Вознесенский Кафедральный Собор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 20:34, реферат

Описание работы

Архитектором третьего варианта Вознесенского Кафедрального собора был А. А. Ященко. 1893—1905 гг. Этот православный храм построен в нововизантийском стиле. Объект культурного наследия федерального значения. Является седьмым по высоте купола православным храмом в России. Второй кафедральный собор Ростовской и Новочеркасской епархии и главный храм Донского казачества. Собор в Новочеркасске пытались возвести с момента основания города, но он дважды обрушался (в 1846 и 1863 году).

Содержание работы

Введение …………………………………………………..2

История Соборного Храма: ………………………………3

А) Первый вариант …………………………………………3
Б) Второй вариант ………………………………………….7
В) Третий вариант ………………………………………….11
Оформление третьего Собора ……………………………15

Живопись в Вознесенском Кафедральном Соборе……...18

Характеристики Вознесенского Кафедрального Собора..20

Послевоенные годы …………………………………….....31

Чудотворный образ в Новочеркасском ………………… 37
Вознесенском соборе
Новочеркасский Вознесенский собор……………………47
от основания до креста.
Заключение………………………………………………...51

10. Приложение ……………………………………………….52
11. Список литературы …………………………

Файлы: 1 файл

Собор.doc

— 711.00 Кб (Скачать файл)

       Но в 1896г. Комиссия обнаружила на соборной площади 600 тыс.штук кирпича, которые по проекту уже должны были быть заложены в основание фундамента. Прежний опыт обрушения двух вариантов собора подсказывал, что необходимо провести детальное обследование указанного факта и найти причину, по которой более полумиллиона штук кирпича оказались неиспользованными. Предварительный осмотр показал, что бутовая и кирпичная кладка фундамента произведены в размерах меньших, чем предусматривалось проектом Ященко. Архитектор Злобин вынужден был давать письменные объяснения в Главное инженерное управление при Военном Министре, под присмотром которого строился Войсковой собор в Новочеркасске. Управление командировало в Новочеркасск своего представителя инженер-полковника К.Х.Лимаренко, только что окончившего строительство собора в Ковенской крепости.

         
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Оформление  третьего Собора 

       Профессор, доктор технических наук из НГТУ Ю.Мурзенко, много сил и времени положивший на изучение документации и состояния Вознесенского собора в наши дни, писал: "Скрупулезно обследовал К.Х.Лимаренко возведенную часть и грунтовое основание. Обнаружились ошибки в размерах, в плане, в глубине заложения фундаментов и всего этого - не в запас прочности! По предложению К.Х.Лимаренко были затем внесены коррективы в проект. Кладка фундаментов, стен и опор была подвержена реконструкции, надземная часть была облегчена примерно на 1/10 своего веса."("Новочеркасский Вознесенский", г."Знамя Коммуны" 1992 г., декабрь ). К.Х.Лимаренко, пробив в разных точках фундамента шурфы, обнаружил, что разница плоскости фундамента с востока на запад достигает почти 1 метра. А это значит, что если на такое разноплоскостное основание поставить собор весом 8,5 миллионов пудов (т.е. 156,8 тыс. тонн), то он разорвет фундамент и произойдет новое обрушение собора.

       По докладной инженер-полковника К.Х.Лимаренко Военный министр принял решение поручить ему переработку проекта и возглавить строительство собора в Новочеркасске. В связи с этим поручением К.Х.Лимаренко перепроектировал собор (не нарушая внешнего облика, предложенного архитектором А.А.Ященко), а также уменьшил его вес на 1млн. 300тыс. пудов, т.е. на 20,8 тыс. тонн. Таким образом, строящийся Вознесенский собор по проекту К.Х.Лимаренко стал весить 136 (а не 156,8) тыс. тонн. Для уменьшения нагрузки архитектор-строитель предложил заменить кирпичные своды железобетонными по системе Монье (впервые примененные на Дону). Помощниками строителя собора К.Х.Лимаренко назначили гражданского инженер-архитектора С.И.Болдырева, а позднее гражданского инженера Г.М.Сальникова.

       В 1897г. работы на строительстве собора продолжились. В 1898-1899г.г. производилась кладка кирпичных стен. В 1900 году проводилась кладка главного купола. При его сооружении велась беспрерывная работа в течение 36 часов, не допускавшая ни минуты простоя, чтобы не обрушился главный купольный свод диаметром более 18 м. Верхняя часть главного барабана складывалась из пустотелого кирпича, который изготовлялся по специальному заказу на заводе гончарных изделий Торецкого Общества Екатеринославской губернии. Цемент для их связки заготавливал французско-русский завод "Союз", расположенный недалеко от Ростова-на-Дону. Собственный вес бетонного свода, созданного по системе "Монье" (без веса главного креста - Е.К.), составил более 182 тонн.

        Главный купол и пять других покрыли листовой медью в шашечном порядке, а остальные полукупола - железом. Впоследствии, при отделке внутренних росписей собора сусальным золотом, будут покрыты таким же золотом - главный купол и 5 куполов вокруг него.

        23 июля 1900 г. происходило поднятие 9 колоколов на строящийся собор. Старые колокола сняли с колокольни временного деревянного Вознесенского собора и поставили при входе в новый храм. Вскоре их стали поднимать через специально оставленное отверстие, сделанное в своде. Кроме четырех прежних колоколов, поднял пять новых, изготовленных на заводе Финляндского. После молебна, совершенного Преосвященным Иоанном и градским духовенством, а также окропления священником Титом Климентовым святой водой колоколов, они стали подниматься на крышу собора.

        Самым большим и мелодичным был старинный колокол весом в 700 пудов (по другим источникам - 750 пуд., т.е.11,2 т. - 12,0т.), отлитый еще 20 октября 1744 года для Воскресенского собора в Черкасске мастером Михаилом Шаториным, а "старанием ( т.е. заботами - Е.К.) войскового атамана Даниила Ефремова". Другой колокол весил 300 пудов (т.е.4,8 т.) и был отлит в 1864 г. при Наказном Атамане П.Х.Граббе московским мастером М.А.Ольховским на харьковском заводе Н.Т.Рыжовой. Именно этот колокол и подняли первым. Третий колокол весил 154 пуда 5 фунтов (т.е. около 1,5 т.). Его изготовили во времена Войскового Наказного Атамана Н.В.Краснокутского (1874-1881г.) "от усердия семейства купца Данила Харламова и других благотворителей...".Четвертый колокол без надписи выливался в Ставрополе-Кавказском. Пятый колокол весом 26 пудов 28 фунтов (т.е. 420 кг.) случайно разбили и поэтому не подняли на колокольню нового собора, хотя его отлили в Казани еще в 1810 году "при войсковом атамане генерал-лейтенанте Матвее Ивановиче Платове ..." В торжестве поднятия колоколов, наряду с горожанами, приняли участие второочередные казаки станиц: Старочеркасской, Грушевской и Кривянской.

       Фирма Семена Абросимова из Санкт-Петербурга за 44.324 руб. выполнила работы по золочению 6 куполов возводимого собора, а в Богемии (Чехословакия) изготовили самый большой крест на главный купол, весом в 80 пудов, т.е.1.280 кг. и высотой в 16 футов, т.е. 4,9 м. В его перекрестие вставили 80 монолитов из горного хрусталя, граненые под алмазную грань и оправленные каждый в медную посеребренную оправу. Это давало огромный световой эффект при попадании лучей солнца на золотой крест со вставленным общим хрусталем. Блеск природного солнца отражался в искусственной позолоте и хрустальном многогранном монолите. К тому же эффект придавали и пять позолоченных куполов, обрамляющих главный купол. Игра солнечного света в золоте и хрустале создавала как бы светящийся шар, иллюзию второго солнца. Поэтому со времени (3 сентября 1900 г.) торжественной установки железных позолоченных восьмиконечных крестов на 5 куполах и алтарном полукуполе, а также креста на главном куполе собора Войсковой храм называют "вторым солнцем Дона". А поскольку собор (высотой в 74,7м.) стоит на возвышенном месте Новочеркасска и виден в ясную погоду до 30 верст, то можно себе представить каково было зрелище в солнечную погоду в целом на город и Войсковой собор, например, из займища или станицы Кривянской. Собор со сверкающим крестом издалека мог представиться известной "шапкой Мономаха". В этом же году подняли колокола на колокольню и остеклили все окна, в т.ч. в 16 окнах вставили цветные кафедральные стекла с орнаментом и в 7 окнах - на библейские мотивы. Работы выполнило Северное стекольное общество.

       В 1901г. окончены штукатурные и скульптурные работы, а также вставлены железные переплеты во всех 136 окнах собора. Ростовская фирма Зигель и ее представительство в Новочеркасске, выполнили все работы по отоплению и вентиляции. В этом же году устроили три гранитных крыльца только с западной стороны (с тем чтобы исключить сквозняки). На главном входе устроили 16 гранитных ступеней. Фундамент под главное гранитное крыльцо изготовили еще в 1899 г. и на него сделали временную нагрузку весом в 20 тыс. пудов (т.е. 320 тыс. кг.), для того чтобы в течении двух лет проверить возможную осадку главных ступеней собора. В цокольной части собора устроили 5 специальных дверей (в алтарную часть, в просвирню, хозяйственную часть и т.д.).

       В 1902г. произвели заготовку мраморных плит для полов и внутренних ступеней, а также мрамора для иконостаса. Белый мрамор из Италии для полов и иконостаса поставила ростовская фирма итальянца Сильверста Тонитто, а розовый (для колонн), привозили из Франции. Построенные на соборной площади мраморные мастерские изготавливали плиты для покрытия полов. Всего уложили 5600 штук мраморных плит четырех цветов: серого, белого, розового и зеленого. Фриз сделали из белого мрамора. Полы на хорах соорудили из метлахской плитки Харьковского завода Бергенгейма. Все бетонные работы произвела Новочеркасская фирма Торлецкого. В этом же году в соборе новочеркасской фирмой "Фертиг и Богатырев" устроено электрическое освещение (вначале временное для выполнения художественных работ, а затем постоянное, для освещения собора ). Вокруг собора построили тротуар их метлахской цветной плитки на бетонном основании шириной около 3 метров и длиной около 300 м. (не сохранился).

       В 1902г. фирма "Альтшвагер" установила на фасаде собора часы диаметром около 2-х метров с часовым механизмом внутри собора, для обслуживания которых в штат собора позднее ввели механика с окладом в 70 руб. годовых.

       Большое внимание Соборостроительная комиссия уделила планировке и оформлению Соборной площади. Замощенная полностью камнем, она имела три сквера с дорожками, электрическое освещение на столбах . Примечательной деталью площади стал чугунный, резной работы фонтан, который закрыл собой бывший водный резервуар, построенный вместе с соборным водопроводом для обеспечения строительства водой. Фонтан использовался не только как украшение Соборной площади, но и для освящения воды и полива небольших скверов, устроенных по углам Соборной площади. 
 
 

Живопись  в Вознесенском Кафедральном Соборе 

       Рядом с часами выставили два образа работы новочеркасского художника Елисея Григорьевича Черепахина "Донской Божией Матери" и "Благословляющего Христа". Они выполнены на позолоченной меди под стеклом размером свыше 2-х квадратных метров каждый. Под его же руководством в соборе изготовили всю церковную мебель и многие деревянные работы.

       В 1902 г., когда собор вчерне построили, из Петербурга приехала комиссия под председательством профессора Инженерной академии Генерал-Лейтенанта Веденяпина. Комиссия признала выполненные работы правильными и подписала акт о приемке здания собора. В этом же году объявили всероссийский конкурс на лучшее живописное оформление Вознесенского собора в Новочеркасске. Из нескольких, предложенных Святейшему Синоду проектов, победил проект №2 с девизом "Кружок", выполненный художниками Стаборовским и Гружевским из общества Русских художников. Комиссия при Святейшем Синоде рассмотрела этот проект и утвердила его 27 мая 1902 г. с незначительными изменениями. Военный Совет журналом от 6 июня этого же года разрешил заключить контракт с обществом Русских художников на выполнение художественно-оформительских работ в Новочеркасском соборе.

       В 1903 году начали монтировать мраморный иконостас, отличающийся великолепной кружевной вязью. Работу по его устройству и живописи отдали по конкурсу профессору А.В.Пряхову.

       Непосредственный эскиз-проект по оформлению собора выполнил художник Грязнов. В Петрбурге законтрактовали группу общества Русских художников, в т.ч. из Москвы, и направили в Новочеркасск. В большой группе живописцев можно выделить: Ивана Федоровича Попова, Владимира Михайловича Лопатина, Николая Георгиевича Масленникова, Аполлона Васильевича Троицкого, Владимира Александровича Пояркова, Дмитрия Николаевича Кардовского, Ивана Федоровича Порфирова, Вениамина Николаевича Попова, Александра Михайловича Грушина, а также Г.В.Белащенко, А.В.Троицкого, А.П.Хотулева, Г. Мясоедова, В.А.Иващенко, А.С.Петухова, В.А.Плотникова, Т.К.Петрусевича, Т.П.Шинкаренко, М.Е.Ватутина, Ф.С.Казачинского, С.Е. Девяткина.

       Всех живописных работ художники выполнили на 100 тыс. руб., не считая стоимости использованного сусального золота на 17 тыс. руб. Всего художественных работ в соборе (в т.ч. икон в иконостасах) до 200. Самая большая картина в Новочеркасском соборе - "Страшный суд". Она занимает площадь более 35 квадратных сажень, т.е. около 75 кв. м. Естественно, что в соборе есть картины, отображающие суть всех 12 главных православных праздников. На центральном куполе мы видим огромное погрудное изображение Христа Спасителя (характерное для оформления ранних русских церквей), Пантократора, Вседержителя, Царя Царствующих, выполненное художником И.Ф.Порфировым. От пола, до купола, диаметром более 18 м., на котором изображен Иисус Христос, более 50 метров. О том, что это достаточно высоко убеждает тот факт, что между глазами образа Иисуса Христа ровно один метр. Над алтарем на золотистого цвета полусфере художником М.Е.Ватутиным по эскизу И.Ф.Попова нарисована "Святая Троица". Ниже ее в алтарной части в открытые царские врата видна огромная 13 метровая картина художника Вениамина Попова "Тайная вечеря", выполненная по эскизу художника И.Ф.Попова. Сам же Иван Федорович Попов, оставшийся после росписи собора жить в Новочеркасске, написал четыре картины в притворе собора: "Исцеление дочери Хананеянки", "Притча о Блудном Сыне", "Отрок Иисус во храме" и "Благословение детей".

       На хорах, расположенных на втором этаже колокольни, вывешены картины исторической живописи, которые отразили основные вехи становления и развития Донского казачества. Здесь расположены картины: "Сборы Ермака в поход на Сибирь" в 1580г. художника Ф.С.Казачинского, "Пожалование Царского знамени при Царе Михаиле Федоровиче в 1614 году" художника Д.Н.Кардовского, "Азовское сидение в 1641 году" художника Петрусевича, "Сборы Петра Великаго под Азов в 1696 г." художника Максимова по эскизу Д.Н.Кардовского, "Закладка собора и города Новочеркасска атаманом Платовым в 1805году " художника И.Ф.Попова, "Встреча Атамана Платова в 1814 году близ г.Новочеркасска" художника Петухова, "Вручение пернача 6 мая 1887 г." Наследнику Престола Цесаревичу Николаю Александровичу, художника Д.Н.Кардовского.

       В 1904г. проводились столярные работы Новочеркасской фирмой Желтикова и частично фирмой художника Е.Г.Черепахина. В этом же году производилось мощение площади вокруг собора и устройство скверов. Весной 1904 г. закончились все оформительские и мраморные работы. Церковную утварь изготовила Московская мастерская А.М.Постникова, в частности, соборную плащаница стоимостью в 5 тыс. руб. Этой же фирмой изготовлены для иконостасов "трое царских врат" и 6 боковых дверей. Врата и двери исполнены из отлитой чеканной бронзы. Все лицевые части вызолочены, а задние - посеребрены.

Информация о работе Вознесенский Кафедральный Собор