Волжская Булгария

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 00:01, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является обобщение элементов духовной культуры и искусства волжских болгар.
Для определения раскрытия данной темы были поставлены следующие задачи:
В первой главе: определить, как происходили изменения в области духовной культуры Волжской Болгарии доисламского периода.
Во второй главе: показать, как повлияла на духовную культуру болгар принятие ислама, а также влияние культурных связей с арабским миром на развитие в стране научных знаний, посвящения и литературы;

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………. 3

Глава I . Духовная культура Волжской Болгарии
в доисламский период.
I.1. Религия. Верования населения Волжской Болгарии. ………….… 5
I.2. Устное народное творчество и письменность
Волжской Болгарии. ………………………………………………. 9

Глава II. Культура Волжской Болгарии. Исламский период
II.1. Ислам в Волжской Болгарии ……………………………………... 15
II.2. Просвещение и литература в Волжской Болгарии …………….. 19
II.3. Наука в Волжской Болгарии …………………………………….... 23

Глава III. Искусство Волжской Болгарии
III.1. Ислам в искусстве волжских болгар……………………………… 29

Заключение………………………………………………………..…….….37
Библиография ……..……………………………………………..………..40
Приложение……………………

Файлы: 1 файл

Курсовая Культура и Искусство ВБ Новее (2).doc

— 201.50 Кб (Скачать файл)

Счет времени у болгар основывался на многолетних наблюдениях за движением солнца, луны, звезд и планет. Болгары пользовались всеми существующими в те времена календарями: солнечным, лунным и лунно-солнечным.

До принятия ислама болгары называли дни недели по-своему. Так, например, в древних книгах сохранились названия следующих дней недели: понедельник - эрне баши, среда - кан кон, четверг - кече эрнэ, пятница - эрнэ кон. После принятия ислама тюркская двенадцатидневная неделя была заменена семидневной. (Приложение 3)

С принятием ислама закрепился лунный календарь, который использовался для определения различных праздников, при написании официальных документов. По этому календарю датировали время чеканки монет. Луну и месяц года болгары обозначали одним и тем же словом "айных". Количество месяцев в году было столько же, сколько раз Луна оборачивается за год вокруг Земли. Таких оборотов Луна совершает 12 раз. Следовательно, по лунному календарю в году 12 месяцев. Каждый месяц начинается с новолуния и длится 2930 суток. Значит, лунный год состоит из 354 суток. По солнечному календарю в году 365 суток. Иначе говоря, год по лунному календарю короче солнечного. Болгары пользовались как лунным, так и солнечным календарем.

Использование арабского и иранского календарей свидетельствовало о высоком уровне культуры населения и о тесных связях Волжской Болгарии со странами Востока.

Волжская Болгария становится неотъемлемой частью мусульманского мира. Здесь преобладает не территориальный, а религиозный фактор, что способствует общению мусульман на международном уровне и обогащению их географических представлений. Географические знания считаются плодом, так называемого Восточного или Мусульманского Ренессанса. В них главенствовала так называемая «теория климатов» («аклим»), положения которой были распространены в Волжской Болгарии. Прежде всего болгарские купцы,  путешественники и проповедники  знакомились  с  другими странами по сочинениям таких мусульманских  гео­графов,  как  ал-Балхи,  Ибн  Халдун,  ал-Масуди, ал-Марвази,  ал-Ид­риси  и другие. Одновременно болгары сами вносили определенную лепту в развитие географических знаний того времени. Они, например, лучше других знали территорию своего местоположения – область «седьмого климата» – и все, что расположено за ней к северу, западу и востоку. Содержащиеся в средневековой мусульманской географической литературе сведения о различных народах и землях Севера, Руси, Урала и Западной Сибири, в значительной степени являются болгарской информацией. Кроме реального содержания они обогащены местными мифологическими представлениями и кораническими сюжетами.

Знания по химии были необходимы болгарам в различных видах производства, а также в фармакологии. Не были чужды и идеи алхимии, где одним из основных материалов считалась ртуть.

Медицинские знания в Волжской Болгарии основывались на прогрессивных традициях народной медицины (придавалось значение целебным свойствам меда, березового веника, бобровой струи, мяса различных животных и птиц, белемнитов и т.д.).  На Востоке популярна была мазь «чарме-и булгхар» («болгарская кожа») против кожных заболеваний. Среди археологических материалов встречаются хирургические инструменты (ланцеты, пинцеты). С болгарских, возможно даже с более древних времен, как универсальное средство от различных болезней применялось средство, называвшееся «ставить рог» типа современного «ставить медицинские банки».

Болгарские ученые-медики также получили широкое признание не только в Болгарии,  но и в странах Востока.  Всему Востоку было известно имя целителя Ходжы Булгари в Газни.  “Это может быть тот самый Ходжа Ахмед Булгари, который был учителем и шейхом знаменитого султана Махмуда Газневи,- делает предположение Г.М.Давлетшин.- И в наши  дни мусульмане  со всех концов мира при­ходят к могиле болгарского лекаря и к источнику с его именем, надеясь избавиться от недугов. В 1971 г.  на его могиле был воздвигнут мавзолей из белого мрамора”[19]. Бурханетдин Юсуф ал-Булгари, написавший трактат «О простых лекарствах». Усилиями ученых (М.А.Усманов, А.Б.Халидов) вошел в научный оборот трактат жившего и творившего в Мосуле болгарского табиба Таджаддина ибн-Юнуса «Ат-тирйак ал-кабир» («Большой тирйак»[20]), посвященный фармакогнозии. Известен его другой, более объемный медицинский трактат. Эти труды, написанные на арабском языке, были популярны на мусульманском Востоке.

Широкое распространение в Болгарии полу­чила  книга таджикского ученого-медика Авиценны “Каноны врачебной науки”. Под именем Абу Гали-сина он известен  болгаро-татарам  до  сего  дня, прежде  всего  через прекрасную легенду о нем,  написанную болгаро-татарским просветителем XIX в. Каюмом Насыри, которая, ви­димо, восходит к народным сказаниям.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава III.   Искусство Волжской Болгарии.

 

 

III.1.          Ислам в искусстве волжских болгар.

 

В искусстве доисламского периода волжских болгар, также как и в арабской культуре, прослеживается влияние кочевого мировоззрения. Почти полное отсутствие изображений человека, за редкими исключениями (несколько предметов со схематическими изображениями, имевшими символическое значение) в искусстве предков татар - болгар, кипчаков и других племен, вошедших в их этнос, было связано с особенностями древнетюрских языческих воззрений. Так, например, изображение человека без "освящения" его жрецами, шаманами считалось делом опасным, вредным, могущим вызвать гнев злых духов, демонов и принести несчастья.  

Единичные изображения на отдельных археологических находках, например, седоков на "белых" конях в украшении раннебулгарского кресала, скорее всего, связывалось с богами Тенгри (владыка неба) и Куар (бог-громовик). Религиозное значение имели и раннеболгарская фигурка из бронзы в виде четырехликой головы с рельефно выступающими лицами, наделенными мужскими чертами, и каменные скульптуры над могилами половецких вождей (10-12 вв.) и некоторые другие изображения.

Примечательно также, что изобразительная трактовка зооморфных образов и "звериный стиль", получившие распространение в искусстве булгар домонгольского периода, не были реалистическими, отличались условностью и определенным схематизмом, декоративной стилизацией формы. Данные изобразительные принципы в передаче живых существ, сложившиеся еще в эпоху болгарской языческой культуры, нашли дальнейшее развитие в период расцвета мусульманского искусства, когда был осуществлен постепенный переход в его сюжетах от мифологической образности к символической, условно-декоративной. Таким образом, развитие принципов отображения природного мира в болгарском искусстве характеризовалось переходом от изобразительности, свойственной доисламскому мировосприятию, к орнаментальности мусульманского искусства. Истоки условно-стилизованной трактовки образов восходят к традициям древнетюркской кочевой и полукочевой культуры.

Принятие ислама предками татар – волжскими булгарами включило татарскую культуру в обширный мир мусульманской цивилизации, под влиянием которой происходило формирование и развитие ее духовно-эстетических ценностей. В национальном искусстве, наряду с этническими традициями, получили развитие традиции мусульманского искусства, оказавшего влияние на художественно-идейное содержание и стилевую направленность произведений.

Значительную роль в становлении стилевой общности мусульманского искусства сыграло распространение арабской письменной графики со всей совокупностью художественных почерков. На ее основе высокого развития достигла каллиграфия - искусство утонченного письма в рукописной книге, татарских шамаилях, намогильниках - каберташах и эпиграфический орнамент в убранстве монументальной архитектуры, произведениях декоративно-прикладного искусства.

Принятие Ислама, связанное со становлением одного из первых в Восточной Европе средневековых государств - Волжской Болгарии, ознаменовалось высоким расцветом его культуры. "Болгары соседи наши... суть вельми богаты и сильны", писал в 10 веке владимирский князь Всеволод киевскому князю Святославу. Во многих аспектах культурного развития в 10-12 вв. Волжская Болгария была на самых передовых позициях среди стран Восточной Европы, достигла больших успехов в развитии художественных ремесел, в строительстве городов, замков, мечетей. Один из столичных городов - Великий Биляр, занимавший территорию около тысячи гектар, был крупнейшим городом не только Восточной, но и Западной Европы. Первые мечети булгар, построенные в Биляре, были деревянными, позднее их возводили из белого камня и болгары были известны как опытные мастера по возведению белокаменных сооружений культового и оборонного назначения.

В отношении развития своей архитектуры и искусства Волжская Болгария была близка к мусульманским странам Ближнего Востока, тяготела к Средней Азии, с которой у нее были налажены тесные культурно-экономические связи. Об этом свидетельствуют, в частности, градостроительные принципы застройки некоторых болгарских городов. Они были окружены концентрически отходящими земляными валами, имевшими трехчастное деление на внешний, внутренний город и цитадель. Вокруг внешнего города располагался посад и вся планировка, как и средневековых городов Среднего и Ближнего Востока, была близка к радиально-центрической. Планировка города Биляра во многом напоминает застройку Багдада, построенного в 8 в., и имевшего в плане круг с двойным кольцом укреплений и обширной площадью.

Архитектурно-строительная школа волжских болгар представлена археологическими остатками комплекса сооружений из камня, кирпича и дерева. Ближневосточные и закавказские традиции в мусульманской архитектуре были подчинены системе болгарской школы зодчества, местным климатическим и природным условиям. Об этом свидетельствуют остатки Джами мечети в г. Биляре 10 в., которая размещалась внутри цитадели на обширной городской площади. Это был местный вариант классического типа многоколонной арабской мечети, первоначально построенной из сосновых бревен с прямоугольной залой уникального для архитектуры из дерева размера: 84 на 32 метра. Затем к ней был пристроен каменный зал размером 41 на 26 метров с системой кладки характерной для эллино-византийских построек приазово-причерноморских городов и Закавказья. Система опорных колонн и расположение их рядами не продольных, а поперечных нефов, перекрытых арками, свидетельствует о влиянии архитектуры Южной Сирии и Месопотамии.

В изобразительном искусстве домонгольского периода влияние исламского мировоззрения на народные представления и мифологическую систему образного мышления не имело доминирующего характера. Однако образы доисламской мифологии в болгарском прикладном искусстве - изображения животных, птиц, фантастических существ, очень редко человека, были представлены в условно-декоративном выражении, характерном для изобразительной трактовки мусульманского искусства. Для того, чтобы выявить, насколько художественный язык болгар вписывался в рамки канонов изобразительности, присущих мусульманскому искусству, необходимо раскрыть отношении Ислама к изображению человека и живых существ, его исторические корни.

Изображение человека считалось греховным в Исламе с начала 9 в., хотя первое упоминание о неприязненном отношении мусульман к изображению живых существ восходит к 770 годам[21]. Однако нет ничего указывающего на запрет изображать живые существа в Коране. Обычно для его обоснования ссылаются на Хадисы. Например, в сборнике ал-Бухари предупреждается, что художников, рисующих одухотворенные предметы, в день Страшного суда заставят вдохнуть жизнь в их творения [22]. В Хадисах предписывалось изображать природу, ландшафты, но не изображать человека, не изображать бога, ибо он мыслился как чистая духовность, очищенная от всего человеческого и случайного.

Этот взгляд утвердился и в официальном религиозном сознании, но как борьба против идолопоклонства и язычества. В эстетическом сознании изображение всего живого рассматривалось как подражание Аллаху, повторить творения которого представлялось невозможным. Вероятно, поэтому в творчестве мусульманского художника нет реалистического изображения, мир познается им условно и реальность переосмысливается в субъективном миропонимании - в отвлеченных и абстрактных формах. Изображение или отражение реальности происходило в рамках средневекового сознания, отличительной особенностью которого являлась каноничность. Ярким выражением ее в искусстве является орнаментальность и условная декоративность - основные художественные принципы мусульманского искусства.

Традиция сдержанного отношения к изображению человека была характерной для культуры некоторых народов еще в доисламский период. Например, в древнеарабских и иудейских традициях есть элементы отрицательного отношения к искусству, воспроизводящему, изображающему реальный мир. В этом негативном отношении, имевшем мировоззренческое значение и сформулированном в древнеиудейском мистицизме, в свою очередь, опиравшемся на древнеарабские кочевые религиозные и племенные традиции, следует искать истоки арабо-мусульманского художественного мышления[23].  Поэтому, проблему, по-видимому, не стоит упрощать, сводя ее лишь к борьбе с идолопоклонством, но видеть ее в сложившейся мусульманской концепции восприятия мира. Согласно этой концепции мусульманин не должен был воспроизводить внешний мир, созданный богом, поскольку копия этого мира не может сравниться с божественным оригиналом, а должен стремиться понимать бога. "Мусульманин не хочет быть одураченный искусством, так как для него и сам мир, неизмеримо более прекрасный, чем все произведения искусства, не более чем механизм, который бог приводит в движение..." [24].

Большое место во внутренних делах Болгарии занимало градо­строительство.  Укреплялись и расширялись города,  основанные еще в X в.,  такие как Биляр (Великий город),  Булгар (Бряхимов русских летопи­сей), Ошель, Сувар; возникли новые: Казань, Кашан, Жукотин, Кремен­чук,  Мардан и другие.  Возникновение  городов,  возведение вокруг  них оборонительных сооружений укрепляло самосознание болгарского эт­носа, придавало ему уверенность в своих делах, которые будут защи­щены от иноземных за­хватчиков.  В городах строились общественные здания: ме­чети, караван-сараи, правительственные и судейские палаты,  бани, а так­же дворы знати, сначала деревянные, а затем каменные и кир­пичные (“кирпич” лингвисты считают болгарским словом).  Однако  большая  часть­ домов в городах продолжала оставаться деревянными: дома строились из сосновых бревен, а крепостные стены были дубовыми. В скандинавских странах Болгарию называли не только “Болгарленд” (Болгарская земля),  но и страной городов - “Гардарика”.  Идея градо­строительства была важным элементом этноноосферы болгар.

Информация о работе Волжская Булгария