Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 20:34, реферат
Архитектором третьего варианта Вознесенского Кафедрального собора был А. А. Ященко. 1893—1905 гг. Этот православный храм построен в нововизантийском стиле. Объект культурного наследия федерального значения. Является седьмым по высоте купола православным храмом в России. Второй кафедральный собор Ростовской и Новочеркасской епархии и главный храм Донского казачества. Собор в Новочеркасске пытались возвести с момента основания города, но он дважды обрушался (в 1846 и 1863 году).
Введение …………………………………………………..2
История Соборного Храма: ………………………………3
А) Первый вариант …………………………………………3
Б) Второй вариант ………………………………………….7
В) Третий вариант ………………………………………….11
Оформление третьего Собора ……………………………15
Живопись в Вознесенском Кафедральном Соборе……...18
Характеристики Вознесенского Кафедрального Собора..20
Послевоенные годы …………………………………….....31
Чудотворный образ в Новочеркасском ………………… 37
Вознесенском соборе
Новочеркасский Вознесенский собор……………………47
от основания до креста.
Заключение………………………………………………...51
10. Приложение ……………………………………………….52
11. Список литературы …………………………
В Вознесенском соборе в Одигитриевском приделе постоянно находился также список с Аксайской чудотворной иконы Божией Матери. Он хранился в особом киоте под балдахином на четырех резных колоннах, высотой 4,5 метра. Балдахин был сделан деревянный, весь резной, и венчался резным же крестом. Сама икона была написана на кипарисной доске непосредственно с оригинала местным живописцем, владельцем иконостасной мастерской Ардалионом Соловьевым. Внизу киота находилась медная вызолоченная доска со следующей надписью: «Сия Аксайская икона Божией Матери Одигитрии, копия с чудотворной, сооружена усердием благодарных жителей Новочеркасска, в память избавления их от холеры в 1892 году». Икона была освящена 28 июня 1893 года Архиепископом Донским и Новочеркасским Макарием (Миролюбовым) (20). Поклонение Аксайской иконе совершалось в Донской области неизменно вплоть до 1920 года, соблюдалось расписание ее перемещений. Многотысячные крестные ходы сопровождали икону из Аксая в Новочеркасск и обратно. С установлением советской власти следы коны теряются. Возможно, она была укрыта где-то на донской земле, либо вывезена за рубеж. Косвенное подтверждение последней версии встречаем в зарубежной казачьей печати за 1950 год, где сообщается, что, по инициативе атамана Донской станицы в Нью-Йорке П.И. Медведева при Скорбной Сени Храма Христа Спасителя в Нью-Йорке сооружена неугасимая лампада у святой иконы Аксайской Божией Матери, в память мученической кончины архипастыря донских казаков -- владыки Гермогена (Максимова), расстрелянного в Загребе в 1945 году партизанами Тито» (21). Не сохранились и чтимые списки с Аксайской чудотворной иконы, находившиеся в Троицкой церкви Аксая и в Новочеркасском Вознесенском соборе. Однако, по счастию, сохранился сам Новочеркасский собор, где в барабане главного купола среди медальонов с изображениями особо чтимых икон Богородицы имеется хорошо сохранившееся изображение Аксайской иконы, которое является точным списком с оригинала (22). Поэтому, можно с полным основанием сказать, что Аксайская чудотворная икона Одигитрии присутствует на Донской земле и оказывает ей свое покровительство.
Как уже известно, закладка и освящение места под Новый Черкасск, а также соборный храм Вознесения Христова, состоялась 18 (30) мая 1805 г. Это церковное торжество состоялось во временной деревянной часовне-храме (с пристроенным алтарем), которую за полтора месяца до этого начал строить, согласно контракта с Войсковым правительством, крестьянин Дмитрий Петров. К 15 мая 1805 г. часовня-храм была готова к осмотру приехавшим на Дон Епископом Воронежским и Черкасским Арсением 11 (до 1829 г. на Дону не было самостоятельной епархии и казаки, в церковном отношении, подчинялись воронежскому архиерею). Вся постройка, созданная по проекту донского инженер-капитана Ефимова и под присмотром протоиерея из Черкасска Алексея Оридовского, представляла собой деревянную православную часовню на 4-х столбах, обшитую внутри досками с пристроем-алтарем, окрашенными в белый цвет. Тесовая крыша и деревянный забор были окрашены в зеленый цвет.
Именно эта деревянная часовня-храм стала с 18 мая 1805г., т.е. после освящения в ней места под новую столицу и новый соборный храм, основанием для временного деревянного Вознесенского собора. До 1809г. эта часовня-храм являлась единственной церковью (собором) во всем столичном городе. Но затем появились деревянные молитвенные дома Троицкий и Александровский, а также деревянная Димитриевская (кладбищенская) церковь. 8 октября этого же 1809 г. Вознесенский храм был вновь освящен, так как в нем устроили и освятили "придел в честь иконы Божией Матери Одигитрии". В 1811 г. неподалеку от деревянного собора стал строиться каменный Войсковой Вознесенский собор, строительство которого затянулось до 1905 г. и поэтому все функции Войскового собора пришлось выполнять ВРЕМЕННОМУ деревянному Вознесенскому собору.
В 1813году из Старочеркасского Воскресенского (бывшего Войскового) собора в Новочеркасск привезли башенные часы и установили вначале на соборной деревянной колокольне, построенной еще в 1810 г. Опорные столбы Вознесенского храма, ввиду ветхости, в 1822 году заменяются на новые, а также перекрывается деревянная крыша. В 1826 г. при деревянном соборе строится деревянная караулка. В том же 1826 г. Войсковой Наказной Атаман И.А.Андрианов поставил в известность Войсковую Канцелярию о необходимости освидетельствования и ремонта деревянного Вознесенского собора. Полковник Миллер и городовой архитектор Фомин осмотрели деревянный собор и предложили Канцелярии выделить средства в размере 6.357 руб. 90коп., необходимые для ремонта храма. Средства выделили и ремонт произвели.
5 апреля 1829 г. открывается самостоятельная второклассная (по штату) Донская епархия с местопребыванием архиерея в Новочеркасске. Таким образом, столица Донского казачества получила статус епархиального города. В связи с этим деревянный Вознесенский собор получил название кафедрального (т.е. имеющего кафедру епископа). Высочайшим Указом от 23 августа 1830 г. деревянный Вознесенский кафедральный собор представлен "в полное ведение Высокопреосвященного Афанасия, Архиепископа Новочеркасского и Георгиевского", т.е. первого Донского Архипастыря. С 1842 г. Архипастыри на Дону получили титул - Донской и Новочеркасский.
Архиепископ Афанасий, получив в свое управление Вознесенский собор, распорядился освидетельствовать его. По сохранившемуся описанию от 1830 года временный деревянный Вознесенский собор имел купол, покрытый листовым железом, а нижний корпус - из соснового теса. Кровля и кресты были окрашены зеленой краской, а стены - белой. В 1833 г. мастеровой Зиновий Иванов получил на городских торгах (аукционе) право "исправить соборную Новочеркасскую церковь Божию в повреждениях". На ремонтные работы из Войсковой казны ему выделили 5.300 руб. Наблюдение за ремонтными работами проводил архитектор Колодин. 12 ноября 1833 года отремонтированный деревянный Вознесенский кафедральный собор вновь был освящен. В результате ремонта храм внутри оббили парусиной и окрасили. Придел и пономарня покрыты листовым железом. Трапезная, алтарь и крыша Вознесенского храма остались деревянными.
В таком виде деревянный собор прослужил
до 1848 г. В этом году началась его капитальная
перестройка. Освящение "вновьустроенного"
деревянного Вознесенского кафедрального
собора провели в 1849 г. Новый вариант собора
обшелевали тесом и покрыли листовым железом.
На соборе установили войсковые часы.
В обновленном деревянном соборе, как
и в прежнем, устроили два престола: главный
во имя Вознесения Господня, освященный
11 мая 1849 г. третьим Донским Архипастырем
Иоанном (захороненном в усыпальнице каменного
Войскового Вознесенского кафедрального
собора 4 октября 1911г.) и придельный храм
в честь иконы Божией Матери Одигитрии,
освященный 12 июня 1849 г. протоиереем С.Салтыковым.
При Вознесенском соборе в эти годы имелись две деревянные колокольни - одна рубленная из брусьев, на которой висело несколько небольших колоколов и другая на столбах, где висел один большой старинный колокол. В 1854 г. на средства жены Наказного Атамана Екатерины Михайловны Хомутовой и других благотворителей к деревянному собору пристроили третий северный придел во имя Воскресения Христова, освященный Архиепископом Донским и Новочеркасским 16 августа 1854 г. В августе 1872 г. обе колокольни разобрали, а колокола перенесли на колокольню недостроенного 2-го варианта каменного Вознесенского собора. В 1874 г. при деревянном Вознесенском соборе выстроили деревянное здание для караульных казаков. С 1877 г. по 1889 г. деревянное соборное здание несколько раз перестраивалось. Главный алтарь, приделы и притворы были "значительно распространены" (т.е. расширены -Е.К.), а "южный придел упразднен и обращен в ризницу." Через несколько лет, т.е. в 1892 г. этот южный придел восстановили и его освятил 15 августа Преосвященный Иоанн, Епископ Аксайский (викарий Донской епархии, т.е. помощник Донского Архиепископа).
В эти годы деревянный Вознесенский кафедральный собор покрыли листовым железом, окрашенным в зеленый цвет. Храм имел шесть выходов. Над собором возвышалось семь глав с железными шестиконечными крестами. Кресты и главы были вызолочены. Стены собора выкрашены "бланжевою краской" (т.е. телесного цвета - Е.К.). Внутри Вознесенский храм, кроме восточной части, главного алтаря, притвора, приделов и ризницы был ошелеван тесом, обтянут парусиной, окрашен бело-голубой краской. Четыре дубовых столба поддерживали купол собора. Над западными вратами устроили церковные хоры. Но деревянный собор все же быстро ветшал, был малопоместителен, у него отсутствовала церковная ограда. Как было записано в справке © 48, приложенной к представлению в Главное Управление казачьих войск от 17 февраля 1887 г.: "Кроме того, отсутствие вокруг собора ограды, необходимой при каждом, даже самом беднейшем храме, бывает причиною явлений нежелательных, вводящих верующих в соблазн. Так, в тени собора отдыхают целыми стадами телята, у стен его бегают ватаги собак, которые иногда забегают и в самый храм, об углы стен собора чешутся свиньи и т.п."(Военно-исторический музей, Ф.1. оп.1. д.162227, л. 52, из архива В.К.Куинджи).
В 1881 г. возле деревянного собора устроили кирпичную колокольню. Кирпич на ее строительство взяли из разрушившегося 2-го варианта каменного Вознесенского собора. В 1901 г. эту каменную колокольню разобрали, а колокола перед этим перевесили на колокольню строящегося третьего варианта каменного Войскового Вознесенского кафедрального собора.
В 1904 г., т.е. через 99 лет после его постройки в виде часовни-храма, деревянный Войсковой Вознесенский кафедральный собор был закрыт и разобран, так как рядом уже закончилось строительство 3-го варианта каменного Войскового Вознесенского кафедрального собора. Верно прослуживший казачеству на протяжении почти ста лет, ВРЕМЕННЫЙ деревянный Вознесенский кафедральный собор "был разобран и перенесен в богоугодные заведения" города. Он стоял на том месте, где ныне располагается двухэтажное кирпичное здание кожно-венерологической больницы (НКВД).
Почти вековая драматичная история строительства
трех вариантов каменного Вознесенского
кафедрального собора в Новочеркасске
затмила в сознании людей скромные 99 лет
повседневного служения во ВРЕМЕННОМ
ДЕРЕВЯННОМ Войсковом Вознесенском соборе.
Но судьба каменного собора немыслима
без судьбы деревянного собора, ибо каменный
поднялся до вершины "Второго солнца
Дона" именно потому, что рядом все эти
почти 100 лет строительства работал временный
деревянный Вознесенский кафедральный
собор.
Новочеркасский
Вознесенский собор
от основания до креста.
Новочеркасский Вознесенский кафедральный собор считается одним из самых величественных в России, третьим по величине церковным зданием, уступающим только храму Христа Спасителя в Москве и Исаакиевскому собору в Санкт-Петербурге. Новочеркасский собор является не только православным храм, но и историческим памятником Донского казачества. Его история сложна, но в тоже время очень интересна.
собор новочеркасска
Заложен собор в Новочеркасске был в 1893 году, а освящён и открыт - в 1905 году. А между этими двумя датами были как выемка грунта из котлована и кладка фундамента, так и возведение стен, бетонирование купольных сводов и воздвижение позолоченного креста со вставками из горного хрусталя. Благоустроительные работы включали, в частности, и мощение кубовым камнем перед папертью собора площадки размером 15 на 40 саженей для прохождения войск во время парадов. В общей же сложности от заложения первого варианта собора, до открытия его третьего варианта прошло ровно 100 лет.
На фасаде собора расположены две иконы и часы с боем. Однако, проектом А.А.Ященко часы на главном фасаде Вознесенского собора предусмотрены не были. Поэтому их пришлось вставлять в верхнюю часть расположенного на этом фасаде центрального окна с округлой верхней оконечностью. В 1902 г. часы саженного диаметра (примерно в 2 метра), с размещавшимся внутри собора часовым механизмом, были установлены фирмой "Альтшвагер". Для обслуживания механизма часов в штат персонала собора был введён механик с годовым окладом 70 рублей. Над часами в небольшом углублении расположили образ, повторявший имевшееся на Донской иконе Божьей Матери изображение, а в углублении над дверными створками главного входа разместили образ Христа Благословляющего. Оба изображения были выполнены новочеркасским художником Елисеем Григорьевичем Черепахиным на позолоченных листах меди площадью 2 кв. м каждый. В советский период оба образа были безвозвратно утрачены, так что в наши дни их пришлось воссоздавать заново.
Как известно, первый собор хотя и чисто символически, но всё же был заложен ещё при основании Новочеркасска в 1805 году. Автором проекта первого собора в Новочеркасске был Луиджи Руска. Грандиозный собор предполагалось возвести в стиле русского классицизма (или, как говорили в то время, "римской архитектуры"). Собор должен был стать крупнейшим в Российской империи, так как более крупные - Исаакиевский в Петербурге и Христа Спасителя в Москве - заложат только лишь в 1818 и в 1832 годах.
Строительство собора шло с большими перерывами до 1846 года. И вот, 29 августа в 9 часов вечера, как доносил донской атаман Власов императору Николаю I, «собор внезапно обрушился и большая часть этого великолепного здания превратилась в развалины: главный купол и два малые – северо-восточный и северо-западный купола, при мгновенном треске, обвалились, и при падении образовали собою огромную массу смешанного леса и камней…. Из рабочих людей никто при сём не погиб, потому что разрушение последовало в праздничный день и в такое позднее время, когда рабочие находились уже на ночлеге». Специально созданная и присланная на Дон комиссия причинами обрушения признала что «фундаменты были заложены на ненадлежащем основании, пилоны и пружинные арки были чрезвычайно слабы. Материал, служивший для постройки храма, был дурного качества, преимущественно раковистый известняк, имеющий очень малую прочность и известковый раствор применялся дурного качества. Кладка фундамента была произведена набросом, без всякого соблюдения рядов, и вместо расщебёнки между камнями находились куски сырого известнякового раствора».