Кореные народы Камчатского полуострова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 19:01, доклад

Описание работы

Камчатский полуостров в наши дни заселен несколькими народностями, которые жили здесь и до прихода первых отрядов русских казаков-землепроходцев в XVII в. К этим народностям относятся: коряки, проживающие в северной и центральной частях полуострова; ительмены, населяющие юго-западную часть Камчатки (в пределах Тигильского района); эвены, которые расселены относительно компактными группами на территориях Быстринского, Пенжинского и Олюторского районов; алеуты, в большинстве проживающие на территории Алеутского района (остров Беринга); чукчи, проживающие на севере Камчатки, в Олюторском и Пенжинском районах и юкагиры, проживающие в Нижнеколымском (тундренные Юкагиры, или вадул) и Верхнеколымском (таёжные Юкагиры, или одул) районах Якутии (около 700 человек), а также Алаиховском и Анадырском районах Магаданской области.

Файлы: 1 файл

про жителей камчатки.docx

— 93.30 Кб (Скачать файл)

Браку предшествовали сватовство и сговор о калыме, размер которого (тори) в несколько раз превышал цену приданого. Жену могли брать из любого рода, кроме собственного, но предпочтение отдавали роду матери; встречались многоженство, помолвки малолетних. Свадебные церемонии (угощения, обмен подарками, жертвоприношения духам-покровителям) проходили в стойбищах невесты и жениха. Прибыв к чуму жениха, свадебный поезд трижды объезжал вокруг него, после чего невеста входила в чум, доставала свой котел и варила мясо. Приданое невесты вывешивали для обозрения вне чума.

Рождение  ребенка, воспитание и уход за ним сопровождали ритуалы и правила: запреты для беременной женщины, распределение обязанностей между членами семьи во время родов, "очищение" роженицы, наречение новорожденного и т. д. Характерно, что при рождении ребенка ему выделяли часть стада, которая вместе с приплодом считалась его собственностью, для девушки — приданым.

 

Обряд погребения.

 До XVIII–XIX веков умерших  хоронили на деревьях или столбах,  но с обращением в христианство  их стали предавать земле. Усопшего  одевали в лучшую одежду; мужчину  хоронили вместе с его ножом,  трубкой, кисетом и другими  вещами, женщину — с предметами  рукоделия и украшениями. С  покойником клали деревянную  фигурку ворона (кор). Погребение сопровождали жертвоприношением оленя, принадлежавшего умершему.

Место погребения посещали через год. Над могилой ставили  сруб с крестом, на котором часто  вырезали изображение птицы; у могилы складывали вещи покойного.

 

Другие  культовые обряды.

Бытовали промысловые  культы, культ медведя, очага, духов  — хозяев природы, шаманство. По случаю добычи медведя устраивали праздник, кости животного складывали в  анатомическом порядке на свайном  помосте. При болезни кого-либо из членов общины приносили в жертву оленя, мясо съедали сообща, шкуру  вывешивали на шесте. Обычай "кормления" огня существует до сих пор.

Обрядовые обычаи эвенов включают массовые общеплеменные ритуальные празднества, содержащие благопожелания и религиозные песни-пляски, личностные формы взаимодействия человека с миром духов на основе шаманства. Круговые песни-пляски (хэдьэ) сопровождаются песней запевалы, которому вторит хор.

Календарь. С принятием православия в середине XVIII века распространились христианская обрядность, православный календарь в виде деревянных досок-"святцев", дни на которых отмечали отверстиями. Каждые два месяца отделяли горизонтальными линиями, они изображали один из шести сезонов года. Православные праздники отмечали крестиками.

 

Деление года на месяцы определяли по частям тела, начиная с правой руки: начало года — сентябрь (ойчири унма — "поднимающаяся тыльная поверхность кисти руки"), октябрь (ойчири билэн — "поднимающееся запястье"), ноябрь (ойчири ечэн — "поднимающийся локоть"), декабрь (ойчири мир — "поднимающееся плечо") и т. д. Затем счет месяцев переходил на левую руку и шел по ней в нисходящем порядке: февраль (эври мир — "спускающееся плечо") и т. д. Январь (тугэни хэе) и июль (дюгани хэе) называли соответственно "макушка зимы" и "макушка лета".

 

Фольклор, музыкальные инструменты.

Фольклор включает сказки, бытовые рассказы, исторические легенды  и предания, богатырский эпос, песни, загадки, заклинания-благопожелания.

Сказки разделяются на волшебные, бытовые и сказки о  животных, типичными образами которых  были умный, хитрый соболь, добродушный, доверчивый медведь, простоватый, глупый волк, трусливый заяц, хитрая лиса. Сюжет  волшебных сказок строится вокруг борьбы со злыми духами. Бытовые сатирические сказки, в которых изображается реальный быт, направлены против ленивых, глупых и жадных, в них говорится о столкновениях между богатыми и бедными, даются благоразумные советы.

Исторические предания —  это рассказы о вражде между эвенскими  родами, о войнах с коряками, юкагирами  и др.

В эпосе, а он богат, преобладают  сюжеты, связанные с таинственным рождением богатыря, его испытаниями, сватовством, борьбой с врагами.

Песни пели любовные, лирические, бытовые, колыбельные, основанные на импровизации. Искусные певцы исполняли хвалебные  и бранные песни со специальными песенными словами, не употребляемыми в разговорной речи.

В музыке, связанной с  тунгусо-маньчжурскими музыкальными традициями, прослеживаются местные  вариации. Каждая из локальных традиций складывалась во взаимодействии с музыкой других народов: верхоянская — с музыкой верхоянских якутов; индигиро-колымская — с музыкой вадулов (алазейских и нижнеколымских юкагиров), колымских якутов, чукчей, русских старожилов; чукотско-камчатская — с музыкой ительменов, коряков, чукчей, чуванцев (анадырских юкагиров) и русских старожилов; охотская — с музыкой эвенков, ленских и охотских якутов; горно-материковая — с музыкой ленских якутов и верхнеколымских юкагиров.

Из истории экономического, социального развития. В 1930-е годы в результате коллективизации оленеводческих и рыболовецких хозяйств часть эвенов вместе с чукчами, юкагирами, якутами  перешла к оседлому образу жизни, развивая земледелие и животноводство. К 90-м годам были созданы товарищества, мелкие национальные предприятия, общины, многие из которых не выдержали рыночных отношений. В связи с экономическими трудностями и ухудшением экологической  обстановки резко сократилась рождаемость  людей, выросла смертность от различных  болезней.

 

Современная культурная жизнь.

В местах компактного проживания детям преподают родной язык, они  разучивают эвенские песни и танцы, занимаются вышиванием и плетением  бисером, шитьем изделий из меха.

На эвенском языке ведут  передачи телерадиокомпания "Геван" (город Якутск) и др. В газетах "Эвенчанка" (Северо-Эвенск, Магаданская область), "Крайний Север" (Чукотский автономный округ), "Айдит" (Камчатская область) и других изданиях печатают материалы на эвенском языке. Организованы национальные ансамбли, театральные кружки, библиотеки, открыты музеи.

Среди представителей творческой интеллигенции — эвены Н. Тарабукин, А. Черканов, А. Кривошапкин, В. Лебедев (1934–1982), Х. Дуткин, Д. Слепцов, А. Алексеев, В. Кейметинов и др.

 

В Республике Саха (Якутия), Корякском автономном округе и других местах приняты законы, способствующие сохранению и возрождению национального  уклада жизни, традиционных форм хозяйствования коренного населения. Защищают интересы коренных жителей различные общественные объединения и ассоциации коренных народов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Кореные народы Камчатского полуострова