Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 09:54, реферат
Романская архитектура сложилась в результате совмещения исконных местных и византийских форм. Она являлась самым ранним этаном развития западноевропейской архитектуры (VI-XII вв.). Готика - венец средневековья, это яркие краски, позолота, сияние витражей, экспрессия, взлетающие в небо колючие иглы шпилей, симфония света, камня и стекла. Готический стиль характеризует заключительную стадию развития средневекового искусства Западной Европы. Христианская культура Запада вступила в период интенсивного развития позднее, чем восточная культура Византии; ее формирование было затруднено столкновением разных этнических и религиозных традиций, разнообразием ландшафта и сложностью природных условий, миграцией народов.
Эти особенности готической архитектуры позволяли создать иллюзию оторванности от земли огромных, высоких соборов. Контраст размера здания и впечатление парения над землей создавали и создают по сей день невероятный эстетический эффект.
Готические соборы не только высоки, но и также очень протяженны и с каждой точки собор смотрится по - новому. В отличие от романской церкви с ее четкими, легко обозримыми формами, готический собор необозрим, часто ассиметричен и даже неоднороден в своих частях: каждый из его фасадов со своим порталом индивидуален. Введение
В развитии европейской архитектуры раннего средневековья можно выделить два периода, два стиля: романский (XI-XII вв.) и готический (XIII-XV вв.). Вторая из этих двух стадий – готическая – возникла путем эволюции романской архитектуры и означала переход ее на новую, более высокую стадию развития. И романское, и готическое зодчество развивались в одних и тех же в основном социально-исторических условиях.
Романская архитектура сложилась
в результате совмещения исконных местных
и византийских форм. Она являлась
самым ранним этаном развития западноевропейской
архитектуры (VI-XII вв.). Готика - венец
средневековья, это яркие краски,
позолота, сияние витражей, экспрессия,
взлетающие в небо колючие иглы шпилей,
симфония света, камня и стекла. Готический
стиль характеризует
Для данной работы была выбрана именно эта тема, потому что период становления готического стиля характеризуется не только созданием выдающихся художественных произведений, но и отражает переломные моменты в в социальной, религиозной и политической жизни того времени. В готическое искусстве, сменившем романский стиль, отразились все важнейшие переходные моменты средневековья: формирование наций и национальных государств, усиление городов и торгово-ремесленных кругов, развитие светских черт в городской и рыцарской культуре.
Религиозное сознание учитывает
эти изменения в своих
В качестве объекта исследования можно выделить готический стиль в архитектуре. Предметом работы являются предпосылки формирования готического архитектурного стиля, его особенности и региональные отличия.
Хронологические рамки данной
работы охватывают период с конца 12
до начала 15 веков. Именно в этот период
происходило формирование и расцвет
готического стиля в
В качестве литературы в основном были использованы статьи из сети Интернет, учебники по культурологи и истории мировой художественной культуры.
Основная цель работы заключается в том, чтобы рассмотреть этапы формирования
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
- изучить предпосылки
формирования готического
- рассмотреть особенности готической архитектуры;
- проанализировать региональные особенности готики в ряде стран Западной Европы.
Для реализации этих задач, потребовалось обратиться к некоторым источникам.
Среди них нужно особо отметить материал взятый из справочной литературы, а так же отдельные монографии, посвященные архитектурным стилям.
Глава 3 Региональные особенности готического стиля
Из Иль-де-Франс готический
архитектурный стиль
3.1 Готический стиль во Франции
Более трех столетий продержалась готика во Франции: последняя треть XII и первая четверть XIII века — ранняя готика; с 20-х гг. до конца XIII века — зрелая, или высокая, готика; XIV—XV века — поздняя готика, иногда называемая «лучистой», а затем «пламенеющая», чья бурно разросшаяся декоративность обретает уже самостоятельное значение16.
Франция является родиной
готического стиля в
Готический стиль во Франции
проявился и в светских постройках.
На главной площади городов
В Готике Франции органически переплелись лиризм и трагические аффекты, возвышенная духовность и социальная сатира, фантастический гротеск и фольклорность. В эту в эпоху расцвела книжная миниатюра и появилась алтарная живопись; достигло высокого подъёма декоративное, искусство, связанное с высоким уровнем развития цехового ремесла.
В 15 в. готический стиль переживает во Франции свой поздний этап, получивший название «пламенеющей готики»: своды становятся очень сложными, в кружеве каменных форм возникает мотив, напоминающий язычок пламени, этот рисунок переходит с оконных проемов на порталы и даже панели стен (церковь Сен Маклу в Руане). По-видимому, работавшие там мастера оказались под влиянием характерного для Англии декоративного направления. В пользу этого говорит тот факт, что произведения в стиле пламенеющей готики чаще встречаются в Нормандии, которая в эпоху Столетней войны входила в состав английского королевства. В поздней Готике, во Франции, получили распространение скульптурные алтари в интерьерах, объединяющие деревянную раскрашенную и позолоченную скульптуру, и темперную живопись на деревянных досках. Сложился новый эмоциональный строй образов, отличающийся драматической (нередко экзальтированной) экспрессией, особенно в сценах страданий Христа и святых. Появились росписи на светские сюжеты (в папском дворце в Авиньоне, 14—15 вв.)18. Части храмов украшались рельефами, статуями, растительным орнаментом, изображениями фантастических животных; характерно обилие в декоре светских мотивов (сцены труда ремесленников и крестьян, гротескные и сатирические изображения). Разнообразна и тематика витражей, в гамме которых преобладали красные, синие и жёлтые тона.
Среди соборных сооружений
во Франции классическими
3.2 Готический стиль в Англии
Англия была первой страной, перенявшей от Франции вслед за романским готический стиль, который она переработала на свой лад. Условия, определившие историческое развитие английского государства, определили и характер английской готики. Как и страны материковой Европы, Англия переживала в то время экономический подъем. Однако в отличие от этих стран развитие промышленности и торговли Англии определялось в первую очередь не городом, а деревней, где производилось и перерабатывалось сырье, предназначенное на вывоз. Не бюргерство. а дворянство играло в английской экономике главную роль, и, значит, городские интересы не имели в стране решающего значения. Вот почему храмовое строительство оставалось там преимущественно монастырским, как и в романское время. Собор воздвигался не в центре города как символ его богатства и славы, а за городом, где помещался монастырь20. Во Франции или в Германии собор царил над теснившимися у его подножия низкими жилищами горожан, а в Англии собор гармонически вписывался в пейзаж, служивший ему живописным обрамлением, и потому был ниже и протяженнее. Но английские зодчие выразили стремление в верх по своему. Воздвигая соборы все более вытянутыми в длину, они снабжали их стрельчатыми дугами, многократно повторяющимися в окнах, и таким же изобилием настенных вертикальных переплетов, с добавлением третьей башни, уже не фасадной, а расположенной над средокрестьем (примером такого стиля может служить Собор в Солсбери – классический памятник английской готики21). Растянутость храмового здания, узаконенное его место среди ровного живописного пейзажа с упором на вертикальность не архитектурного целого, а архитектурно-декоративных деталей фасада и интерьера — таковы отличительные черты английского готического зодчества.
В развитии английской готики можно условно выделить три периода. На последние десятилетия 13 в. и самое начало 14 в. приходится период ранней готики. Этот стиль ближе к французскому, тогда обычно применяли простые четырехчастные своды. Декоративных элементов немного. Узким окнам приданы стрельчатые завершения. Более разработанная система декорации появляется в Вестминстерском аббатстве в самом конце периода. Вестминстерское аббатство – «самое французское» из английских зданий, самое высокое, построенное с применением системы контрфорсов.22
В 14 в. зарождается т.н. украшенная готика. Как следует из ее названия, декоративность приходит на смену строгости ранней английской готики. Изменение притерпевают окна соборов. Их ширина увеличивается настолько, что становится необходимым наличие декоративных скульптурных элементов между панелями витража. Сначала завершения окон сплошь заполняются окружностями и дугами, затем этот рисунок сменяется вьющимися кривыми, образующими сложный орнамент. В 15 в. на смену «украшенной готике» приходит «перпендикулярная готика». Это название связано с преобладанием вертикальных линий в рисунке декоративных элементов. Перпендикулярная готика просуществовала до начала 16 в.
Многие английские соборы
были монастырскими, но даже те, что
не входили в состав монастырей,
сохраняли в своем облике черты
монастырской архитектуры, например примыкающий
к собору замкнутый двор, или клуатр.
Часто главный вход в собор
устраивался со стороны одного из
боковых нефов, а не с западной
стороны. В связи с относительно
небольшой высотой сводов, возвышавшихся
над сравнительно узкими нефами, и
достаточно большой толщиной стен не
возникало необходимости в
В городском жилищном строительстве большую роль продолжал играть типичный для Англии фахверк. В общем, английское направление готики не слишком отличалось от французского готического стиля, однако привнесло в готику свои национальные особенности.
3.3 Готический стиль в Германии
Переход от романской архитектуры к готике происходил в Германии значительно медленнее чем во Франции. В противоположность Франции и Англии, где в условиях развитого феодализма начали складываться централизованные монархии, в Германии в силу особых исторических условий политическая раздробленность продолжала усиливаться. «Вормский конкордат» закрепил феодальную раздробленность страны, и германское королевство фактически распалось на отдельные княжества. В связи с этим готический стиль имел свои региональные особенности даже внутри страны24.
В Германию готика тоже пришла из Франции примерно в середине 13 века и первое время оставалась практически без изменений (Кельнский собор был прототипом Амьенского)25. Однако немецкие зодчие изменили классический архитектурный ансамбль. Французская роза была заменена стрельчатым окном над главным входом, были нарушены боковые горизонтали контрфорсами. В поздний период немецкие мастера сооружали над соборами ажурные каменные шпили. Большинство церквей были с внутренним зальным пространством (Элизабеткирхе в Марбурге, 1235- 83), в юго – западных областях сложился тип 1-башенного собора (Фрайбургский Собор26), на севере и северо-востоке,возникла так называемая кирпичная готика, создавшая новые конструктивные и художественные приемы (монастырь в Корине, 1275-1334; Мариенкирхе в Любеке). Для декорирования кирпичной готики применялся глазурованный и фигурный кирпич. Многообразны по типам, композиции и декору каменные, кирпичные и фахверковые светские постройки (городские ворота, ратуши, цеховые и складские здания, танцевальные залы)27.
Все эти особенности германской
архитектуры наиболее существенно
изменили классическую французскую
готику, однако эти изменения ничуть
не умаляют искусство немецких зодчих,
а даже наоборот. Некоторые искусствоведы
утверждают, что только в немецком
зодчестве полностью выявлена сущность
готического стиля и
Заключение
Эпоха готического стиля началась в XII веке, и повсеместно заменила собой господствующий ранее романский стиль. Такой переход был подготовлен социо-культурными, религиозными и политическими изменениями, начинавшими происходить в средневековом обществе. Во всех областях жизни средневекового общества возрастает значение светского, рационального начала. Церковь постепенно утрачивает доминирующие позиции в духовной сфере. По мере развития городской культуры, с одной стороны, начали ослабевать церковные ограничения в области искусства, а с другой - стремясь максимально использовать идеологическую и эмоциональную силу искусства в своих целях, церковь окончательно вырабатывает свое отношение к искусству, нашедшее выражение в трактатах философов этого времени28. Средневековые схоласты утверждали, что искусство есть подражание природе. Хотя дидактизм, способность выражать религиозные догматы и ценности, по-прежнему признавался главной задачей искусства, схоласты не отрицали и эмоциональную силу искусства, его способность вызывать восхищение.
В замысле готического
собора проявились и новые идеи католической
церкви, и возросшее самосознание
городских слоев, и новые представления
о мире. Динамическая устремленность
ввысь всех форм собора отражала христианскую
идею устремленности души праведника
к небу, где ей обещано вечное
блаженство. Религиозные сюжеты сохраняют
свое доминирующее положение в готическом
искусстве. Образы готической скульптуры,
олицетворяющие догматы и ценности
христианства, сам облик собора,
все формы готического
Готический стиль изменил облик средневекового города, способствовал развитию светского строительства. В городах начинают возводить Ратуши с открытыми галереями. Замки аристократов все более напоминают дворцы. Богатые горожане строят дома с островерхими двускатными крышами, узкими окнами, стрельчатыми дверными проемами, угловыми башенками.