Волжская Булгария

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 00:01, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является обобщение элементов духовной культуры и искусства волжских болгар.
Для определения раскрытия данной темы были поставлены следующие задачи:
В первой главе: определить, как происходили изменения в области духовной культуры Волжской Болгарии доисламского периода.
Во второй главе: показать, как повлияла на духовную культуру болгар принятие ислама, а также влияние культурных связей с арабским миром на развитие в стране научных знаний, посвящения и литературы;

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………. 3

Глава I . Духовная культура Волжской Болгарии
в доисламский период.
I.1. Религия. Верования населения Волжской Болгарии. ………….… 5
I.2. Устное народное творчество и письменность
Волжской Болгарии. ………………………………………………. 9

Глава II. Культура Волжской Болгарии. Исламский период
II.1. Ислам в Волжской Болгарии ……………………………………... 15
II.2. Просвещение и литература в Волжской Болгарии …………….. 19
II.3. Наука в Волжской Болгарии …………………………………….... 23

Глава III. Искусство Волжской Болгарии
III.1. Ислам в искусстве волжских болгар……………………………… 29

Заключение………………………………………………………..…….….37
Библиография ……..……………………………………………..………..40
Приложение……………………

Файлы: 1 файл

Курсовая Культура и Искусство ВБ Новее (2).doc

— 201.50 Кб (Скачать файл)

При помощи поговорок и пословиц народ передавал накопленный опыт. Пословицы служили своего рода моральным кодексом, были не писанным законом, отражали нормы взаимоотношения людей. Пословицы играли огромную роль в обществе и были в большом почете. Например, «Когда слушаешь шапку, возьми шапку под мышку» (Картлар сузен ишеткэндэ, буркенне куенына куй»[7]. Эта пословица отражает болгарский обычай держать шапку под мышкой при встрече с почитаемыми людьми. Болгарские пословицы использовались и в языке дипломатии. Например, в 985 г. Был заключен мирный договор между Владимиром и болгарами. «Толи не будет межю нами мира, елико камень начнет плавати, а хмель почнет тонути». «Кайчан кем колмак суга батар, таш суга калкыр, бу вэгъдэ шунда бозылыр» Здесь пословица стала закрепляющей договора печатью двух государств.

Наиболее полно мечты народа отразились в сказках. В письменных источниках до нас дошли лишь отдельные фрагменты болгарских сказок. Это сюжеты о северном великане, птице-женщине, живущем на огромном дереве, девушке-рыбе, вышедшей из уха большой рыбы, громадных змеях и другие.

Сюжет о змее или драконе, живущем в воде, и требующем за пользование источником жертву – девушку, есть и в болгарском фольклоре. Об этом свидетельствуют письменные источники. Ибн Фадлан пишет о том, что в землях болгар живет множество огромных змей. Царь Алмыш говорил, что они не приносят вреда людям и тем самым обозначил их принадлежность к болгарскому тотему[8].

Важными источниками в исследовании письменной культуры болгар являются археологические материалы, которые предстают перед исследователем конкретными живыми письменами вместе с орудиями и материалами древнего письма[9].

До принятия ислама и, соответственно, до перехода к арабской графике исторические предки болгар и они сами проделали длительный путь развития письменности. История развития письменности в Болгарском государстве включает в себя три основных вида письма. Первая письменность у болгар была руническая. Возможно, это связано с тюркскими племенами, жившими здесь еще до болгар. Но распространенная в этом регионе письменность похожа на хазаро-болгарское письмо или тюркское руническое письмо северокавказского варианта, относящееся к салтово-маяцкой культуре.  О бытовании в VIII-IX веках рунической письменности говорят надписи из Маяцкого и Саркельского городищ, коллекции Новочеркасского музея. Предметы с руническими надписями встречаются и в местностях, отдаленных от центра Волжской Болгарии. Например, рунический текст был найден на ручке чаши в местечке Глазов Вятской губернии (ныне территория Удмуртии), где в древности находилось военное укрепление Болгарского государства. Слова в этом тексте разделены характерными для рунической орфографии двоеточиями. («Лебедеподобной княжне-невесте – серебро в честь бракосочетания»). Эту надпись впервые прочитал П.Мелиоранский, затем в наши дни более точно прочитал специалист по истории алфавитов Х.Р. Курбатов[10]. Такие же рунические надписи обнаружены на серебряных предметах XI-XII веков, найденных в Прикамье.

В 1958 году  во время археологической экспедиции под руководством А.Х. Халикова у посёлка Юрино Марийской Республики был найден камень с рунической надписью, близкой к тюрко-орхонской, но имеющей графические особенности. Надпись на камне, датированная Э.М. Тенишовым по языковым особенностям X-XI веком, выражает крылатое слово, мудрое изречение. На камне написано «Куч узэ дашум» - «Против насилия – мой камень». Эта надпись на камне имеет другой характер, и по форме он напоминал кастет.

В 1983 году на XXVIII раскопе Билярского городища на фигурной ручке болгарского керамического сосуда была обнаружена руническая надпись, нанесённая острым предметом по сырой глине. Надпись дала основание включить Волжскую Болгарию в ареал распространения древнетюркской рунической письменности, близкой в своей основе к северокавказскому (протоболгарскому) варианту. Эта находка позволила рунические надписи на перифериях Волжской Болгарии, найденные ранее, связать с болгарами. Распространение подобных надписей в Волжской Болгарии и в прилегающих районах в более позднее время свидетельствует, что рунический шрифт употреблялся населением и после введения арабского алфавита.

Однако с широким распространением ислама руническая графика постепенно вытеснялась из жизни как проявление язычества. Несмотря на это, она употреблялась в быту некоторое время. Многие руны перешли в область тамг и знаков, которые имели уже совсем иное значение. На керамических изделиях Билярского городища зафиксировано более 20 рунических клейм-знаков ремесленников, гончаров, повторяющих почти все буквы тюрко-орхонского алфавита. Среди них чаще встречается знак, напоминающий букву «А», который в тюрко-орхонском алфавите означает звук «бэ». Показательно, что этот знак превращается также в княжеские племенные тамги, что доказывается их наличием на булгарских монетах. Личными знаками метили свои товары болгарские купцы при немой торговле с северными народами. Исследователи болгарских клейм-знаков подчёркивают их сходство с более поздними татарскими и чувашскими тамгами. Действительно, татарские тамги близки, с одной стороны, знакам тюрко-орхонского алфавита, а с другой – болгарским клеймам-знакам.  Имеется немало татарских тамг, повторяющих тюркские руны и пока не обнаруженных на болгарских изделиях.

От рунического шрифта древнетюркского типа болгары впоследствии перешли к арабской графике. Перевод официальных документов со старых болгарских знаков  "куниг" на арабское письмо был осуществлен в 40- х – первой половине 80-х годов IX в., когда булгары еще жили в Поднепровье. О широком распространении грамотности среди болгар свидетельствуют как письменные источники, так и вещественные. Находки с древнеболгарскими надписями хранятся в музеях Казани, Новочеркасска, Венгрии и Болгарии.

Когда речь идёт о рукописях, обычно подразумевается текст, написанный на бумаге. Первоначально болгары писали на глиняных табличках, а затем болгары Приазовья и Причерноморья использовали покрытые воском дощечки, волжские болгары, кроме дощечек, покрытых воском, применяли обработанную бересту. На покрытой воском дощечке и на бересте процарапывали знаки-слова и буквы костяными стержнями. Их подвешивали с помощью ремешка к поясу, о чём свидетельствуют сделанные на их конце отверстия. Материалом для письма болгар был и камень. Болгарские эпитафические памятники XIII-XIV веков отличаются изяществом, аккуратностью почерка. Они свидетельствуют о высоком искусстве болгарских писцов-камнерезчиков.  Болгарские надгробные камни домонгольского периода были обнаружены на горе Балангуз недалеко от Билярска. Эти камни относят к 1177 году.

Нередко надписи встречаются на отдельных бытовых предметах, изделиях ремесленников, гончаров – сфероконусах, кувшинах, пряслицах. Часто встречаются надписи на металлических украшениях: женских медных и серебряных браслетах, перстнях, зеркалах.

В период расцвета Волжской Болгарии основным материалом для письма стала бумага. Ее привозили из Средней Азии. На бумаге писали чернилами, наливая их в глиняные чернильницы.

Письменные памятники-рукописи болгарского периода почти не сохранились, до нас дошли лишь поздние их списки. Болгары, имевшие тесные торговые и культурные связи с Китаем, Индией, народами Средней Азии, особенно с Бухарой, Самаркандом, Багдадом, с уйгурами, несомненно, бумагу для письма ввозили от них. Обнаруженные в домонгольских материалах глиняные чернильницы подтверждают это. Были и книги, написанные на бумаге. Они прекрасно оформлялись. Металлические обложки таких книг, покрытые красивым волнистым орнаментом и инкрустацией, известны в билярских коллекциях.

Таким образом, первым алфавитным письмом волжских болгар, считается руническое письмо. Оно было разработанным, системным письмом,  и  более универсальным, то есть существовал рунический алфавит. Не вызывает сомнения, что руническая письменность до появления арабской графики распространилась довольно широко. И видимо, руническое письмо булгар было вытеснено в IX-X веках арабским письмом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II.   Культура Волжской Болгарии. Исламский период

 

II.1.          Ислам в Волжской Болгарии

 

Изначально жители Волжской Болгарии исповедовали в основном язычество, но в 921 году булгарский эльтебер (правитель) Алмуш заключив союз с Багдадским халифатом, просит халифа Багдада аль-Муктадира направить в Болгарию ученого проповедника. Вскоре, в 922 году из Багдада приезжает целое посольство, при нем был и свой секретарь Ибн-Фадлан, который вел записи и подробно изложил историю этого посольства в своих записях. После официального оглашения письма арабского правителя, болгарский эльтебер Алмуш призвал свой народ принять ислам[11].

Первоначально мусульманские общины появились в Болгаре, Суваре, Биляре и других крупных городах Волжской Болгарии. К концу Х в., практически, всё население страны мусульманизировалось, о чём свидетельствуют археологические данные: повсеместное распространение (с рубежа Х-ХI вв.) могильников с мусульманской обрядностью (ориентация покойников по кибле: головой на запад, тело чуть повернуто на правый бок, лицо обращено в сторону Мекки; как правило, в захоронениях отсутствовал вещевой комплекс и т. п.). Принятие ислама в Волжской Болгарии определило направление её цивилизационных контактов со странами Востока. Ислам оказал значительное влияние на духовную культуру булгарского общества, оттеснив языческие культы в область суеверий. Уже с конца Х в. Волжская Болгария стала страной "классического ислама", в ней жили и творили многие крупные мусульманские учёные и богословы. Волжская Болгария превратилась в самую северную страну исламской ойкумены.

В 922 году официальной религией болгарского государства становится ислам. Ислам являлся крайне важным фактором для объединения различных тюркских и коренных угро-финских племен проживавших на территории Волжской Болгарии в единое государство. Именно ислам смог превратить разрозненные племена в единую нацию, благодаря опоре на мусульманские ценности. Во многом принятие ислама было и политическим шагом, так как благодаря этой религии болгары получали возможность стать частью арабо-мусульманского мира не только в религиозном, но и торгово-экономическом смысле. Вместе с тем, ряд тюркских и угро-финских племен не желавших принимать новую религию, продолжал сохранять свои языческие традиции. Возможность их сохранения действительно была, так как болгарское государство отличалось веротерпимостью и поликонфессиональностью. Если ислам в Болгарском Государстве консолидировал разные этносы в один, то есть с болгарским (тюркоязычным) языком и болгарской культурой, то племена сохранявшие язычество в значительной степени смогли избежать ассимиляции, продолжая сохранять архаичные элементы тюркской, угро-финской культуры и свои локальные самоназвания.

Ислам смог выполнить функцию религии, которая во многом смогла консолидировать разрозненные народы и установить хорошие связи болгар с Востоком. Во второй половине 960-х годов, после победы киевского князя Святослава над Хазарским каганатом, зависимость болгар от хазар полностью прекратилась, и Волжская Болгария становится первым независимым государством Среднего Поволжья.

Принятие монотеистической религии было подготовлено всем ходом предшествующего социально-экономического, политического и культурного развития Волжской Болгарии. Часть болгарских племен, пришедших в Среднее Поволжье и Нижнее Прикамье, уже исповедовали ислам ханафитского толка. В дальнейшем распространении ислама в Волжской Болгарии решающую роль играли именно они, установив тесные (даже номинально подвластные) связи с развитым мусульманским государством Средней Азии Саманидов. Поэтому в Болгарии распространяется ислам не ортодоксального характера, а ислам, обогащенный элементами традиционных культур народов Средней Азии[12].

Господствующей религией в Болгарии был ислам,  но ни христиане, ни язычники в стране не подвергались гонениям офи­циально  со  стороны  государства.  В стране  складывалась оригинальная культура на базе местных традиций и привнесенных с исламом арабо-персидских  влияний.  “В  фазе подъема, - писал Л.Н.Гумилев,- складыва­ется, а в акматической фазе кристаллизуется оригинальный  для  каждого  случая  стереотип  не только  поведения,  но и мировосприятия и миро­осмысления, или то, что мы называем культурным типом.”[13].

Особенность ислама в Волжской Болгарии состоит еще в том, что он с самого начала использовался в качестве идеологического инструмента в образовании государства. Развитие болгарской государственности и исламизация страны идут как неразрывный взаимоусиливающий друг друга процесс.

Прежде всего, надо сказать, что утверждение об официальном принятии ислама в Волжской Болгарии в 922 году, т. е. с приездом багдадского посольства, ничем не обосновано. Уже тогда царь болгар, его приближенные и значительная часть населения были мусульманами, и царь свои действия обосновывает исламом. Ислам как официальная религия был принят еще до прихода багдадского посольства. На завершающем этапе создания государственности с целью укрепления позиции ислама в стране, поднятия авторитета государства и получения покровительства халифа болгарский царь Алмыш обращается к Багдаду, в результате чего происходит признание Болгарского государства мусульманским. Ислам распространяется по всей территории страны, глубоко проникая во все области жизни, во все слои общества. Начало второй половины XII в. ознаменовалось уже окончательной победой ислама: распространяется мусульманская культура, обогащенная местными особенностями[14].

Информация о работе Волжская Булгария