Волжская Булгария

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 00:01, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является обобщение элементов духовной культуры и искусства волжских болгар.
Для определения раскрытия данной темы были поставлены следующие задачи:
В первой главе: определить, как происходили изменения в области духовной культуры Волжской Болгарии доисламского периода.
Во второй главе: показать, как повлияла на духовную культуру болгар принятие ислама, а также влияние культурных связей с арабским миром на развитие в стране научных знаний, посвящения и литературы;

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………. 3

Глава I . Духовная культура Волжской Болгарии
в доисламский период.
I.1. Религия. Верования населения Волжской Болгарии. ………….… 5
I.2. Устное народное творчество и письменность
Волжской Болгарии. ………………………………………………. 9

Глава II. Культура Волжской Болгарии. Исламский период
II.1. Ислам в Волжской Болгарии ……………………………………... 15
II.2. Просвещение и литература в Волжской Болгарии …………….. 19
II.3. Наука в Волжской Болгарии …………………………………….... 23

Глава III. Искусство Волжской Болгарии
III.1. Ислам в искусстве волжских болгар……………………………… 29

Заключение………………………………………………………..…….….37
Библиография ……..……………………………………………..………..40
Приложение……………………

Файлы: 1 файл

Курсовая Культура и Искусство ВБ Новее (2).doc

— 201.50 Кб (Скачать файл)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение  ……………………………………………………………………. 3

 

Глава I .  Духовная культура Волжской Болгарии

                в доисламский период.

I.1.     Религия. Верования населения Волжской Болгарии. ………….… 5

I.2.     Устное народное творчество и письменность

           Волжской Болгарии.  ………………………………………………. 9

 

Глава II.   Культура Волжской Болгарии. Исламский период

II.1.    Ислам в Волжской Болгарии ……………………………………... 15

II.2.    Просвещение и литература в Волжской Болгарии …………….. 19

II.3.    Наука в Волжской Болгарии …………………………………….... 23

 

Глава III.   Искусство Волжской Болгарии

III.1.   Ислам в искусстве волжских болгар……………………………… 29

 

Заключение………………………………………………………..…….….37

Библиография ……..……………………………………………..………..40

Приложение………………………………………………………..……….41

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

     

Культура является главным выразителем сущности самого человека. Осваивая культурные ценности и созидая новые, человек фактически созидает себя самого, свой человеческий мир. Иначе говоря, только через культуру человек становится человеком. Именно эту мысль имел в виду немецкий философ И. Г. Гердер, полагавший, что культура — второе рождение человека. Эта связь — культура — человек — отражена в кратком философском афоризме: культура есть мера человеческого в человеке.

Актуальность исследования данной темы несомненна. Огромное значение культура имеет для понимания истории. История народов выражалась не только в развитии экономики и в политических событиях, но и во всем богатстве духовной и художественной деятельности людей. В этом проявляется единство историко-культурного процесса. Изучение духовной культуры Волжской Болгарии представляет значительную важность потому, что это государство сыграло существенную роль в судьбах народностей Поволжья и Приуралья, в той или иной степени унаследовавших культурные достижения волжских булгар. Следовательно, без знания духовной культуры Волжской Болгарии нельзя в полной мере осмыслить и оценить культурные завоевания современных народов Поволжско-Приуральского региона.

Культура Волжской Болгарии стала важной составной частью и общероссийского наследия. «Волжская Болгария, занимая промежуточное положение между европейским Западом и азиатским Востоком, играла значительную роль в передаче как культурных достижений «мусульманского ренессанса» в Европу, так и элементов европейской культуры на Восток».[1]

Предметом изучения данной работы - культура и искусство Волжской Болгарии с VII вв. до XIII вв. в период ее становления как единого государства с развитой духовной культурой.

 

Целью данной работы является обобщение элементов духовной культуры и искусства волжских болгар.

Для определения раскрытия данной темы были поставлены следующие задачи:

В первой главе: определить, как происходили изменения в области духовной культуры Волжской Болгарии доисламского периода.

Во второй главе: показать, как повлияла на духовную культуру болгар принятие ислама, а также влияние культурных связей с арабским миром на развитие в стране научных знаний, посвящения и литературы;

В третьей главе: показать развитие искусства волжских болгар.

Историю Волжской Болгарии принято подразделять на три крупных периода: раннебулгарский (VIII – первая четверть X вв), домонгольский (вторая четверть X – нач. XIII вв) и золотоордынский (1236 – XIVвв).

Временем значительного экономического, культурного развития и государственной самостоятельности Болгарии явился домонгольский период, т.е. период до монгольского нашествия. По уровню экономического, общественно-политического и культурного развития она ничем не уступала не только своему соседу - Киевской Руси и древнерусским княжествам, - но и западноевропейским государствам. Болгары явились создателями одной из ярких средневековых цивилизаций Европы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I .  Духовная культура Волжской Болгарии доисламский период.

 

I.1.           Религия. Верования населения Волжской Болгарии.

 

Изучение болгарской мифологии имеет большое значение для понимания идеологии, специфики общественного сознания и духовной культуры,  как болгар, так и других народов Поволжско-Уральского региона.

Болгарские мифы дошли до нас, прежде всего благодаря археологическим находкам. Средневековые путешественники, побывавшие в Волжской Болгарии, также уделили некоторое внимание болгарским обычаям и традициям.  В.В. Бартольд писал: «…к болгарам перешло, если не во всей Восточной Европейской равнине, то в бассейне Волги наследие хазар»[2]. Исходя из этого, можно говорить и о культурном наследии.

Древние болгары, как и другие народы, одухотворяли окружающий мир, природу. По их языческим верованиям, разные природные явления, объекты управлялись отдельными божествами. Гуннские, древне-тюркские, хазаро-болгарские представления, связанные с небом, Тенгри, продолжают бытовать и у волжских болгар.[3]

Главным божеством у болгар, как и почти у всех древнетюркских народов, был бог неба Тенгри. Среди болгарских археологических материалов часто встречаются плоские костяные амулеты в виде сильно стилизованного антропоморфного существа. (Приложение 1) По форме они напоминают лицевую поверхность стелы с надписью Кюль-Тегина. Вся плоскость амулета покрыта солярным орнаментом, обозначающим солнце – атрибут Тенгри. По представлению булгар, даже цвет Тенгри (голубой, светлый) имел оберегающую силу. Эти болгарские лазуритовые амулеты ромбической или треугольной формы с закругленными углами предназначались именно для оберега своего хозяина или хозяйки. Они были обнаружены в Билярском городище, и позднее при раскопках Казанского кремля. На Востоке лазурит воспринимался как камень «вечного синего неба». И поэтому, эти амулеты можно рассматривать как символы Тенгри (мужские ромбовидные) и Умай (треугольные женские) – одного из наиболее ранних женских божеств тюркского мира. Это божество упоминается вместе с именем неба, воды и земли.

С культом солнца традиционно связывалось и почитание огня. С ним были связаны многие молитвы и религиозные обряды. О довольно широком распространении культа огня в системе верований древних болгар свидетельствуют археологические материалы, например, знаки на сосудах в виде креста, свастики, ромба. Об особом почитании огня свидетельствует сохранившиеся различные запреты. Например, у татар запрещалось совать в огонь режущие металлические предметы, ножи. Болгары всегда собирали уголь и золу в специальных местах – это яма или подпол.

Территория Волжской Болгарии была богата различными водными ресурсами – реками, озерами, родниками. Река Волга – Итиль или Идель – соединяла ее и с морями. У болгар возник и культ воды. В воспоминаниях Ибн Фадлана можно найти описание того, как болгарские племена собираются на берегу реки Джаушир примерно 5-10 июня (по современному календарю) и приносят жертву небесному духу. Хотя Ибн Фадлан не объясняет цели этого ритуала, но ее можно рассматривать как традицию идущую от предков, от тюркских племен. Название реки Джаушир, А.Х. Халиков толкует как место для жертвоприношений[4]. Татарская пословица гласит: «Кама берет начало на небе». Значит, река, как представляли болгарские племена – это наикратчайший путь к богу Тенгре на небо.

У болгар так же существовали мифологические представления о хозяйке (матери) воды – «су анасы». Эти представления дошли до нас в татарских сказках. Например, сказка татарского поэта Габдуллы Тукая «Су анасы».

Существовал культ предков и святых – культ умерших, вера в загробный мир, существование души человека после смерти. Моления, поминки, трапезы, посвященные усопшим, символическое привлечение их к жизни живых в бытовой жизни – все это нашло отражение в календарях. Об этом косвенно говорит наличие у болгар традиционного дня в неделе – дня крови, дня жертвоприношения (среда).

Культ усопших у ранних болгар наиболее процветал до принятия ими ислама. Подтверждением этому могут служить подробно исследованные могильники раннеболгарского периода – как Больше-Тарханский, Танкеевский, Кайбельский, Тетюшский и др.

С культом предков был тесно связан культ святых, впоследствии широко использованный исламом.

О культе языческих святых у болгар сведения почти отсутствуют. О них Ибн Фадлан пишет: «…если они увидят человека, обладающего подвижностью и знанием вещей, они говорят: «Этот более всего достоин, служить нашему господу». Он берут его, кладут ему на шею веревку и вешают его на дерево, пока он не распадется на куски»[5]. Культ святых у болгар имеет глубокие корни. Так, Ш.Марджани пишет о том, что болгары покланялись могилам этих людей, как кыбле.

Как показывают археологические материалы, заметное место в верованиях болгар занимал культ животных. Этому способствовали географическая среда и богатая фауна.

Объектом почитания в основном были животные местной фауны, с которыми болгары встречались ежедневно и которые играли важную роль в их жизни. Реже попадаются изображения животных, к тому времени уже не встречавшихся в Среднем Поволжье – льва, барса, тигра и др.

В верованиях населения Волжской Болгарии сохраняются пережитки тотемизма, связанные с волком, бараном. Параллельно с культом волка существовал и культ собаки. Ибн Фадлан сообщает, что болгары «считают очень хорошим предзнаменованием для себя завывание собаки, радуются ему и говорят о годе изобилия, благословения и благополучия». В татарской легенде об основании Казани говорится, что под первой постройкой в качестве жертвоприношения была зарыта собака.  По представлениям древних, это была жертва земле, в зависимости от вида животного предугадывалась будущая судьба постройки. И фольклорные сюжеты часто изображают собаку как защитника человека от злых сил. Таким образом, в сознании народа собака воспринималась как защитница от злых духов.

У болгар бытовали и другие верования. Они верили, например, в вещие сны. Ал-Масуди (930-950гг.) сообщает о принятии болгарами ислама под влиянием сна, который увидел их эмир. Персидский источник 12 в. Абу-л-Хасан (ибн Фундук) ибн Зейд ал-Бейхаки пишет как о важном событии, что «государем Булгара и той области, которую целиком называют Булгар, был эмир Абу Исхак Ибрагим ибн Мухаммад ибн Булгар, он видел в своем владении сон…».

Болгарская мифология была, конечно, намного глубже и богаче, чем мы можем проследить по сохранившимся источникам. Ее роль в болгарском устном творчестве, художественной литературе, изобразительном искусстве была огромной. Большое влияние мифы оказывали на географические и исторические знания болгар. Человек не мог объяснить многие явления окружающего мира, с которыми он сталкивался ежедневно, но их надо было как-то истолковать. И человек в силу своего воображения фантазировал. Через фантазию пришел к  мифам, которые оказались для древнего человека и знаниями, и философией, и оружием, способным защитить его от воздействий окружающего мира и помочь понять, осмыслить через призму мифа окружающий его мир.

Болгарская мифология подготовила благодатную почву для развития художественного мышления и познания окружающего мира. Болгарские мифы остались неотъемлемой частью тюркской мифологии. От древних тюрков болгары унаследовали древнетюркский монотеизм – тенгрианство и связанное с ним поклонение небу, солнцу, молнии, также животным – волку, собаке, барану и др.

Таким образом, к началу проникновения ислама в Волжскую Болгарию ее население придерживалось языческого монотеизма. Это обстоятельство в значительной степени облегчило распространение среди болгар монотеизма.

 

 

I.2.           Устное народное творчество и письменность Волжской Болгарии.

 

Изучение древнего периода устного народного творчества всегда связано с большими трудностями. Этого объясняется отсутствием текстов. Дошедшие до нас материалы являются лишь фрагментами отдельных сюжетов. Но эти отрывки и являются памятниками фольклора.

Различные жанры устного народного творчества сложились у болгар. Силу слова считали реальной силой. Словами пытались облегчить жизнь. Популярны были тогда заговоры и заклинания: обращение к солнцу, к дождю с магическими словами. Именно словами человек пытался воздействовать на них.

С заговорами тесно связаны календарные обрядовые песни, например, по случаю проводов зимы, встречи весны[6]. Для болгар, впрочем, как и для других народов, смена времени года имела магический смысл.

Свадебные, погребальные, поминальные обряды болгар сопровождались причитаниями, песнями, заговорами. Следы погребальных и поминальных обрядов четко проявляются в языческих болгарских погребениях IX- начала X вв.

Информация о работе Волжская Булгария