История театра кукол в Европе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 12:02, курсовая работа

Описание работы

В курсовой работе рассматривается происхождение, истоки и краткая история кукольного театра в Европе, в отдельности для стран Италии и Англии. Кроме того, выявляется в основных чертах та роль, то значение, которое народный кукольный театр имел в тех странах, где он обосновался.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. История становления и развития театра кукол………..….…………..6
1.1 Классификации кукольных театров…………………………………...6
1.2 Истоки театра кукол зарубежных стран………………………………9
Глава II. Итальянский кукольный театр……………………………………….17
2.1 Куклы, танцующие на доске…………………………………………19
2.1 "Бураттини" или перчаточные куклы………………………………..19
2.3 "Марионетте" или куклы на нитях…………………………………..22
2.4 Опера деи Пупи. Кукольный театр Сицилии……………………….25
2.5 "Презепио" - рождественский неподвижный театр………………...29
Глава III. Исторические корни английского кукольного театра….………….31
3.1 Представления улицы и ярмарки…………………………………….31
3.2 Народные куклы и артистическая интеллигенция………………….32
3.3 Кукольные труппы современной Британии…………………………33
Заключение……………………………………………………………………….34
Список использованной литературы…

Файлы: 1 файл

История театра кукол в европе.docx

— 221.06 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава I.  История становления и развития театра кукол………..….…………..6

    1. Классификации кукольных театров…………………………………...6
    2. Истоки театра кукол зарубежных стран………………………………9

Глава II.  Итальянский  кукольный театр……………………………………….17

2.1 Куклы, танцующие на доске…………………………………………19

2.1 "Бураттини" или перчаточные куклы………………………………..19

2.3 "Марионетте" или куклы на нитях…………………………………..22

2.4 Опера деи Пупи. Кукольный театр Сицилии……………………….25

2.5 "Презепио" - рождественский неподвижный театр………………...29

Глава III.  Исторические корни английского кукольного театра….………….31

3.1 Представления улицы  и ярмарки…………………………………….31

3.2 Народные куклы и  артистическая интеллигенция………………….32

3.3 Кукольные труппы современной  Британии…………………………33

Заключение……………………………………………………………………….34

Список использованной литературы…………………………………………...35

Приложение №1. Терминология, связанная с историей кукольного театра…36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность  темы исследования. Театры кукол – волшебный мир, одна из самых простых и великих моделей Мира, Человека и Человечества. Вид театра, где действующими лицами являются куклы, приводимые в движение актерами-кукловодами всегда привлекал человека своей особой магической атмосферой, связанной с чудом оживления неживого предмета - куклы. Английский писатель Д. Свифт однажды заметил – «Кукольный театр был создан для того, чтобы показать человеческий мир со всеми его странностями. В отличии от драматического театра, где играют не куклы, а живые люди, кукольный театр значительно более долговечен. Его актеры-куклы способны жить много столетий, и любая музейная кукла, ведомая рукой опытного кукловода, в любой момент способна ожить и сыграть перед нами ту самую кукольную комедию, которой восхищались зрители – короли, ремесленники, дворяне, купцы, наемные солдаты – и сто, и двести, и четыреста, и восемьсот лет назад». [1]

 Представления театров  кукол в наши дни смотрят  преимущественно дети, но еще  в позапрошлом веке, когда не  существовало понятия «искусство  для детей», он был театром  для всех. Более того, сама иерархия  официальных и народных театров  в этот период не только  не знала принятого теперь  деления на театр для взрослых и театр для детей, но на театр «живой» и театр кукольный. Долгое время театр кукол развивался параллельно театру живых актеров, пользуясь одинаковым с ним репертуаром, имея практически одинаковый с ним круг зрителей. Может быть по этой причине театральная кукла и специфика ее игры всегда служила метафорическим выражением тех эстетических и профессиональных вопросов бытования искусства, с которыми сталкивался театр человека. Удивительное сходство куклы с живым существом всегда служило поводом для размышлений и более широкого плана, связанных с раздумьями философов о дуализме нашей жизни, марионеточности нашего бытия.

Искусство оживления кукол  очень древнее, история его огромна, география очень широка. Различие форм, многообразие видов, жанров, характеров представлений обуславливается культурой и национальными традициями, режиссурой, взаимосвязью с другими видами искусства (чаще всего изобразительного – живопись, графика, скульптура).

Цель курсовой работы - выяснить происхождение, истоки и краткую историю кукольного театра в Европе, в отдельности для стран Италии и Англии, и установить пути его развития. Кроме того, выявить в основных чертах ту роль, то значение, которое народный кукольный театр имел в тех странах, где он обосновался.

Цель работы предусматривает  решение следующих задач:

  • изучить истоки кукольного театра Европы как вида искусства;
  • изучить развитие  кукольного театра в Европе;
  • изучить важнейшие этапы развития кукольного театра в Италии и Англии и творческие поиски на каждом из них, а также выявить в основных чертах ту роль, то значение, которое народный кукольный театр имел в этих странах.

Объектом  исследования является театр кукол в Европе, рассмотренный как вид искусства.

Предмет исследования – история развития кукольного театра в Европе. 

 Новизна. Определяет проведенное исследование специфики развития театра кукол в Европе (Англии и Италии).

Степень изученности  темы. Первые попытки теоретического осмысления специфики театра кукол и его выразительных средств относятся к XIX. Речь, прежде всего, идет о классическом исследовании Ш. Маньяна «История марионеток в Европе с древнейших времен до наших дней». Среди тех, кто положил начало исследованиям европейского театра кукол, особое место занимает Пьетро Ферриньи (Йорик), автор увлекательного, полного поэзии и прозрений эссе «История бураттини» (в русском издании - «История марионеток) [9]. Труды своих европейских предшественников успешно продолжили исследователи XX столетия: Й. Веселы, Г. Бати, Дж. Спейт, Х. Юрковский и другие. Наиболее значительный вклад внес польский ученый, драматург, профессор Х. Юрковский, создавший, наряду с многочисленными статьями, книгами по истории мирового театра кукол, исследование «История драматургии для театра кукол»[25]. В ней автор анализирует путь развития отдельных драматургических произведений  европейского кукольного театра XVI– начала XX вв.

Основу исследования составили  труды историков и теоретиков театра, педагогов и психологов. В курсовой работе использован метод анализа, метод сравнений и аналогий, метод обобщений.

Курсовая работа состоит  из введения, основной части, заключения и библиографического списка литературы, приложения «Терминология, связанная с историей кукольного театра».

В I главе проанализирована классификация кукольных театров, происхождение, истоки и краткая история кукольного театра в Европе.

II глава посвящена итальянскому кукольному театру. Становлению традиций.

В III главе исследуется кукольный театр Англии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I История театра кукол Европы

1.1 Классификации кукольных театров

Искусство кукольников очень  старое — в разных странах возникали  свои, ставшие затем традиционными, виды кукол и типы представлений.

Театр кукол, вид театральных представлений, в которых действуют куклы (объёмные и плоские), приводимые в движение актёрами-кукловодами, чаще всего скрытыми от зрителей ширмой. Многие формы представлений определяются различием видов кукол, систем их управления: марионетки (куклы на нитках), так называемые верховые куклы (перчаточные), тростевые куклы, механические и др. Иногда кукол заменяет условный предмет (кубик, шарик, палочка и др.), метафорически изображающий живое существо.

Куклы бывают размером от нескольких сантиметров до двойного человеческого роста.

Различие форм и характера представлений  обусловливается чаще всего национальной традицией, спецификой постановочно-драматургических задач, взаимосвязью с др. видами искусства (графикой, народной игрушкой, скульптурой, театром масок, кино) [7, C.75].

Классификация по принципам социального функционирования

В рамках этой классификации  можно выделить следующие основные направления театра кукол.

Ритуально-обрядовый - самая древняя форма кукольного театра. Еще в 16 в. до н.э. в Египте существовали кукольные мистерии об Осирисе и Исиде. Упоминания об игровых куклах встречаются у Геродота, Аристотеля, Горация, Марка Аврелия, Апулея и др.

Чаще всего ритуально-обрядовые  театры кукол - это наиболее традиционные театры, прочно связанные с национальными традициями. По этому направлению развивался ряд кукольных театров Востока. К обрядово-ритуальным относятся и ряд театров христианской традиции.

Кукла участвовала в европейских  мистериях 11—16 вв. (термин марионетка, обозначающий вид игровых кукол, возник из названия фигурок, изображавших в мистериях Деву Марию). Более поздние европейские обрядово-ритуальные кукольные театры (преимущественно рождественские) сохранились до настоящего времени: Эль Пасторетс (Каталония); Вертеп (Украина и Россия); Батлейка (Белоруссия), Маланка (Молдавия); Шопка (Польша) и др.

Часто представления обрядово-ритуальных театров кукол организуют непрофессиональные актеры, т.к. главный смысл подобных зрелищ - не спектакль, но действо, мистерия. В этом, мистериальном, направлении работает уникальный театр «Вгеаё апё Рирре!» («Хлеб и Кукла») Питера Шумана (Вермонт), не имеющий аналогов в мировой истории.

Народный сатирический кукольный  театр. Истоками этого вида принято считать древнеримские импровизированные сценки ателлана (от города Ателла в древней Кампании).

Злободневные сатирические сценки были построены на участии  типизированных персонажей, один из которых - Макк - стал прообразом главного комического кукольного персонажа народного театра.

В самых разных странах  этот персонаж-шут обладал сходной  внешностью: большеголовый, крючконосый, с одним или двумя горбами - спереди и сзади.

В индийском театре это - Видушака; в турецком (и вышедшем из него армянском) - Карагез; в среднеазиатском - Палван Качал (Плешивый богатырь); в итальянском - Пульчинелла; в английском - Панч; в немецком - Гансвурст; во французском - Полишинель; в бельгийском - Вольтье; в русском -Петрушка (Петр Иванович Уксусов, Ванька Рататуй); и т.д. Этот персонаж в значительной степени сохраняет самые древние черты архаического пратеатра - как в своем характере двойника-перевертыша трикстера, так и в приспособлениях кукловода (например, пищик, инструмент для изменения голоса, пришедший из камлания шаманов).

Это направление практиковали преимущественно странствующие  актеры.

Народному сатирическому  кукольному театру свойственны условность, минимализм оформления и иных изобразительных средств; несложная стандартная сюжетная схема, внутри которой идет импровизация на злободневные темы.

Кукольный театр для детей. Преимущественно построен на сказочном материале. Как правило, сочетает две функции - воспитательную и развлекающую.

В силу своей специфики  обладает высокой степенью дидактичности - явной или подспудной.

В рамках этой же классификации  можно выделить и целый ряд  дополнительных направлений кукольного театра. Например: - иносказательно-символистский театр (спектакли адресуются взрослому зрителю); - театр массовых и коллективных праздников (гигантские куклы работают в непосредственном контакте со зрителями, вовлекая их в совместное действо); - лечебный театр (кукла используется при лечении некоторых психических заболеваний и для развития мелкой моторики).

Классификация кукольного театра по видам кукол и способам их управления

Она носит, скорее, вспомогательный  профессиональный характер, т.к. зачастую в одном спектакле используются разные виды театральных кукол.

Наиболее известные виды кукол: перчаточные (разновидность - пальчиковые); тростевые; марионетки; плоские (используются в теневом театре); автоматы (механические). В современном кукольном театре широко распространен и т.н. «живой план», когда актер управляет куклой открыто, на глазах у зрителей, порой - вступая во взаимодействие с ней.

В таком театре особенно распространен прием, когда в  качестве куклы выступает любой  предмет - от бытовой вещи до специально изготовленного объекта - который изображает одушевленный персонаж и управляется  актером.

Эти виды классификаций кукольного театра достаточно условны и существуют в постоянном гибком взаимодействии.

Так, например, обрядово-ритуальный индонезийский театр ваянг включает в себя разновидности ваянг-кулит (теневой театр кожаный плоских кукол), ваянг-келитик (театр плоских тростевых кукол), ваянг-голек (театр объемных кукол). Кукольный театр для детей постоянно использует все виды кукол. Марионетки используются в сатирическом народном театре; и т.д. [16,стр.60-63]

1.2 Истоки театра кукол зарубежных стран

Истоки Театр кукол — в  языческих обрядах, играх с овеществленными  символами богов, олицетворявших непознанные  силы природы. Исторически он связан с развитием древнейших форм сценической  культуры.

Как правило, этот театр отличался  традиционностью сюжетов, приёмов  исполнения, наличием постоянных героев [7, С.76].

В истории всех народов кукольный  театр берет свое начало из религиозных мистерий. Еще в глубокой древности, во время религиозных церемоний, человечество начало употреблять фигуры богов-истуканов. С течением времени эти, вначале неподвижные, изображения начали изготовляться движущимися, и согласно описанию древних историков, во время религиозных церемоний толпой шли жрецы, неся на плечах изображения божеств, которые, исполняя элементарные движения, непрерывно двигали головой и руками. Впоследствии эти религиозные изображения движущихся кукол в дни празднеств начали разыгрывать самостоятельные религиозные действа [15, С.148].

Во время раскопок в Египте, в  Антиное, в 1904 г. был найден древнейший из известных нам кукольный театр, относимый к XVI в. до нашей эры. Это был театр, изображавший мистерию Озириса—Изиды.

При чтении религиозных псалмов  в день празднества Изиды жрецы  в ритуальных костюмах, некоторые  даже в масках, воспроизводили мифических персонажей. Затем следовали куклы. Раскрывались створки дверей кукольного театра, и перед зрителями проходило при чтении каждого нового псалма новое религиозное кукольное действо. Вначале выходила Изида со вздетыми руками и оплакивала своего убиенного брата и мужа — бога добра — Озириса. Кукольный театр в виде барки-ковчега иллюстрировал вторую картину — поиски Изидой тела ее возлюбленного супруга, брошенного в Нил. Следующая картина показывала нам ее плач над телом найденного бога и, наконец, воскрешение сына — Озириса богом-отцом — Ра. Наступает момент ликования. Певицы под религиозную музыку здесь же, у кукольного мистериального театра, исполняют торжественные, победоносные гимны.

Информация о работе История театра кукол в Европе