Западники и славянофилы: Дискуссия о настоящем и будущем России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 07:39, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы было поставлено изучить проблему западничества и славянофильства, выявить наиболее ярких представителей этих течений. Изучить отношения этих людей к тогдашней реальности, религии, в контексте отношения к русской истории, и на фоне всего этого рассмотреть их мнение о возможных путях развития России и её судьбе. А также показать актуальность вопроса о выборе между западничеством и славянофильством, в наши дни.

Содержание работы

Введение ............................................................................................................................3
Особенности общественного движения...........................................................................6
Идеи Западников...............................................................................................................8
Анализ идеям Славянофилов........................................................................................15
Славянофилы о Петре I..................................................................................................21
Западники о Петре I........................................................................................................25
Оценка реформ Петра I...................................................................................................28
Отличительные особенности западничества и славянофильства................................31
Заключение......................................................................................................................32
Список использованной литературы .............................................................................34

Файлы: 1 файл

Славянофилы и западники 2.docx

— 66.79 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отличительные особенности западничества  и

славянофильства

Западники и славянофилы вошли в историю  как люди «сороковых годов».

Основными чертами славянофилов являлись целостность  и разум, а западников - раздвоение и рассудочность. Во множестве проявлений жизни ярко выражено это различие:

- в Западной  Европе - рассудочно-отвлеченное богословие, обоснование истины путем логического  сцепления понятий; на Руси - стремление  к истине «посредством внутреннего  возвышения самосознания к сердечной  целостности и средоточию разума»;

- на Западе - государственность из насилий  завоевания, на Руси - из естественного  развития народного быта;

- на Западе - враждебная разграниченность сословий, - в Древней Руси их «единодушная  совокупность»;

- на Западе - поземельная собственность - первое  отношение гражданских отношений,  на Руси - собственность только  случайное выражение отношений  личных;

- на Западе - законность формально-логическая, на Руси - выходящая из быта.

Вообще  на Западе раздвоение духа, наук, государства, сословий, семейных прав и обязанностей; в России - стремление к цельности  «бытия внутреннего и внешнего»; «постоянная память об отношении  всего временного к вечному и  человеческого к Божественному» - такова древнерусская жизнь, следы  которой сохранились и теперь в народе.

Оторвавшись от бесконечной цели, поставив себе мелкие задачи, «западный человек  почти всегда доволен своим состоянием»; он «готов, с гордостью ударяя себя по сердцу, говорить себе и другим, что  совесть его вполне спокойна, что  он совершенно чист перед Богом и  людьми, что он одного только просит у Бога, чтобы другие люди были на него похожи». Если он столкнется с  общепринятым понятием о нравственности, он выдумает себе оригинальную систему  нравственности и опять успокоится.

«Русский  человек, напротив того, всегда живо чувствует  свои недостатки и чем выше восходит по лестнице нравственного развития, тем более требует от себя, и  поэтому тем менее бывает доволен  собой».

 

 

Заключение.

Подводя итоги можно сказать, что ранних славянофилов отличали: во-первых, идеализация  в той или иной мере древнерусского быта и связанная с ней патриархально-утопическая  теория общества, исходящая из того, что оно должно строиться по типу семейных отношений, ибо его истинной основой является семья. Во-вторых, вытекающая из данной идеализации вера в то, что спасение России заключается  в возвращении, к ее исконным началам, сохранившемся в народных воззрениях и в быту простого народа; кроме  того, также мысль о том, что  все проблемы и недостатки современного славянофилам российского общества в большей или меньшей степени  обязаны своим происхождением прозападным  петровским реформам. В-третьих, учению славянофилов была присуща определенная система религиозных воззрений, тесно связанных с социально-политическими. Славянофилы были сторонниками самодержавия как своеобразной и характерной  черты русского общества, противостоящего  западному абсолютизму.

Что касается западников, то вопреки широко распространенным предрассудкам, родоначальники «западничества»  были ничуть не меньшими патриотами, чем  «славянофилы» («русофилы»). Просто они  были «другого рода» патриотами. В 1864 году Герцен так отвечал славянофилу  Ю. Самарину на обвинения в не патриотизме: «Любовь наша (к народу русскому) — не только физиологическое чувство  племенного родства, основанное исключительно  на случайности месторождения, она, сверх того, тесно соединена с  нашими стремлениями и идеалами, она  оправдана верою, разумом, а потому она нам легка и совпадает  с деятельностью всей жизни».

Относительно  неославянофилов можно сказать, что в целом их общая концепция  не изменилась, хотя и приняла современные  формы. А вот про неозападников  такое сказать нельзя, по замечаниям современников, Неозападники не имеют  ничего общего с «теми западниками, которые были истинными патриотами России».

Что касается остальных тем рассмотренных  в данной работе, то все основные выводы уже были сделаны ранее.

На последок, хочется отметить, что изучая данную тему, я заметил некоторую странную закономерность, а именно большинство  авторов (как мне показалось), придерживаются большей частью славянофильской  точки зрения. Что касается славянофилов и западников XIX века, то тут можно  увидеть довольно объективную оценку, как тех, так и других. А вот что касается текущего времени, то даже ища материал о неославянофилах, я большей частью наталкивался на критические статьи. Хочется сказать, что такая тенденция в русском обществе довольно опасна, т. к. в отсутствие хорошей оппозиции страна может легко сделать неправильный выбор.

Что касается XIX века, то там оппозиция была, и  в принципе, как утверждают многие авторы, на всех направлениях победили западники. Западники же победили и  в конце истории Советского Союза, но как мы видим ничем хорошим  не во внешней не во внутренней политики Россия сейчас похвастаться не может. Поэтому становится понятной столь  насыщенная «славянофильственность»  в современных взглядах. Единственное, что хочется от себя заметить, так  это то, что ничего хорошего мы точно  не добьёмся, если будем кидаться из стороны в сторону.

Что касается моих собственных взглядов, то в  отношении духовности они более  близки к славянофилам. А в отношении  внешней политики я могу сказать  лишь то, что я сторонних решительных  мер, потому что если мы и дальше будем питаться только нефтедолларами мы не только задеревенеем, но и сгниём. Относительно культуры я считаю, что  стоит прекратить столь интенсивное  вливание западной культуры (которая  ни что иное, как порнография) в  Россию.

Заканчивая  скажу, что я надеюсь, что наш  выбор будет правильным, что я  искренне верю и надеюсь в будущее  могущество и силу великой Руси.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

1. Бердяев Н. А, "А. С. Хомяков", [Электронный ресурс]. URL:

       http://www.vehi.net/berdyaev/khomyakov/index.html

2. Молчанов Н.Н. Дипломатия Петра Первого. М., 1986.

3. Писарев Д. И.. Сочинения. [Электронный ресурс]. URL:

      http://www.biblioclub.ru/book/40313/

4. Тойнби А. Постижение истории. М., 1991.

5. Устрялов Н.В. «Политическая доктрина славянофильства», [Электронный

      ресурс]. URL:   http://www.book-read.ru/libbook_92853.html

6.  Фараджаев К. Русская религиозная философия. М.:  Изд. «Весь мир»,.2002.

7.   Философский энциклопедический словарь./Редкол.: С.С. Аверинцев и др. - 2-е      

        изд. - М.: Сов.энциклопедия, 1989 г.

8. Хомяков А. С., т. I, [Электронный ресурс]. URL:

      http://new.runivers.ru/lib/book3560/18631/

9. Чернышевский Н. Г.. Избранные философские произведения [Электронный

      ресурс]. URL:  http://www.biblioclub.ru/book/7405/

10. Элбакян Е.С Славянофилы и религия: век минувший и век нынешний.// Кентавр,

      №  , 1997.

 


Информация о работе Западники и славянофилы: Дискуссия о настоящем и будущем России