Функции культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 13:34, реферат

Описание работы

Предметом культурологии выступает понятие культуры. Объектом культурологии являются живые люди, творцы и носители культуры, а также культурные явления,
процессы и учреждения. Культура тесно связана с обществом. Если под обществом понимается совокупность людей, то под культурой — совокупность результатов их деятельности. К настоящему времени ученые насчитывают более 500 определений культуры. Они разбили их на несколько групп. В первую вошли описательные определения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ 4
1.1 Защитная функция 4
1.2 Креативная функция 4
1.3 Информационная функция 5
1.4 Коммуникативная функция 5
1.5 Сигнификативная функция 6
1.6 Регулятивная функция 7
1.7 Функция социализации 7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 9
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 10

Файлы: 1 файл

0960434_72AD0_funkcii_kultury.doc

— 899.50 Кб (Скачать файл)



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ 

МУЖДУНАРОДНЫЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНТСТИТУТ

ФАКУЛЬТЕТ «ПОЛИТОЛОГИЯ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:

«ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ»

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель:

слушатель группы № 102

Мазур К.П.

Руководитель:

Мячикова И.И.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МИНСК 2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

Предметом  культурологии  выступает  понятие  культуры.  Объектом культурологии  являются живые люди, творцы и носители культуры, а также культурные явления,

процессы и учреждения. Культура  тесно  связана  с  обществом.  Если  под  обществом  понимается  совокупность  людей,  то под культурой — совокупность результатов их деятельности. К настоящему времени ученые насчитывают более 500 определений культуры. Они разбили их на  несколько  групп.  В  первую  вошли описательные  определения. 

Например,  культура —  это сумма  всех  видов  деятельности,  обычаев,  верований.  Во  вторую —  те  определения,  которые связывают культуру с традициями или социальным наследием общества. Культура — социально унаследованный комплекс практики и

верований, определяющий основы нашей жизни. В третьей  группе подчеркивалось значение для культуры правил, организующих человеческое поведение. В других  случаях  ученые понимали  культуру  как  средство приспособления  общества  к природной среде  либо  подчеркивали,  что  она —  продукт  деятельности  людей. Иногда  о  ней  говорят  как  о совокупности форм приобретенного поведения, характерных для некоторой группы или общества и передающихся из поколения в поколение.

Слово «культура» является одним из наиболее употребляемых в современном языке. Культура как форма деятельности в конечном итоге предназначена для сохранения и развития своего собственного содержания, т. е. человека.                                                                                                         Предназначение культуры, её «обязанность» или роль, которую она играет в человеческой жизни, выражены в её функциях. Речь пойдет не столько о том, «что такое культура», сколько о том, «как она функционирует», «как» осуществляется единство культурной жизни общества в историческом и географическом пространстве. Культура в этом случае предстает как социальное достояние, общность норм, обычаев, нравов. И, конечно, полностью уйти от ответа, «что» они собой представляют (каково их предметное, вещное, действенное воплощение), невозможно. От одной исторической эпохи к другой можно проследить, как на смену обычаям и ритуалам приходят правовые нормы и художественное творчество, формируются институты образования и воспитания. Но следует заметить, что модифицируются лишь формообразования культуры, основные же ее функции должны в своей основе оставаться теми же, иначе общество бы распалось, погибло.Итак, каковы же основные функции культуры, позволяющие обществу существовать длительный исторический период, войти в современный век этническим общностям, давно ставшим крупными социальными образованиями.

  1. ФУНКЦИИ  КУЛЬТУРЫ

Сложная, многоплановая  и разноуровневая структура культуры, ее органическая взаимосвязь со всеми сферами жизни общества позволяет ей осуществлять в обществе ряд социальных функций.

Действительно, культура как форма  деятельности в конечном итоге предназначена  для сохранения и развития своего собственного содержания, т.е. человека. Предназначение культуры, ее «обязанность» или роль, которую она играет в человеческой жизни, выражены в ее функциях. Все функции осуществляются ради человека как общественного существа. Познает ли он мир или пытается защитить природу, верует ли он в Бога или разделяет высокие идеалы гуманизма — все это он делает ради себя самого. В соответствии с этим и функции культуры призваны обслуживать эгоистические устремления общественного человека.

1.1 Защитная функция

Универсальной функцией надо считать защитную. Она состоит в том, что при помощи искусственно  созданных  орудий  и  приспособлений —  орудий  труда,  лекарств,  оружия, Транспортных  средств,  источников  энергии —  человек  неимоверно  увеличил  свои  возможности приспособления  к  окружающему  миру,  подчинения  себе  сил  природы.  Ему  не  страшны  голод, наводнения, эпидемии.

Но  на  смену  одним  неблагоприятным  факторам,  устраненным  техническим  прогрессом, приходят другие, порожденные им. Голод и чума побеждены, но истощается почва, вырубаются леса,  отравляется  вода,  ухудшается  экология,  появляются  новые  болезни.  И  не  только естественного происхождения (например,СПИД),  но  и  искусственного (скажем,  лучевая  болезнь).  Таким  образом,  материальная культура, технический прогресс, с одной стороны, снижают угрозу жизни и здоровью людей, а с другой — повышают ее. Функция сопровождается дисфункцией.

1.2 Креативная функция

Фундаментальная  функция  культуры —  преобразование  и  освоение  мира.  Ее  еще называют  креативной  функцией (от  лат.  creatio — созидание).  Исследуя  и каталогизируя  виды растений  и  животных,  систематизируя  типы  элементарных  частиц,  экспериментируя  над физическими явлениями, осваивая космическое пространство, человек расширяет среду обитания. Проявляется  его  любознательность,  а  не  желание  защититься.  Овладение  силами  внешней природы идет рука об руку с овладением внутренними силами психики. На Востоке выработаны сложные  системы  психотехники,  медитации,  боевых  единоборств  и  концентрации  воли, нетрадиционные методы медицины, техники владения своим телом и сознанием.

1.3 Информационная функция

Это передача социального  опыта. В обществе нет другого  механизма передачи социального опыта помимо культуры. Социальные качества человека не передаются генетической программой. Благодаря культуре осуществляется передача, трансляция социального опыта как от одного поколения к другому, так и между странами и народами.

Эту важную социальную функцию культура выполняет посредством сложной  знаковой системы, которая сохраняет социальный опыт поколений в понятиях и словах, математических символах и формулах науки, своеобразных языках искусства, в продуктах человеческого труда - орудиях производства, предметах потребления, т.е. заключает в себе все те знаки, которые рассказывают о человеке, его творческих силах и возможностях. В этом смысле культуру можно назвать "памятью" человечества. Однако необходимо подчеркнуть, что культура не просто "кладовая" накопленного человечеством социального опыта, а средство его активной переработки, отбора именно той информации, которая необходима обществу, которая представляет национальную и общечеловеческую ценность.

Информативную функцию  культуры оценивают очень высоко представители семиотического подхода к культуре. В этой функции культура связывает поколения, обогащая каждое последующее опытом предшествующих.

Культура не может  жить одной традицией, она постоянно  поддерживается напором новых поколений, вступающих в социум в несколько  изменившихся исторических условиях. Эта особенность социально-исторического процесса заставляет представителей нового поколения заниматься творческой переработкой культурных достижений прошлого. Преемственность и новаторство пронизывают культурную жизнь общества.

1.4 Коммуникативная функция

Обычно термин коммуникация (лат. communicatio < communico “делаю общим, связываю, общаюсь”) понимают как общение. Дело в том, что общение “включает в себя непосредственный контакт одного человека с другим”, “элемент личных взаимоотношений, живой обмен чем-то (например, информацией, деятельностью). Эта форма отношений в обществе представляет собой частный случай коммуникации. Но имеются и другие уровни таких отношений — общение между поколениями, народами, эпохами во времени и пространстве. Именно культура делает такое общение возможным и продуктивным. Культура сохраняет в себе формы и способы общения и передача информации, предлагает определенные традиции, накопленный опыт, нормативы, идеалы и другое. Можно сказать, что культура коммуникабельна в противоположность бескультурью, для которого взаимодействие с миром выражается в разрушительной или враждебной форме, в том или ином конфликте, а потому невозможно или затруднено.

1.5 Сигнификативная функция

 С коммуникативной тесно связана сигнификативная функция культуры, буквально — функция приписывания значений и ценностей.

То, что не вовлечено  в культурный оборот человечества, как бы не имеет значения и ценности. Звездное небо над головой первобытного человека не имело никакого значения до тех пор, пока он не вовлек его в свой крут мифологических представлений, не составил небесных карт, помогающих в мореплавании, не создал астрономических теорий и не послал в космос спутники. С тех пор небо стало частью культуры. Каждое созвездие получило наименование, легендарную историю, наименование в научном каталоге, физико-химические характеристики.

Итак, расширяя сферу  культурного освоения мира, человек  одновременно расширяет область  обозначаемых предметов. В итоге объем культуры и объем предметов, приобретших ценность и значение, всегда совпадают. Это равновеликие явления. Но дело этим не ограничивается. Охватив сеткой значений определенную область природы, человек постоянно переименовывает, переоценивает что-то внутри этой области. Одни и те же предметы у разных народов и в разные исторические эпохи получают разные значения и ценность. В результате мы можем встретить таких старожилов культурной ойкумены, которые имеют несколько десятков, если не сотен, значений. В совокупности они составляют то, что можно назвать культурной (или исторической) биографией вещей.

Благодаря сигнификативной  функции культура предстает как  осмысленное представление о мире, не важно, в какой конкретной форме выражено это представление — в виде философской системы, стихотворения, мифа, научной теории.

Маленькими кирпичиками, из которых они, эти конкретные формы, создаются, выступают знаки, символы, метафоры, формулы, цифры, рифмы, имена, слова. Кирпичики складываются в более крупные объединения, и получаются сонеты, поэмы, гипотезы, эмпирические факты, математические уравнения, статистические таблицы, легенды, эпос и т. п. Наконец, здания объединяются в поселки, города, мегаполисы, страны, континенты.

1.6 Регулятивная функция

Культура несет в  себе нормативы, выработанные человечеством  и касающиеся всех сфер существования человека в мире. Реализация коммуникативной функции предполагает освоение существующих нормативов прежде, чем начинается создание новых. Существуют культуры традиционного типа, в которых инерция норм прошлых поколений довлеет над современностью. Такова культура Китая, сохранившая и практически узаконившая традиции древности. Есть культуры, в которых происходит обмен нормативами и традициями прошлого между поколениями, культуры, в которых нет давления прошлого на настоящее. И, наконец, такие, в которых новейшие нормативы и традиции отметают прошлые ценности, как, например, американская культура. Но каким бы ни был тип культуры, все стороны жизни общества регулируются ее нормами.

1.7 Функция социализации

Функция социализации (или  человекотворческая), по существу, связана с выполнением одной-единственной и важнейшей задачи: сделать из первобытной биологической особи разумного общественного человека. Иными словами, все перечисленные выше функции культуры – от функции приспособления до функции разграничения и интеграции человеческих групп – объединяются в этой одной синтетической функции и подчиняются ей. Процесс социализации заключается в усвоении человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему действовать в качестве полноправного члена общества. При этом речь идет не только о том, что каждого из нас формирует и воспитывает окружающая общественная среда, но и о необходимости активной внутренней работы самого человека, стремящегося в любых условиях сохранить и усовершенствовать свою неповторимость. Если социализация по тем или иным причинам не сопровождается формированием полноценных личностей, то возникает общество «винтиков», безгласных обывателей, не способных к дальнейшему развитию, как это, например, имело место в период «диктатуры пролетариата». И наоборот, господство индивидуализма ослабляет социальные связи, общепринятые нормы и ценности перестают приниматься во внимание, народ теряет свое органическое единство, и наступает период нестабильности. Идеальным для общественного развития является равновесие между коллективным и личностным. В послереволюционной России главным провозглашалось первое; в наши дни стрелка национального барометра качнулась в обратную сторону, предвещая новые проблемы. Их можно преодолеть, лишь всемерно повышая политическую культуру, добиваясь подлинной гармонии между обществом и отдельно взятой личностью, между процессом социализации и процессом становления личности каждого гражданина.  
Приведенное выше раздельное рассмотрение основных функций культуры в обществе, конечно, весьма условно. В реальной жизни разграничить их так, как это сделали мы, невозможно. Они тесно сплетены, переходят одна в другую и практически представляют собой единый процесс, в целом обеспечивая движение человечества по извилистым и часто непредсказуемым путям прогресса. 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Культура как форма  деятельности в конечном итоге предназначена  для сохранения и развития своего собственного содержания, т.е. человека. Предназначение культуры, ее «обязанность» или роль, которую она играет в человеческой жизни, выражены в ее функциях. Все функции осуществляются ради человека как общественного существа. Познает ли он мир или пытается защитить природу, верует ли он в Бога или разделяет высокие идеалы гуманизма — все это он делает ради себя самого. В соответствии с этим и функции культуры призваны обслуживать эгоистические устремления общественного человека.

Информация о работе Функции культуры