История театра кукол в Европе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 12:02, курсовая работа

Описание работы

В курсовой работе рассматривается происхождение, истоки и краткая история кукольного театра в Европе, в отдельности для стран Италии и Англии. Кроме того, выявляется в основных чертах та роль, то значение, которое народный кукольный театр имел в тех странах, где он обосновался.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. История становления и развития театра кукол………..….…………..6
1.1 Классификации кукольных театров…………………………………...6
1.2 Истоки театра кукол зарубежных стран………………………………9
Глава II. Итальянский кукольный театр……………………………………….17
2.1 Куклы, танцующие на доске…………………………………………19
2.1 "Бураттини" или перчаточные куклы………………………………..19
2.3 "Марионетте" или куклы на нитях…………………………………..22
2.4 Опера деи Пупи. Кукольный театр Сицилии……………………….25
2.5 "Презепио" - рождественский неподвижный театр………………...29
Глава III. Исторические корни английского кукольного театра….………….31
3.1 Представления улицы и ярмарки…………………………………….31
3.2 Народные куклы и артистическая интеллигенция………………….32
3.3 Кукольные труппы современной Британии…………………………33
Заключение……………………………………………………………………….34
Список использованной литературы…

Файлы: 1 файл

История театра кукол в европе.docx

— 221.06 Кб (Скачать файл)

Сцены с клоунами — всегда свободная  импровизация. Кукольник, как правило, обыгрывает в них злободневные события, может намекнуть на какое-нибудь недавнее происшествие, случившееся с одним из сидящих в зале. Пара комиков может появиться и в сценах сражений рыцарей или в куртуазных сценах объяснений рыцарей с дамами, но они всегда вносят в представления юмористическую ноту, дают повод для веселья, рождают в зале взрывы хохота.

К особенностям сицилийского театра относится и рост кукол. Он зависит от ранга персонажа: чем важнее ранг - тем выше кукла. Самая большая - кукла Карла Великого (только нелюди-великаны могут оказаться выше), его паладины - чуть поменьше, подчиненные им полководцы - еще ниже, но они крупнее простых солдат, которые изображаются самыми маленькими куклами комплекта. Высота кукол колеблется от 1,5 м до 60 см. Закованные в доспехи паладины очень тяжелые, вес самых крупных из них может достигать 30 кг. Управлять ими, не говоря о необходимой ловкости и сноровке, физически трудно, поэтому кукловодами этого театра могли быть только сильные мужчины, но и они страшно уставали к концу спектакля.

Торс куклы вырезается из дерева, обкладывается стружкой, обшивается материей, и в результате получают стройную фигуру с широкими плечами  и узкой талией. Внизу к корпусу  прикреплялись длинные, не гнущиеся в коленях ноги. Торс, руки, ноги у воинов покрыты металлом. Руки, как и ноги, вырезаются отдельно, прикрепляются шарнирно в плечах и сгибаются в локтях.

Голова также вырезается отдельно из дерева. В скульптуре лица и его  раскраске почти нет индивидуальных признаков, лица мало что говорят  зрителям. На рыцарях — шлемы, у дам — парики из настоящих волос. Сквозь голову проходит толстый металлический прут, на котором висит вся кукла. Нижний конец прута загнут крючком. Этот крюк зацепляется за кольцо, вделанное внутри торса на уровне плеч. Крюк можно отцепить от кольца. Такая конструкция позволяет вводить в спектакли очень эффектный трюк: воин может быть в бою обезглавлен. Возможность отделять голову от куклы помогала кукольникам справляться с необходимостью выводить на сцену в каждом спектакле все новые и новые лица: кукле меняли голову, а иногда какую-нибудь деталь (плащ или щит) и выводили ее под другим именем. Важную роль в опознании персонажей играют щиты. У каждого паладина на щите свой геральдический знак, хорошо знакомый постоянным зрителям театра. У Ринальдо, например,— стоящий на задних лапах лев.

Сицилийские пупи обладают вторым металлическим прутом, потоньше, прикрепленным к правой руке куклы. Пальцы правой руки сложены трубочкой — в нее перед сценами боев вставляется рукоятка меча (в мирных сценах он вложен в ножны и висит на левом боку воина). Второй прут позволяет наносить мечом сильные и точные удары. Пальцы левой руки вытянуты. В мирных сценах эта рука не действует, она опущена. В боях на нее надеваются внутренние ремешки — крепления щита. Рука, прикрывающая тело щитом, закрепляется в согнутом виде или управляется дополнительной веревкой, привязанной к щиту.

Некоторые кукольники приспосабливали  еще одну дополнительную веревку. В  мирных сценах она привязывалась  к эфесу вложенного в ножны  меча, висящего на левом боку рыцаря, пропускалась через пальцы-трубочку правой руки и поднималась вверх вдоль тонкого прута, управляющего правой рукой. Если поднести правую руку рыцаря к эфесу меча и потянуть за веревочку, то меч слегка вытягивается из ножен: рыцарь делает угрожающий жест, «хватается за оружие».

Возможностей жестикулировать  у кукол немного — левая  рука, как уже упоминалось, почти  не действует. Ограниченность жестов способствовала, видимо, развитию условных движений и поз: например, если кукла приложила ладонь к лицу — значит, она размышляет, если тыльная сторона ладони у щеки — она плачет и т. д.

Театрики пупи помещались в подвалах жилых домов, в хозяйственных сараях, амбарах. Зрительный зал создавался несколькими рядами грубо сколоченных скамеек. Сцену обрамляли портал и кулисы, глубину ее ограничивал занавес-задник, за которым пристраивался помост для кукловодов. Декорациями служили живописные задники, изображавшие место действия: интерьер замка, лес и т. д. У владельца театра их было пять-шесть[27].

Представления играли вечерами. Они длились от полутора до трех часов, прерывались антрактом. Очередной спектакль обрывался буквально на полуслове, и на следующий день публика вновь устремлялась в театр, горя желанием узнать, что будет дальше. Двенадцать рыцарей Карла Великого во главе с Роландом сражались с маврами и чудовищами, защищали слабых и обездоленных, влюблялись в прекрасных дам и совершали ради них немыслимые подвиги… Публика с замиранием сердца следила за действием и часто в особо драматические моменты кто-то из зрителей выскакивал на сцену, чтобы прийти на помощь любимому герою [8, C.18].

Театр паладинов был общественным местом, где из вечера в вечер  собиралась одна и та же публика. Но театр был для сицилийцев нечто большее, чем клуб - он давал им возможность выплеснуть свои эмоции и на время забыть свои повседневные заботы. Зрители отождествляли себя с героями, глубоко переживая их самые невероятные приключения.

Надо сказать, что современные  марионетки ничуть не отличаются от своих  предшественников, изготовленных в XVI веке. Ростом они почти в рост человека и изготовлены с абсолютной достоверностью. Корпус куклы вручную  вырезается из дерева, а затем обшивается самой лучшей материей. Кроме того, марионетки одеты в настоящие  металлические доспехи, воспроизведенные с исторической точностью.

В наши дни представления  о Роланде уже никто не будет  смотреть 394 дня подряд, и поэтому  современные кукольники делают спектакли, в которых события развиваются быстро и динамично. Сюжеты тоже все более разнообразны  — героями становятся не только средневековые рыцари, но и более современные персонажи. Например, можно посмотреть спектакль «По следам Моби Дика» — по роману Германа Мелвилла или увидеть похождения графа Калиостро — земляка сицилийцев [29]. 

2.5 "Презепио" - рождественский неподвижный театр

Нечто близкое к кукольному театру можно было увидеть и в  католических церквях. Во время празднования Рождества Христова на алтаре ставили деревянный ящик без передней стенки, внутри которого из кукол компоновали группу, представлявшую главное событие праздника. Сюжетом для мизансцены служили евангельские описания рождения Иисуса.

У Бартоломео Пинелли есть рисунок, где толпа народа разглядывает рождественскую мизансцену, выставленную в храме. В центре кукольной композиции в кормушке лежит куколка младенца Иисуса, слева - статуэтка девы Марии, справа - святого Иосифа (мужа Марии), позади - осел и вол (указывающие, что действие происходит в хлеву), пришедшие поклониться пастухи и волхвы, а сверху - Бог и ангелы. Пинелли назвал рисунок "Представление Презепио (яслей) в Риме. Рождество". Со временем из неподвижной мизансцены развился особый вид кукольных представлений [27]. 

Вывод. Италия – родина кукольного театра. Многие сотни лет назад именно в Италии начали разыгрывать первые представления с куклами, и именно отсюда куклы распространились по всей Европе. Самая известная кукла Италии – Пульчинелла. Она появилась еще в 15 веке. Потом эта кукла перебралась во Францию, а оттуда в Англию и дальше по всей Европе. В Италии существовали 3 формы кукольных театров: планшетный театр, перчаточный и марионеточный.

Огромное значение в истории  Итальянских кукольных театров  играет Сицилийский кукольный театр. Этот театр имеет несколько особенностей. Во-первых, в нем, в отличие от всех итальянских кукольных театров, разыгрывались не комические представления, а серьезные эпические пьесы о подвигах героев. Главным героем был не Пульчинелла, а рыцарь Роланд. Во-вторых, куклами управляли металлическими прутьями, т.к. они были очень тяжелыми из-за того, что были одеты в доспехи из металла. И, в-третьих, куклы были большого роста, иногда до 1,5 метров. На Сицилии до сих пор разыгрываются марионеточные представления и открываются музеи кукол, которые очень популярны среди туристов.

 

 

Глава III. Английский кукольный театр

По мнению английского  историка кукольного театра Джорджа  Спейта, кукольные представления появились на Британских островах не ранее XIII века. Он полагает, что принесли этот театр бродячие актеры из Франции. Театральную куклу в английском языке называют «папет». Первые употребления слова «папет». В XV столетии в Англии встречались два вида театральных кукол: перчаточные, которых англичане называли «глав папетс», и куклы на нитках — «стринг папетс» [27].

3.1 Представления улицы и ярмарки

Из литературы XVII века мы узнаём, что театр кукол приобрел к этому времени в Англии широкую  популярность. Его представления  дают на улицах, они - обязательное ярмарочное развлечение.

Итальянская традиция сопровождать кукольное действо на ширме пояснениями ведущего сохранилась и в Англии. Роль ведущего стала даже еще важнее, так как большинство кукольников были иностранцами, они плохо говорили по-английски и им был необходим комментатор, которого нанимали из местных ярмарочных комедиантов.

Широкое распространение  получает перчаточная кукла. Итальянцы  принесли на своих ширмах Пульчинеллу, который в английском произношении превратился в мистера Панча. Первое упоминание о Панче относится к 1662 году, и британцы условно считают эту дату годом его рождения. Панч быстро завоевал симпатии британцев. Он стал любимым героем не только уличного театра, но и аристократических салонов, проник в литературу, где от его имени сочиняли сатирические речи; позднее один из самых известных английских журналов назывался «Панч» [21,C.119].

Панч — воплощение анархии, бунта «низов» против феодальных устоев, права, религии; он избивает и убивает всех, кто стоит у него на пути, даже чёрта. Стычки Панча с судьёй, констеблем и другими «власть имущими» создали ему особую популярность у массового зрителя [21, С. 120].

В XVIII веке оживляется интерес к марионеткам - и опять-таки благодаря итальянцам. В следующем столетии куклы марионеточников очень усложнились, что, впрочем, было характерно для всей Европы. В комплекты обязательно входили многониточные трюковые фигуры, способные на глазах у публики менять свой вид, превращаться из одного персонажа в другой, из какого-нибудь предмета в человеческую фигуру или наоборот. Распространена была кукла пляшущего скелета, рассыпавшаяся на отдельные косточки, а потом снова собиравшаяся в цельную фигуру. Марионеточники показывали в основном цирковые аттракционы, если же они исполняли большие сюжетные пьесы, то неизменно вставляли в них разные превращения и трюки.

Во второй половине XIX века по Европе прокатилась слава английского кукольника Томаса Холдена. Он создал свой собственный театр, с которым исколесил всю Европу. Марионетки Холдена обладали большим количеством нитей, предельно развитой механизацией.

Марионетки, однако, не затмили  Панча. Он продолжал жить на улицах городов, и одно из его представлений было, наконец, записано в Лондоне в 1828 году [23, С.78-79].

 

Панч. Иллюстрация, 1876.

3.2 Народные куклы  и артистическая интеллигенция

К концу XIX века положение  народных кукольников было плачевным. И, как во многих европейских странах, в тот момент, когда народные английские куклы доживали последние дни, их спасением занялась артистическая интеллигенция. Через этот этап истории прошли кукольные театры почти всех европейских стран, через него лежал путь к современному кукольному искусству.

Связующим звеном между традиционным народным театром кукол и современным  оказались любительские спектакли, создававшиеся в кругах наиболее образованной части британского  общества. В 1897 году художник Артур  Симмонс опубликовал статью "В защиту кукол". В 1907 году выходит программная статья Эдварда Гордона Крэга "Актер и сверхмарионетка". В 1908 году издатель музыкального словаря Фалер Митлэнд открывает в одном из лондонских бильярдных залов театр кукол - любители играют пьесу Мориса Метерлинка "Там, внутри". В 1910 году группа художников показывает в Йоркшире "Доктора Фаустуса". В 1914 году Гаир Уилкинсон, также художник, изготавливает комплект кукол, ставит с ними спектакль и разъезжает с ним по всей стране. Начинает выступать с куклами Олайва Блэкхэм, ставшая впоследствии известной профессиональной кукольницей и автором книги по кукольному театру. Так снова появились на Британских островах кукольники-профессионалы. Вскоре число их оказалось настолько значительным, что они объединились в союз - "Гильдию британских кукольников". Это произошло в 1925 году [27].

3.3 Кукольные труппы в современной Британии

В настоящее время в  Объединенном Королевстве, как называют часто свою страну британцы, насчитывается  больше восьмидесяти кукольных трупп. Из них около тридцати продолжают давать представления Панча. Труппы обычно маленькие, состоят из одного-двух-трех человек, выступают в школах, больницах, приютах, в кукольных центрах, на телевидении. Кукольные центры создаются при поддержке местных властей. Им отводят специальные помещения, в которых есть небольшие зрительные залы, мест на 50-200, комнаты для занятий, где проводятся практические курсы обучения, а также читают лекции. Постоянных зданий, за очень редким исключением, у британских кукольников нет.

По сегодняшний день самой  популярным народным героем кукольных  театров Англии, все также, остается Панч, который представляет собой, все  ту же, куклу – перчатку. В своих спектаклях этой куклой управляют лучшие кукольники страны, называющиеся «панчменами» [25, C. 44-47].

Вывод. В Англии кукольные представления появились в 17 веке, благодаря бродячим французским актерам – кукольникам. Представления проводились в те времена на улицах и ярмарочных площадях. Именно тогда и появился народный герой английского кукольного театра Панч. Со времён своего появления на лондонской ярмарке Панч привлекал внимание зрителя, оставаясь смешным, понятным и необычайно актуальным. Каждая эпоха приносила на ширму кукольного театра что-то ей одной свойственное. Новые научные теории и политические течения заставляют исследователей вновь и вновь рассматривать крошечную фигурку в новом свете. Он с легкостью выдерживает любые нападки властей, и любые погодные условия. Меняются декорации и места, где показывает он свои представления, рождаются иные сюжеты, возникают новые персонажи. Панч давно перешёл в разряд развлечения для детей. Однако, он, кажется, не унывает, каждый раз рождаясь заново на своей маленькой сцене всё с той же неизменной улыбкой.

Информация о работе История театра кукол в Европе