Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 08:46, реферат
Реферат написан об оригинальной концепции научного знания – исторической социологии В.О. Ключевского, в которой он воплотил своё понимание профессиональных задач «историка-социолога» как исследователя «происхождения и развития человеческих обществ», изучающего «генезис и механизм людского общежития» в целях выяснения «законов, по которым живет и развивается человеческое общество».
С этой точки зрения, история России представляет, по мнению Ключевского, некоторые методологические удобства для отдельного социологического изучения. Они состоят, во-первых, в сравнительной простоте господствующих в ней процессов, позволяющей достаточно отчётливо разглядеть работу исторических сил, действие и значение различных пружин, входивших в сравнительно несложный состав российского общежития. И, во-вторых, в своеобразном сочетании действовавших в отечественной истории условий народной жизни. Таким образом, Ключевский исходит из тезиса о простоте и своеобразии общественного строя и уклада жизни России. Он подчеркивает общность и сходство российского общества с европейским, вместе с тем, признавая своеобразие его состава и характера, различие темпов исторического развития. По его убеждению, историк-социолог встретит в прошлом России немало фактов, демонстрирующих способность человеческого общества приспосабливаться к данным условиям и комбинировать имеющиеся средства согласно с потребностями. Не исключено, что к выводу о наибольшей пригодности для социологического изучения истории одной страны Ключевского подтолкнули труды Ф.Гизо и Г.Т.Бокля, исследовавших проблемы мировой цивилизации преимущественно на конкретном материале отдельных стран, соответственно Франции или Англии.
Ключевский указывает на начальный период российской истории как на источник её особенностей и своеобразия исторического развития. По его мнению, восточные славяне с первых шагов в пределах России очутились в географической и международной обстановке, совершенно отличной от той, в какую несколько ранее попали германские племена, оказавшиеся под влиянием мощной культуры покорённых ими римлян. Славяне же оказались среди затруднявшей хозяйственное развитие природы, среди чуждых по происхождению и низших по культурному развитию враждебных соседей, с которыми приходилось постоянно бороться. Согласно его выводу, именно «этими первичными условиями жизни русских славян определилась и сравнительная медленность их развития и сравнительная простота их общественного состава, а равно и значительная своеобразность и этого развития и этого состава». 56 По Ключевскому в этом заключается исходный пункт, много обусловливающий и объясняющий в истории России.
В.О. Ключевский исключительно профессионально и ответственно подходил к своей работе. Его мысль неустанно напряженно трудилась, постоянно творчески развиваясь, преодолевая порой мучительные сомнения. Он подолгу, тщательно, кропотливо работал над текстом, который часто переделывался, иногда по цензурным соображениям, а нередко и как следствие уточнения собственной позиции. Наглядная демонстрация этого сложного творческого процесса, безусловно, является сильной стороной монографии М.В. Нечкиной, которой удалось проникнуть в творческую лабораторию ученого. С ней можно согласиться в том, что Ключевский, в известной степени, сочетал в своем осмыслении методологии истории элементы позитивизма и неокантианства. В то же время, если Нечкина считает это доказательством эклектизма его методологии, игнорирующей «исторический монизм», то правильнее будет это рассматривать как свидетельство напряженного научного поиска, примером чего служат, в частности, дневниковые записи 1904 года. Они позволяют сделать вывод, что его взгляды на проблему закономерностей исторического процесса и их познаваемости, обладая определенной гибкостью, действительно эволюционировали, избежав крайностей, как позитивизма, так и неокантианства.
Ставя в духе позитивизма
задачу выявления общественных законов,
Ключевский, тем не менее, не требовал
её непосредственной и немедленной
реализации, рассматривая скорее как
отдаленную перспективу развития общей
социологической части
Более того, он заключает, что поиск законов вообще возможен только в естественных науках, допускающих опытную, экспериментальную проверку результатов наблюдения. Только эти науки, на его взгляд, удовлетворяют требованиям причинности, закономерности и целесообразности. Совершенно иначе обстоит дело в науках, имеющих дело с исторической жизнью, которая не представляет собой разумный, сознательный и планомерный процесс, а предполагает случайность, ибо в ней участвуют природа и общество. В этом случае для исследователя наблюдение и аналогия становятся наиболее действенными, если не единственными средствами познания.
Исходя из посылки, согласно которой история отличается от других более точных наук не способом мышления, а только приемами изучения и пределами познания, Ключевский, приходит к выводу, что историк должен отказаться от объяснения причин и следствий, поскольку «в историческом исследовании метафизическое требование причинности преобразуется в поиск последовательности явлений». В конечном итоге, не отказываясь от мысли о том, что «в исторической жизни, как и во всем мироздании, должна быть своя закономерность, необходимая связь причин и следствий», ученый, учитывая ограниченные возможности исторической науки, считает, что исследователь, не будучи в состоянии уловить эту связь, должен довольствоваться наблюдением преемственности её процессов.57
Вместе с тем, даже разделяя в известной степени саму идею исторической закономерности, Ключевский воспринимает её не механистически и фаталистически. Он оставляет за людьми и их сознательными действиями важную роль в истории. Так, одним из важнейших последствий Смутного времени он признает факт становления в общественном сознании мысли о том, что предоставлять дела так называемому естественному их ходу - значит отдавать их во власть дурных или неразумных сил, поскольку «историческая закономерность состоит не в отсутствии сознательности, не в стихийности жизни». 58
Таким образом, есть все основания
полагать, что Ключевский, по сути, синтезирует
в своей методологии
Итак, анализ концепции исторической социологии Ключевского, показывает, что она представляла собой новаторскую методологию изучения истории, заключавшуюся в опоре на междисциплинарный подход, в котором удачно совмещались исторические приёмы с общим социологическим видением. Только такое методологическое сочетание, как доказывал историк, обеспечивало всестороннее и достоверное научное познание прошлого. Так на основе синтеза истории и социологии создавалась новая методология исторического познания, которую отличали: приоритет проблемно-ориентированной истории, интерес к теоретическим обобщениям, широкое применение метода сравнения, использование положений и категорий социологической науки, особое внимание к социально-экономическим сюжетам.
Есть все основания
утверждать, что концепция Ключевского
во многом была обязана социологической
доктрине, впечатляюще изложенной Контом
и его последователями. С её помощью
историк пытался преодолеть ограниченность
традиционной историографии, слабым местом
которой было игнорирование проблемы
объяснения. Основные методологические
принципы её сводились, главным образом,
к технике обработки
По Ключевскому история
как наука, которая исследует
глубинные процессы политической, экономической
и социальной жизни, нуждалась и
в новом понятийном аппарате, и
в целом в качественно новой
методологии. Таким образом, историческая
социология как методологическая инновация
явилась попыткой разрешить конфликт,
назревший в историографии между
двумя интерпретационными моделями
исторического знания: последовательным
хронологическим описанием
Подобный подход оказался весьма плодотворным, поскольку в конечном итоге смысл любого научного исследования состоит в том, чтобы делать общие выводы на основе эмпирической информации об окружающем мире. Действительно трудно представить себе научное исследование, построенное на методологии, которая не предполагала бы обработку исходных данных и формулировку вытекающих из них общих выводов. История не является исключением. Она также выявляет конкретные данные, анализирует их и на основе этого приходит к некоторым обобщениям. Заметим, что отбор и анализ данных также в свою очередь во многом обусловлен определенным теоретическим подходом. Таким образом, историческое исследование имманентно содержит в себе элементы как конкретного идиографического, так и обобщающего номотетического исследования.
Фактически Ключевский не
делал различия между историческим,
конкретно-эмпирическим и социологическим,
абстрактно-логическим исследованием,
синтезируя их в своей историко-
Следуя определению Томаса Куна, который под парадигмой понимал «признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решения», историческую социологию Ключевского можно рассматривать как творческое применение общенаучной позитивистской социологической парадигмы к методологии истории.59 С этой точки зрения она, составляя теоретико-методологическую основу отечественной истории, служила эталоном научного мышления, предполагавшим её изучение с социологической точки зрения, объединяющей политический, социальный, экономический и духовный подходы. Являясь органическим развитием господствовавшей до неё в российской историографии концепции государственно-юридической школы, историческая социология Ключевского привела к определенному сдвигу в постановке проблем, подлежащих научному изучению, создав новый стандарт их исследования и решения. Вместе с тем она не означала полного отказа от научного наследия этой школы, придав новый импульс историческим исследованиям, в том числе в области политической истории. Таким образом, в известном смысле историческая социология способствовала профессиональному становлению и развитию отечественной исторической науки в целом.
Следует подчеркнуть, что
новаторство Ключевского
К подобной оценке склонялся также один из учеников Ключевского А.А. Кизеветтер, который с сожалением, констатировал, что на русской исторической почве социологическая направленность не получила развития.61
Впрочем, такие суждения при всей компетентности их авторов вряд ли можно признать справедливыми. Во-первых, об этом свидетельствует подвижническая деятельность В.О. Ключевского и других передовых представителей исторической науки России, в частности, тех же Кареева и Кизеветтера. Во-вторых, большинство историков вообще не предавалось размышлениям по поводу своих методологических приемов, на практике обращаясь к обобщениям социологического характера, что привело к тому, что лучшие исторические труды рубежа XIX – XX веков по русской истории были созданы именно в рамках историко-социологического направления, созданного Ключевским.
ЛИТЕРАТУРА:
Информация о работе В.О. Ключевский: социальный подход к истории Руси