История как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 16:23, реферат

Описание работы

История- гуманитарная наука, занимающаяся изучением человека в прошлом ; в более узком смысле- наука, изучающая всевозможные источники о прошлом для того, чтобы установить последовательность событий, исторический процесс, объективность описанных фактов и сделать выводы о причинах событий

Файлы: 1 файл

1. История как наука- этапы становления, предмет, методы исследо.doc

— 224.00 Кб (Скачать файл)

1.История как наука:  этапы становления, предмет, методы  исследования, функции исторического  знания.

История- гуманитарная наука, занимающаяся изучением человека в прошлом ; в  более узком смысле- наука, изучающая  всевозможные источники о прошлом  для того, чтобы установить последовательность событий, исторический процесс, объективность описанных фактов и сделать выводы о причинах событий.

Становление   исторической  науки шло длительным  и  сложным  путем. Выделяют три этапа    в    ее  развитии:   

1)   древность  —  начало XVII  в. история определялась как художественный рассказ, основанный на достоверных свидетельствах.

 2)  XVII  — XVIII  вв. признается, что история должна отражать не все факты прошлой жизни человечества, а лишь основные, обнаруживающие ее общий смысл, но при этом она не была самостоятельной наукой.

3) с начала XIX в. История стала  пониматься как наука о законах  исторической жизни человеческого  общества

Определение предмета истории субъективно, связано с идеологией государства  и мировоззрением историка. Одни историки считают, что история как наука изучает закономерности развития общества, другие, убеждены, что предметом изучения истории является человек (личность). 

Наиболее распространенные методы исторических исследований:

1)историко-генетический метод, последовательное раскрытии свойств, функций и изменений изучаемой реальности в процессе ее исторического движения

2)историко-сравнительный метод,  основывается на сравнениях

3)историко-типологический метод,  общественно-исторические процессы с одной стороны, различаются, с другой, - тесно взаимосвязаны, важная задача выявление единого.

4)историко-системный метод, основой  применения данного метода в  истории является единство в  общественно-историческом развитии  единичного, особенного и общего.

Функции исторического знания:

1)Научно- познавательная

2)Практически-рекомендательная

3)воспитательная

 

 

2.Этногенез восточнославянских  племен. Формирование древнерусской государственности. Основные историографические теории образования государства.

Восточные славяне расселились  на Восточно-европейской равнине  в VI–VII вв.

Почти до самого конца IX столетия у  восточных славян оставался в  действии родоплеменной строй. Роды восточных славян объединялись в  племена, а племена в более  крупные образования – союзы племен. Для родовых общин восточных славян было характерно отсутствие частной собственности, все имущество являлось коллективным.

На рубеже VIII–IX вв. у восточных  славян складываются предпосылки для  образования государства:

1.экономические:переход к пашенному земледелию от мотыжного, развитие ремесла и торговли, рост городов.

2)социальные:  появление в обществе  выраженного имущественного неравенства.  Слои: волхвы, князья, люди, челядь (зависимое  население).

3) политические: формирование военной  демократии. Образование больших племенных союзов, основанных не на родовых, а на территориальных связях. Во главе племени стоит военный вождь, выбираемый из числа представителей знатных семей. Князь опирается на дружину,  племя облагается регулярной данью в пользу князя (полюдье). Так же появляются конфедерации, племенные союзы. Северная конфедерация-центр Новгород, южная- Киев.

 Возникновение древнерусского государства связывают с объединением политических центров в Новгороде и Киеве князем Олегом в 882 г. Древнерусское государство по своему устройству- раннефеодальная монархия: феодальные отношения существовали с пережитками родовых отношений, а не рабовладельческих. Великий князь киевский опирается на дружину (старшая- бояре(земля в собственности), младшая «Гриди»-посадники(земля на время))

В исторической науке существуют две  основные версии о происхождении  древнерусского государства:

1) норманнская теория;

2) антинорманнская теория.

Норманнская теория. Русское государство  было создано норманнами (варягами). В 862 г. славяне пригласили варяжского князя Рюрика с дружиной, он и стал основателем первой русской княжеской династии. Авторы: Г. Байер, Г. Миллер и А. Шлецер.

Антинорманнская теория. Пребывание варягов в IX–X вв. на территории Киевского  княжества не доказывает, что датой образования государства можно считать 862 г. Государственность это закономерный процесс, результат исторического развития.

 

3.Крещение Руси  и его социокультурное значение.

Датой введения на Руси христианства как государственной религии  считается 988 г.

Выбор пал на православие, так как:

1) на Руси было велико влияние  Византии; Европа была православная.

2) христианство отвечало менталитету  славян, было ближе, чем иудаизм  или мусульманство.

3) В католической церкви папа стоял выше князя, службы только на латыни, в православии- службы на любом языке, церковь служит князю.

Русская церковь оказывала большое  влияние на все сферы жизни  славян

1) Крещение объединило восточных  славян в единое древнерусское  общество, создав духовную основу  русской государственности.

2) политические отношения стали  освещаться церковью: отношения  господства и подчинения начали  рассматриваться как правильные  и богоугодные, при этом церковь  получала право примирять, быть  гарантом, судьей в политической  сфере;

3) христианские храмы становились центрами не только религиозной, но и мирской жизни, там проводились сходы общины, хранились казна и различные документы;

4) Распространяется письменность, летописание, появляются первые  рукописные книги, преимущественно  церковного содержания. Братья-монахи Кирилл и Мефодий составили славянскую азбуку. Благодаря Византии и Болгарии Русь познакомилась с достижениями античной культуры. Принятие христианства повлекло за собой зарождение каменного зодчества, возникновение иконописи, фресковой живописи. В монастырях велось летописание.

5) Христианская церковь, стремясь  к стабильности, осуждала социальные  протесты и насилие со стороны  низов общества. При этом она  формировала уважение к власти, воспитывала терпимость к ближнему.

 

4.Предпосылки и сущность политической раздробленности на Киевской Руси. Русские земли в XII-первой половине XIII

Феодальная  раздробленность-время с XII до XVв.

Причины(предпосылки):

1.Господство  натурального хозяйства(племенная  раз​общенность)

2.Развитие  боярского землевладения.

3.Порядок  занятия престола в Киевской  Руси по старшенству (круговорот).

4. Снижение  экономического значения киева,  отток населения из-за половецких  набегов и междуусобиц князей.

5.Ослабление  центральной власти киевских  князей.

6. Рост и  укрепление городов.

7.Борьба с  кочевниками ослабила киевское  княжество.

8.укрепление  власти местных князей. Население  отдельных земель хотело находиться  под рукой собственного князя.

Сильнейшими землями были Черниговская, Владимиро-Суздальская, Галицко-Волынская.

Владимиро-суздальское  княжество:

Феодальная  монархия с сильной властью князя. Бояре подчиняются князю.

Земля была богата в сельскохозяйственном отношении. Северо - Восточная Русь не знала  иноземных нашествий; здесь не было княжеских усобиц. Всё это обеспечивало приток населения, развитие промыслов, ремесла. Князь опирался на дружинников и простых людей. Особенностью Владимиро-Суздальского княжества была деспотическая монархия- князю принадлежала законодательная, исполнительная, судебная власть. При князе существовал совет, в который входили бояре, епископ, наместники, управляющие городами, но этот орган имел лишь совещательный характер. В некоторых городах созывалось вече, но оно решало лишь второстепенные вопросы. Сельской местностью управляли назначаемые князем волостели.

Боярская  республика в Новгороде.  
Новгород стоял у истоков двух торговых путей - по Днепру и по Волге. Экономическое процветание Новгорода создало предпосылки для его политического обособления. В 1136 году жители насильственно свергают князя, сами решают вопрос о призвании к себе князей. Вече- высший орган власти (собрание владельцев городских усадеб)

Вече


Совет Господ(300 золотых поясов) во главе Епископ


Исполнительная  власть                             Тысяцкий                                    князь                       ( посадник)                        (глава городской администрации)                (военачальник)


                                                            Кончанские вечевые сходы


                                                                          Концы


                                                                          Пятины

Вече принимало  законы, контролировало действие князя, выполняло судебные функции, назначало  тысяцкого, епископа, посадника.

Тысяцкий-  руководитель ополчения. Следил за порядком в городе, собирал налоги.

Епископ- распоряжался казной, контролировал внешнюю политику.

Князь не имел права селиться в Новгороде, покупать земли.

Галицко- Волынское княжество: Феодальная монархия с сильными олигархическими тенденциями. Здесь процветали земледелие, торговля, ремёсла. Местное боярство имело обильные источники существования. Нигде боярство не было так сильно. Уделы князей не значительны. На эту ситуацию повлияло сопряжение с Польшей, Венгрией, где Королю также диктовались условия.

 

5.Культура киевской  Руси IX-1й половины XIIIв :основные  черты, известные памятники.

Культура Киевской Руси унаследовала культуру восточнославянских племен, составивших ядро государства. Она  испытала несомненное влияние кочевых народов Степи и особенно Византии, из которой на Русь пришло христианство. Таким образом, культура Руси складывалась с самого начала как синтетическая, т. е. находящаяся под влиянием различных культурных направлений, стилей, традиций.

Христианство оказало сильнейшее воздействие на русскую культуру. Однако долгими годами на Руси сохранялось двоеверие: христианство и язычество. Развитие русской культуры отразило эту двойственность в духовной жизни общества, в народном быту.

Русь занимала пограничное, промежуточное положение между земледельческими цивилизациями Европы и кочевыми, скотоводческими, варварскими по сути культурами Азии. На Руси не было рабовладения.

Многообразные по этническим характеристикам  культуры объединила, сплотила культура Руси, придала им основные характеристики.

Самым знаменитым памятником языческой  культуры  является Збручский идол. Идол  представляет собой  большой  каменный  столп,  покрытый  барельефами.  Он представляет  собой дохристианское мироздание, подразделенное на небо, землю и подземный мир.

Летописи - это  крупнейшие памятники всей культуры Руси. Самым значительным памятником летописания считается «Повесть временных лет», составленная в 1113 г. монахом  Нестором.  Однако  «Повесть  временных лет» не самое первое летописное произведение.

Самым  выдающимся  произведением  литературы  Киевской  Руси  является «Слово о полку  Игореве». В нем повествуется  о  неудачном  походе князей во главе  с  новгород-северским  князем  Игорем  Святославичем  против половцев в 1185 г.

Первой каменной постройкой  была  Десятинная  церковь,  возведенная  в Киеве  в конце Х века  греческими  мастерами. Вершиной южнорусского зодчества  ХI в. является Софийский собор в  Киеве.

С принятием  христианства из Византии на Русь  пришли  новые виды монументальной живописи -  мозаика и фреска,  а также станковая живопись (иконопись).

Распространение письменности, появление книг привело  к  возникновению

еще одного вида живописи - книжной миниатюры. Древнейшие  русские  миниатюры

имеются в «Остромировом Евангелии» (1056-1057) ,  где  помещены  изображения

трех евангелистов.

 

6.Борьба Руси против  угрозы с Востока и Запада  в XIIIв. Последствия монголо-татарского  нашествия для исторического  и культурного развития Руси.

XIII век в истории Руси —  это время вооруженного противостояния натиску с востока (монголо-татары) и северо-запада (немцы, шведы, датчане).

В 1223 году монголы вторглись в  Половецкую степь. Половецкий хан обратился  к русским князьям за помощью. 31 мая 1223г на берегу реки Калки состоялось сражение. Но согласия среди русских князей не было. Монголы разбили русские войска и половцев.

Первый поход Батыя  не привел к окончательному подчинению Руси, хотя была захвачена почти вся  северо-восточная часть Руси за 1236-1238г. В ходе второго похода на Русь были захвачены города южной Руси.

Одновременно с монгольским  нашествием Русь атаковали западные завоеватели.

На земли Великого Новгорода, через  который проходил торговый путь, претендовали шведские феодалы. Получив известие о нашествии монголов на Северо-Восточную Русь, шведы воспользовались моментом. Так же в конце XII века римский папа объявил крестовый поход против «язычников». На обращение папы откликнулись немецкие феодалы, мечтавшие о завоевании новых земель.

Информация о работе История как наука