Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 07:39, контрольная работа
Целью данной работы было поставлено изучить проблему западничества и славянофильства, выявить наиболее ярких представителей этих течений. Изучить отношения этих людей к тогдашней реальности, религии, в контексте отношения к русской истории, и на фоне всего этого рассмотреть их мнение о возможных путях развития России и её судьбе. А также показать актуальность вопроса о выборе между западничеством и славянофильством, в наши дни.
Введение ............................................................................................................................3
Особенности общественного движения...........................................................................6
Идеи Западников...............................................................................................................8
Анализ идеям Славянофилов........................................................................................15
Славянофилы о Петре I..................................................................................................21
Западники о Петре I........................................................................................................25
Оценка реформ Петра I...................................................................................................28
Отличительные особенности западничества и славянофильства................................31
Заключение......................................................................................................................32
Список использованной литературы .............................................................................34
Министерство высшего профессионального образования
ГБФУ высшего профессионального технического образования
Сибирский государственный индустриальный университет
Кафедра «Организация перевозок и управление на транспорте»
Контрольная работа
по дисциплине : «История»
по теме: «Западники и славянофилы: Дискуссия о настоящем и будущем России»
Новокузнецк 2012
Содержание.
Введение
..............................
Особенности
общественного движения........
Идеи
Западников....................
Анализ
идеям Славянофилов............
Славянофилы
о Петре I.............................
Западники
о Петре I.............................
Оценка
реформ Петра I.............................
Отличительные
особенности западничества и
славянофильства...............
Заключение....................
Список
использованной литературы ..............................
Введение.
Сто лет
тому назад Россия переживала события,
по своей исторической значительности
едва ли уступающие современным. В школе
великих испытаний
Средства этого постижения были даны западным просвещением. Результаты диктовались чертами русского характера, «русского духа». Россия переросла прежние формы своего исторического бытия. Та полная богатых и ярких событий, но в известном смысле все же «растительная» жизнь, которой она жила, перестала соответствовать степени ее духовного возраста. Пробил час окончательного пробуждения русской мысли от предрассветной дремоты восемнадцатого века.
Становление
самобытной русской философии начиналось
с постановки и осмысления вопроса
об исторической судьбе России. В напряженной
полемике конца 30-х — 40-x г.г. ХIX в. о
месте России в мировой истории
оформились славянофильство и
Главная проблема, вокруг которой завязалась дискуссия, может быть сформулирована следующим образом: является ли исторический путь России таким же, как и путь Западной Европы, и особенность России заключается лишь в ее отсталости или же у России особый путь и ее культура принадлежит к другому типу? В поисках ответа на этот вопрос сложились альтернативные концепции русской истории.
Тема моей работы кажется мне актуальной и злободневной. Так как в настоящее время (в который раз!) решается вопрос о дальнейшем пути России.
Небезынтересен и вопрос о «новой национальной идее», которую взялось выработать еще правительство Ельцина, и которая до сих пор не выработана.
Чем была плоха старая и какая она?
Как отвечают на эти вопросы представители полярных взглядов на них западники и славянофилы я и попытаюсь осветить в своей работе.
Сразу оговорюсь,
что изучавшим историю
России строят «демократическое и правовое государство».
Однако понять всю сложность происшедшего и происходящего, можно только выйдя
за пределы
материального в область
Именно
Церковь сообщила нашему народу свойство
соборности, бесценное качество, безумно
растрачиваемое нами ныне в погоне
за дьявольскими миражами грядущего
якобы «общества всеобщего
- это
сознание духовной общности
С соборностью народа неразрывно связано его второе драгоценное качество
— державность.
Воплощение нравственного идеала требует
соответственной социальной организации.
Такая организация немыслима
без державного сознания, формирующего
в человеке чувство долга, ответственности
и патриотизма. «Любите врагов своих,
сокрушайте врагов Отечества, гнушайтесь
врагами Божиими», — вот державный
глас народа, выраженный чеканным слогом
митрополита Московского
это сознание
каждым ответственности за всех, ответственности
отдельной личности за нравственное
здоровье общества и крепость государства.
Не принудительной ответственности
«за страх», а добровольного религиозного
служения «за совесть». Державность
— это государственное
Целью данной
работы было поставлено изучить проблему
западничества и
Данный реферат в основном будет ограничен временными рамками XIX века, большей частью его серединой. Но в данной работе так же с точки зрения темы реферата будет затрагиваться эпоха Петра I, начало и конец XIX века.
Особенности общественного движения.
В общественном
и идейном движении России XIX в. обычно
выделяют три основных направления:
консервативное, либеральное и революционное.
Борьба между этими направлениями
определяла характер общественного
развития страны в XIX в. Консервативное,
или охранительное, направление
стремилось сохранить существующий
строй и его "незыблемые основы",
которыми в первой половине века являлись,
прежде всего, самодержавие и крепостное
право. Представители либерального
течения проповедовали
Движение этого периода развивалось в условиях жесткого правления, сурово подавлявшего всякое инакомыслие.
Движение происходило под воздействием декабристов. Идеи первых дворянских революционеров и их трагический опыт разочаровывали, но и побуждали к новым поискам путей освобождения России.
Общественное
движение становилось более
В эти годы происходит оформление новых общественных течений и концепций: славянофильства, западничества, народничества, “теории официальной народности”. Эти концепции укладывались в такие политические идеалы как национализм, консерватизм, либерализм, социализм.
Отсутствие
возможности свободной
Реформы Александра I не изменили абсолютистского характера российского государства. Реформы инициировались «сверху», самим самодержцем, и при всей сложности и противоречивости личности Александра I трудно усомниться в искренности его стремления осуществить в России либеральные реформы. Главная причина неудач заключается в отсутствии широкой общественной поддержки. В подавляющей своей массе дворянство не хотело либеральных преобразований.
Неудача преобразований Александра I и угроза революционных потрясений после восстания декабристов вызвали нарастание консервативных настроений в русском обществе.
Идеи Западников.
Западники, представители одного из направлений русской общественной мысли 40-50-х гг. 19 в., выступавшие за ликвидацию крепостничества и признававшие необходимость развития России по западно-европейскому пути. Большинство Западники по происхождению и положению принадлежали к дворянам-помещикам, были среди них разночинцы и выходцы из среды богатого купечества, ставшие впоследствии преимущественно учёными и литераторами. Идеи Западники выражали и пропагандировали публицисты и литераторы - П. Я. Чаадаев, И. С. Тургенев, Н. А. Мельгунов, В. П. Боткин, П. В. Анненков, М. Н. Катков, Е. Ф. Корш, А. В. Никитенко и др.; профессора истории, права и политической экономии - Т. Н. Грановский, П. Н. Кудрявцев, С. М. Соловьев, К. Д. Кавелин, Б. Н. Чичерин, П. Г. Редкий, И. К. Бабст, И. В. Вернадский и др. Примыкали к Западники писатели и публицисты - Д. В. Григорович, И. А. Гончаров, А. В. Дружинин, А. П. Заблоцкий-Десятовский, В. Н. Майков, В. А. Милютин, Н. А. Некрасов, И. И. Панаев, А. Ф. Писемский, М. Е. Салтыков-Щедрин.
В
общественной борьбе против
Предпосылками
к возникновению западничества,
Информация о работе Западники и славянофилы: Дискуссия о настоящем и будущем России