Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 16:08, реферат
Русская православная церковь, без сомнения, является самой крупной православной организацией в нашей стране. Но наряду с ней вне рамок Русской православной церкви в течении длительного времени в Российской империи, в СССР и в современной России действовали и продолжают действовать иные православные организации, исторически связанные с Русской православной церковью. Возникновение этих организаций, в свою очередь, связано с глубокими коллизиями, которые возникали в Российском обществе и захватывали в свою орбиту и церковь.
Введение…………………………………………………………………………….2
1 «Раскольные» отличия…………………………………………………….…….2
2«Двенадцать статей»……………………………..………………………………4
3 Надежды на восстановление древнеправославной веры….………...………...6
4 Гонения на древнеправославных христиан……………….……………………7
5 Бегство церкви в пустыни и леса……………………………………………….8
6 Церковное правление…………………………………………………………..10
7 Духовные центры………………………………………………………………12
8 Разделения в старообрядчестве…………….………………………………….15
9 Безпоповство……………………………………………………………………16
10 Единоверие…………………………………………………………………….17
11 Белокриницкая иерархия……………………………………………………..18
12 Церковные разногласия………………………………………………………24
Заключение ………………………………………………………………………..26
Библиографический список……………………
2012
Содержание
Введение…………………………………………………
1 «Раскольные» отличия…………………………………………………….……
2«Двенадцать статей»……………………………..…………………………
3 Надежды на восстановление древнеправославной веры….………...………...6
4 Гонения на древнеправославных христиан……………….……………………7
5 Бегство церкви в пустыни и леса……………………………………………….8
6 Церковное правление……………………………
7 Духовные центры………………………………………
8 Разделения в старообрядчестве…
9 Безпоповство………………………………………………
10 Единоверие……………………………………………………
11 Белокриницкая иерархия……………………
12 Церковные разногласия………………………
Заключение
………………………………………………………………………..
Библиографический
список………………………………………………………28
ВВЕДЕНИЕ
Русская
православная церковь, без сомнения,
является самой крупной православной
организацией в нашей стране. Но наряду
с ней вне рамок Русской православной
церкви в течении длительного времени
в Российской империи, в СССР
и в современной России действовали
и продолжают действовать иные
православные организации, исторически
связанные с Русской православной
церковью. Возникновение этих
организаций, в свою очередь,
связано с глубокими коллизиями,
которые возникали в Российском обществе
и захватывали в свою орбиту и церковь.
«РАСКОЛЬНЫЕ»
ОТЛИЧИЯ
Прежде чем представить краткий очерк историографии старообрядчества, надлежит напомнить о тех религиозно-обрядовых разногласиях, которые раскололи Русскую Церковь в середине XVII века, и о религиозно-национальной психологии русского общества того времени, которая сделала этот раскол возможным (или неизбежным).
Перечислим
те богослужебно-обрядовые
Двуперстное
(а не трехперстное) крестное знамение.
Сугубая, то есть двойная (а не тройная)
"Аллилуия". Имя Христа Исус, а
не Иисус. Литургия должна совершаться
на 7 (а не на 5) просфорах. Во 2-м члене
Символа веры: "...Иисуса Христа, Сына
Божия, рожденна, а не сотворенна",
союз "а" выпущен. В 7-м члене
Символа веры о Сыне Божием: "...Его
же царствию несть конца" (по исправлении
"...не будет конца"). В 8-м члене
Символа веры: "...в Духа Святаго,
Господа истиннаго и
Были
еще некоторые отличия в числе
поклонов при богослужении, в церковных
облачениях, в иконописании. В области
бытовой старообрядцы отрицали и
порицали подражание западным обычаям
и одежде - брадобритие, курение табаку
и т. д. В области церковно-
Для
современного читателя может казаться
странным: как могли столь незначительные
различия в текстах и обрядах
породить непримиримый раскол и вековую
междоусобную вражду и борьбу в Российской
Церкви и государстве? Здесь надо
прежде всего указать на две особенности
национально-религиозной
Русское
благочестие этого времени, по признанию
и церковных, и светских историков,
носило более внешнеобрядовый, чем
религиозно-нравственный характер. По
выражению популярного историка
середины XIX века Н. И. Костомарова, "Православие
действовало на русского человека не
в качестве учения, а в качестве
обычая", и его бережно сохраняли
как обычай, унаследованный от предков
и неизменяемый ("во веки веков").
Или, по выражению выдающегося историка
Русской Церкви Е. Е. Голубинского, "раскол
старообрядчества возник у нас из-за
того, что предки наши приравняли обряды
и обычаи церковные к догматам
веры", и на это "обрядоверие"
как на характерную черту
Кроме
обрядоверия весьма важной чертой религиозно-национальной
психологии московского церковного
общества в XVI и в первой половине
XVII века было убеждение в величии
и святости Русской земли. С середины
XV века Русская Церковь, бывшая дотоле
формально одной из митрополий под
властью Константинопольского Патриарха,
стала независимой от Церкви Греческой,
а государство Московское переживало
в ХV-ХVI веках полосу огромных внешнеполитических
успехов: свержение татарского ига,
объединение всех территорий Великороссии
под властью Московского
Связь Москвы с Православным Востоком не прекращается, но она получает совершенно иной характер: греческие иерархи и другие духовные лица часто приезжают в Москву, но не как наставники и учители, а как просители и получатели "государевой милостыни". Мало того, в Москве подозревают, что греческое Православие, и в частности богослужебная практика, "испорчены" под влиянием "латинской ереси" и турецкого порабощения. Естественно, пишет Н. Ф. Каптерев, что церковная реформа Никона (то есть исправление текстов и обрядов по греческим образцам) "должна была нанести смертельный удар исторически сложившимся представлениям русских о своем религиозном превосходстве над всеми другими народами, и в частности над греками", и "вызвала в приверженцах и поклонниках русской церковной старины сильный протест".
Движение протеста возглавил, по выражению С. М. Соловьева, "богатырь-протопоп" Аввакум. То, что конфликт между реформаторами и их противниками с самого начала принял такой острый и резкий характер, объясняется помимо указанных выше общих причин личным характером вождей двух борющихся партий: Никон и Аввакум были оба люди с сильным характером, с неукротимой энергией, с непоколебимой уверенностью в собственной правоте, с несклонностью и неспособностью к уступкам и компромиссам.
Патриарх
Никон был преисполнен
Между
тем главный противник Никона,
протопоп Аввакум Петрович (из города
Юрьевца), был непоколебимо убежден
в правоте своих старозаветных
религиозных взглядов и не обнаруживал
ни малейшего желания исполнять
"нечестивые" приказания религиозных
реформаторов. Патриарха Никона Аввакум
считает и именует "борзым кобелем,
отступником и еретиком", а "с
еретиком какой мир? Бранися (т. е. борись)
с ним и до смерти, не повинуйся
его уму развращенному". При
таком настроении двух противных
сторон ни примирение, ни соглашение между
ними не были возможными. Церковный
Собор 1666-1667 годов (уже после падения
Никона) проклял старообрядцев как
еретиков и отлучил их от Церкви,
светская власть пришла на помощь церковной
для искоренения "ереси", и эта
прискорбная междоусобная борьба омрачала
историю Русской Церкви и русского
народа в течение последовавших
двух столетий.
«ДВЕНАДЦАТЬ
СТАТЕЙ»
Кощунственное проклятие Собора 1667 года как бы завершает церковную реформу, начатую Никоном. Как пишет Солженицын, итог ее был ужасен: «Это привело к жесточайшему преступлению анафемы собственному народу и войны против него за никонианскую реформу... Через 40 лет после едва пережитой народом Смуты всю страну, еще не оправившуюся, до самой основы, духовной и жизненной, потряс церковный раскол. И никогда уже - опять-таки на 300 лет вперед - православие на Руси не восстановилось в своей высокой жизненной силе, державшей дух русского народа больше полутысячи лет. Раскол отозвался нашей слабостью и в ХХ веке».
Впрочем,
власть не ограничилась одной анафемой.
Если Собор 1667 года подвел богословскую
базу под преследования
«Двенадцать
статей» - беспримерный по своей жестокости
закон. Согласно ему, «упорных раскольников»
следовало казнить, сжигая в срубах.
Если же они принесут покаяние, то отсылать
под строгий надзор в монастыри,
откуда не выпускать до самой смерти.
Оговоренных в «расколе» пытать
на дыбе, а тех, чья вина будет
доказана, наказывать кнутом и ссылать.
Наказанию подвергались и те, кто
только укрывал «еретиков» или знал
об их местонахождении, но не донес
властям. Их следовало бить батогами
и ссылать. Закон предусматривал
передачу имущества казненных и
сосланных старообрядцев в
«Двенадцать
статей» были составлены при непосредственном
участии Московского Патриарха
Иоакима, что позволило историку
Ключевскому утверждать: «Усиление
карательных мер против старообрядцев
нельзя ставить целиком на счет правительства
царевны Софьи; то было профессиональное
занятие церковных властей, в
котором государственному управлению
приходилось обыкновенно
Притеснения
ужесточились при Петре I, который
называл борьбу со старообрядчеством
«равноапостольским» и «святым»
делом. Современный историк Е.В.
Информация о работе Возникновение и развитие старообрядчества