     Работу над своим дипломным проектом я начал с изучения истории терроризма, без знания которой, как мне кажется, невозможно постичь его смысл и определить истоки. В свою очередь, только четкое представление о том, что же являет собой терроризм, в чем состоят причины, порождающие его, и каковы мотивы, заставляющие людей заниматься террористической деятельностью, может стать основой для разработки мер по предупреждению действий террористов и определения эффективных методов борьбы с этим сложнейшим и опаснейшим явлением.

Терроризм и  террористы существовали в обществе задолго до появления этих терминов. Обзор истории терроризма позволяет  понять, что вне зависимости от мотивов использования методов  террора (от самопожертвования на благо общества и действий в “высших интересах человечества” до желания самоутвердиться или захватить власть), он в любые времена сопряжен с агрессией, жестокостью, отрицанием общечеловеческих ценностей, желанием бросить вызов всей социально-политической и юридической системе. Смысл террористического акта состоит в невозможности законными средствами заставить общество и государство считаться с потребностями определенных лиц или группы лиц (террористические организации). А попытки радикально изменить существующие порядки или повернуть ход социальной истории вспять, пусть даже из лучших побуждений, лежат через анархию, хаос, террор. Достаточно вспомнить средства борьбы, предлагаемые основоположниками современного терроризма: “разрушения”, “яд, нож и веревка” (Бакунин), “создание максимального хаоса посредством отравляющего газа, ракет, а также поиск новых средств уничтожения” (Гейнцген), “нож, винтовка и динамит” (Кропоткин).

Терроризм имеет  довольно много разновидностей, но в любой форме он является самой опасной по своим масштабам, непредсказуемости и последствиям социально-правовой проблемой XXI столетия. Еще не так давно терроризм был локальным явлением, однако за последние 10-15 лет приобрел глобальный характер и все больше угрожает безопасности многих стран, оказывает сильное психологическое давление на их граждан, влечет огромные политические, экономические, моральные потери, уносит все больше жизней ни в чем не повинных людей.

О невероятном  размахе террористической деятельности свидетельствует существование множества террористических организаций, которые взаимодействуют друг с другом, обладают жесткой организационной структурой с подразделениями разведки и контрразведки, материально-техническим и информационно-пропагандистским обеспечением, разветвленной сетью конспиративных укрытий, наличием агентуры в государственных и правоохранительных органах. Печальная практика показывает, что современные террористы вполне способны вести диверсионно-террористические войны, участвовать в масштабных вооруженных конфликтах (Косово, Чечня, Афганистан).

Терроризм –  преступление против общественной безопасности, субъектами которой являются личность, общество, государство. Терроризм возникает  не на пустом месте, существуют определенные причины и условия общественной жизни, способствующие этому. Их выявление и исследование раскрывает природу терроризма как социально-правового явления, объясняет его происхождение, показывает, что способствует, а что противодействует его росту. Помимо того, анализ таких причин и условий имеет практический смысл для разрешения конкретных конфликтных ситуаций, диагностики и предупреждения террористических актов, разработки стратегии и тактики борьбы с терроризмом. Основной причиной ухудшения ситуации в современном мире является рост социально-экономических, политических, религиозных противоречий, рост пропасти между богатыми и бедными странами и слоями населения. С теми же проблемами столкнулось и российское общество. Такие социально-негативные явления, как переходный период, разрушение административно-командной системы, экономический кризис, раскол общества на группы с различным материальным положением, безработица, политические, экономические, национальные, религиозные конфликты, представляют собой весьма благоприятную почву для проявлений и роста терроризма. Современная действительность доказывает: распространенное в годы правления Б.Ельцина утверждение о том, что терроризм не имеет ни национальности, ни лица, ни религии, и поэтому “нельзя переводить проблему на этническую и религиозную почву”, является заблуждением. История терроризма и его современная практика свидетельствуют о том, что террор имеет лицо, так как его совершают конкретные люди в своих интересах, имеет религию, так как всегда существуют человеконенавистнические (например, фашистские) религии, которые вдохновляют террористов, обещая им не только земные, но и загробные блага, разделяя народы на богоизбранных и богоотверженных, имеет террор и национальность, о которой свидетельствует история.

Информация о работе Влияние религиозного фактора на терроризм (историко-политологический аспект)