Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 21:03, курсовая работа
XIX век – одна из увлекательнейших страниц истории искусства. Это столетие дало ряд замечательных памятников, отличающихся высоким художественным мастерством, которые до сих пор продолжают доставлять нам наслаждение. Многие из них очень близки нам по своей идейной направленности: они были созданы во время ожесточенной борьбы за реалистическое искусство, за искусство, тесно связанное с прогрессивными идеями своего времени, с мыслями и чаяниями народа.
Введение 3
1. Направления в изобразительном искусстве XIX века 4
1.1 Романтизм в живописи 4
1.2 Реализм в живописи 4
1.3 Импрессионизм в живописи 6
1.4 Постимпрессионизм 8
1.5 Модерн в живописи 9
2. Этапы развития стилей живописи XIX в. Художники внесшие вклад в развитие стилей 10
2.1 Этапы развития стилей живописи XIX в. 10
2.2 Художники внесшие вклад в развитие стилей 11
Заключение 34
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
«НИЖЕГОРОДСКИЙ
им.Р.Е.Алексеева»
АРЗАМАССКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
Реферат
Предмет: Культурология
Тема: Европейское изобразительное искусство ХIX века. Основные художественные направления и их идейное содержание.
Выполнил:
студент гр. АЗИС 2013-1
Корнилов А.В.
Проверил:
Преподаватель
Акишина О.В.
Арзамас
2013г.
Оглавление
Стр.
Введение
1. Направления в изобразительном искусстве
XIX века
1.1 Романтизм в живописи
1.2 Реализм в живописи
1.3 Импрессионизм в живописи
1.4 Постимпрессионизм
1.5 Модерн в живописи
2. Этапы развития стилей живописи XIX в.
Художники внесшие вклад в развитие стилей
2.1 Этапы развития стилей живописи XIX в.
2.2 Художники внесшие вклад в развитие стилей
Заключение
Введение
XIX век – одна из увлекательнейших страниц истории искусства. Это столетие дало ряд замечательных памятников, отличающихся высоким художественным мастерством, которые до сих пор продолжают доставлять нам наслаждение. Многие из них очень близки нам по своей идейной направленности: они были созданы во время ожесточенной борьбы за реалистическое искусство, за искусство, тесно связанное с прогрессивными идеями своего времени, с мыслями и чаяниями народа.
Французская буржуазная революция (1789-1794) открыла новый период в истории Европы. Во Франции был низвергнут старый феодальный мир и на смену ему пришел новый порядок, который утвердил господство буржуазии. Процесс разложения феодального строя был характерен и для других европейских государств. Однако он протекал далеко не равномерно во всех странах. В одних буржуазная революция была позади, например, в Англии она совершилась в середине XVII века. Во Франции она произошла позднее, но зато это была революция, в которой победа буржуазии над феодальным обществом была полной. Ряд стран находился долгое время в состоянии феодальной раздробленности (Германия), а другие, кроме того, в зависимости от своих более могущественных соседей, как, например, Италия от Австрии или Польша после 3-го раздела – от России, Австралии, Пруссии.
Развитие капиталистических отношений, борьба за национальную культуру, которая велась на почве освободительных движений, привели к возрождению тех художественных школ, развитие которых в силу исторических причин было прервано на многие годы, а иногда даже на столетия, как, например, в Румынии или Болгарии.
Большее внимание стоит уделить искусству Франции, так как Франция в это время наряду с Россией занимает ведущее место в области изобразительного искусства, и о Франции характерные особенности буржуазного искусства в XIX веке выявились особенно ярко. Путь, проделанный французским искусством, в какой-то мере был характерен и для других стран Западной Европы.
Начало романтизма во
французской живописи связано с
творчеством Теодора Жерико(
Замечательнейшее явление романтизма – живопись Эжена Делакруа (1798-1863), часто писавшего полотна на молитвы поэзии Юайрона и создавшего ряд исторических композиций. Шедевр его творчества – картина «Свобода, ведущая народ», написанная в разгар революционных событий 1830 г. И воплотившая бунтарский пафос, характерный для романтизма. Делакруа отверг академические догмы, но не изменил тяге к античному искусству. Делакруа считается создателем исторической живописи Нового времени.
Романтики сделали более массовым и демократичным искусство графики, создав новые формы в литографии и книжной гравюре на дереве.
С романтической школой связано и творчество крупнейшего графика- карикатуриста Оноре Домье (1808-1897). Его считают великим художником, творчество которого возникло на переломе от романтической эпохи к эпохе расцвета реализма в 40-70-е гг. XIX в. Благодаря литографии, получили распространение его работы: «Законодательное чрево», «Улица Транснопен», «Печатнеик, ставший на защиту свободы печати».
Домье-живописец владел монументальной цельностью и остротой восприятия, стремительной силой экспрессии и лирической нежностью.
1.2 Реализм в живописи
Реалистическое направление в живописи Франции укрепило свои позиции в середине XIX в. После революции 1848 г. Главный признак реализма – постижение социального характера человека.
Лучшие черты французского народа и его передового искусства воплощали такие художники, как Милле, Курбе, Мане, Карно. Их не допускали на выставки, травили в газетах и журналах. Им противостояла масса дельцов от искусства.
Жан Франсуа Милле (1814-1875) в своих эпических, монументальных и полных жизненной правды картинах показал французское крестьянство, его труд, его моральную силу («Сборщицы колосьев», «Анжелюс», «Крестьянка, пасущая корову», «Весна»).
Гюстав Курбе (1819-1877) в «Дробильщиках камня» и «Вязальщицах» показал спокойное и уверенное достоинство трудового народа, а в «Похоронах в Оране» - значительность повседневной жизни, хотя начинал он с романтически взволнованных образов как портрет «Портрет Шопена». Его творчество и борьба за демократические идеи, принципы реализма, правдивое искусство, близость искусства к жизни. Курбе первый употребил слово «реализм» применимо к живописи. Художник придал жанровым сценам монументальнуз значительность, которая допускалась прежде лишь в исторической живописи. Курбе и Милле стали предшественниками импрессионизма.
Произведения Эдуарда Мане (1832-1883) посвящены Парижу. Он один из блестящих колористов мирового искусства. В его картинах с удивительной зоркостью и свежестью передана правдивая характеристика всевозможных обитателей Парижа («Завтрак в мастерской», «Чтение», «В лодке», «Нана»), которые донесли до наших дней облик тогдашней Франции. Хотя Мане в первых картинах пытался переосмыслить образы и сюжеты старых мастеров в духе современности («Завтрак на траве», «Олимпия»), затем он стал создавать картины на бытовые, исторические, революционные темы. Сильнейшая страница в истории французского критического реализма – его последняя картина «Бар в Фоли-Бержер» - об одиночестве человеческого существования. Предвосхитив импрессионизм он обратился к светлой пленэрной живописи («Аржантей»).
Расцвет английской живописи приходится в XIX в. На первую треть столетия. Связан он с развитием блестящей пейзажной живописи. Одним из наиболее самобытных художников своего времени был Уильям Тернер (1775-1851). «Кораблекрушение» и др.
Глубоко реалистичным было искусство Джона Констебля (1776-1837), одного из величайших английских художников. Его искусство правдиво, демократично, родственно гуманистической лирике природы. Он впервые ввел в обиход живописцев XIX в. Этюды. Лучшие его работы – «Телега для сена», «Хлебное поле», «Прыгающая лошадь» и др.
Франсиско Хосе де (1746-1828). Им создано огромное число прекрасных фресок, картин, офортов, литографий, рисунков. Творчество Гойи проникнуто подлинно национальным духом, но оно отличается от творений его современников. В его работах вдохновенно отражено его время, причем он часто прибегал к аллегориям или сложным фантастическим образам. Им создана знаменитая серия офортов «Капричос» (80 листов, 1797-1798), где перед нами предстает страшный мир чудовищ и уродств. Острая социальная сатира хужлжника направлена против бесправия, суеверия, невежества, тупости. В этих офортах – обвинение церкви, дворянству, властителям. Художественный язык «Капричос» прихотливо соединил гортеск и реальность, острую сатиру и проницательный анализ действительности. Также значительная серия офортов «Бедствия войны» (82 листа, 1810-1820) философски осмысляющая судьбу народа. Наиболее известные картины художника – «Семейство короля Карла IV» (1804), «Маха одетая», «Маха обнаженная» (обе 1802).
1.3 Импрессионизм в живописи
Импрессионизм – художественное направление, возникшее во Франции в последней трети XIX в. Эстетические установки этого направления характеризовало желание соединить познавательные задачи с поиском новых форм выражения неповторимого субъективного мира художника, передать свои мимолетные восприятия, запечатлеть реальный мир во всей его изменчивости и подвижности. Его история сравнительно кратковременна – всего 12 лет ( от первой выставки картин 1874 г. До восьмой в 1886), после чего каждый из художников пошел своим собственным путем. Одна из картин на первой выставке принадлежала Клоду Моне и называлась «Impression. Soleil levant. 1872». (Впечатление. Восход солнца. 1872). В прессе слово («impression» - «впечатление») иронически склоняли на все лады. Против ожидания, новое слово, произнесенное в насмешку, прижилось, по сколько оно выражало общее, что объединяло всех участников выставки – субъективное отражение внешних, случайных пространственно-временных моментов действительности. В этом импрессионизм смыкается с натурализмом и субъективизмом, в результате импрессионистский метод приводит к отрицанию композиции и разложению художественной формы на составляющие ее элементы.
Импрессионизм представлен в творчестве таких художников, как Клод Моне, Поль Сезанн, Пьер Огюст Ренуар, Эдгар Дега, Камиль Писсарро, Альфред Сислей, Берта Моризо и др., объединившихся для борьбы за обновление искусства против официального академизма в художественном творчестве.
Теория импрессионизма родилась позднее самого течения. Импрессионисты стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости. Их «метод» основывался на передаче внешнего впечатления света, тени, рефлексов на поверхности предметов раздельными мазками чистых красок. Это позволяло зрительно растворить форму в окружающей светло-воздушной среде. С исчерпывающей полнотой суть импрессионизма раскрылась в жанре пейзажа. Они подвели черты под пленэристическими исканиями своих предшественников – они приравняли этюд к картине, провозгласили своим творческим методом живопись на открытом воздухе. Продолжая традиции барбизонцев и Курбе, они писали природу своей родины, выбирая непримечательные уголки. Изображая природу, импрессионисты не прросто бесстрастно фиксировали виденное, они вносили в пейзаж сопереживание, настроение, а обращение импрессионистов к жизни улиц, вокзалов, кафе, баров, образам современников разных сословий и профессий, к городскому пейзажу расширило рамки реалистического искусства. Стремление передать живописными средствами быстрый ритм жизни большого города, стремление запечатлеть мгновенное состояние природы, атмосферы, освещения привело к освобождению палитры от темных, земляных красок и нанесению чистых, спектральных цветов.
Импрессионизм можно рассматривать и гораздо шире – как стиль, в котором отсутствует четко заданная форма, где предмет запечатлен в отрывочных, мгновенно фиксирующих каждое мгновение штрихах, обнаруживающих, однако, скрытые единство и связь. В этом, более широком смысле, импрессионизм проявился не только в живописи, но и в других видах искусства, в частности, в скульптуре, музыке.
Современником и соратником
импрессионистов был великий
французский скульптор Огюст
Роден (1840-1917). Его драматическое, страстное,
героически возвышенное искусство
прославляет красоту и