Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 07:39, контрольная работа
Целью данной работы было поставлено изучить проблему западничества и славянофильства, выявить наиболее ярких представителей этих течений. Изучить отношения этих людей к тогдашней реальности, религии, в контексте отношения к русской истории, и на фоне всего этого рассмотреть их мнение о возможных путях развития России и её судьбе. А также показать актуальность вопроса о выборе между западничеством и славянофильством, в наши дни.
Введение ............................................................................................................................3
Особенности общественного движения...........................................................................6
Идеи Западников...............................................................................................................8
Анализ идеям Славянофилов........................................................................................15
Славянофилы о Петре I..................................................................................................21
Западники о Петре I........................................................................................................25
Оценка реформ Петра I...................................................................................................28
Отличительные особенности западничества и славянофильства................................31
Заключение......................................................................................................................32
Список использованной литературы .............................................................................34
Отличительные особенности западничества и
славянофильства
Западники и славянофилы вошли в историю как люди «сороковых годов».
Основными чертами славянофилов являлись целостность и разум, а западников - раздвоение и рассудочность. Во множестве проявлений жизни ярко выражено это различие:
- в Западной
Европе - рассудочно-отвлеченное
- на Западе - государственность из насилий завоевания, на Руси - из естественного развития народного быта;
- на Западе
- враждебная разграниченность
- на Западе
- поземельная собственность - первое
отношение гражданских
- на Западе
- законность формально-
Вообще на Западе раздвоение духа, наук, государства, сословий, семейных прав и обязанностей; в России - стремление к цельности «бытия внутреннего и внешнего»; «постоянная память об отношении всего временного к вечному и человеческого к Божественному» - такова древнерусская жизнь, следы которой сохранились и теперь в народе.
Оторвавшись от бесконечной цели, поставив себе мелкие задачи, «западный человек почти всегда доволен своим состоянием»; он «готов, с гордостью ударяя себя по сердцу, говорить себе и другим, что совесть его вполне спокойна, что он совершенно чист перед Богом и людьми, что он одного только просит у Бога, чтобы другие люди были на него похожи». Если он столкнется с общепринятым понятием о нравственности, он выдумает себе оригинальную систему нравственности и опять успокоится.
«Русский человек, напротив того, всегда живо чувствует свои недостатки и чем выше восходит по лестнице нравственного развития, тем более требует от себя, и поэтому тем менее бывает доволен собой».
Заключение.
Подводя
итоги можно сказать, что ранних
славянофилов отличали: во-первых, идеализация
в той или иной мере древнерусского
быта и связанная с ней
Что касается западников, то вопреки широко распространенным предрассудкам, родоначальники «западничества» были ничуть не меньшими патриотами, чем «славянофилы» («русофилы»). Просто они были «другого рода» патриотами. В 1864 году Герцен так отвечал славянофилу Ю. Самарину на обвинения в не патриотизме: «Любовь наша (к народу русскому) — не только физиологическое чувство племенного родства, основанное исключительно на случайности месторождения, она, сверх того, тесно соединена с нашими стремлениями и идеалами, она оправдана верою, разумом, а потому она нам легка и совпадает с деятельностью всей жизни».
Относительно неославянофилов можно сказать, что в целом их общая концепция не изменилась, хотя и приняла современные формы. А вот про неозападников такое сказать нельзя, по замечаниям современников, Неозападники не имеют ничего общего с «теми западниками, которые были истинными патриотами России».
Что касается остальных тем рассмотренных в данной работе, то все основные выводы уже были сделаны ранее.
На последок, хочется отметить, что изучая данную тему, я заметил некоторую странную закономерность, а именно большинство авторов (как мне показалось), придерживаются большей частью славянофильской точки зрения. Что касается славянофилов и западников XIX века, то тут можно увидеть довольно объективную оценку, как тех, так и других. А вот что касается текущего времени, то даже ища материал о неославянофилах, я большей частью наталкивался на критические статьи. Хочется сказать, что такая тенденция в русском обществе довольно опасна, т. к. в отсутствие хорошей оппозиции страна может легко сделать неправильный выбор.
Что касается XIX века, то там оппозиция была, и в принципе, как утверждают многие авторы, на всех направлениях победили западники. Западники же победили и в конце истории Советского Союза, но как мы видим ничем хорошим не во внешней не во внутренней политики Россия сейчас похвастаться не может. Поэтому становится понятной столь насыщенная «славянофильственность» в современных взглядах. Единственное, что хочется от себя заметить, так это то, что ничего хорошего мы точно не добьёмся, если будем кидаться из стороны в сторону.
Что касается моих собственных взглядов, то в отношении духовности они более близки к славянофилам. А в отношении внешней политики я могу сказать лишь то, что я сторонних решительных мер, потому что если мы и дальше будем питаться только нефтедолларами мы не только задеревенеем, но и сгниём. Относительно культуры я считаю, что стоит прекратить столь интенсивное вливание западной культуры (которая ни что иное, как порнография) в Россию.
Заканчивая скажу, что я надеюсь, что наш выбор будет правильным, что я искренне верю и надеюсь в будущее могущество и силу великой Руси.
Список использованной литературы.
1. Бердяев Н. А, "А. С. Хомяков", [Электронный ресурс]. URL:
http://www.vehi.net/berdyaev/
2. Молчанов Н.Н. Дипломатия Петра Первого. М., 1986.
3. Писарев Д. И.. Сочинения. [Электронный ресурс]. URL:
http://www.biblioclub.ru/book/
4. Тойнби А. Постижение истории. М., 1991.
5. Устрялов Н.В. «Политическая доктрина славянофильства», [Электронный
ресурс]. URL: http://www.book-read.ru/
6. Фараджаев К. Русская религиозная философия. М.: Изд. «Весь мир»,.2002.
7. Философский энциклопедический словарь./Редкол.: С.С. Аверинцев и др. - 2-е
изд. - М.: Сов.энциклопедия, 1989 г.
8. Хомяков А. С., т. I, [Электронный ресурс]. URL:
http://new.runivers.ru/lib/
9. Чернышевский Н. Г.. Избранные философские произведения [Электронный
ресурс]. URL: http://www.biblioclub.ru/book/
10. Элбакян Е.С Славянофилы и религия: век минувший и век нынешний.// Кентавр,
№ , 1997.
Информация о работе Западники и славянофилы: Дискуссия о настоящем и будущем России