Кореные народы Камчатского полуострова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 19:01, доклад

Описание работы

Камчатский полуостров в наши дни заселен несколькими народностями, которые жили здесь и до прихода первых отрядов русских казаков-землепроходцев в XVII в. К этим народностям относятся: коряки, проживающие в северной и центральной частях полуострова; ительмены, населяющие юго-западную часть Камчатки (в пределах Тигильского района); эвены, которые расселены относительно компактными группами на территориях Быстринского, Пенжинского и Олюторского районов; алеуты, в большинстве проживающие на территории Алеутского района (остров Беринга); чукчи, проживающие на севере Камчатки, в Олюторском и Пенжинском районах и юкагиры, проживающие в Нижнеколымском (тундренные Юкагиры, или вадул) и Верхнеколымском (таёжные Юкагиры, или одул) районах Якутии (около 700 человек), а также Алаиховском и Анадырском районах Магаданской области.

Файлы: 1 файл

про жителей камчатки.docx

— 93.30 Кб (Скачать файл)

Среди алеутов было распространено шаманство, в мифологии которого бытовали представления о разных мирах. Шаманский костюм, как и  у некоторых народов Сибири, символизировал птицу.

Помимо анимизма и шаманства  существовала также охотничья магия (от греч. mageia — "колдовство", "волшебство"), заключавшаяся в обрядах вызывания зверя, в особых охотничьих запретах и ношении амулетов, охраняющих владельца.

В конце XVIII века алеуты, испытав  сильное влияние русской культуры, были обращены в православие. Распространилось школьное обучение, двуязычие. Появились  религиозные книги, переведенные на алеутский язык. Характерно, что  некоторые аборигены стали миссионерами. Алеуты до сих пор остаются стойкими приверженцами православия, религиозные  обряды исполняют на русском и  алеутском языках.

 

 

Современная культурная жизнь. Школьники села Никольское (остров Беринга) изучают родной язык. В конце 1960-х годов открыт Алеутский народный музей, в 1994 году — фольклорный ансамбль. На русском языке выходят газеты "Алеутская звезда" и "Абориген Камчатки". Передачи ГТРК "Камчатка" систематически рассказывают о деятельности общины алеутов, о народных праздниках, обрядах и обычаях аборигенов.

В 1996 году Камчатский центр  национальных культур объединил  все национальные общины и областную  Ассоциацию коренных малочисленных  народов Севера в Ассоциацию командорских алеутов. С 1999 года она называется ассоциацией  алеутов "Ансарко".

 

Ительмены, камчадалы.

Самоназвание итэнмэн — "тот, кто существует" — зафиксировано в конце XIX века только у северо-западных ительменов. Это название в материалах Приполярной переписи 1926–1927 годов применено к жителям одиннадцати селений северо-западного побережья, сохранивших родной язык. В восьми из них — в Сопочном, Морошечном, Белоголовом, Хайрюзово, Ковране, Утхолоке, Напане, Седанке — они составляли большинство населения и только в трех — в Тигиле, Воямполке, Палане — были в меньшинстве.

Происхождение, расселение.

Древнейшее население  Камчатки. С конца XVII века известно как камчадалы. В трудах путешественника  С. П. Крашенинникова упоминаются названия локальных и диалектных групп: кшаагжи, кыхчерен, живших между реками Жупанова и Немтик; чупагжу или бурин — между Верхним Камчатским острогом (Верхнекамчатском) и рекой Жупанова; лингурин — между реками Немтик и Белоголовой и кулес — к северу от реки Белоголовой.

 

До прихода русских  на Камчатку часть предков современных ительменов на севере смешалась с оседлыми коряками, в некоторых поселениях южной оконечности полуострова происходил процесс смешения с айнами.

Язык, диалекты.

Язык — чукотско-камчатская семья языков. В ительменском языке  выделяют седанкинский, хайрюзовский, напанский диалекты. На современную лексику оказали влияние корякский и русский языки. В настоящее время народ двуязычен. Русский является языком внутреннего и межэтнического общения и обучения. Лишь 18,8 % населения, преимущественно представители старшего поколения, родным считают ительменский язык.

Промыслы, орудия промыслов и орудия труда, средства передвижения.

Занимались в основном традиционным рыболовством. Основу жизнеобеспечения составлял речной лов. Промысловыми угодьями владела территориально-соседская  община. Рыбу, в основном лососевых, ловили с апреля по ноябрь. Способы и орудия лова были традиционны — сети, невода, запоры — сооружения в виде изгороди или плетня из тальника, перегораживавшие речку или часть ее, с "воротами", в которые ставили плетеные ловушки в виде воронки (верши, морды) или мешкообразные сети.

Женщины занимались собирательством. Жители морского побережья промышляли ластоногих, шкуры и жир которых  служили предметами товарообмена как  среди местного населения, так и  с оленными коряками. У последних выменивали оленьи шкуры, мясо, сухожилия.

Охота носила подсобный характер. Добывали в основном снежных баранов, диких северных оленей, водоплавающую  птицу в период линьки. С охотой на медведя и употреблением в  пищу его мяса были связаны особые обряды. Пушнина служила предметом  обмена. На соболя и лисицу ставили  капканы и ловушки, а также  их гнали собаками.

 

Летом передвигались на лодках-батах, выдолбленных из тополя, зимой —  на собачьих упряжках с нартами, имеющими две пары дугообразных копыльев и  седлообразное сиденье. Ходили на лыжах  — длинных, скользящих и "лапках" — коротких ступательных.

Утварь изготовляли из бересты, топоры делали из оленьей и  китовой кости или камня (яшмы), ножи, стрелы, наконечники копий  — из вулканического стекла — обсидиана. Огнестрельное оружие и металлические  изделия заимствовали у русских. Холодной ковкой из металла изготавливали  ножи, наконечники стрел и копий. Огонь добывали трением.

У русских переняли разведение крупного рогатого скота, огородничество, в особенности картофелеводство.

 

Жилища.

Зимним жилищем служили  прямоугольные или овальные полуземлянки (юрты) с деревянным сводом, поддерживаемым столбами. Дым очага выходил через  боковое отверстие. В юрту спускались по бревну с перекладинами через  верхнее отверстие. Обычно в землянке зимовало от 5 до 12 семей. На летние промыслы каждая семья переселялась в свайную  постройку из жердей с коническим верхом, рядом строили сооружения из жердей и травы, в которых чистили  и варили рыбу. К концу XVIII века у  ительменов появились русские избы, из хозяйственных построек — срубные  амбары и помещения для скота.

 

Одежда.

Зимней одеждой, как мужской, так и женской, были глухие шубы с  капюшоном — кухлянки (ниже колен) и  камлеи (до пят), которые шили из оленьего меха двойными — мехом внутрь и наружу. Зимой мужчины и женщины носили штаны мехом внутрь, летом — замшевые. Летней одеждой часто служила выношенная зимняя, которую на промыслах дополняли плащами и обувью из выделанных рыбьих кож. Женской домашней одеждой был комбинезон, мужской — набедренная кожаная повязка. Зимнюю обувь шили из оленьих камусов, дополняя меховыми чулками, летнюю — из шкур ластоногих. Зимние меховые шапки имели вид капора, а летние, похожие на алеутские, делали из бересты или перьев и палочек. Белье, украшения, летнюю одежду заимствовали у русских.

 

Пища, ее заготовка.

Рыба служила основной пищей и кормом для собак. Ее заготавливали  впрок: вялили и квасили в ямах, реже запекали и коптили, зимой замораживали. Лососевую икру сушили и квасили. Реже употребляли в пищу мясо зверей и птиц. Мясо и жир морских животных парили в ямах, кишки и желудки  использовали как емкости для  хранения продуктов. С рыбой и  мясом ели много различных  трав, кореньев, клубней сараны, ягод. Собирали кедровые орехи, яйца водоплавающих. Пищу готовили и подавали в деревянной и берестяной посуде, запивали водой. У русских заимствовали различные способы копчения и соления рыбы, приготовление картофеля, мучных изделий, супов, чая с молоком. Из-за трудностей доставки на Камчатку соли и муки соление рыбы и употребление хлеба было ограниченным.

 

Фольклор, музыкальные инструменты.

Записи фольклора представлены мифами в русском пересказе исследователей XVIII века и сказками, записанными  на ительменском языке в ХХ веке. В настоящее время мифологические сюжеты о сотворении мира сохранились  только в сказках и обрядах, возможно, вследствие поголовной христианизации ительменов, а также резкого и  быстрого падения их численности  в результате эпидемий во второй половине XVIII века и последующей ассимиляции.

 

В мифологии основным персонажем выступает Кутх, или Ворон. Он предстает как демиург (творец), создатель Камчатки и в то же время как трикстер — плут, обманщик, шутник, перевертыш, несущий в себе добро и зло, мудрость и глупость. В сказках он постоянно попадает в неблаговидные ситуации, которые иногда приводят его к гибели. Раздвоение образа Кутха (демиург — трикстер) произошло достаточно давно, в мифологическом сознании оба образа существовали параллельно. Как и у соседей — коряков и чукчей, в фольклоре ительменов присутствуют животные, нередко в качестве племени (с "мышиным народом" Кутх вступает в конфликты или разного рода сделки).

Музыка характеризуется  несколькими локальными вариантами, изученными неодинаково. К началу 1990-х  годов были известны три из них: два  западных — ковранский и тигильский и один восточный — камчадальский. Музыка, инструменты и жанры взаимосвязаны с фольклорными традициями русских старожилов, коряков, курильских айнов и эвенов.

Музыку ительменов делят  на песенную, танцевальную, инструментальную и повествовательную. Песенная мелодия  сопровождает импровизированный текст. Песни с лирическим текстом у  ковранцев называются чака’лэс (от чак’ал — "горло", "рот"), у тигильцев — репнун (от репкуё — "напевать", "голосить"). Колыбельные песни, хотя и выделяются терминологически (у ковранцев — корвэльу, у тигильцев — карвэльу), собственных мелодий не имеют, а поются на различные типовые мелодии. Тексты заговоров, обнаруженные только у ковранцев, поются на ритуальные мелодии (кмаличинэх).

У ительменов известно 16 музыкальных  и звукопроизводящих инструментов под общим названием ма’лйанон — "играющий предмет". Ительменский бубен (яяр) родствен корякскому. Существовал и деревянный пластинчатый варган (варыга). Флейта из дудника с наружной свистковой щелью без отверстий для пальцев у ковранцев называется ковом, у тигильцев — коун.

 

Праздники.

Фольклорные музыкальные  и художественные традиции ительменов в настоящее время ярко проявляются  в ежегодном осеннем празднике "Алхалалалай". Это обрядовый календарный праздник, знаменующий собой завершение хозяйственного цикла. В празднике в обрядовой форме воспроизводятся элементы мифов о сотворении мира и ритуалы, связанные с благодарением природы.

 

Религия.

Религиозные представления  и обряды ительменов основаны на анимизме — вере в подземный загробный  мир, добрых и злых духов; тотемизме  — вере в родство с тем или  иным животным, почитании хозяев моря и лесных животных. После обращения  ительменов в 1740–1747 годах в христианство стали распространяться православные обряды — крещение, венчание, отпевание. Уже в первой четверти XIX века путешественники  отметили в камчадальских селениях православные кладбища. Установилась традиция при крещении давать детям  русские имена. Ительмены числились  прихожанами камчатских церквей, и  первые русские фамилии получили по фамилиям духовенства и служилых.

 

Современная культурная жизнь.

В школах Корякского автономного  округа преподают родной язык. В  поселках Ковран и Хайрюзово имеются восьмилетние школы, работают клубы, постоянно выступает детский ансамбль "Сузвай", а национальный ансамбль "Эльвель" известен не только в России, но и за рубежом. В 1988 году выпущен букварь на ительменском языке, в 1989 году — ительменско-русский и русско-ительменский словари. Изданы сборник ительменских загадок и стихотворений и другие произведения национальной литературы.

В поселке Палана ведется  теле- и радиовещание на ительменском языке. Выходят газеты на русском  и родных языках населения округа.

Совет возрождения культуры ительменов Камчатки "Тхсаном" был создан в 1987 году. Он представляет этническую общественную организацию ительменов в российской Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

 

Камчадалы

Камчадалы — этническая группа метисного происхождения — потомки от смешанных браков аборигенного оседлого населения и русских старожилов Камчатки. По переписи 1926 года, их численность составляла 3704 человека. По данным Ассоциации коренных малочисленных народов Камчатки, в 1994 году насчитывалось около 9 тысяч членов общин камчадалов. В 2000 году камчадалы включены в Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации.

В настоящее время потомки  камчадалов, связанные с традиционным хозяйством, живут в Соболевском, Большерецком, Мильковском, Усть-Камчатском и Елизовском районах Камчатской области. К камчадалам относит себя группа метисного населения города Петропавловска-Камчатского. Небольшая часть населения смешанного происхождения, относящая себя к камчадалам, проживает в Тигильском и Пенжинском районах Корякского автономного округа, Ольском районе Магаданской области.

Группы метисного населения  Камчатки начали складываться в середине XVIII века и разрастались по мере увеличения русского населения полуострова. К  началу ХIХ века на Камчатке существовало 5 русских острогов и 2 крестьянские деревни, а численность русских составляла более 1500 человек. В смешанных семьях женщины, как правило, были аборигенного или метисного происхождения. Русские переселенцы перенимали у аборигенов их систему хозяйства и образ жизни. Культурно-историческое единство метисного населения Камчатки выражалось в двустороннем двуязычии: как русские, так и аборигены владели камчадальским (ительменским) и русским языками. Двуязычие сложилось на Камчатке во второй половине XVIII века благодаря появлению сети церковно-приходских школ и совместному обучению в них детей аборигенов и русских. На основе двуязычия возникло "камчатское наречие" русского языка. Оно, как и двуязычие, до последнего времени сохранялось у старшего поколения камчадалов. Интересно, что среди сказителей ительменских сказок, записанных на ительменском языке в советский период, половина по одной из родительских линий происходила из русских старожилов.

Ранняя поголовная христианизация оседлого аборигенного населения Камчатки, с одной стороны, усвоение камчадальского образа жизни и фольклора русскими колонистами — с другой, создали  в мировоззрении камчадалов комплекс двоеверия, где основы православного  вероучения и обрядности переплелись  с политеистическими традиционными  верованиями и промысловыми обрядами. В последнее десятилетие ХХ века в среде камчадалов наряду с возвращением интереса к православию происходит интенсивный процесс возрождения  древних языческих элементов  камчадальской культуры.

Информация о работе Кореные народы Камчатского полуострова