Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 16:08, реферат
Русская православная церковь, без сомнения, является самой крупной православной организацией в нашей стране. Но наряду с ней вне рамок Русской православной церкви в течении длительного времени в Российской империи, в СССР и в современной России действовали и продолжают действовать иные православные организации, исторически связанные с Русской православной церковью. Возникновение этих организаций, в свою очередь, связано с глубокими коллизиями, которые возникали в Российском обществе и захватывали в свою орбиту и церковь.
Введение…………………………………………………………………………….2
1 «Раскольные» отличия…………………………………………………….…….2
2«Двенадцать статей»……………………………..………………………………4
3 Надежды на восстановление древнеправославной веры….………...………...6
4 Гонения на древнеправославных христиан……………….……………………7
5 Бегство церкви в пустыни и леса……………………………………………….8
6 Церковное правление…………………………………………………………..10
7 Духовные центры………………………………………………………………12
8 Разделения в старообрядчестве…………….………………………………….15
9 Безпоповство……………………………………………………………………16
10 Единоверие…………………………………………………………………….17
11 Белокриницкая иерархия……………………………………………………..18
12 Церковные разногласия………………………………………………………24
Заключение ………………………………………………………………………..26
Библиографический список……………………
Священники совершали в старообрядческой церкви все присущие их власти таинства и требы: крестили, миропомазывали, исповедовали, причащали, венчали, елеопомазывали, погребали умерших и т. д. Они не имели власти освящать миро; эта власть по правилам принадлежит епископу. Но и это затруднение было разрешено согласно древним установлениям св. Церкви. У священников в запасе было много св. мира, освященного еще благочестивым патриархом московским Иосифом; сохранилось даже миро, освященное патриархом Филаретом. Но с течением времени его количество, естественно, уменьшалось, поэтому его стали разбавлять освященным елеем (маслом), что по необходимости допускается церковными правилами.
Священники не имеют права освящать церкви, если нет антиминса (антиминс - плат с частицей св. мощей, освященный епископом и необходимый для храма). Но в православной старообрядческой церкви сохранились древние антиминсы, освященные благочестивыми епископами. На этих антиминсах старообрядческие священники и освящали церкви, и совершали божественную литургию.
Затруднительные
и сложные вопросы, периодически
возникавшие в
ДУХОВНЫЕ ЦЕНТРЫ
Духовными центрами старообрядчества назывались такие поселения, где сосредоточены были духовные силы церкви и где была возможность осуществлять духовную деятельность. Это были преимущественно монастыри и скиты.
Из
Москвы и других крупных городов
христиане вынуждены были бежать
на далекие окраины России, часто
в совсем не заселенные места. Где
они оседали, сейчас же в той местности
создавались монастыри и скиты,
которые становились источником
духовной жизни. Отсюда шло руководство
церковью, из монастырей рассылались
священники на приходы. Отсюда же посылалось
св. миро, здесь составлялись всякого
рода послания к христианам, писались
сочинения в защиту старообрядчества,
воспитывались и самые
Керженец
- имя реки, протекающей в Семеновском
районе Нижегородской области и
впадающей в Волгу. По названию реки
называется и вся местность, охватываемая
ее течением. В XVII в. здесь был густой,
почти непроходимый лес, дававший возможность
гонимым христианам укрываться от беспощадных
врагов. К концу XVII в. на Керженце уже
существовало до ста обителей, мужских
и женских. При Петре I началось разорение
их. Главным гонителем
Стародубье - местность, расположенная вокруг г. Стародуба, объединявшая в прошлом несколько уездов северной части Черниговской губернии (Стародубский, Новозыбковский, Суражский). И в настоящее время существуют города и селения, где живут многочисленные потомки старообрядцев: Клинцы, Святск, Климове; Митьковка, Воронок, Лужки, Новозыбков (в настоящее время относятся к Брянской области). Здешние природные условия позволяли скрываться от преследований и гонений, и местные власти относились к пришлым христианам терпимо и снисходительно. Однако царские власти не оставляли старообрядцев в покое и здесь. Когда начались в этих местах преследования, бывшие там священники вместе с паствой ушли в Польшу на Ветку.
Ветка.
В Польше старообрядцы пользовались
свободой, никто их здесь не преследовал.
Сюда бежали старообрядцы не только из
Стародубья, но и из других мест России.
Вскоре в окрестностях первого поселения
старообрядцев в Польше выросло
около двадцати новых слобод, каждая
со своим названием. Но вся местность,
населенная старообрядцами, стала называться
одним общим именем - Веткой. Она
долгое время служила руководящим
центром духовной жизни старообрядчества.
Царское правительство обратило
внимание на этот духовный питомник старообрядчества,
но ничего с ним не могло поделать,
так как он находился за границей.
Но как только Польское королевство
ослабело, русское правительство
поспешило разорить Ветку. Случилось
это в 1735г., в царствование Анны Иоанновны.
По приказанию этой царицы русские
войска внезапно окружили все ветковские
слободы. Старообрядцы были захвачены
врасплох, никто не мог убежать. Был
совершен повальный обыск монастырей,
скитов, домов, келий. Все, что найдено,
было отобрано. Все постройки были
сожжены дотла. Из жителей Ветки
было захвачено более 15 тысяч человек
- мужчин, женщин и детей. Было захвачено
более тысячи человек в монастырях
- иноков и инокинь, которых разослали
по многочисленным российским монастырям
под строгий надзор. Всех мирских
жителей расселили по разным городам
и селениям Российского государства.
Этот разгром Ветки известен под
названием «выгонки». Вскоре на испепеленном
месте снова появились
Иргиз - большой приток Волги, протекающий в юго-восточной половине Саратовской и Самарской областей. В царствование Екатериты II старообрядцы поселились здесь в большом количестве и основали множество скитов и монастырей, которые объединились под общим названием Иргиз. Как монастыри, так и их окрестности населяли старообрядцы, приглашенные царицей из-за границы. Во время жестоких гонений на старообрядчество много людей бежало за пределы родного отечества: в Польшу, Швецию, Румынию, Турцию, Пруссию, Китай и даже в Японию. Вступив на престол, Екатерина II издала манифест, которым призывала зарубежных старообрядцев вернуться в Россию и обещала им спокойную жизнь. Старообрядцы радостно откликнулись на этот призыв и большими массами устремились на Родину. Правительство отвело им место в пределах Иргиз а. Иргизские монастыри быстро приобрели огромное значение в церковно-общественпой жизни старообрядчества. Но в царствование Николая I иргизские монастыри были полностью разгромлены.
Рогожское
кладбище в Москве основано при Екатерине
II. В 1771 г. в Москве свирепствовала страшная
чума. Московским старообрядцам было
отведено для погребения чумных покойников
место за Рогожской заставой. Здесь
постепенно возникло большое духовное
пристанище с кельями, богадельнями
и церквами. Сначала был построен
храм во имя святителя Николы. Затем
начато было сооружение огромного летнего
храма во имя Покрова Пресвятыя
Богородицы. По обширности не было равного
ему в Москве, Но московским старообрядцам
не дали докончить его строительство
по намеченному плану. О постройке
храма донес императрице
Во
время нашествия Наполеона
Рогожские храмы нередко подвергались посягательствам со стороны духовных и светских властей. При Александре I все храмы Рогожского кладбища были закрыты, но вскоре открыты снова. В 1854 г. у старообрядцев был отобран Никольский храм и передан единоверцам, а через два года были запечатаны алтари в Покровском храме. Распечатание же алтарей последовало только через 49 лет (в 1905 г.).
За
все время своего существования
Рогожское кладбище было руководящим
центром русской православной старообрядческой
Церкви. Таковым оно остается и
в настоящее время.
РАЗДЕЛЕНИЯ
В СТАРООБРЯДЧЕСТВЕ
Реформа патриарха Никона и последовавшие затем страшные гонения породили в умах тогдашнего верующего народа тревогу и брожение. Многие христиане стали думать, что пришли последние времена и что скоро наступит конец мира. Такое настроение усиливалось и другими обстоятельствами. В 1754 г. в России свирепствовало моровое поветрие: многие города опустели, оставшиеся в живых люди разбрелись в разные места, умерших от чумы хоронить было некому, трупы разлагались, заражая воздух зловонием и еще сильнее распространяя заразу. Некоторые деревни вымирали поголовно; поля оставались незасеянными; в стране царил голод, цены поднялись необычайно. К тому же рано ударили сильные морозы, пронеслись страшные бури, поля повыбивало градом... Все это до такой степени подействовало на верующих людей, что многие из них признали в этих грозных явлениях начало Страшного суда Божия. Народ по ночам молился, женщины и дети плакали, некоторые заживо ложились в гроба, ожидая скорого Христова пришествия. Но так как перед концом мира, по Священному Писанию, должен явиться антихрист, то некоторые христиане того времени стали указывать на Никона как на антихриста, выискивая в нем признаки последнего. Они рассуждали так: антихрист, по Писанию, будет страшным гонителем христиан, - Никон и был таким гонителем; антихрист будет царем, - и Никон имел титул «великого государя»; антихрист должен воцариться в Иеросалиме, - и Никон дал название построенному им Воскресенскому монастырю «Новый Иеросалим». Но когда Никон покинул патриарший престол, а затем был осужден и превращен в простого монаха, сделался безвластным ссыльным, то для всех стало ясно, что он не годится для роли последнего антихриста.
Но так как и после Никона гонения на христиан-старообрядцев не прекращались, то многие продолжали верить, что действительно наступили последние времена. В среде гонимых христиан появилось новое представление об антихристе: его нужно понимать духовно, антихриста как особой личности не будет и царство антихриста уже наступило. Это новое учение об антихристе вызвало в старообрядческой церкви разделение, которого, может быть, и не последовало бы, если бы старообрядцы имели возможность беспрепятственно собираться для обсуждения церковных вопросов и приходить к единомыслию в их решении. Но им приходилось скрываться в лесах и пустынях, жить среди лишений, бедствий и несчастий. Поэтому они и не могли предотвратить разделение в своей родной церкви.
Вместе
с новым понятием об антихристе возникло
и новое учение о священстве. Некоторые
из старообрядцев стали учить, что
священство окончательно прекратилось
и безвозвратно погибло: не стало
истинных священников, все они стали
слугами антихриста. Таким образом,
в старообрядческой среде стало оформляться
течение, которое получило название «беспоповства».
БЕЗПОПОВСТВО
Священники
старого рукоположения дожили до
90-х годов XVII века, т. е. живы были еще
и после Московского собора 1667
г. Этих священников признавали все
старообрядцы. Поэтому в то время
еще фактически не было беспоповства.
Оно появилось лишь после смерти
священников старого
Старообрядцы, отвергнувшие священников нового доставления, стали называться беспоповцами, так как они остались совершенно без попов. Они образовали беспоповское общество, решив, что от последователей Никона нельзя принимать не только священства, но и крещения. Они установили всех приходящих к ним из новообрядческой церкви снова крестить, поэтому беспоповцы называются еще и «перекрещиванцами».
Оставшись без священства, беспоповцы лишились и других церковных таинств: святого причащения, миропомазания, брака, елеосвящения. Что же касается остальных двух таинств - крещения и покаяния, то в беспоповстве стали их совершать простые миряне; совершали они и церковные службы. С течением времени у беспоповцев образовался особый класс наставников. Это - избранные обществом миряне для совершения таинств и отправления духовных служб и дел.
По вопросу о браке в беспоповстве произошло разделение. Сначала беспоповцы твердо держались мысли, что теперь таинства брака быть не может, ибо оно должно совершаться только священниками, которых, по мнению беспоповцев, уже нет. Следовательно, некому совершать это таинство. Поэтому все христиане должны вести жизнь безбрачную. Кстати, и конец мира скоро, зачем же брачиться? В 1694 г. в Новгороде состоялся собор беспоповцев, на котором брачное супружество было совершенно отвергнуто. Последователи этого собора стали называться безбрачникамн. Зовут их еще федосеевцами, так как большим проповедником безбрачия был некто Феодосий Васильев. Федосеевцы основали в Москве знаменитое Преображенское кладбище, возникшее одновременно с Рогожским, т. е. в 1771 г.
Информация о работе Возникновение и развитие старообрядчества