Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 20:34, реферат
Архитектором третьего варианта Вознесенского Кафедрального собора был А. А. Ященко. 1893—1905 гг. Этот православный храм построен в нововизантийском стиле. Объект культурного наследия федерального значения. Является седьмым по высоте купола православным храмом в России. Второй кафедральный собор Ростовской и Новочеркасской епархии и главный храм Донского казачества. Собор в Новочеркасске пытались возвести с момента основания города, но он дважды обрушался (в 1846 и 1863 году).
Введение …………………………………………………..2
История Соборного Храма: ………………………………3
А) Первый вариант …………………………………………3
Б) Второй вариант ………………………………………….7
В) Третий вариант ………………………………………….11
Оформление третьего Собора ……………………………15
Живопись в Вознесенском Кафедральном Соборе……...18
Характеристики Вознесенского Кафедрального Собора..20
Послевоенные годы …………………………………….....31
Чудотворный образ в Новочеркасском ………………… 37
Вознесенском соборе
Новочеркасский Вознесенский собор……………………47
от основания до креста.
Заключение………………………………………………...51
10. Приложение ……………………………………………….52
11. Список литературы …………………………
В 1904 г., т.е. через 99 лет после его постройки в виде часовни-храма, деревянный Войсковой Вознесенский кафедральный собор был закрыт и разобран, так как рядом уже закончилось строительство 3-го варианта каменного Войскового Вознесенского кафедрального собора. Верно прослуживший казачеству на протяжении почти ста лет, ВРЕМЕННЫЙ деревянный Вознесенский кафедральный собор "был разобран и перенесен в богоугодные заведения" города. Он стоял на том месте, где ныне располагается двухэтажное кирпичное здание кожно-венерологическойбольницы (НКВД).
Почти вековая драматичная история строительства
трех вариантов каменного Вознесенского
кафедрального собора в Новочеркасске
затмила в сознании людей скромные 99 лет
повседневного служения во ВРЕМЕННОМ
ДЕРЕВЯННОМ Войсковом Вознесенском соборе.
Но судьба каменного собора немыслима
без судьбы деревянного собора, ибо каменный
поднялся до вершины "Второго солнца
Дона" именно потому, что рядом все эти
почти 100 лет строительства работал временный
деревянный Вознесенский кафедральный
собор.
Чудотворный
образ в Новочеркасском
Вознесенском соборе.
Россию недаром
называют Домом Пресвятой Богородицы:
в нашем Отечестве находится
множество Ее чудотворных икон. До
1917 года их насчитывалось 468 (1). Имела
свою чудотворную икону Богоматери
и Донская область. История появления
и сокрытия этой иконы неразрывно связана
с судьбой Донского края и Донского казачьего
войска.
В архивных фондах
сохраняются документы, свидетельствующие
об истории Аксайского образа Пресвятой
Богородицы и о том почитании,
которым он пользовался у населения
области.
В 1656 году, в царствование Алексея Михайловича, во время войны с Польшей, донские казаки находились в составе русской армии в городе Вильно, откуда привезли на Дон в Черкасск чудотворную Виленскую икону Богоматери Одигитрии. Подтверждение этому находим в знаменитом труде донского историка В. Сухорукова «Историческое описание земли войска Донского» (2). В честь привезенной иконы и с благословения Московского Патриарха Никона казаки выстроили в Черкасске деревянную Одигитриевскую церковь. Но Царице Небесной, как оказалось, не угодно было, чтобы Ее икона оставалась на Дону. Богородица многократно являлась в сонных видениях многим жителям Черкасска с требованием обязательно вернуть ее туда, откуда взяли, то есть в город Вильно. Долгое время требование не исполнялось, потому что казакам было жаль расставаться со святыней, к тому же расстояние до Вильно составляло несколько тысяч верст. В 1662 году на земли донцов с суши и моря напал крымский царевич Калга с большим войском и осадил их в степи на реке Тузлов. Окруженные со всех сторон, казаки дали обет, что если Царица Небесная спасет их от гибели, то они исполнят Ее Божественную волю и отвезут икону в Вильно. Отряд Калги был разбит, донцы с победой вернулись в Черкасск. Икона была отправлена с большой честью, во главе отряда поставили атамана Осипа Галактионова. В сопровождение ему дали священника Матвея и диакона Григория с тем, чтобы они всю дорогу до Москвы, куда икона была при отписке казаков отправлена прямо к царю Алексею Михайловичу с просьбой о возвращении в Вильно, обязательно служили перед святыней молебны. До отправления в путь с этой иконы местным живописцем был сделан список, который впоследствии затерялся (3).
Другая версия связывает происхождение Аксайской иконы Одигитрии с именем святителя Тихона, епископа Воронежского, нетленные мощи которого сохраняются в Задонском монастыре. Икона Одигитрии долгое время находилась в его святительской молельне, пока не была подарена в благословение священнику Троицкой церкви станицы Аксайской о. Василию Петрову. Священник Василий Петров – известный донской церковный деятель, носил вериги, власяницу, был усердным молитвенником, благодаря его трудам был построен каменный Троицкий храм в Аксае. С благословения и под руководством святителя Тихона о. Василий проводил миссионерскую деятельность среди раскольников. Старообрядцы охотно его слушали и многие присоединялись к православной церкви. Дважды о. Василий падал с купола строившегося Троицкого храма, но одеждой зацеплялся за леса, чем и спасался. Жил о. Василий в доме один, проводя большую часть времени в молитве. Когда он умер, тело его нашли уже обмытым, а некоторые станичники утверждали, что видели в его доме 12 священников, обмывавших тело покойного. Похоронили о. Василия Петрова рядом с Троицкой церковью, над могилой его была устроена часовня, которая теперь не сохранилась. По счастью, сохранилась надгробная плита, которая перенесена сейчас на другое место и находится в ограде Одигитриевской церкви города Аксая (4). Народная молва донесла до нас сведения о чудесных исцелениях по молитвам о. Василия. Один из таких случаев произошел с диаконом Новочеркасской Михаило-Архангельской церкви о. Андреем Югановым. Он был сильно болен. Родственники, взяв землю с могилы о. Василия Петрова, насыпали ее в богоявленскую воду и, дав ей отстояться, предложили о. диакону выпить. Очень скоро о. Андрей выздоровел (5). После смерти о. Василия Петрова икона Одигитрии исчезла из его дома. О ней вспомнили во время погребения, поскольку о. Василий при жизни выражал желание, чтобы данная св. Тихоном святая икона сопутствовала ему в загробную жизнь. Несмотря на тщательные розыски найти ее тогда не удалось (6). Какая из двух версий происхождения Аксайской Одигитрии ближе к истине сказать трудно, обе они на равных бытовали в народном предании. Явление иконы Одигитрии в станице Аксайской произошло в 1830 году. В августе началась страшная эпидемия холеры, умирали в каждом почти доме, нигде не было спасения. В то же время некоторым жителям во сне стала являться Богоматерь с указанием пойти в один заброшенный дом, где взять находящуюся там икону Одигитрии, которая и спасет всех от скорой и ужасной смерти. Прихожане обратились к священнику о. Тимофею Попову. Облачившись в ризу, с крестом в руках, священник, сопровождаемый множеством народа, направился к указанному дому. Вошли в комнату и там, за печью, под толстым слоем мусора, обрели драгоценное сокровище-икону Божией Матери Одигитрии. Немедленно о.Тимофей вынес ее на улицу к ожидавшему народу и всех благословил ею. Затем начался крестный ход с явленной иконой вокруг станицы, молебны служились непрерывно один за другим. Вот воспоминания урядника Василия Гуржиева, записанные им в 1888 году ( во время эпидемии 1830 года ему было 16 лет) : « …я был болен холерой. Когда несли эту явленную чудотворную икону, мать с помощью прислуги вынесла меня на улицу и по ее просьбе икону приложили ко мне, после отслужения молебна покропили меня святою водою и я сделался здоров и невредим» (7). Уже на третий день после явления иконы не было ни одного смертного случая и эпидемия прекратилась. В то же время в Новочеркасске холера свирепствовала. Поэтому Высокопреосвященный Афанасий, первый Архиепископ Донской, отправил священника Новочеркасской Михаило-Архангельской церкви о. Василия Куфаева в Аксай, чтобы привезти явленную икону. Аксайская икона была выставлена в градской Николаевской церкви и перед ней непрерывно служились молебны. Затем на площади, где сейчас в Новочеркасске Александровский сад, устроили временную часовню и в ней поставили святую икону для поклонения народа. На четвертый день эпидемия в Новочеркасске полностью прекратилась! (8).
Все эти события требовали официального
признания иконы чудотворной. В 1831
году Старочеркасский благочинный о. Иоанн
Красовский, в ведении которого состояла
Аксайская станица, донес Высокопреосвященному
Афанасию, Архиепискому Донскому, о
явлении в Аксайской станице иконы
Божией матери Одигитрии и что благодатию
от нее была прекращена холера. Донская
духовная консистория предписала произвести
подробное расследование происшедшего.
Во избежание поклонения иконе как чудотворной
до официального признания ее таковой,
в 1832 году, по распоряжению Архиепископа
Афанасия, Аксайская икона была перенесена
из Аксайской Троицкой церкви в Новочеркасский
Вознесенский собор и оставалась в соборе
до 1847 года (9). В течение 16 лет вопрос об
иконе не решался и многие забыли о
ней. В 1847 году на Дону снова появилась
холера. Особенно она свирепствовала в
Аксайской станице, в день умирало по 100
человек. В это же время шло строительство
Ольгинской дамбы, среди рабочих возникла
паника, они требовали расчета но, не получив,
многие бежали, бросив и деньги и паспорта.
Для усмирения этих рабочих прибыл начальник
Войскового штаба генерал М.Г. Хомутов.
Двенадцать выборных от станичного общества
обратились к Хомутову с просьбой о возвращении
Аксайской иконы Одигитрии в станицу.
По воспоминаниям одного из выборных,
Хомутов немедленно написал два письма:
одно – к Владыке Иоанну (Доброзракову),
а другое – к Атаману Власову. Все выборные,
бывшие у Хомутова, поехали в Новочеркасск
с ходатайством взять икону для молебствия.
Среди пути одному из них было видение:
он заснул в повозке, да вдруг как вскрикнет:
«Ой, братцы, вот она! Ко мне с неба спустилась
икона Божией Матери на белом полотне,
но я не успел ухватить, как она опять поднялась
к небу». Подробно расспросив аксайцев,
Владыка Иоанн приказал ключарю выдать
им икону. По его же указанию станичники
купили несколько аршин простого белого
полотна и, отслужив молебен в соборе,
икону на руках понесли в Аксай. В продолжении
всего пути произносилась молитва: «Пресвятая
Богородица, спаси нас». По ходу к шествию
присоединилось более тысячи душ народа.
Так сам собою образовался крестный ход.
Генерал Хомутов распорядился, чтобы при
приближении к станице звонить во всех
церквах в колокола. Все местное духовенство
и народ станицы со святыми хоругвями
вышли навстречу иконе. Как вспоминал
очевидец: «восторгам народа не было конца,
все плакали навзрыд, молились о помиловании».
Икону принесли в Троицкую церковь, отслужили молебен и затем обнесли ее вокруг станицы. Через пять суток холера в Аксае утихла (10). С разрешения Владыки Иоанна икону поставили в Троицкой церкви, где во имя нее был устроен в 1848 году придел в трапезной части, справа от главного алтаря. Вскоре эпидемия с еще большей силой вспыхнула в Новочеркасске. Тогда чудотворную икону взяли в Новочеркасск. На площади, где сейчас располагается сквер перед Атаманским дворцом, поставили палатку со сквозным проходом и народ беспрерывной вереницей шел на поклонение Аксайской иконе Одигитрии, днем и ночью (11). По окончании эпидемии вновь было возбуждено ходатайство о признании Св. Синодом Аксайской явленной иконы чудотворной. На этот раз вопрос был решен положительно. Возможно, на столь быстрое решение вопроса оказали влияние личные впечатления Наследника Цесаревича Александра Николаевича, Августейшего атамана всех казачьих войск, побывавшего на Дону в 1850 году. В станице Аксайской Его Императорское Высочество «посетил Троицкую церковь, где приложился к знаменитой иконе… затем изволил продолжать путь свой к Новочеркасску» (12).
5 августа 1851года Государь Император Высочайше утвердил определение Св. Синода об учреждении крестного хода с иконой Богоматери Одигитрии из Аксайской станицы в Новочеркасск 13 августа с обратным перенесением ее в Аксай 1 октября. На пути следования крестного хода в хуторе Большой Лог, по приказанию войскового атамана М.Г. Хомутова в 1856 году была построена часовня с другими при ней зданиями для отдыха богомольцев. Все эти строения постоянно охранялись казачьей командой из нижних чинов. В 1896 году часовня еще существовала и была приписана к Аксайской Троицкой церкви (13). Указом Св. Синода от 19 августа 1853 года было разрешено переносить чудотворную икону в Кривянскую станицу с 30 сентября на четыре дня и затем, с 4 по 10 октября в Бессергеневскую станицу (14). Указом Св. Синода от 29 ноября 1867 года разрешили также пребывание Аксайской иконы в Ростове-на-Дону с первого воскресения после Преполовения до первого воскресенья после Вознесения Господня. Это решение было принято по ходатайству Епископа Екатеринославского Платона (Троепольского) от 30 ноября 1866 года, направленного им Донскому Архиепископу Иоанну: «По случаю свирепствовавших в г. Ростове болезней холеры и тифа, по просьбе граждан перенесена была 5 августа из Аксайской станицы чудотворная икона Божией Матери, с этого времени болезнь ослабела и начала прекращаться, почему ростовские граждане возымели желание, чтобы икона ежегодно была переносима в г. Ростов…» (15).
С 1878 года были окончательно установлены
сроки пребывания Аксайской иконы в Старочеркасске
с 29 июля по 10 августа, и с 16 августа в городе
Новочеркасске и станицах Кривянской
и Бессергеневской по 15 октября. Таким
образом, чудотворная икона находилась
вне станицы Аксайской 86 дней в году (почти
четверть года).
Крестный ход совершался по четко установленному распорядку: 16 августа в 10 часов утра три градских священника с двумя диаконами и 6 причетниками, в сопровождении многочисленного собрания народа, с крестным ходом из кафедрального собора отправлялись в Аксайскую станицу. На другой день, 17 августа, взяв в Аксайском Успенском храме Св. икону, крестный ход возвращался в Новочеркасск, посередине пути шествие останавливалось на отдых в специально построенных помещениях в х. Большой Лог, где в шесть часов вечера соборне совершалось всенощное бдение, в этой часовне икона оставалась на ночь. На следующий день, 18 августа, утром, по отпении молебна Пресвятой Богородице, святая икона переносилась без остановки в Новочеркасск и в 9 часов утра все градское духовенство встречало икону у западных триумфальных ворот, шествие останавливалось и начиналось молебное пение акафиста. Затем движение продолжалось до Платовского проспекта, на котором напротив монумента графу М.И.Платову, шествие вновь останавливалось для окончания акафиста. После этого икона относилась к кафедральному собору, где у западного входа ее встречал Донской Архипастырь в полном святительском облачении. Архиепископ вновь читал весь акафист к Небесной Заступнице рода христианского; после акафиста икона вносилась в собор, ставилась среди храма для общего поклонения и целования (16).
В станице Аксайской икона в основном пребывала в Троицкой церкви, построенной священником Василием Петровым на средства прихожан. Церковь была заложена каменным зданием 10 сентября 1783 года и освящена 15 мая 1792 года во имя Св. Троицы с двумя приделами в паперти: с северной стороны - св. вмч. Георгия Победоносца, с южной стороны – Святителя Николая Чудотворца. Позже были установлены еще два престола в трапезной части: справа – в честь Божией Матери Одигитрии (1848) и слева – в честь св. вмч. Варвары (1890). Многоярусный резной золоченый иконостас этого храма был устроен в Санкт-Петербурге по проекту знаменитого архитектора Растрелли. Стоимость утвари оценивалась в 100 тысяч рублей (17).
Главным богатством храма являлась чудотворная икона Одигитрии, которая привлекала множество паломников. Приношения иконе достигали огромных размеров. Сама икона была богато украшена. Согласно описи 1873 года, явленная икона имела жемчужную ризу, унизанную разными драгоценными камнями, с золотым венцом и короною.
В короне находились: один большой алмаз, один большой бриллиант, осыпанный шестнадцатью мелкими бриллиан-
тами, один большой изумруд и два малых изумруда с таковыми же искрами; средней величины 6 бриллиантов, 12 алмазов и малых таковых же 13. Корона была обведена серебряной линией, на которой нанизано 40 средних алмазов, сверх короны имелся серебряный крест, в который вставлен был один средней величины изумруд и 4 алмаза. В золотом венце – три стрелы, в которых 2 больших амаза и 21 малых с искрами; внизу венца 61 малых алых яхонтов. На убрусе располагался большой темно-белый яхонт с 9 малыми бриллиантами, в букете около него – 8 средней величины и 25 малых бриллиантов, 8 больших и 12 средних жемчужин. На младенце - корона с одним большим алмазом, одним изумрудом, осыпанным десятью мелкими алмазами, 7 средних и 20 малых бриллиантов. Сверх короны-серебряный крест, в котором в средине небольшой изумруд и 4 алмаза; а венце с правой стороны одна большая жемчужина, осыпанная 12 средними бриллиантами; с левой – один большой бриллиант с четырьмя средними. Под венцом 30 алых яхонтов. На ризе Богоматери два больших алмаза, 3 средних алмаза; 2 больших, 7 средних и 4 малых бриллиантов, 2 больших изумруда, 2 больших голубых яхонта, 2 больших бирюзы. На правом плече в букете – большой алмаз с тринадцатью малыми алмазами, вокруг букета 2 больших алмаза; 3 средних и 3 малых бриллиантов, все обведено 17 синими яхонтами. Икона находилась в золотом окладе 84 пробы весом 70 золотников (300г), в серебряном киоте весом 18 фунтов 12 золотников (7,4 кг.) (18). На месте обретения Аксайской иконы 18 мая 1891 года был заложен храм. Владелец этого участка сотник Лотошников пожертвовал его Церкви вместе с принадлежавшим ему недостроенным домом и денежной суммой в тысячу рублей. Дело строительства храма после смерти мужа возглавила Надежда Ефимовна Лотошникова совместно с казаками Хрисанфом Гуржиевым и Иваном Чеботаревым. Через пять лет постройка была вчерне окончена и попечители обратились к Архиепископу Донскому Афанасию (Пархомовичу) с прошением благословить праздновать престольный день в Одигитриевской церкви 4 сентября, то есть «в день явления иконы, которое для их родителей было избавлением от страшной эпидемии холеры в 1830 году» (19). 6 ноября 1897 года храм был освящен викарием Донской епархии преосвященным Иоанном (Митропольским). Престольный праздник был установлен 4 сентября и совершался в отсутствии иконы, перед списком с нее, поскольку в этот день согласно утвержденному расписанию, икона находилась в Новочеркасском Вознесенском Кафедральном соборе.