История театра кукол в Европе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 12:02, курсовая работа

Описание работы

В курсовой работе рассматривается происхождение, истоки и краткая история кукольного театра в Европе, в отдельности для стран Италии и Англии. Кроме того, выявляется в основных чертах та роль, то значение, которое народный кукольный театр имел в тех странах, где он обосновался.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. История становления и развития театра кукол………..….…………..6
1.1 Классификации кукольных театров…………………………………...6
1.2 Истоки театра кукол зарубежных стран………………………………9
Глава II. Итальянский кукольный театр……………………………………….17
2.1 Куклы, танцующие на доске…………………………………………19
2.1 "Бураттини" или перчаточные куклы………………………………..19
2.3 "Марионетте" или куклы на нитях…………………………………..22
2.4 Опера деи Пупи. Кукольный театр Сицилии……………………….25
2.5 "Презепио" - рождественский неподвижный театр………………...29
Глава III. Исторические корни английского кукольного театра….………….31
3.1 Представления улицы и ярмарки…………………………………….31
3.2 Народные куклы и артистическая интеллигенция………………….32
3.3 Кукольные труппы современной Британии…………………………33
Заключение……………………………………………………………………….34
Список использованной литературы…

Файлы: 1 файл

История театра кукол в европе.docx

— 221.06 Кб (Скачать файл)

Мы впоследствии увидим, как это  мистериальное представление XVI в. до нашей эры повторится снова, но здесь уже место Озириса займет Христос, а верную супругу Изиду — «мать», Мария [14, C. 28].

Религиозно-мистериальные представления существовали у большинства народов. Древние народы верили, что и на небе, и на земле, и под землей, и даже в воде живут разные боги, дьяволы и священные животные. Чтобы молиться этим богам, люди делали их изображения: больших и маленьких кукол из камня, глины, кости или дерева. Вокруг таких кукол плясали, носили их на носилках, возили на колесницах или на спинах слонов, а иногда устраивали всякие хитрые приспособления и заставляли кукол, изображавших богов, дьяволов или драконов, поднимать руки или лапы, открывать глаза, кивать головами, скалить зубы. Постепенно такие зрелища все больше и больше становились похожими на театральные представления. На протяжении тысяч лет во всех странах мира с помощью кукол разыгрывались легенды о богах, демонах, оборотнях, джинах, а в средние века в европейских странах куклы изображали сотворение мира, Адама и Еву, чертей и ангелов, играли народные сказки и сатирические сценки, высмеивающие человеческие пороки: глупость, жадность, трусость. [11, C. 19].

Упоминание об игровых куклах встречается  у Геродота, Ксенофонта, Аристотеля, Горация, Марка Аврелия, Апулея и др. Однако в Древнюю Грецию и Древний Рим кукольные представления, условно говоря, эстрадного типа и искусство театра кукол пришли с бродячими труппами кукольников из Древней Индии (сухопутными и морскими путями через Древний Иран) и Древнего Китая. Они свидетельствуют о возникновении в 4—5 вв. до н. э. театра кукол,  уже в то время злободневного, пародийно-сатирического (в представления вводились комедийно- бытовые эпизоды). Народный театр кукол  Древнего Рима родственен древнеримской комедии ателлане с комическим героем- шутом Макком, прообразом будущего Пульчинеллы.

В начале средних веков представления  с участием кукол подвергаются гонениям, как порождение язычества. С 11 в. в церквах и монастырях устраиваются религиозно-мистериальные представления, в которых католическая церковь использует куклы как средство инсценировки евангельских сцен, главным персонажем в которых была дева Мария. Название изображения девы Марии (Marion, Marionett) в дальнейшем распространяется на кукол, управляемых посредством нитей или проволок (марионетка).

Популярность представлений кукол, которые всё более насыщаются злободневным, «земным» содержанием, вызывает новую волну преследований со стороны средневековой церкви. Изгнанный из внутренних помещений церкви на паперть, а затем обосновавшийся на площадях и ярмарках, «кочевой» театр кукол  перемежает представления на евангельские сюжеты и инсценировки народных сказаний с сатирическими сценами, обличающими пороки феодалов. Преследования инквизиции не смогли прекратить деятельность театра кукол, отражающего освободительную борьбу трудового народа.

К концу 16 в. в Италии окончательно формируется народно-сатирический театр кукол, утверждающий идеи социального освобождения, высмеивающий ограничения, порождённые феодализмом, церковью, ратующий за свободное развитие личности. Главный герой этих представлений — Пульчинелла—активный, задорный, смелый.

В 16—сер. 17 вв. аналогичный бесцензурный народно-сатирический театр кукол получает распространение во Франции (гл. герой — Полишинель), Англии (Панч), Германии (Гансвурст, в дальнейшем—Кашперле), Голландии (Пикельгеринг), Бельгии (Вольтъе), Польше (Копленяк) др. В Чехии с традиционной куклой Кашпарек выступил в 19 в. М. Копецкий. Обретая национальную окраску, театр кукол формируют свой репертуар, вырабатывают системы кукол, но всем им присущи бунтарский воинственный характер главного героя, близость настроениям народа (в Чехии представления театра кукол, дававшиеся на чешском языке, были запрещены завоевателями). Народный театр кукол разыгрывают пьесы, пересказывающие сказки и легенды, инсценируют «бродячие сюжеты» — пьесы о Дон Жуане, докторе Фаусте (Гёте заимствовал сюжет трагедии из представлений кукольников). В Англии куколышки играли народную комедию «Панч и Джуди». [22, C. 118].

Вплоть до 19 в. в европейских  Театр кукол разыгрывались традиционные, часто сатирические, пьесы-обозрения о власть имущих, чиновниках, церкви; складывались также бродячие сюжеты — о докторе Фаусте (И. В. Гёте заимствовал его у кукольников), Дон Жуане, короле и трёх его дочерях и др.

В середине и конце 19 в. народный сатирический театр кукол  приходит в упадок. В европейских странах возникает новая форма — любительские, полупрофессиональные представления, организуемые художественной интеллигенцией. В ряде высказываний романтиков и символистов о театре кукол звучат мотивы идеалистической философии, ухода от жизни, мистического настроения — уподобление человека беспомощной марионетке, управляемой силами рока.

 В 19 в. делаются попытки создать профессиональный Театр кукол. Для него писали Г. Клейст, Э. Т. А. Гофман (Германия), Жорж Санд, А. Франс (Франция), М. Метерлинк (Бельгия), Б. Шоу (Великобритания) и др.

В 20 в. многие известные театральные деятели обращались к созданию Театр кукол как самого совершенного вида театрального зрелища (режиссёр Г. Крэг в статье «Актёр и сверхмарионетка» пропагандировал идею отказа от актёра). [22, C. 118].

В 1-ю четверть 20 в. создавались профессиональные театры кукол для детей и для взрослых.

Накануне 1-й мировой войны  рождается профессиональный театр кукол для детей (Чехословакия, Германия), получающий широкое распространение в 20-е гг. («Театр фериальных колоний», «Царство кукол» в Чехословакии и др.). Эти театры ставят также спектакли для взрослых. Попытка определить специфические законы театра кукол, утвердить гражданственность его художественных задач была предпринята выдающимся кукольником — Й. Скупой в его театре в Праге — «S+Н» («Сатира+Юмор»).

В 30—40-е гг. значительный вклад в борьбу с фашизмом внесли прогрессивные деятели театра кукол Испании, Чехословакии, Польши, Франции и др. Испанский театр кукол «Ла Таррумба» под руководством худ. М. Приедо разыгрывал фарс Ф. Гарсиа Лорки «Балаганчик дона Кристобаля» перед солдатами республиканской армии. В годы гитлеровской оккупации творчество Скупы приобретает боевой антифашистский характер. В 1940—44 гг. пражский театр кукол «Пульс» нелегально играл сатирические антифашистские миниатюры К. Чапека и Я. Малика.

После 2-й мировой войны в странах народной демократии повсеместно создаются государственные театры кукол. Эти театры широко используют репертуар, школу режиссуры российского театра кукол, методы оформления спектаклей, принятые в чешском театре кукол. Традиции национальной культуры стали основой творчества ведущих европейских театров кукол: «Цэндэрикэ» (Бухарест, гл. реж. и директор — М. Никулеску), варшавского театра «Лялька» (худ. рук. Я. Вильковский), Центрального театра кукол Болгарии (София, реж. А. Илков, Н. Георгиева, Н. Дочева, Ю. Огнянова), Центрального театра кукол Венгрии (худ. рук. Д. Силади).

Просветительские театры кукол, созданные при школах и других учебных заведениях, существовали в Англии, Швеции и других странах.

В ряде стран и в 20 в. сохранились  остатки культового религиозного театра кукол (индейские племена Сев. Америки, театр кукол Чили и др.), действуют бродячие народные театры (Театр братьев Ди Мауро в Аргентине).

О популярности театра кукол  свидетельствуют многочисленные памятники, установленные во многих городах различных стран: в Чехословакии — Кашпареку (под г.Лужница и мемориальная доска в Пльзене); во Франции — Гиньолю (в Лионе, в честь столетия куклы, созданной Л. Мурге в 1804—08). Деятельность театра кукол нашла отражение в произведениях классиков мировой литературы. «Забавным приключениям с неким кукольником» посвящены три главы «Дон Кихота» Сервантеса (на их сюжет написана опера М. де Фальи «Кукольный театр маэстро Педро»). Среди пьес Б. Джонсона есть комедия для марионеток «Каждый в своём нраве», в комедии «Варфоломеевская ярмарка» один из героев — знаменитый кукольник 16 в. Летерхед. Оперы для марионеток писал Й. Гайдн («Филемон и Бавкида», 1773; «Наказанный мститель», 1777; «Покинутая Дидона» и др.), пьесу для Т. к. «Празднества на ярмарке Плундерсвейлер» — И. В. Гёте, цикл пьес для сен-жерменского ярмарочного театра кукол — А. Р. Лесаж, «Оду Панчу» — Дж. Свифт. Классическая пьеса чешского театра кукол «Олдржих и Вожена» увековечена увертюрой Б. Сметаны и гравюрами М. Алеша. [22, C. 119].

В ХХ столетии к искусству  театра кукол обратились известные  театральные деятели и профессиональные писатели, в мире появились профессиональные театры кукол для детей и взрослых. Существенное влияние на эстетику европейского театра кукол оказала немецкая школа дизайна «Баухауз», а кукол для театра создавал известный швейцарский живописец Пауль Клее. Не обошло стороной кукольные театры и увлечение художников кубизмом. В 1929 году деятели молодого профессионального театра кукол создали Международный союз кукольников, успешно работающий и ныне. Успешно развиваются чешский, австрийский, немецкий, французский, итальянский, бельгийский, испанский, английский театры кукол. Значительный вклад в чешское искусство играющих кукол внес актер и режиссер Й. Скупа, автор таких персонажей, как «Спейбл» и «Гурвинек». Мировую славу заслужил австрийский Зальцбургский театр марионеток с его знаменитым марионеточным оперным и балетным театром – одной из достопримечательностей Зальцбурга. Многочисленные поклонники Вольфганга Амадея Моцарта считают этот театр лучшим интерпретатором произведений великого композитора. Театр был создан скульптором профессором Антоном Айхером в 1913 году, после его смерти дело продолжил сын Герман Айхер. Австрия также подарила миру художника по маскам и куклам, актера и режиссера Рихарда Тешнера (1879-1948). Его уникальный театр Кукольное зеркало (Figuren Spiegel) в Вене, авансцена которого представляла собой большую золотую рамку вокруг вогнутой линзы, окруженной астрологическими знаками Зодиака – подлинная жемчужина эпохи модерн – ныне находиться в Музее истории искусства в Вене. Оба этих театра, а также Художественный театр марионеток в Мюнхене, выделялись и великолепными образцами резьбы по дереву, прославившими несколько кукольных мастеров. Традиции национальной культуры стали основой творчества целого ряда ведущих Европейский театров кукол, таких как румынский театр «Цэндэрикэ» (Бухарест), Варшавский «Театр Лялька, Центральный театр кукол Болгарии (София), Венгерский государственный кукольный театр и многие другие. Серьезный вклад в театральное искусство принадлежит деятелям французского театра, известным актерам и режиссерам, художникам – Фернану Леже («Лесные комедианты»), Иву Жоли и Филиппу Жанти. Жанти основал вместе с Мэри Андервуд передвижной театр «Компания Филиппа Жанти» (1968), до настоящего времени являющийся одним из ведущих театров Европы. По заданию ЮНЕСКО он со съемочной группой совершил кругосветное путешествие (марш мира «Путешествие Александра»), во время которого снял фильм «Обряды и игры» (1967). Первые кукольные номера Жанти были эстрадными скетчами, затем он занимался телевизионными сериалами, в котором Жанти уходит от жанра Эстарды и создает филосовские спектакли-сны, галлюцинации с элементами драматического театра, театра масок, пантомимы, балета.[1, C.58].

 

Вывод. Театр кукол пережил тысячелетия, десятки исторических укладов. В рамках классификации кукольного театра по принципам социального функционирования выделяют следующие основные направления театра кукол: ритуально-обрядовый, народный сатирический кукольный театр, кукольный театр для детей. В рамках классификации кукольного театра по видам кукол и способам их управления выделяют: перчаточные (разновидность - пальчиковые); тростевые; марионетки; плоские (используются в теневом театре); автоматы (механические). В современном кукольном театре всё чаще театр кукол представляет собой сценическое взаимодействие актёров-кукловодов с куклами (актёры «играют в открытую», то есть не скрыты от зрителей ширмой или каким-либо иным объектом).

Таким образом,  вслед за культовым начал развиваться средневековый народный театр, потом – театр эпохи Возрождения с его знаменитыми героями народно-бесцензурного творчества итальянским Пульчинеллой, французским Полишинелем, английским Панчем, немецким Гансвурстом. Потом наступил этап развития литературного, символического театра 18-19 веков. Кукольный театр – это уникальный дуэт человека и куклы, их совместное творчество. Диво превращения куклы в одушевленный персонаж при помощи воображения человека позволило театру кукол перенести многие века и разные устройства жизни людей, по пути не потеряв ни капли своего очарования и привлекательности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Итальянский кукольный театр

Самой «кукольной» страной  Европы считается Италия. В Италии, начиная с XV столетия, кукольный театр получает новое и своеобразное развитие, которое имело огромное влияние в истории кукольного театра всех европейских стран. Возрожденные куклы в руках итальянцев-антрепренеров побывали и во Франции, и в Испании, и в Англии, и в Германии. Всюду они заложили начало нового этапа кукольного сценического творчества. Новые кукольные представления порвали с церковными традициями и наполнились светским содержанием. Они впитали в себя быт шумных и бурных городов Италии новой эпохи.

Ныне пришло и техническое  совершенство в смысле мастерства изготовления кукол. Прежде мало подвижные и схематичные средневековые куклы начали двигать руками и ногами, начали сражаться на кукольной сцене, танцевать, играть в кости, наигрывать на трубе и пр.

Содержание кукольных  пьес зиждилось, как и прежде, на импровизации, и этим они роднились с представлениями итальянских комедиантов. Эта родственность объясняет нам и то, что многие актеры итальянской комедии вначале, для учебы в мастерстве импровизации, скитались по всей Италии с кукольным ящиком на спине и лишь потом выступали со сцены. Одни и те же актеры принесли в оба театра одни элементы.

Перед постановкой кукольник  устанавливал завязку, число выводимых  персонажей и составлял канву  сценария. Импровизационные диалоги  были насыщены злобой дня — скандалами папского двора, сатирой над деспотизмом мелких светских правителей и пр. Эти выступления, полные злых насмешек и острых пародий, благодаря импровизации сценических представлений и вытекающему отсюда отсутствию писанных текстов, были неуловимы для цензуры и папских жандармов.

Выводимые персонажи, для  приближения постановок к потребителю  и ввиду скитания театра по всем местностям Италии, говорили на местных  диалектах.

Представления состояли из фарсов и комических пьес, зачастую полных грубых шуток. На кукольной сцене по-прежнему разыгрывались и церковные сценки, но последние настолько далеко ушли от средневековых представлений, что трудно сказать, чего в них было более: религиозного элемента или комического и сатирического. Кукольниками выводились также популярные общественные лица и характерные типы тех местностей, по которым скитался театр. Эти выводимые в постановках типы со временем стали постоянными сценическими масками и не только в кукольных представлениях, но и в Итальянской Комедии.

Особенный успех и распространение  получают кукольные представления в течение первой половины XVI столетия [23, С. 56].

Первое, что всплывает  в памяти при упоминании итальянского театра кукол, - имя Пульчинеллы. Рождение этого итальянского кукольного героя  произошло, как думают историки, на рубеже XV и XVI веков, поскольку в более ранней литературе его имя не встречается. И хотя истоки итальянских кукольных представлений уходят, вероятно, к Древнему Риму, их история вырисовывается более-менее отчетливо с XVI века.

К этому времени на территории современной Италии (после падения  Римской империи в V веке и до второй половины XIX столетия Италия была раздроблена  на множество самостоятельных областей) процветали по крайней мере три формы кукольных представлений: планшетный театр, т.е простейшие уличные куклы, танцующие на доске; перчаточные куклы, выступавшие также под открытым небом, но в своем маленьком театрике, надстроенном над легкой переносной ширмой-палаткой; марионетки, или куклы на нитях, начинавшие, видимо, уходить с улицы под постоянную крышу: расставаясь с бродячей жизнью, марионетки обзаводились собственными помещениями.

 В XVII— XVIII веках  зрительные залы почти без  исключений располагались в подвалах или первых этажах старинных особняков, а то и в парадных комнатах дворцов; маленькие сцены копировали сцены прославленных итальянских театров, а костюмы и парики отличались роскошью и изыском.

Информация о работе История театра кукол в Европе