Волжская Булгария

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 00:01, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является обобщение элементов духовной культуры и искусства волжских болгар.
Для определения раскрытия данной темы были поставлены следующие задачи:
В первой главе: определить, как происходили изменения в области духовной культуры Волжской Болгарии доисламского периода.
Во второй главе: показать, как повлияла на духовную культуру болгар принятие ислама, а также влияние культурных связей с арабским миром на развитие в стране научных знаний, посвящения и литературы;

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………. 3

Глава I . Духовная культура Волжской Болгарии
в доисламский период.
I.1. Религия. Верования населения Волжской Болгарии. ………….… 5
I.2. Устное народное творчество и письменность
Волжской Болгарии. ………………………………………………. 9

Глава II. Культура Волжской Болгарии. Исламский период
II.1. Ислам в Волжской Болгарии ……………………………………... 15
II.2. Просвещение и литература в Волжской Болгарии …………….. 19
II.3. Наука в Волжской Болгарии …………………………………….... 23

Глава III. Искусство Волжской Болгарии
III.1. Ислам в искусстве волжских болгар……………………………… 29

Заключение………………………………………………………..…….….37
Библиография ……..……………………………………………..………..40
Приложение……………………

Файлы: 1 файл

Курсовая Культура и Искусство ВБ Новее (2).doc

— 201.50 Кб (Скачать файл)

Другим важным  элементом  болгарской  этноноосферы была идея ремесленного производства со всеми  известными  тогда  отраслями. Ме­таллургическое  производство и ремесла занимали в Болгарии второе ме­сто  после  градостроительства.  “Ведущую  отрасль  ремесла представ­ляла  собой черная металлургия и обработка железа, - пишет С.М.Червонная. - К XI веку, несомненно, не только уже существовало разделение труда между металлургами и кузнецами, но и в кузнечном ис­кусстве и ремесле  опре­делилась своя, более тонкая дифференциация.  Была  заметна  разница меж­ду простой,  далекой от искусства продук­цией сельских кузниц и совер­шенными в эстетическом  отношении изде­лиями из железа и стали искусных городских ремесленников, у которых уже получила развитие система строгой  профессиональной учебы  - под­готовки подмастерьев при опытных мастерах.”[25]. Из железа болгарские мастера изготовляли оружие,  орудия труда  и предметы быта.

Широкое распространение  в болгарских городах получила обра­ботка меди и ее сплавов.  Ремесленники-медники производили в  основ­ном изделия бытового назначения - ритуальную и светскую посуду (кумганы, блюда, кубки и др.), также полированные медные зеркала, ук­рашения и декоративные детали для конской сбруи.  Ювелирное ремесло,  которое вобрало в себя брон­золитейное искусство,  чеканку по меди, а также изготовление украшений и дорогой посуды из золота и серебра с драгоценными и полудрагоценными камнями,  занимало в  болгарском  обществе  особенно  важное место,  ибо его изделия, прежде всего, поль­зовались высоким спросом  в  самой  Болгарии,  а также были известны за ее пределами в ближних и дальних странах.

В ювелирных  украшениях  и изделиях бытового назначения болгарских мастеров нашли отражение мировоззрение и мифология  народа, а также предания предков. Широкое распространение в изображениях на металлических изделиях получил, так называемый, “звериный стиль”.  Одним из образов этого стиля могут служить бронзовые замочки в виде фигурок барса-единорога. “Замки в виде фигурки барса в массовом виде производились в Биляре, - писал А.Х.Халиков. - Барс - хищное животное кошачьей породы, распространенное в  горах  восточной части Средней Азии,  Южной Сибири и Алтая - был, очевидно, тотемным животным од­ного из ведущих булгарских племен в  Поволжье и на Среднем Кавказе - барсил. Само название этого племени состоит из двух древнетюркских слов:  барс - хищный зверь,  тигр, один из  почетных символов двенадца­тилетнего животного календаря-цикла и ель,  иль (...) - племенной союз,  племя,  народ,  государство, страна.  Таким образом,  барсил - племя, племенной союз или народ барсов.  Как известно,  барсилы или серебря­ные болгары составляли ведущую  группу  болгарского  населения Волж­ской Болгарии,  из их среды избирались и булгарские цари,  которые  иногда  именовались царем  болгар  и  барсил.  По  мнению видного та­тарского исто­рика Ш.Марджани,  барс был  знаком (ураном) болгарских  царей”[26]. Видимо, для отличия военно-племенных вождей от простых воинов в древности у барса появляется такой важный атрибут как рог: изображение рогатого барса, а также крылатого, становится их символом. Не  напрасно  же,  в  тюркских сказках и преданиях рог был принадлеж­ностью головного убора одного из самых легендарных царей - Алексан­дра Македонского (Зюлькарная).

Высокого уровня  достигла в своем развитии в Болгарии производ­ство керамических изделий:  высокохудожественной посуды,  светильни­ков, сосудов для благовоний. В городах страны изготовлялись самые раз­нообразные керамические горшки и корчаги, кувшины и котлы,  блюда и чаши и др. изделия, которые отличались совершенством формы и много­образием цвета и наносимых на них орнамента. Гончарные  изделия, пре­жде всего, производились для внутреннего потребления,  но они являлись одним из статей булгарского экспорта в  соседние земли и страны. С.М.Червонная пишет: “Раскопками в Суздале были обнаружены остатки гончарного горна  с  обломками  типичной булгарской керамики, что свидетельствует не только об экспорте из Болгарии керамических изде­лий, пользующихся популярностью на Руси,  но  и о приглашении в Суз­дальскую землю булгарских опытных и искусных гон­чаров”[27]. Керамиче­ское искусство болгар не стояло  на месте,  в его развитии были и скачки,  один из которых произошел в  XII  в.,  когда  получило  приме­нение гор­новой обжиг вместо кострового,  что обеспечило повышение качества из­делий, их утилитарных и художественных достоинств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В эпоху средневековья шло формирование государственности, идеологии и духовной культуры болгарского народа. Хронологические рамки этого развития охватывают тысячелетнюю историю с VIII по ХIII век и включают в себя несколько форм государственности: Тюркский и Хазарский каганаты, Волжскую Болгарию. Именно в рамках этих государственных образований шел процесс становления средневекового просвещения и образованности.  Особую роль в эволюции идеологии и просвещения сыграло распространение Ислама в форме государственной религии. И если в период Тюркского, Хазарского каганатов шел процесс становления элементов просвещенности, то в эпоху Волжской Болгарии, материальная и духовная культура, в том числе и просвещение, переживали период интенсивного формирования, развивались как составная часть культуры средневекового мусульманского Востока и составили один из этапов в становлении и формировании общественно-педагогической мысли татарского народа.

Духовная культура волжских болгар домонгольской поры прошла сложный путь развития и достигла значительных успехов. Она в самых общих чертах повторила путь развития средневековой культуры многих народов, в частности некоторых народов Средней Азии и Восточной Европы.

Развитие культуры волжских болгар можно подразделить на два этапа: культура языческого периода и периода государственности.

Поступательное развитие экономики, хозяйства, образование государства и рост городов привели к возникновению высокоразвитой профессиональной культуры. Среди широких масс распространилась элементарная мусульманская образованность, письменность, появились "начальные училища" при мечетях и отдельные крупные медресе. Народные знания начали перерастать в отдельные разделы науки. Появились поэты, ученые. Профессиональная культура волжских булгар была тесно связана с развитой культурой Средней Азии, Кавказа и ряда стран Ближнего и Среднего Востока. Этому способствовали, прежде всего, тесные торгово-экономические связи. В Волжскую Болгарию из этих стран, доставлялись не только различные товары, но проникали и идеи, навыки, культурные достижения, в том числе и книги с текстами научных трудов, литературных произведений. В этом немаловажную роль играло и интенсивное распространение мусульманства. С принятием монотеистической религии Волжская Болгария вошла в орбиту сложной и развитой культурной жизни мусульманского мира. В Волжской Болгарии распространялась не только арабская графика, но широко практиковался в высших сферах и литературный арабский язык – своеобразная латынь Востока. В учебных заведениях, действовавших при мечетях, обучали не только богословию, но и основам некоторых светских наук, необходимых в торговых операциях, ремеслах, строительстве и управлении обществом. Появились булгарские ученые по истории, медицине, астрономии и другим наукам. Труды этих ученых распространялись и за пределами страны.

Культура Волжской Болгарии имеет достаточно выраженных классовый характер. Идеология эксплуатирующего класса была, как везде, господствующей идеологией. Ислам, явившейся стержнем этой идеологии, оказывал влияние буквально на все области духовной культуры.

Несмотря на существенное влияние извне, в частности со стороны мусульманского Востока, болгарская духовная культура сохранила свою самобытность, развивала традиции гуманизма, патриотизма. Культурные достижения, проникающие извне, перерабатывались и усваивались с учетом особенностей местной экономики, хозяйства, географической среды и традиций болгар.

Весьма, своеобразная и самобытная духовная культура болгар, отличавшаяся на первых порывах многослойностью и сложностью истоков, в дальнейшем своем развитии вылилась в одно из замечательных явлений средневековой культуры Восточной Европы.

Список использованной литературы

 

I. Литература

 

 

1.      Бартольд В.В. Сочинения.- М., 1963. – Т.1.

2.      Гумилев  Л.Н.  География  этноса в исторический  период. Л.,1990.

3.      Давлетшин Г.М. Очерки по истории духовной культуры предков татарского народа. - К: Татар.кн.изд-во, 2004.

4.      Давлетшин Г.М. Волжская Булгария: духовная культура (Домон­голь­ский пе­риод, X - нач. XIII вв.). Казань, 1990.

5.      Из истории ранних булгар: Сборник. Казань, 1981.

6.      Исэнбэт Н. Татар халык мэкальлэре.: 3 том. – Казань:Таткитнэшр., 1959-67.

7.      Ковалевский А.П. Книга Ахмеда ибн Фадлана о его путешествии на Волгу в 921-922 гг. Исследование по Мехшедской рукописи. – Харьков, 1956.

8.      Плетнева С.А. Хазары. – М.:Наука, 1976.

9.      Рашитов Ф.А. История татарского народа: с древнейших времен до наших дней – 2001.

10. Султанбеков Б.Ф. История Татарстана: Учеб. пособие. – Казань, ТАРИХ, 2001.

11. Таджаддин ал-Булгари. Большой тирйак (Большое противоядие) / Издание текста, перевод с арабского, предисловие, комментарий А.Б.Халидова. Казань, 1997.

12. Халикова Е.А. Мусульманские некрополи Волжской Булгарии. – 158 с.

13. Халиков А.Х. Татарский народ и его предки/ Научно-популярное изд. –   Казань, 1989.

14. Червонная С.М. Искусство Татарии. М., 1987.

 

II. Опубликованные статьи

 

1.       Опубликовано Из истории становления и развития письменности в Волжской Булгарии в VIII-XIII веках (Номер 4'2005, стр. 92-97).

 

2.      Межвузовский сборник: Научные статьи студентов и аспирантов вузов Санкт-Петербурга. / Под ред. А.А. Волоковых. – СПБ.: Изд-во Института «Высшая религиозно-философская школа», 2005. – 216 с.  Статья Е. Баркарь «Волжская Булгария» на с. 72 – 77.

 

3.      Статья Давлетшина Г.М. Ислам и мусульманская культура в Волжской Булгарии. http://www.islam73.ru/?cat=umma&id=11.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

2

 



[1] Давлетшин Г.М. Очерки по истории духовной культуры предков татарского народа. - К: Татар.кн.изд-во, 2004 с.8-9.

[2] Бартольд В.В. Соч.- М., 1963. – Т.1, с.851

[3] Давлетшин Г.М. Очерки по истории духовной культуры предков татарского народа. - К: Татар.кн.изд-во, 2004.  -  с.41

[4] Плетнева С.А. Хазары. – М.:Наука, 1976. – 95 с.

[5] Ковалевский А.П. Книга Ахмеда ибн Фадлана о его путешествии на Волгу в 921-922 гг. Исследование по Мехшедской рукописи. – Харьков, 1956. – 137 с.

[6] Давлетшин Г. Очерки по истории духовной культуры предков татарского народа. - К: Татар.кн.изд-во, 2004 с.86

[7] Татар халык мэкальлэре. Н.Исэнбэт.: 3 том. – Казань. Таткитнэшр., 1959-67. – 563 с.

[8] Ковалевский А.П. Книга Ахмеда ибн Фадлана о его путешествии на Волгу в 921-922 гг. Исследование по Мехшедской рукописи. – Харьков, 1956.

[9] Из истории становления и развития письменности в Волжской Булгарии в VIII-XIII веках (Номер 4'2005, стр. 92-97)

[10] Давлетшин Г.М. Очерки по истории духовной культуры предков татарского народа. - К: Татар.кн.изд-во, 2004. - .238-239 с.

[11]Опубликовано в: Межвузовский сборник: Научные статьи студентов и аспирантов вузов Санкт-Петербурга. / Под ред. А.А. Волоковых. – СПБ.: Изд-во Института «Высшая религиозно-философская школа», 2005. – 216 с.  Статья Е. Баркарь «Волжская Булгария» на 72 – 77 с.

[12] Опубликовано. Статья Давлетшина Г.М. Ислам и мусульманская культура в Волжской Булгарии. http://www.islam73.ru/?cat=umma&id=11

[13] Гумилев  Л.Н.  География  этноса в исторический   период. Л.,1990. – 112 с.

 

[14] Халикова Е.А. Мусульманские некрополи Волжской Булгарии. – 158 с.

[15] Давлетшин Г.М. Очерки по истории духовной культуры предков татарского народа. - К: Татар.кн.изд-во, 2004. – 242 с.

[16] Давлетшин Г.М. Очерки по истории духовной культуры предков татарского народа. - К: Татар.кн.изд-во, 2004. – 243 с.

[17] Давлетшин Г.М. Очерки по истории духовной культуры предков татарского народа. - К: Татар.кн.изд-во, 2004. - .283 с.

[18] Давлетшин Г.М. Очерки по истории духовной культуры предков татарского народа. - К: Татар.кн.изд-во, 2004. - 297 с.

[19] Давлетшин Г.М. Волжская Булгария: духовная культура (Домон­голь­ский пе­риод, X - нач. XIII вв.). Казань, 1990. – 113 с.

[20] Таджаддин ал-Булгари. Большой тирйак (Большое противоядие) / Издание текста, перевод с арабского, предисловие, комментарий А.Б.Халидова. Казань, 1997.

[21] Давлетшин Г.М. Волжская Булгария: духовная культура – Казань: книж. издательство, 1990 – 192 с.

[22] Рашитов Ф.А. История татарского народа: с древнейших времен до наших дней – 2001. - 288 с.

 

[23] Султанбеков Б.Ф. История Татарстана: Учеб. пособие. – Казань, ТАРИХ, 2001 – 544 с.

[24] Халиков А.Х. Татарский народ и его предки/ Научно-популярное изд. –   Казань, 1989 – 222 с.

 

[25] Червонная С.М. Искусство Татарии. М., 1987. – 84 с.

[26] Из истории ранних булгар: Сборник. Казань, 1981. - 10 с.

[27] Червонная С.М. Искусство Татарии. М., 1987. – 81 с.


Информация о работе Волжская Булгария