Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 08:46, реферат
Реферат написан об оригинальной концепции научного знания – исторической социологии В.О. Ключевского, в которой он воплотил своё понимание профессиональных задач «историка-социолога» как исследователя «происхождения и развития человеческих обществ», изучающего «генезис и механизм людского общежития» в целях выяснения «законов, по которым живет и развивается человеческое общество».
Для Ключевского история была самым тесным образом связана с современностью, во многом формировала её, накладывала глубокий отпечаток. Он писал: «Знать свою историю – значит понимать, почему так было и к чему неизбежно приведет бывшее». 28 Отсюда и различие в методах исследования. Основанием летописного метода, согласно Ключевскому, служит хронологическая последовательность событий, тогда как исторического метода – прагматическая связь явлений. 29 Очевидно, что за таким различением летописи и исторического исследования, нетрудно разглядеть принципиальное различие между повествовательным изложением истории, свойственным традиционной историографии, и проблемным, аналитическим подходом к изучению прошлого, характерным для нового понимания сущности исторического знания, в свете которого главным в исследовании становятся не события и лица, а широкий взгляд на эволюцию общества. Подобное видение задач историка было близко обоснованию социологического значения истории Н.И. Кареева, который отмечал, что «история – такой предмет, который приучает смотреть на общество с самой общей точки зрения». 30
Важным для понимания
методологии Ключевского
Ключевский проводит аналогию с воздействием потрясений наполеоновской эпохи на становление европейской историографии, Он не без основания считает, что события потрясшие Европу также дали мощный импульс и к развитию русской историографии XIX века. Именно под их влиянием пробудилась, по его мнению, историческая мысль Карамзина.33 Таким образом, ученый напрямую связывает конкретные исторические условия той или иной страны, прежде всего, пережившей общественные потрясения, с интеллектуальным развитием народа, находящим выражение в историографии как осмыслении им своего прошлого и настоящего. Кстати, стоит отметить, что собственные взгляды историка во многом сформировались под воздействием коренных преобразований русского общества, ознаменованных реформой 1861 года.
Венцом творчества В.О. Ключевского
явился курс «Курс русской истории»,
в котором он последовательно
изложил социологическую
Важное методологическое значение имеет интерпретация ученым таких фундаментальных понятий как «история» и «исторический процесс». В онтологическом смысле история понимается им «как движение во времени, процесс», т.е. не как некая застывшая структура, а как поток социальных изменений, происходящих во времени, ибо «всё, что совершается во времени, имеет свою историю».35 Отсюда следует, что исторично то, что находится в процессе движения, изменения, представляет течение истории или исторический процесс. Значит, в гносеологическом плане история есть познание этого процесса. Поэтому, приходит к выводу историк, «содержанием истории как отдельной науки, специальной отрасли научного знания служит исторический процесс».
Однако понятие исторический
процесс нуждается в
По мнению Ключевского, исторический процесс, раскрываясь в явлениях человеческой жизни, известия о которых сохранились в исторических памятниках или источниках, проявляется в двух видах. В соответствии с этим он выделяет два предмета исторического исследования или, по выражению, воспринятому у С.М. Соловьева, наблюдения. Во-первых, это степень развития человека и человеческого общежития, достигнутая тем или иным народом, т.е. культура или цивилизация, составляющая содержание особой отрасли исторического знания истории культуры или цивилизации. Другим предметом исторического наблюдения он считал природу и действие исторических сил, строящих человеческие общества. На основании этого ученый приходит к весьма важному методологическому выводу: «Историческое изучение строения общества, организации людских союзов, развития и отправлений их отдельных органов - словом, изучение свойств и действия сил, созидающих и направляющих людское общежитие, составляет задачу особой отрасли исторического знания, науки об обществе, которую также можно выделить из общего исторического изучения под названием исторической социологии».37 Таким образом, если содержанием истории цивилизации, являются результаты исторического процесса, то «историческая социология» изучает силы и средства достижения этих результатов, т.е., по терминологии Ключевского, «кинетику» исторического процесса. Различие предметов, по заключению ученого, ведёт к неодинаковым приёмам исследования. Кстати, при этом он отмечает, что указанные предметы исторического изучения весьма сложно достаточно четко разграничить в ходе научного исследования. Заметим, что в этом разделении предметов исторического исследования действительно вслед за А.Н. Медушевским можно усмотреть доминирующее в социальной науке того времени контовское выделение социальной статики (результатов исторического развития) и социальной динамики (движения исторического процесса).38
Сравнивая предметы изучения
всеобщей и местной истории, Ключевский
отмечает, что в первом случае им
становится сложный процесс
Можно предположить, что, в
глазах Ключевского, глобальность, масштабность,
многомерность всемирной
Ученый отталкивался от положения, согласно которому человеческая природа раскрывается в истории отдельных народов, как и в отдельных лицах, не полностью, а лишь частично, подчиняясь обстоятельствам места и времени. Он замечает, что отдельные народы, принимавшие наиболее видное участие в историческом процессе, особенно ярко проявляли ту или иную силу человеческой природы. Так, древним грекам было присуще высокоразвитое художественное творчество и философское мышление, а римлянам - совершенное гражданское право. Тем не менее, на вопрос является ли это их историческим призванием, ученый дает отрицательный ответ. Он вовсе не склонен интерпретировать историю в духе вмешательства судьбы, рока или провиденциализма, полагая, что тайна исторического процесса заключается, собственно, не во внутренних, постоянных, данных раз и навсегда особенностях стран и народов, а в тех многообразных и изменчивых сочетаниях внешних и внутренних условий развития, которые складываются в них на более или менее продолжительное время. Именно эти сочетания и представляют собой основной предмет исторической социологии и вместе с тем идеальную цель социологического изучения.
Историка не смущает местный,
индивидуальный и неповторимый характер
этих сочетаний внешних и внутренних
условий развития. Он убежден, что
это не лишает их научного интереса,
ибо именно через конкретные общества
они всесторонне раскрывают природу
человечества. При этом Ключевский
исходит из того, что все исторически
сложившиеся общества являют собой
различные местные сочетания
разнообразных условий
Таким образом, по убеждению Ключевского, изучая местную историю, историк познаёт состав людского общежития и природу составных его элементов. Более того, он уверен в перспективности подобного методологического подхода, заявляя, что «из науки о том, как строилось человеческое общежитие, может со временем - и это будет торжеством исторической науки - выработаться и общая социологическая часть её - наука об общих законах строения человеческих обществ, приложимых независимо от преходящих местных условий».41
Относя историю к «области опытного или наблюдательного познания, а не созерцательного, богословского ведения» Ключевский различает две основные первичные силы, создающие и движущие совместную жизнь людей - человеческий дух и внешнюю или так называемую физическую природу. Однако он исключает из сферы исторического наблюдения деятельность отвлечённого человеческого духа как область метафизики. Также исключает он из этой сферы и отделенного от общества человека, считая, что сам по себе отдельный человек не есть предмет исторического изучения. Собственно таковым он объявляет совместную или общественную жизнь людей, полагая, что историческому наблюдению доступны её конкретные виды или формы, а именно, индивидуальная человеческая личность и человеческое общество. В этом в значительной степени проявляется социологический характер методологии истории Ключевского, которая «имеет дело не с человеком, а с людьми, ведает людские отношения, предоставляя одиночную деятельность человека другим наукам».42 Историк убежден в том, что «человек сам по себе не есть предмет исторического изучения; предмет этого изучения - совместная жизнь людей». 43
Заметим, что и личность и общество интерпретируются Ключевским вполне в духе социологических представлений своего времени. Личность он не мыслит в отрыве от общества. Под обществом же он понимает не некий специальный людской союз, а сам факт совместной жизни людей, оказывающих взаимное влияние друг на друга. Это влияние детерминирует образование в строении общежития особой стихии, имеющей особые свойства, свою природу, свою сферу деятельности. Далее он утверждает социологический тезис о том, что действия людей детерминированы обществом и поэтому отличаются от действий одиночек. В частности, он ссылается на чувства подражания, зависти, соперничества, которые продиктованы обществом. Заметим, что эти идеи весьма близки основным положениям представителей психологического направления в социологии, в частности, Габриэля Тарда и Густава Лебона.
Информация о работе В.О. Ключевский: социальный подход к истории Руси